​Развитие творческих способностей учащихся начальных классов как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в преподавании технологии
Оценка 4.7
249 р.
249 р.

​Развитие творческих способностей учащихся начальных классов как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в преподавании технологии

Оценка 4.7
Практикум
труд
1 кл—4 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия ​Развитие творческих способностей учащихся начальных классов как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в преподавании технологии
Cвидетельство участника
249 р.
​Развитие творческих способностей учащихся начальных классов как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в преподавании технологии

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы найти, рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребенок может продвигаться по пути к собственному совершенству, учиться мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т. е. одаренность.

Одно из направлений развития одаренности у детей, организация творческой работы, которая развивает логику, мышление, учит находить нестандартные способы решения тех или иных задач, точность движений, а если необходимо, то и сообразительность, находчивость, смекалку. И все эти качества необходимы на уроках математики, русского языка, химии, физики и вообще в жизни каждого человека.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и обучающемуся, и учителю.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом или художником. Но определенным потенциалом творческого развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Ведь, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов, художников, изобретателей.

В этом возрасте детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности приходит на 6-8 лет, а затем, если детям не помочь, они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри.

Обязательные условия для творчества

  • Раннее начало (имеется в виду возраст ребенка).
  • Умная, доброжелательная помощь взрослого (подсказывать, направлять, но не выполнять работу за ребенка)
  • Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества (поддерживать, подбадривать).
  • Мотивация задания (что будешь делать, зачем, чему научишься).

Условия для развития творческого мышления

  • длительная подготовка;
  • эрудиция;
  • интеллектуальные способности;
  • повышенные требования к задаткам и чертам психики;
  • талант ученого;
  • тонкая наблюдательность;
  • любознательность;
  • воля;
  • большая работоспособность;
  • критический склад ума;
  • интуиция и подвижничество;
  • стремление к самообучению и самосовершенствованию.

Методы развития творческих способностей на уроках

технологии

  • Практические (академические, конструктивные, творческие).
  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Игровые.
  • Коллективные, когда обучающиеся работают в парах, группах, выполняя общую задачу.
  • Проблемного обучения, когда учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности.

Факторы, способствующие развитию ребенка

  • Интересы, личные качества, навыки, склонности обучающегося. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
  • Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает художественно-творческую задачу.
  • При выборе форм уроков нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно - выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках – сказках.
  • Как в игровых уроках, так и в традиционных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Принципы, направленные на проявление интереса обучающихся к творчеству

  • Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важно, чтобы на уроках звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы обучающихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает обучающемуся раскрыть себя.
  • Сюжет детской работы никогда не должен подвергаться критике,
    а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить.
  • Знакомство с различными, художественными материалами и техническими средствами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает.
  • Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в учебной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
  • Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. Работы детей являются украшением школы. Они никогда не остаются без зрительского внимания. И для каждого ребенка это очень полезно, т. к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Все эти принципы можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства. Ведь детская фантазия не знает границ. А, используя различные технические материалы (лепка, аппликация, флористика, работа с природным материалом и т.д.), развивает изобретательность в стремлении к созиданию. Умение фантазировать и созидать – это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ребенок уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям все это пригодится ребенку.

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно владеть техникой и создавать прекрасное своими руками. Иначе обучающиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.

Педагогу важно, уже на первых занятиях в школе, обратить внимание на сохранение и приумножение интереса и любознательности у детей. Этого можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка и обязательно вера в его творческие возможности, и чтобы на уроках всегда присутствовал дух сотрудничества и доверия.

Львов М.Р. писал: «Важнейшее и величайшее искусство педагога – внушить ребенку, что он способен к творчеству».

А детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и обучающемуся, и учителю.

В каждой школе и в каждом классе есть те обучающиеся, которым с трудом даются точные науки, они никак не могут запомнить правило или правильно написать то или иное слово. У них пропадает интерес к учебе. Однако, чаще всего, эти дети проявляют активность на уроках технологии, рисования. Ведь на этих уроках им удается раскрыть свой талант, увидеть результаты своего труда и получить отличную отметку за свою работу. Именно на таких уроках обучающиеся учатся друг у друга, сами могут помочь и объяснить одноклассникам, как нужно делать, придумывают, фантазируют, даже объясняют друг другу и учителю, как сделать такую же поделку, как у них. Такое интерактивное общение, где доминирует активность обучающихся в процессе обучения, приносит свои плоды. А место учителя сводится к тому, чтобы направить деятельность обучающихся на достижение целей урока.

Как сделать уроки технологии, рисования для обучающихся значимыми, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мнение некоторых педагогов, что урок труда или изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?

Поэтому учитель должен:

  • Создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися.
  • Преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать детей.
  • Обучающиеся должны понять, что усвоение знаний наиболее эффективно только через самостоятельные действия.
  • Каждое занятие – это установление связей с миром, с реальной жизнью.
  • Учитель должен предоставлять возможности для самостоятельного конструирования нового.

Эти перечисленные условия и являются целями интерактивных методов обучения, используя которые, у педагога появится возможность в каждом ребенке увидеть, рассмотреть свою, неповторимую, не такую, как у всех индивидуальность. Уловить ту ниточку, за которую могут уцепиться учителя старших классов, чтобы потом умело руководить процессом по дальнейшему развитию высокомотивированных детей.

Список литературы:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  2. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии /Н. Ю. Гришина // Одаренный ребенок. – 2005. – № 1. – С. 66–76.
  3. Коршакова, Ю. В. Система отбора и подготовки одаренных детей / Ю. В. Коршакова // Народная асвета. – 2003. – № 12. – С. 62–66.
  4. Литвиненко, С. В. Взгляд на детскую одаренность / С. В. Литвиненко // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С. 23.
  5. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.
  6. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. М.: Просвещение, 1990.
  7. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин. Просвещение, 1983
10.11.2018