​Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося
Оценка 4.9
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

​Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося

Оценка 4.9
Практикум
дефектология
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 26.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия ​Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
​Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося

Безболезненная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общую систему образования, по мнению психологов, возможна только после переосмысления обществом своего отношения к данной категории детей, а также признания их прав на получение качественного образования. Данное право прописано и в Конституции РФ, и в Законе «Об образовании», однако на практике для обеспечения такой возможности требуется внесение значительных изменений в организацию процесса обучения, а также организация качественного психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся на протяжении всего срока их обучения.

Психолого-педагогические сопровождение может рассматриваться в нескольких основных аспектах:

- профессиональная деятельность педагога, который обладает должной компетенцией для оказания помощи и поддержки ребенку при его индивидуальном образовании;

- процесс, который включает в себя полноценную систему последовательных педагогических действий, направленную на оказание помощи обучающемуся при решении образовательных задач;

- полноценное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

- технология, которая включает в себя множество последовательных этапов деятельности психолого-педагогического состава по обеспечению обучающимися учебных достижений;

- система, которая демонстрирует взаимосвязь целевого, процессуального, результативного и содержательного элементов.

Психолого-педагогическое сопровождение ставит своей целью обеспечение двух процессов, согласованных между собой:

1) сопровождение развития ребенка и процесса его обучения, воспитания и коррекции различных отклонений. Коррекционные мероприятия включают в себя исправление/ослабление имеющихся нарушений, а развивающие направлены на то, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка и помочь ему достичь оптимального уровня развития.

2) комплексная технология, которая включает в себя различные методики поддержки ребенка при решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Особенность психолого-педагогического сопровождения заключается в том, что оно всегда является персонифицированным, то есть направлено на конкретного обучающегося, вне зависимости от того, проходит обучение в группе или индивидуально.

В качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности выступают следующие лица:

- психолог;

- социальный педагог;

- медицинские работники;

- классный руководитель;

- родители и другие ближайшие родственники обучающегося.

Объектом же является сам ребенок, который обладает уникальным опытом обучения и сотрудничества со взрослыми людьми и своими сверстниками, а также обладает особым характером личностного и индивидуального развития. В зависимости от особенностей ребенка и определяется содержание и формы психолого-педагогического сопровождения, которые применяются для обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые проходят обучение в образовательных учреждениях, состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное развитие таких обучающихся и успешно интегрировать их в социум.

Задачами же психолого-педагогического сопровождения являются:

- недопущение появлений проблем развития ребенка;

- оказание полноценной помощи ребенку при решении им актуальных проблем обучения, развития и социализации. К таковым проблемам, в частности, могут быть отнесены трудности с дальнейшим выбором своего профессионального развития, сложности в выстраивании контактов с педагогами, родителями, сверстниками, различные нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.;

- развитие психологической культуры не только обучающихся, но и родителей, и педагогов;

- психологическое обеспечение действующих образовательных программ.

Под службой сопровождения следует понимать объединение специалистов различного профиля, которые осуществляют сопровождение ребенка с ОВЗ в ходе получения им образования. В состав команды входят не только учителя и психологи, но учителя-дефектологи, социальные педагоги и даже представители родительского актива. В задачи данной группы входит и организация работы с родителями и другими педагогами в целях реализации единой развивающей программы, изучение мнений и ожиданий в отношении дальнейшего развития детей с ОВЗ, а также оказание помощи в создании гармоничных внутрисемейных отношений.

При помощи индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения также могут решаться следующие задачи:

- обеспечение профориентации ребенка с дальнейшим проведением профессиональной подготовки по выбранному направлению;

- оказание поддержки при решении трудностей, появляющихся в процессе обучения;

- нормализация отношений с окружающими, в первую очередь, сверстниками, учителями и родителями;

- коррекция различных нарушений психических процессов, при этом особое внимание уделяется коррекции эмоционального состояния ребенка и его мышлению.

