Межпредметные связи на уроках технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса
Оценка 4.9


Межпредметные связи на уроках технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса

Оценка 4.9
Практикум
технология
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Межпредметные связи на уроках технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса
Cвидетельство участника
249


Межпредметные связи на уроках технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса

Современные условия жизни требуют от человека владения значительным объемом информации с возможностью быстро ориентироваться в информационном пространстве и оперативно принимать решения. И для того чтобы быть успешным, уже не требуется знать определенную сумму фактов, так как одним из основных умений является способность самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительно изменяющемся потоке информации.

Для этого школьники должны активно развивать творческое мышление, и здесь на первый план выходит проблемно-поисковый метод, в котором основную роль играют комплексные межпредметные связи. Под межпредметными связями понимается система работы педагога и обучающегося, при которой для более прочного усвоения материала используется содержание смежных дисциплин.

Исходя из последовательности изучения материала, выделяют следующие виды межпредметных связей:

- Предшествующие (предварительные) межпредметные связи. Они проявляются в тех случаях, когда предмет, с которым планируется увязать материал, будет изучен несколько позже. Это означает, что при изучении двух предметов один из них выступает в качестве основы для усвоения другого.

- Параллельные связи возникают между предметами, которые изучаются одновременно. При одновременном рассмотрении близких понятий на уроках различных дисциплин целесообразно пользоваться схожей методикой, что позволит ребенку быстрее усвоить оба предмета.

- Последующие связи. Они возникают в случаях, когда при изучении нового материала требуется опереться на сведения, полученные ранее.

Изучение практически каждой дисциплины основывается на том, что обучающиеся осваивают новый материал, опираясь на предыдущие изученные темы и разделы. В этой связи постоянно возникают межпредметные связи, так как учителю требуется знать, какой объем знаний обучающийся освоил по смежным дисциплинам и какие навыки он приобрел.

Для более успешного обучения педагог может отражать межпредметные связи в своем календарно-тематическом плане, а также учитывать их в конспекте урока. Данная методика предполагает изучение программ других предметов, с которыми он будет увязывать свой предмет. При этом необходимо согласовывать содержание материала и последовательность его изложения с другими учителями, не допуская дублирования.

Учителю можно порекомендовать изучить следующие темы и вопросы по отдельным предметам:

1) Физика:

- 5-8 классы. Техника безопасности при работе с электричеством;

- 5-7 классы. Работа с электронагревательными приборами.

- 8-й класс. Что такое короткое замыкание, действие тока на человека, мощность электротока, температура кипения воды в зависимости от добавленных примесей.

2) Химия:

- 5-7 классы. Что такое витамины, жиры, углеводы, белки;

- 5-8 классы. Химическая промышленность и химические технологии. Обеспечение защиты окружающей среды, проведение химической мелиорации почв, негативное воздействие пестицидов на растения, химизация животноводства. Энергия, вода, сырье. Химия и повседневная жизнь человека;

- 8-й класс. Превращение веществ.

3) Биология:

- 5-й класс. Гигиена питания, энергетический обмен, витамины. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Витамины.

- 5-7 классы. Оказание влияния человека на животных, охрана окружающего мира. Птицы и рыбы, внешнее и внутреннее строение, значение и применение.

Учитель также может прибегнуть к созданию ситуационных задач, которые потребовали бы комплексного применения знаний по различным предметам. Отличным решением будет, если удается использовать одинаковые наглядные пособия. При составлении логических графиков, способных отразить последовательность изучения тем внутри предметов, что позволяет подобрать более подходящий материал для изучения.

При повторении материала надо придерживаться подхода, который предполагает не простое повторение изученного материала, а рассмотрение его на более высоком уровне. Это означает, что в него следует включать какое-то новое знание, одновременно материал должен быть подвергнут глубокому анализу, систематизации и обобщению.

Желательно, чтобы педагог, перед тем как дать новый материал, который частично уже изучался по смежной дисциплине, предоставил детям возможность повторить тему. На уроке же перед изложением нового материала проводится беседа с обучающимися по теме урока с целью выяснения уровней их знаний. Это также позволит оценить, насколько они готовы воспринимать знания с другой позиции.

