Блог класса как развивающая образовательная среда
Оценка 5
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Блог класса как развивающая образовательная среда

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 16.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Блог класса как развивающая образовательная среда
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Блог класса как развивающая образовательная среда

При подготовке к уроку педагог отбирает педагогические методы и приемы, позволяющие оперативно решать образовательные задачи и создать свой неповторимый стиль ведения урока. Блог может стать таким же эффективным инструментом в технологическом арсенале современного педагога, поскольку является динамичной и действенной формой взаимодействия участников образовательного процесса.

Блог – это онлайн-журнал, интернет-дневник, основным наполнением которого являются систематически добавляемые записи. Записи содержат текст, фотографии, графические элементы или мультимедиа. Записи в блоге обычно недлинные и сгруппированы в обратной хронологической последовательности. Чаще всего блоги публичны, имеют читателей, вступающих в полемику с автором блога посредством комментариев к записи или в своем личном блоге.

С помощью блога педагог может решать ряд задач:

  • осуществлять информационную поддержку образовательного процесса;
  • вести внеклассную работу по предметам;
  • публиковать творческие работы обучающихся;
  • наладить обратную связь с обучающимися и родителями;
  • формировать культуру безопасного поведения в сети интернет;
  • своевременно информировать родителей о происходящих в классе событиях;
  • формировать ИКТ-компетенции школьников;
  • найти единомышленников для участия в проекте, исследовании.

Начиная собирать идеи для блога педагогу нужно учесть то, что захочется собрать в одном месте все и сразу: свое портфолио, портфолио детей, материалы к уроку, памятки для родителей, летопись жизни класса и многое-многое другое. Можно так и сделать, но найти адресную информацию в таком блоге будет сложно. Поэтому важно на начальном этапе продумать цели создания блога, его читательскую аудиторию, позиции, которые хотелось бы в нем отразить.

Определяя цели создания блога класса, можно выделить два направления: учебный процесс и воспитательная (внеклассная) работа.

В первую очередь пользователями блога являются обучающиеся их родители. Главная цель блога класса - создать информационное поле для
сотрудничества и взаимодействия. В рамках первого направления в блоге представляются материалы к урокам, ссылки на детские работы, интерактивные задания, памятки для обучающихся. В рамках второго – летопись жизни класса, информационные сообщения и памятки для родителей. Это могут быть как два разных блога, которые ведет учитель, так и один. Типичная ошибка, которую допускают педагоги – размещают свое портфолио в блоге класса. Лучше для портфолио создать отдельный блог. Портфолио детских работ тоже лучше вести в отдельных блогах, а в блоге класса разместить страничку со ссылками на портфолио. В русле указанных выше направлений и будут строиться модели использования блога.

Использование блога для поддержки учебного процесса

Учитель размещает в таком блоге материал учебного предмета. Варианты использования такого блога отражают логику изучения темы: целеполагание (мотивация), объяснение материала, закрепление, обобщение и контроль. Обращение к материалам блога целесообразно при наличии выхода в сеть интернет.

1. Использование блога на начальной стадии урока.

В данном случае блог является основой для создания мотивации и постановки целей предстоящей деятельности. Для такого урока подбирается материал, который позволит включить мыслительную деятельность обучающихся. Задача этого этапа заинтересовать, заинтриговать детей предстоящей деятельностью. В качестве мотивационного ресурса можно использовать интересное видео по изучаемой теме, противоречивые факты, загадки. Учитель предлагает обучающимся ознакомиться с материалом блога и найти интересные факты, объяснить то, что они увидели в видеоролике. Задача учителя, в этом процессе помочь детям из множества высказываний вычленить цель урока, понять важность изучаемой темы.

2. Использование блога в организации познавательной
деятельности обучающихся

При этом подходе блог является средством для объяснения материала,
которое приобретает нестандартный характер. Обучающиеся самостоятельно знакомятся с информационным материалом, включающим в себя новые знания. Такой подход к обучению имеет ряд требований:

  • в блоге размещаются информационные и справочные материалы, с которыми дети должны познакомиться (посмотреть, прочитать, проанализировать, сравнить). Это могут быть фотографии, презентации, видеоролики, небольшие по объему тексты;
  • обязательно размещается инструкция по работе с данным материалом. Дети должны четко понимать: что именно они должны увидеть в материале, над чем подумать, как работать с материалом;
  • инструкция (или задание) по созданию детьми своего информационного продукта. Это может быть краткий комментарий в блоге, презентация, размещенная на стороннем ресурсе. На основе найденной самостоятельно (или по ссылкам учителя) и перерабатываемой прямо на уроке информации детьми создается новое уникальное учебное содержание, которое понятно обучающимся.

Созданные детьми информационные продукты учитель может собрать на отдельной странице блога и использовать в качестве материала для повторения. Последовательность и объем заданий представляют собой своеобразный интерактивный план урока.
С помощью блога можно организовать групповую работу обучающихся. Для этого в блоге представляются задания для работы групп. Последовательность
представления заданий задает план действий группы. При организации групповой работы учитель предварительно составляет план работы в группе, который может быть размещен на доске или непосредственно на страницах блога. Каждая группа выполняет задания и презентует полученный продукт классу. Результаты работы групп также можно публиковать на отдельных страницах блога. Можно предложить обучающимся оценить работу с помощью комментария, это повысит значимость работы.