В образовательном учреждении организационной структурой, которая занимается сопровождением ребенка с ОВЗ, является психолого-медико-педагогический консилиум. Его основной задачей является регулирование процесса сопровождения и обеспечение его комплексности.

Под процессом сопровождения понимается комплекс мероприятий, реализация которых позволяет субъекту сопровождения принимать решения и нести ответственность за их выполнение.

Метод сопровождения – это тот способ, который был выбран для практической реализации процесса сопровождения после досконального изучения сущности проблемы и возможных вариантах ее решения.

Для того чтобы обеспечить в образовательных учреждениях полноценное сопровождение детей с ОВЗ, необходимо наличие в штатном расписании ставки педагогических работников, в первую очередь, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Обязанностями учителя-логопеда в данном случае являются:

- проведение с обучающимися с ОВЗ индивидуальных и групповых занятий;

- постоянное и всестороннее изучение особенностей речи обучающихся;

- оказание консультативной и методической помощи учителям-предметникам по преодолению трудностей в общении с детьми с ОВЗ.

В задачи педагога-психолога входит:

- выявление особенностей интеллектуального развития детей с ОВЗ, изучение их личностных и поведенческих реакций;

- проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику отклонений межличностных отношений, формирование продуктивных методов мыслительной деятельности и нормализацию эмоционально-волевой сферы;

- оказание методической помощи учителям;

- повышение психолого-педагогической компетентности как педагогов, так и родителей.

Для того чтобы повысить качество коррекционной работы, требуется выполнение ряда условий, среди которых:

- формирование универсальных учебных действий на протяжении всего образовательного процесса;

- постоянное и систематическое развитие способности выявлять характерные и существенные признаки предметов, а также обучение их умению сопоставлять и сравнивать эти признаки;

- установление правильной взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным описанием и практическим действием;

- стимулирование активной речевой деятельности, при этом обязательно следует осуществлять контроль за данным видом деятельности ребенка;

- возможность прохождения материала в более медленном темпе, при этом при необходимости следует многократно возвращаться к уже пройденным темам;

- максимально возможное задействование сохранных анализаторов ребенка;

- активное применение упражнений, которые позволяют развивать внимание, память и восприятие;

- необходимость разделения деятельности на отдельные составляющие, элементы или операции, которые могли бы помочь ребенку осмыслить их во внутреннем отношении друг к другу;

- проведение групповых и индивидуальных занятий, которые по своему содержанию будут дополнять коррекционно-развивающую работу.

Психолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, также проводит постоянное изучение ребенка. В содержание такого исследования входят следующие пункты:

- Сбор данных о ребенке у его родителей и педагогов. Также психолог совместно с логопедом должны в течение первых чисел сентября изучить медицинские карты первоклассников в целях выявления групп риска. Далее осуществляется наблюдение за процессом адаптации детей, для чего применяются различные методы и анкеты:

- Изучение истории развития ребенка. Для этого психолог проводит беседы с родителями, предлагает им заполнить специальные анкеты, которые позволяют выявить различные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка. Это могут быть, например, родовые травмы, внутриутробные поражения, заболевания, перенесенные в первые месяцы и годы жизни. Также важное значение имеет и наследственность (наличие родственников с психическими заболеваниями), семья и среда, в которой живет и развивается ребенок. Для психолога значение имеют и принципы воспитания, которых придерживаются в семье ребенка (например, отсутствие внимания или, наоборот, гиперопека). Дополнительно может проводиться изучение ребенка по его различным работам (рисунки, поделки и т.д.).

- Проведение обследования ребенка по завершении адаптационного периода проводится в тех случаях, когда ребенок не справляется с программным материалом. Для этого психолог применяет следующие методики:

- Анализ материалов обследования. Этот этап предполагает проведение психологом тщательного анализа всех собранных сведений, который также позволяет выявить резервные возможности ребенка. При необходимости могут проводиться дополнительные обследования.

