Формирование ценностных ориентаций и убеждений у детей средствами народных и православных традиций
Оценка 4.9
249 р.
249 р.

Формирование ценностных ориентаций и убеждений у детей средствами народных и православных традиций

Оценка 4.9
Практикум
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование ценностных ориентаций и убеждений у детей средствами народных и православных традиций
Cвидетельство участника
249 р.
Формирование ценностных ориентаций и убеждений у детей средствами народных и православных традиций

Современным обществом осознается, что процесс формирования ценностных ориентаций и убеждений у детей невозможен без приобщения к духовному опыту поколений, духовно-нравственным ценностям, заложенным в его культурном наследии. В числе прочих, в основах законодательства Российской Федерации к культурным ценностям причисляются нравственно-эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции, обычаи и фольклор. Система ценностных ориентаций в образовательном учреждении должна иметь возможности для обращения к общечеловеческим и отечественным ценностям.

Формирование ценностных ориентаций личности ребенка возможно при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социальной деятельности:

  • учебной,
  • организационно-общественной,
  • трудовой, художественной,
  • спортивной и др.

При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимость проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности.

Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

При данной организации социальной деятельности педагогу необходимо учитывать, что:

  • Дети различных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение.
  • Значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл.
  • Обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов).
  • Осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для более общего, вплоть до масштабов района, города, общества.
  • Деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможность развития индивида как личности.

Психолого-педагогическая задача заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений. Детский коллектив, существующий в современном образовательном учреждении, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех дошкольников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Методы воспитательной деятельности

Методы, применяемые в воспитательной деятельности образовательного учреждения, реализовываются в виде форм:

  • Бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме».
  • Занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной».
  • Заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек.
  • Творческие работы - портреты мам или всей семьи из разных материалов.
  • Совместные мероприятия с детьми и родителями.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском - храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов.

Необходимо проводить народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, педагог объяснит, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» означает образ. Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге человек читает святые слова, а на иконе видит святые лица, которые просит о помощи и защите.

Формы работы по православному воспитанию:

  • Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви.
  • Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
  • Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица).
  • Тематические выставки детского творчества.
  • Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
  • Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией.
  • Экскурсии на природу (красота Божьего мира).
  • Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей.
  • Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию следует начинать с воспитания любви к матери посредством:

  • Бесед по выявлению сформированности знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов.
  • Чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества, помочь гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтобы добиться поставленной цели, ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.

Одной из ярких форм приобщения детей к культурному наследию может стать такая форма, как предпраздничные посиделки. На них дети узнают о культурных ценностях народных праздников. У них формируются навыки общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка - хозяйка горницы) вместе с детьми определяют, для чего они собрались.

Основная цель - это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям). В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других - делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих - бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности.

Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами. Посиделки состоят из трех частей. В первой - познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй - практическая деятельность детей и взрослых; в третьей - творческие игровые, музыкально-литературные занятия. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.

Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж - бабушка, дедушка, добрый молодец, девица-красавица. Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки. Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам - в этом заложен важный принцип народной педагогики. Педагоги устанавливают контакты с народными мастерами и приглашают их на посиделки и праздники.

Так в процессе духовно - нравственного воспитания дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путём, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Творчество - главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – можно представить их детям как исторические памятники, обратить внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры. Итак, богатство страны – ее народ, его духовный потенциал. Развиваясь духовно – эмоционально и интеллектуально, дети множат богатство России.

С целью вовлечения детей в деятельность по изучению народных традиций педагог может предложить детям:

  • Выяснить, какие песни поют люди разных поколений (пожилые, молодые, дети), записать их репертуар, указать, когда, где (в праздники, будние дни, дома, на «улице», на свадьбе) и какие песни поют.
  • Записать песни, частушки, сказки, легенды, пословицы, поговорки, сказы – причеты (желательно не только в тетради, но и на диктофон).
  • Узнать и записать предания о том, когда и как образовалось данное селение, как объясняют жители, происхождение названия населенного пункта.
  • Выяснить предания об окружающих селениях, горах, реках, озерах, старинных зданиях и т.п.
  • Разыскать сказочников, песенников, частушечников, узнать, каков их репертуар.
  • Записать их биографии, указав, у кого они учились мастерству песенника или сказочника, от кого услышали старинные песни и сказки, сфотографируйте их в процессе исполнения.
  • Записать историю фольклорного ансамбля, узнать его организаторов, указать лучших певцов, сделать фотографии.

Методика сбора материала о народных играх и танцах

Педагог может дать задание детям:

  • Запишите по наблюдению и расспросите местное население, в том числе и детей, часто ли они играют в те или иные игры, или исполняют танцы. В какое время года и где (в доме, школе, во дворе); кто обычно участвует в них; как давно они появились в данном городе или поселке, изменились ли они с течением времени и в чем именно (об этом могут рассказать старики и старушки).
  • Узнайте, какие предметы употребляются в игре (платок, которым «осаливают», мяч, палка и т.п., как называются персонажи игры «волк», «гуси – лебеди» и т.д.).
  • Запишите свои наблюдения и сфотографируйте отдельные моменты игры или танца, зафиксируйте также все слова, присловья, считалки, употребляющиеся в игре. Запишите мелодии танцев. Постарайтесь овладеть практически играми и танцами.

Собирая материал о танцах, современные и существовавшие повсеместно последние полвека не нужно, их можно только перечислить. Если же сохранился старинный народный танец, его надо описать, зафиксировать на фотографиях, а лучше – сделать видеозапись.

Загадки, как носители народной культуры

Загадки – «иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать» – входят в сокровищницу народного фольклора, наравне со сказками, поговорками, пословицами. Загадок много. Есть загадки – описания, загадки – вопросы, загадки – задачи.

Все они носят обучающий и развивающий характер. И, действительно, загадки – великолепный «школьный» материал – с ним начинаем знакомиться с самого рождения: в семье, в детском саду, в школе.

Развивая мышление, загадка как бы стремиться через свое «поэтическое окошечко» познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привычного схватывать только внешние его признаки. Загадки представляют собой свод знаний и мироведения. Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Загадка – это «как бы игра, развлечение, через нее мы по – другому видим окружающий мир.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, через живое общение сотрудников и родителей, в ходе которого обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, происходит осознание совместной роли семьи и образовательного учреждения в деле духовного воспитания детей.

Список литературы:

  1. Иллюстрированный православный календарь «История и культура Византийской империи». От пасхи до пасхи. 05.05.2013 – 20.04.2014. К 1700 летнему юбилею со дня издания Миланского эдикта. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
  2. Книга о церкви. М.: «Православный Паломник – М», 2004. – 384 с.: ил.
  3. Уварова И.П. Народный календарь. Рождество. Экспериментальное учебное пособие. М.: НПО «Школа» – Издательство «Открытый мир», 1996. – 96 с.
  4. Храмы. Монастыри / Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Каширина, Е. Дукельская. – М.: Аванта+, 2005. 184 с.: ил. – (самые красивые и знаменитые).
  5. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО, 1997. - 100 с.
  6. Осенины, Рождество, Масленица… Сценарии праздников – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель». 1999, 44 с.
  7. Семик и троица. Народные праздники. – Пермь: 1992. – 30 с.
  8. Святочные посиделки (из опыта работы Кадниковского районного Дома культуры). – Пермь: 1992. – 24 с.
  9. Бурьяк М. С праздником поздравили. М.: 1990. – 16 с.
16.11.2018