Современным обществом осознается, что процесс формирования ценностных ориентаций и убеждений у детей невозможен без приобщения к духовному опыту поколений, духовно-нравственным ценностям, заложенным в его культурном наследии. В числе прочих, в основах законодательства Российской Федерации к культурным ценностям причисляются нравственно-эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции, обычаи и фольклор. Система ценностных ориентаций в образовательном учреждении должна иметь возможности для обращения к общечеловеческим и отечественным ценностям.
Формирование ценностных ориентаций личности ребенка возможно при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социальной деятельности:
При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимость проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности.
Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.
При данной организации социальной деятельности педагогу необходимо учитывать, что:
Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможность развития индивида как личности.
Психолого-педагогическая задача заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений. Детский коллектив, существующий в современном образовательном учреждении, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех дошкольников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.
Методы воспитательной деятельности
Методы, применяемые в воспитательной деятельности образовательного учреждения, реализовываются в виде форм:
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.
Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском - храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов.
Необходимо проводить народные и православные праздники: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, педагог объяснит, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» означает образ. Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге человек читает святые слова, а на иконе видит святые лица, которые просит о помощи и защите.
Формы работы по православному воспитанию:
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию следует начинать с воспитания любви к матери посредством:
Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества, помочь гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтобы добиться поставленной цели, ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.
Одной из ярких форм приобщения детей к культурному наследию может стать такая форма, как предпраздничные посиделки. На них дети узнают о культурных ценностях народных праздников. У них формируются навыки общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка - хозяйка горницы) вместе с детьми определяют, для чего они собрались.
Основная цель - это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям). В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других - делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих - бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности.
Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами. Посиделки состоят из трех частей. В первой - познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй - практическая деятельность детей и взрослых; в третьей - творческие игровые, музыкально-литературные занятия. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж - бабушка, дедушка, добрый молодец, девица-красавица. Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки. Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам - в этом заложен важный принцип народной педагогики. Педагоги устанавливают контакты с народными мастерами и приглашают их на посиделки и праздники.
Так в процессе духовно - нравственного воспитания дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путём, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Творчество - главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – можно представить их детям как исторические памятники, обратить внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры. Итак, богатство страны – ее народ, его духовный потенциал. Развиваясь духовно – эмоционально и интеллектуально, дети множат богатство России.
С целью вовлечения детей в деятельность по изучению народных традиций педагог может предложить детям:
Методика сбора материала о народных играх и танцах
Педагог может дать задание детям:
Собирая материал о танцах, современные и существовавшие повсеместно последние полвека не нужно, их можно только перечислить. Если же сохранился старинный народный танец, его надо описать, зафиксировать на фотографиях, а лучше – сделать видеозапись.
Загадки, как носители народной культуры
Загадки – «иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать» – входят в сокровищницу народного фольклора, наравне со сказками, поговорками, пословицами. Загадок много. Есть загадки – описания, загадки – вопросы, загадки – задачи.
Все они носят обучающий и развивающий характер. И, действительно, загадки – великолепный «школьный» материал – с ним начинаем знакомиться с самого рождения: в семье, в детском саду, в школе.
Развивая мышление, загадка как бы стремиться через свое «поэтическое окошечко» познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привычного схватывать только внешние его признаки. Загадки представляют собой свод знаний и мироведения. Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Загадка – это «как бы игра, развлечение, через нее мы по – другому видим окружающий мир.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, через живое общение сотрудников и родителей, в ходе которого обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, происходит осознание совместной роли семьи и образовательного учреждения в деле духовного воспитания детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.