- Разработка рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка.

- Составление для каждого обучающегося индивидуальной карты психолого-медико-педагогического сопровождения.

- методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения»;

- анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»;

- анкета изучения социально-психологической адаптации обучающегося с ОВЗ к школе;

- анкета, позволяющая оценить психологический климат в детском коллективе и эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для более успешной дальнейшей работы психолога крайне важно получить факты жалоб, с которыми обращаются родители, дети и педагоги.

- просмотр письменных работ;

- «четвертый лишний»;

- моторные пробы;

- последовательные картинки;

- классификация;

- тест Тулуз-Пьерона;

- кратковременная зрительная и речевая память.

Также проводится беседа с целью определения у ребенка запаса представлений об окружающем мире и оценки уровня развития речи.

По завершению всех мероприятий составляется протокол первичного обследования ПМПК и заполняется дневник динамического наблюдения.

По итогам для каждого ребенка определяются ведущие направления. Для одних — это может стать ликвидация пробелов по какому-либо предмету, для других – формирование произвольной деятельности, а для третьих – организация занятий по развитию моторики и т.д.

Педагоги, которые постоянно работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, также на регулярной основе осуществляют их изучение. Основные цели – выявление индивидуальных образовательных особенностей, определение направлений, по которым лучше всего развиваться ребенку. В обязанности педагогов входит и фиксация динамики развития обучающихся, учет освоения образовательных программ. Совместно с педагогом-психологом учитель осуществляет заполнение карт сопровождения обучающихся.

Необходимо учитывать, что в качестве одного из ключевых элементов системы сопровождения выступают родители ребенка, которым в данном случае отводится роль носителя и транслятора микрокультурных ценностей (этических, религиозных и др.). При этом воздействие родителя носит больше регулирующий характер. Это связано с тем, что он в меньшей степени оказывает влияние на выбор ребенком конкретных целей и задач в его школьной жизнедеятельности. В этом случае главной задачей родителя становится закрытие тех путей, по которым не желательно развитие ребенка как с физической, так и правовой точки зрения, а также каких-либо семейных, национальных, религиозных или культурных традиций.

Данное обстоятельство диктует необходимость построения отдельной системы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, которая должна помогать родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи, а в некоторых случаях и пересмотреть систему отношений с ребенком.

В итоге специалисты сопровождения выполняют широкий круг задач, в который входит отслеживание эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, текущих и этапных результатов развития, динамики развития личностного роста. Они также отвечают за формирование навыков образовательной деятельности, различные показатели функционального состояния здоровья ребенка и освоение им общеобразовательных программ. Все результаты специалисты фиксируют в карте сопровождения обучающегося.

Как следствие, модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ характеризуется следующими основными принципами:

- комплексность. Ее проявление заключается в том, что родители, психологи и педагоги оказывают всестороннюю помощь ребенку, которая охватывает все сферы его деятельности, помогает отслеживать образовательные успехи и наладить нормальные межличностные связи;

- системность. Ее реализация осуществляется в ходе оказания психолого-педагогической помощи не только обучающимся, но и родителям, и педагогам;

- интегративность, то есть сочетание разнообразных методов, методик, подходов, психотерапевтических и дидактических приемов в работе с детьми с ОВЗ;

- приоритет особых потребностей ребенка. Предполагает выявление причин, по которым ребенок сталкивается с учебными затруднениями, осуществление учета его особых потребностей, которые затем используются в качестве обходных путей воздействий на ребенка;

- непрерывность. Суть заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего периода обучения ребенка.

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ должна эффективно функционировать в едином образовательном пространстве, которое, в свою очередь, должно способствовать реализации образовательных потребностей обучающегося.

Список литературы:

  1. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи /Г.А. Волкова. - С-Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с.
  2. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995. -№4.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  4. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.
  5. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.
  6. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. - 1973. - № 3.
  7. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.
  8. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
  9. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.
22.11.2018