Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы найти, рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка.
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребенок может продвигаться по пути к собственному совершенству, учиться мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т. е. одаренность.
Одно из направлений развития одаренности у детей, организация творческой работы, которая развивает логику, мышление, учит находить нестандартные способы решения тех или иных задач, точность движений, а если необходимо, то и сообразительность, находчивость, смекалку. И все эти качества необходимы на уроках математики, русского языка, химии, физики и вообще в жизни каждого человека.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и обучающемуся, и учителю.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом или художником. Но определенным потенциалом творческого развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Ведь, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов, художников, изобретателей.
В этом возрасте детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности приходит на 6-8 лет, а затем, если детям не помочь, они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри.
Обязательные условия для творчества
Условия для развития творческого мышления
Методы развития творческих способностей на уроках
технологии
Факторы, способствующие развитию ребенка
Принципы, направленные на проявление интереса обучающихся к творчеству
Все эти принципы можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства. Ведь детская фантазия не знает границ. А, используя различные технические материалы (лепка, аппликация, флористика, работа с природным материалом и т.д.), развивает изобретательность в стремлении к созиданию. Умение фантазировать и созидать – это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ребенок уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям все это пригодится ребенку.
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно владеть техникой и создавать прекрасное своими руками. Иначе обучающиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.
Педагогу важно, уже на первых занятиях в школе, обратить внимание на сохранение и приумножение интереса и любознательности у детей. Этого можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка и обязательно вера в его творческие возможности, и чтобы на уроках всегда присутствовал дух сотрудничества и доверия.
Львов М.Р. писал: «Важнейшее и величайшее искусство педагога – внушить ребенку, что он способен к творчеству».
А детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и обучающемуся, и учителю.
В каждой школе и в каждом классе есть те обучающиеся, которым с трудом даются точные науки, они никак не могут запомнить правило или правильно написать то или иное слово. У них пропадает интерес к учебе. Однако, чаще всего, эти дети проявляют активность на уроках технологии, рисования. Ведь на этих уроках им удается раскрыть свой талант, увидеть результаты своего труда и получить отличную отметку за свою работу. Именно на таких уроках обучающиеся учатся друг у друга, сами могут помочь и объяснить одноклассникам, как нужно делать, придумывают, фантазируют, даже объясняют друг другу и учителю, как сделать такую же поделку, как у них. Такое интерактивное общение, где доминирует активность обучающихся в процессе обучения, приносит свои плоды. А место учителя сводится к тому, чтобы направить деятельность обучающихся на достижение целей урока.
Как сделать уроки технологии, рисования для обучающихся значимыми, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мнение некоторых педагогов, что урок труда или изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?
Поэтому учитель должен:
Эти перечисленные условия и являются целями интерактивных методов обучения, используя которые, у педагога появится возможность в каждом ребенке увидеть, рассмотреть свою, неповторимую, не такую, как у всех индивидуальность. Уловить ту ниточку, за которую могут уцепиться учителя старших классов, чтобы потом умело руководить процессом по дальнейшему развитию высокомотивированных детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.