Раздел «Кулинария»

В качестве примера поиска и организации междпредметных связей можно рассмотреть раздел «Кулинария». При тщательном анализе можно выявить наличие связей с изобразительным искусством, русским языком, литературой, историей, математикой, эстетикой, биологией, химией и географией.

В частности, знание обучающимися основных законов химии и физики можно использовать при рассмотрении таких вопросов: какую посуду можно использовать для приготовления определенных блюд и какую нельзя. Так, при изучении темы «Блюда из мяса» обучающиеся должны знать, что мариновка мяса допускается в стеклянной или фарфоровой посуде, так как если использовать металлические емкости, от воздействия уксусной или лимонной кислоты, они окисляться.

Из курса химии востребованы будут знания о том, что при нагревании в большом количестве воды при кипении жир эмульгирует, после чего разлагается на жирные кислоты и глицерин, в результате чего бульон становится более мутным и приобретает салистый вкус. Из этого можно сделать вывод о том, что при приготовлении супа бульон следует варить при медленном кипении, а появляющийся жир удалять с поверхности бульона.

Также нельзя варить овощи в металлической посуде, ведь при соприкосновении с металлом происходит разрушение витаминов, в первую очередь витамина С. Не допускается и заваривание чая в металлических чайниках, так как при этом существенно изменяется его вкус и цвет.

Раздел «Кулинария» легко связать и с биологией. В данном предмете значительное внимание уделяется ботанике, где школьники изучают овощи. Например, зная тему «Дрожжи», ученики смогут легко понять виды брожения и как происходит процесс превращения углеводов под воздействием микроорганизмов.

Кулинария неразрывно связана с эстетикой, так как все блюда обычно подаются красиво оформленные. В этой связи гарнир подбирается по цвету к рыбным и мясным блюдам.

С русским языком организовать связь также просто, ведь обучающиеся должны знать, как правильно пишутся названия блюд, различные кухонные предметы и где в словах ставится ударение.

Многие названия блюд включают в себя географические элементы. Например, существует московский и украинский борщ, уха ростовская, солянка донская и т.д.

Можно проследить и связь с литературой. Например, в одном из стихотворений А.С. Пушкина есть такие строки:

«На досуге отобедай у Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай и отправься налегке».

В данном случае можно провести дополнительный поиск и узнать, почему же «пожарские» котлеты были так популярны.

Существует и множество крылатых выражений, которые связаны с едой: «Ешь пирог с грибами, да язык держи за зубами», «Щи да каша – пища наша».

К тому же многие названия блюд имеют интересную историю происхождения. Так, «пельмени» происходят от удмуртского «пель», что значит ушко, и «нянь», что переводится как хлеб. Соответственно, пельмени – это ушки из теста. Обучающимся будет интересно узнать различные легенды и истории о появлении тех или иных продуктов, блюд, десертов.

Для решения межпредметных связей учителя часто используют метод разбора ситуаций, который одновременно способствует активизации школьников на уроке. Благодаря разбору удается обогатить теоретические знания обучающихся и в дальнейшем применять их на практике.

Для примера можно привести следующую ситуацию. Требуется приготовить 10 порций пельменей, однако при варке они слиплись. Обучающимся необходимо объяснить, почему это произошло и что надо сделать для разрешения ситуации. При разборе ситуации педагог может дополнительно рассказать об истории названия, технологии приготовления блюда, рассмотреть особенности правописания, варианты оформления подачи блюда.

При решении проблемы также потребуется знание законов физики и химии. Так, одним из вариантов разрешения проблемы является заморозка пельменей, а потом погружение их в кипящую воду при постоянном помешивании (работают законы физики). После варки пельмени заправляют маслом, поэтому здесь уже вопросы касаются химии.

Раздел «Материаловедение»

Для рассмотрения межпредметных связей отлично подходит и раздел «Материаловедение», который занимается изучением вопросов о происхождении отдельных материалов и орудий труда. Например, школьники могут получить сведения о том, как раньше изготавливали ткань и как они появились (связь с историей).

При изучении химических волокон прослеживается связь с химией, при изучении названий обеспечивается связь с русским языком. Если же разобрать примеры из художественной литературы (в каком произведении встречалось какое-либо название ткани), то уже достигается связь с литературой.

Связь с физикой проявляется при рассмотрении вопросов о свойствах ткани: прочность, износостойкость, упругость, сминаемость, показатели впитывания влаги и т.д.

