Развитие аттенционных способностей у дошкольников средствами игрового творчества
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Развитие аттенционных способностей у дошкольников средствами игрового творчества

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Детсад
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 02.12.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Развитие аттенционных способностей у дошкольников средствами игрового творчества
Cвидетельство участника
249 р.
Развитие аттенционных способностей у дошкольников средствами игрового творчества

Психологически ресурсы, с помощью которых, человек достигает успеха в реализации своего личностного роста, относятся к инструментальным способностям. Инструментальные способности делятся на две группы: общие и специальные. К специальным относят эмоциональные, волевые, способности памяти, способности к воображению и аттенционные способности. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно.

Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний. Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: «Что это такое?», который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. «Обыкновенные чудеса» поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

По уровню волевой регуляции различают три вида внимания:

- непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на внезапный громкий звук или на огонёк от спички в темноте;

- произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;

- послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У детей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5-летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

- сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;

- моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;

- интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.

Свойства внимания

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным. Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

- концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;

- интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;

- переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;

- устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания. Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным. По данным психологов, на протяжении, например, старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Одним их эффективных средств развития внимания являются дидактические игры. Во-первых, игра – один из видов деятельности, хорошо освоенных детьми в дошкольном возрасте. Следовательно, на нее можно опереться, как на «фундамент». Во-вторых, игра всегда содержит эмоциональное начало. Именно эмоции активизируют познавательную сферу ребенка. В-третьих, игра всегда несет в себе элементы занимательности, интереса, радости. Эти ее качества позволяют воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, а значит, и повышать ее результативность и мотивацию.

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление задач по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Объяснение. Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, прохождение лабиринта или поиск отличий на двух картинках), объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий). Например, игра «Найди и обведи» (старшая либо подготовительная группы).
Необходимо подготовить листы с 5–6 строчками букв. Перед детьми ставится задача: выбрать и обвести в кружок все буквы «о» и «а». Количество искомых букв может быть увеличено по мере изучения материала, а для придания упражнению игрового характера, задание можно сделать соревновательным — кто быстрее найдёт все нужные буквы.

Беседа. Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию сказки), то есть разговор познавательного характера.

Рассказ. Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы, в частности, приём психогимнастики — общение детей без использования слов с опорой на язык тела. Упражнение «Рисунок по рассказу» предполагает, что во время того, как педагог рассказывает историю с яркими образами, дети по ходу повествования зарисовывают. Воспитатель выбирает произведения с богатыми описаниями природы.

Рифмовка. Этот приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами. Использование рифмовок такого вида рекомендуется проводить с детьми старшей группы. Например, задачи-стихотворения:

У стены стоят кадушки.

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек,

Сколько было в них лягушек? (пять)

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Картинки являются средством для упражнений, формирующих зрительное внимание (лабиринты, задания на поиск отличий), а также сопровождают выполнение других упражнений, например, сосчитать глазами, без помощи пальцев или карандаша, сколько на рисунке бабочек или голубей.

Игрушки используются в качестве персонажей занятия, мотивирующих ребят на работу путём включения в сюжет (например, помочь Буратино решить задачи-стихотворения, которые ему дала Мальвина).

Демонстрация. Педагог показывает порядок выполнения действий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой задаче. Например, упражнение на развитие способности рационализировать внимание «Повтори за мной»: малыши считают в обратном порядке и показывают движения, демонстрируемые воспитателем (приседают, поднимают руки вверх, качают головой и т. д.).

Показ. Для занятий на внимательность этот приём представляет собой удобную форму организации картинок.

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи. Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

- аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);

- поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

- дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;

- подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;

- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Дидактические игры. Игра «Кто быстрее соберёт»: малышам по очереди завязываются глаза и предлагается выбрать в указанном порядке геометрические фигурки из дерева, лежащие на столе. Начинать лучше с 3 фигур (круг, квадрат, треугольник), постепенно увеличивая их количество до 5 (овал, ромб).

Подвижные игры.«Самый внимательный». Педагог называет слова, а дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибся, выбывает.

Театрализованные игры. «Найди фото» (старшая группа) Педагог рассказывает историю о том, как клоуны цирка сфотографировались, но когда пришли за фотографиями, выяснилось, что карточки перепутались. Малыши смотрят на карточки с разными выражениями лиц клоунов, расположенных на фланелеграфе, и по очереди подбирают подходящий силуэт к картинке, которую держат в руках. Педагог просит описать настроение на картинке, предлагает придумать клоуну подходящее прозвище (Ворчун, Плакса и т. п.), а также придумать, куда смотрит персонаж и что он видит.

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи. Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры. Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое).

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы». Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след.

Игра «Хлоп» («Топ»).

Цель: развивать внимание.

Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Игра «Будь внимателен!».

Цель: развивать внимание, навык самоконтроля.

Описание: ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру).

Игра «Волшебное слово».

Цели: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.

Описание: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» - ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.

Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель: развивать внимание, память, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

Игра «Слушай хлопки!»

Цель игры. Развивать активное внимание.

Описание. Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют

Игра «Запомни движения»

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Описание. Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Игра «Запомни порядок!»

Цель игры. Развивать наблюдательность.

Описание. 4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттеционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление) в рамках одного задания. Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика.

Игра «Зеваки».

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Описание. Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

Игра «Запретный номер».

Описание. Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. д.

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Развивая внимание ребенка, воспитатель влияет на развитие личности своих воспитанников. Внимание ускоряет мыслительные процессы и облегчает вхождение в работу, повышает качество умственной деятельности, обеспечивает быстроту, правильность, прочность и длительность запоминания, определяет скорость и точность в формировании навыков, влияет на течение мыслей и их концентрацию на решении какой-либо жизненной задачи. Внимание тесно связано с волей, так как для того, чтобы быть внимательным, ребенку надо сосредоточиться, следовать цели, быть самостоятельным, а все это требует напряжения воли. Сильная воля делает человека целеустремленным, собранным и независимым.

Список литературы:

  1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34
  2. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. - С. 184-219.
  3. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001.
  4. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая.- М., 1974.
  5. Годовикова, Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию [Текст] / Д. Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. - С.301-331
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.: Минск, 1997.- 351с.
  7. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964.
  8. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.
  9. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под pед. Г. А. Уpунтаевой. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
  10. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224с
  11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов [Текст] / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007
04.12.2018