Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе как необходимое условие формирования положительного отношения к школе
Оценка 4.9


Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе как необходимое условие формирования положительного отношения к школе

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе как необходимое условие формирования положительного отношения к школе
Cвидетельство участника
249


Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе как необходимое условие формирования положительного отношения к школе

В целостном процессе становления и развития личности ведущая роль принадлежит школе, так как она является основным социальным институтом, в котором подготовка подрастающего поколения к жизни осуществляется на профессиональной основе целенаправленно и специально подготовленными для этого людьми. Сегодня образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание и обучение человек осваивает конкретные правила, нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: воспитывая, мы образовываем и образовывая воспитываем. Воспитание и обучение – это виды духовного развития человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действия в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, человек адаптируется к конкретной обстановке.

Современная школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических, политических и культурных отношений. Динамика этих отношений актуализирует потребность в новой концепции воспитания подрастающего поколения, способного к духовно-нравственному осмыслению изменяющегося мира.Это предопределяет поиск иного содержания процесса воспитания, иных воспитательных средств, форм и методов, которые способны обеспечить личностные результаты школьников.

Закон «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу. Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.

Воспитанием достигается подготовка людей к жизни в социуме, в системе социальных отношений, вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активный участник образовательного процесса наряду с активным ребенком. В связи с этим становятся главными те задачи, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:

- принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и возрастные особенности учащихся, использование учителем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

- принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков ученика, но и психофизиологическими возможностями и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

- принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;

- принцип ненасилия предполагает терпимость учителя к ученику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете учителем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности учащихся;

- принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом учащихся, их реальной жизнедеятельностью;

- принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность и индивидуальность ученика. Именно уровень индивидуального развития ученика в конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога.

Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.

Ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс

Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей учителя и ученика, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность ученика по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ученик начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания и совершенствовать в себе самовоспитание.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.

Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ученика стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ученик, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

Обучение личности – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Обучение личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Под обучением личности следует понимать широкое взаимодействие между учителем и учеником. Это процесс стимулирования и управления активностью ученика, в результате чего происходит освоение человеческого опыта и ребенок является активным субъектом педагогического процесса.

Рассмотрим сущность субъектного подхода в целостном педагогическом процессе:

1) умение педагога так организовать свою профессиональную деятельность, чтобы ученик участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем и был активным субъектом обучения и воспитания;

2) педагог должен знать и принимать права ребенка на защиту здоровья, индивидуальности, на помощь в обучении, на личностное развитие;

3) деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся, что требует от педагога понимания самоценности личности каждого ученика.

Как субъект образовательного процесса ребенок является носителем определенных интересов, способностей и индивидуальных свойств личности, которые выделяют его среди группы сверстников.

Ученые выделяют несколько типов учащихся:

- одаренные - легко схватывают информацию, находчивы, опережают ровесников по общему развитию;

- эрудиты - учащиеся, имеющие хорошую память, высокую информированность;

- умельцы - учащиеся, которые проявляют незаурядные способности в определенной сфере практической деятельности, стремятся к реализации своих возможностей, настойчивы;

- активисты-общественники - проявляют интерес к общественной деятельности, проявляют инициативу, стремятся к выражению личного мнения;

- трудные - учащиеся, имеющие заниженную самооценку, низкую успеваемость, нереализованные ожидания.

По отношению к ребенку как субъекту целостного педагогического процесса педагог должен выступать в различных позициях: слушателя, оратора, старшего товарища, консультанта, тьютора и т.д.

Личностные качества педагога и их влияние на формирование личности ученика играют ведущую роль в образовательном процессе.В.А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогами которые обеспечивают формирование личности ученика.

1) Профессионализм. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека.

2) Эмпатия. Проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий педагог должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным.

3) Педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия.

4) Педагогическая зоркость. Проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.

5) Оптимизм. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.

6) Культура профессионального общения. Проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.

7) Педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.

Позицию учащегося в целостном педагогическом процессе наиболее полно характеризуют принципы личностно ориентированного обучения. К ним относятся:

Признание уникальности и индивидуальной самооценки каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную программу образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.

Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальности самооценки любого другого человека. Система образовательных координат должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика.

Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность является универсальной компетенцией личности, а толерантность - одной из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, который умеет понять точку зрения и мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначение. Умение взаимодействовать относится не только к отдельно взятой личности, но и к группе, коллективу. Взаимодействие с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ребенка, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом.

Личностная и коллективно создаваемая образовательная продукция учащегося сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с достижениями человечествапроисходит после проявления его собственного понимания сути изучаемых вещей. Взаимодействие учащегося с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.

Получаемые учащимся образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формируемым целям учащегося, которые соотносятся с общеобразовательными целями.Т.е. результативность обучения характеризуется личностными приращениями ученика, лишь потом сопоставляется с образовательными требованиями и стандартами.

Педагог не должен навязывать учащимся нормы поведения и деятельности, они должны быть выращены в процессе совместной деятельности.Особая функция педагога в плане формирования личности состоит в том, что он в ходе образовательного процесса закладывает базовые основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой. Механизмы личностного развития существенно меняются в современном мире. В итоге формируется личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.

Формированию положительного отношения ребенка к учению способствует соблюдение в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий:

- индивидуальный подход в зависимости от познавательных особенностей учащихся: индивидуализация обучения, которая позволит каждому ребенку освоить определенный стандарт программного материала в комфортном для него темпе и на достаточном для него уровне;

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы: влияние классного коллектива определяется характером отношений, которые складываются между одноклассниками и обусловлены содержанием и способами организации деятельности учащихся, характером их общения;

- поддержка интересов учащегося, его стремления работать самостоятельно или в группе. Для реализации данного условия необходимо создавать условия для осознанного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; организовывать групповую деятельность, обеспечивая в ней субъектную позицию каждому ребенку; владеть демократическими методами выработки решений; создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, доверительного общения и открытости; реализовывать в поведении различные педагогические позиции (опекуна, защитника, друга, консультанта и др.);

- содействие развитию потенциальных возможностей учащихся: наблюдения за ребенком не только в процессе обучения, но и свободного взаимодействия с окружающей средой, позволят педагогу определить особенности развитияпознавательной сферы и направить педагогические усилия на развитие его сильных сторон.

Рассматривая ребенка как субъекта образования, следует стремиться строить образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций:

- усиление индивидуализации учения, обогащение и оптимизация средств целостного педагогического процесса с целью развития личности ребенка, его уникальности;

- согласование в образовательном процессе индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры, превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию;

- учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками окружающего мира происходит обеспечение широкого круга ихучебных позиций и ролей.

Назовем позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу.

- учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу);

- мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности);

- исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия);

- историк, математик, химик, биолог, филолог (с позиции проявления интереса к различным областям знаний);

- журналист, менеджер, ученый, актер и др. ( с точки зрения профессиональной ориентации).

Позицию учащегося в образовательном процессе следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, которые создают определённый тип отношения к учению, окружающим и самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. М.: Высшая школа, 1980.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1977.
  3. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? - М.: Педагогика. - 2001.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение. 2001.
  5. Запрудский Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя. Минск : Сэр-Вит, 2014.
  6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М., 2001.
  7. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2011.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М. ВЛАДОС. 2010.
  10. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  11. Подласый И.П. Педагогика. - М. ВЛАДОС. - 2010. - 346с.
  12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1974.
  13. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального . Советская педагогика. – 1984.
28.01.2019