Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей
Оценка 4.9


Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей

Оценка 4.9
Практикум
воспитательная работа +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 17.01.2021 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей
Cвидетельство участника
249


Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:

- выбор темы собрания и формы его проведения;

- определение целей родительского собрания;

- изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

- определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников;

- приглашение родителей и других участников собрания;

- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов подготовительной работы.

Выбор темы собрания и формы его проведения

Выбранная для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых образовательных учреждениях составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается учителем в качестве методической подсказки. Вот один из них.

Пятый класс:

- «Давайте познакомимся», обычно проходит в традиционной форме с элементами тренинга, целесообразно привлечь к участию психолога;

- «Адаптация обучающихся к новым условиям обучения», может быть проведено в форме консилиума, сюда приглашаются психолог, валеолог, учителя-предметники;

- «Роль книги в жизни школьника» успешно пройдет в форме дискуссии. В этом собрании примет участие библиотекарь;

- «Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого обучающегося» приглашается заместитель директора по воспитательной работе. Собрание может проходить в форме деловой игры.

В шестом классе определять тематику родительских собраний будут возрастные особенности детей:

- «Этот трудный подростковый возраст» в форме психолого-педагогического всеобуча;

- «Общение родителей с детьми-подростками», в форме продуктивной игры;

- «Поощрение и наказание в воспитании детей», в форме дискуссия;

- «Здоровый образ жизни -основа успешной жизнедеятельности», традиционное собрание.

Седьмой класс:

- «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности», традиционное собрание, на которое желательно пригласить и мам, и пап обучающихся;

- «Свободное время подростка - актуальная тема», к участию в таком собрании целесообразно привлечь педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, учителя физической культуры. Совместно с обучающимися можно подготовить творческий отчет, рассказывающий о внеурочной занятости школьников, об их увлечениях;

- «Контакты и конфликты» в форме психолого-педагогического всеобуча. В таком собрании активное участие должен принять психолог;

- «Воспитание ненасилием в семье» в форме дискуссии требует совместной деятельности классного руководителя, психолога, социального педагога.

Восьмой класс:

- «Нравственные ценности семьи», традиционное собрание, на которое приглашаются представители администрации образовательного учреждения, например, заместитель по воспитательной работе;

- «Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности», психолого-педагогический всеобуч;

- «Подросток и закон» в форме круглого стола, в качестве приглашенных участников собрания - инспектор ПППН и социальный педагог;

Девятый класс:

- «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся»;

- «В семье растет сын», конференция отцов;

- «В семье растет дочь», конференция мам;

- «Экзамены: как избежать стресса?», в форме открытого диалога с участием психолога, администрации образовательного учреждения, учителей-предметников.

Десятый класс:

- «Способности человека и их развитие» практикум с участием психолога;

- «Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника», психолого-педагогический всеобуч;

- «Особенности общенияс детьми-старшеклассниками» практикум;

- «Красота спасет мир», круглый стол, на который целесообразно пригласить работников культуры и искусства вашего региона.

Одиннадцатый класс:

- «Готовность к личностному самоопределению», психолого-педагогический всеобуч с участием психолога;

- «В мире профессий», круглый стол с участием выпускников прошлых лет, представителей службы занятости;

- «Организация учебного труда выпускника», традиционное собрание;

- «Поговорим о смысле жизни», дискуссия с участием психолога.

В составленный перечень тем собраний на несколько лет, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает педагогу системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.

Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.

В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;

- подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей за полугодие или учебный год.

Изучение научно-методической литературы

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классного руководителя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собраний могут дать школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместители директора по учебной и воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Проведение микроисследования

Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.

Определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников

В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

- организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

- собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

- тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данного класса;

- собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

- собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

- итоговые, имеющие целью показать образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания, которые позволят разнообразить организацию практической деятельности родителей на собрании.

Приглашение родителей и других участников собрания

Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются обучающимися в дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания: «Уважаемые Иван Иванович и Мария Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 27 марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Мария Ивановна и члены родительского комитета».

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания. В нем могут принимать участие представители администрации образовательного учреждения, учителя-предметники, библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.

Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям

Решение - это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует заранее позаботиться. В классной комнате размещаются выставки творческих работ обучающихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. Если есть возможность использовать компьютерную технику, то готовится мультимедийная презентация. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.

Родительское собрание можно условно разделить на три части - вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. При входе в классную комнату педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ обучающихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывает и ведет, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения обучающихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ информации, полученной на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.

Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой, происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  3. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс “Индиго”. – 2010.
  4. Работа классного руководителя с родителями (Пособие для студентов пед. институтов) / Р. М. Капралова; Рязан. гос. пед. ин-т. - Рязань: РГПИ, 1976.
  5. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001
  6. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002