Раздел «Машиноведение»

Здесь очевидна связь с физикой, так как именно раздел «Механика» посвящен изучению отдельных узлов и принципам их функционирования.

Разумеется, обучающиеся должны правильно писать и произносить названия деталей (связь с русским языком). Связь с химией обеспечивается за счет изучения свойств смазки, которая позволяет обеспечить защиту от ржавчины, уменьшить трение деталей и т.д.

Раздел «Изготовление швейных изделий»

Изучение этого раздела обычно начинается с рассмотрения видов одежды, что позволяет организовать связь с литературой и историей. Повышенный интерес у детей обычно возникает, если при изучении определенного вида одежды обеспечивается наглядная его демонстрация (фотография, рисунок, картина или демонстрация настоящего образца).

За счет тренировки написания названий изделий обеспечивается связь с русским языком.

Данный раздел наиболее тесно связан с эстетикой, так как от обучающихся требуются знания в области цветоведения и особенностей сочетания одних цветов с другими.

При раскрое тканей повторяются свойства тканей, то есть обеспечивается связь с химией и физикой.

Раздел «Декоративно-прикладное творчество»

При построении чертежа, расчета петель, снятия мерок явно прослеживается связь с математикой. Во время вязания надо учитывать свойства ниток, а это уже знания из химии, физики, биологии.

Если у обучающихся есть возможность работать на пришкольном участке, то здесь педагогу предоставляется практически неограниченное поле для деятельности:

- связь с биологией организуется при посадке растений;

- связь с математикой и эстетикой проявляется во время расчета расстояния между лунками и глубиной посадки определенного вида семян;

- знания из географии можно использовать при рассмотрении особенностей климата для определенного вида растений;

- подкормка растений – связь с химией;

- связь с литературой можно обеспечить при рассмотрении произведений, где упоминаются какие-либо растения;

- история происхождения названий – очевидна связь с историей.

Межпредметные связи отлично проявляются и во время экскурсий. Например, при изучении темы «Заправочные супы» можно отправиться на экскурсию в школьную столовую, где школьники одновременно смогут познакомиться с технологией приготовлению блюда и узнать порядок работы на тепловом оборудовании.

При использовании индивидуального подхода к обучающемуся надо аналогичным образом подходить и к межпредметным связям, то есть при изучении определенного предмета опираться на те предметы, которые интересны школьнику.

Изучение предметов в совокупности позволяет обеспечить лучшую подготовленность школьников к практической деятельности и более осознанному выбору профессии, так как межпредметные связи помогают выявить склонности ребенка. Однако для обеспечения такого эффекта требуется глубоко проработать межпредметные связи и при этом учитывать, что они носят всеобщий характер. В этой связи при рассмотрении сущности, видов, классификации межпредметных связей за основу необходимо брать интересы самого обучаемого и учитывать его уровень подготовки.

Выделяют следующие основные типы межпредметных связей:

- организационные умения – способность обучающихся организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, наличие привычки к самостоятельности и самоконтролю в работе, обучение аккуратности в работе, организация домашней работы;

- умение работать с книгой – выбор нужного источника для поиска интересующей информации, конспектирование прочитанного, составление тезисов.

- средства обучения, то есть применение одинаковых наглядных пособий по различным предметам, использование технических средств обучения, согласование с другими учителями методики применения наглядных пособий и других средств обучения;

- используемые методические приемы, организация самостоятельной работы обучающихся, выполнение практических работ;

- единство педагогических требований – применение согласованных методик и одинаковая организация контроля и оценки знаний, навыков и умений обучающихся, а также согласование объема и содержания домашних заданий, методик инструктирования школьников по их выполнению.

Применение межпредметных связей при преподавании школьных дисциплин позволяет существенно обогатить образовательный процесс и придать ему большую целенаправленность. Благодаря межпредметным связям удается активизировать процесс обучения, придать ему профессиональную направленность, повысить интерес к обучению и лучше подготовить школьников к усвоению нового материала и тем самым повысить эффективность всего образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
  2. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. - М., 1983.
  3. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - С. 56 - 61.
  4. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.
  5. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с.
  6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. - Л., 1984.
  7. Межпредметные связи в учебно - познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. - Тула, 1983.
  8. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М., 1972.
04.01.2019