3. Использование блога на этапе закрепления

Для закрепления материала учитель может разместить в блоге разнообразные интерактивные задания (например, задания, созданные самим
педагогом). В этом случае блог используется либо как основной ресурс, с которым работает обучающийся (на странице блога публикуется задание), либо как способ попасть на нужный ресурс (в блоге публикуются ссылки на задания). В качестве задания на закрепление материала может быть предложена разработка ребуса, кроссворда, викторины, написание стихотворения, эссе с использованием компьютерных технологий. Для этого педагог в блоге публикует задание, а дети дают с помощью комментария ссылку на созданный ими продукт.

Подбирая задания для закрепления, важно учесть их технологическую
доступность обучающимся. Это позволит избежать или быстро исправить допущенную техническую ошибку.

Некоторые ресурсы могут требовать регистрации, поэтому следует заранее зарегистрировать детей на таком ресурсе, а на уроке сообщить детям имя пользователя и пароль для входа на ресурс.
Поскольку не все ресурсы позволяют получить подробную статистику о числе и успешности выполнения заданий ребенком, учителю нужно продумать способ фиксации результатов обучающихся.

4. Использование блога в качестве средства обобщения

В этом случае основное предназначение материалов блога – обобщить изученный материал. Педагог представляет на страницах блога наиболее важные вопросы по изученной теме. По своей сути это разнообразные справочные материалы: презентации, схемы, таблицы. С их помощью обучающийся может повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе. Блог приобретает статус консультационного пункта, в котором в любой момент времени, и на уроке, и дома, обучающийся может найти интересующую его информацию. С помощью комментариев можно уточнить у педагога непонятные вопросы.

5. Использование блога как средство для контроля знаний

В данном случае речь не идет про диктант или контрольную работу. В блоге педагог может разместить небольшие по объему тесты и экспресс-опрос для оперативного контроля и коррекции знаний. Тестирование займет немного времени урока и у учителя будет возможность сразу же увидеть проблемы обучающихся, понять, насколько успешно усвоена тема. При этом в блоге может быть размещен тест или ссылка на тест. Единственное, что важно предусмотреть учителю (кроме стандартных требований к составлению тестовых заданий) – продумать режим тестирования (один тест для всех, или есть несколько вариантов тестов).

Специфика работы с блогом на уроке заключается в том, что учитель заранее планирует систему контроля и оценивания результата работы обучающихся: оценочные листы, краткие опросы и другое. Блог позволяет разместить на странице комментарий участников, поэтому комментирование представленных обучающимися результатов является неотъемлемым элементом блог-урока. Написание комментария может быть вынесено для домашней работы. Использование такого вида работы, с одной стороны, повышает значимость проделанной работы, а с другой – формирует умения оценочной деятельности. Для начала это может быть оценка, выраженная фразами: «мне, понравилась ваша работа», «спасибо». Затем учитель постепенно вводит систему критериев для написания комментариев, дети начинают диалог друг с другом, делятся идеями, разрешают непонятные вопросы. Кроме того, работа в блоге позволяет всем участникам приобретать навыки культуры общения и безопасного поведения в сети.

Использование блога как средства поддержки самостоятельной работы обучающихся

6. Использование блога в качестве конспекта

В блоге педагог размещает материал, с которым обучающийся может работать самостоятельно: изучить новую тему, выполнить задание, проконтролировать себя. Материалы такого блога будут востребованы обучающимися при выполнении домашней работы. Они необходимы и для тех учащихся, которые из-за болезни вынуждены пропускать уроки, и для заинтересованных родителей, которые хотят быть в курсе происходящего в школе. При подборке материалов важно дать детям кроме содержания, инструкцию по его освоению. Большую часть такого материала придется разрабатывать педагогу самому, это довольно трудоемкая и затратная по времени работа. Однако, выполнив ее один раз, есть возможность пользоваться материалом многократно.

7. Использование блога в качестве средства организации «перевернутого обучения»

Реализация технологии «перевѐрнутого обучения» предполагает публикацию в блоге материалов по новой теме для того, чтобы дети изучили дома их до того, как начнется изучение темы на уроке. Эта модель требует совершенно иного подхода к построению урока и взаимодействию с обучающимися. От них требуется больше самостоятельности и ответственности. В качестве материала могут использоваться видеоролики к урокам, видеоуроки с объяснением сложных тем, аудиозаписи литературных произведений. Изучив материал дома, обучающиеся на уроке готовы к выполнению заданий по новой теме.

8. Использование блога для организации индивидуальных занятий

По сути это тот же вариант, что и описанные выше, с той лишь разницей, что в блоге публикуются задания для индивидуального выполнения ребенком. В них обязательно должны быть инструменты для оценивания (выполнил задание – на экране виден результат). Идеальным вариантом для такой работы являются задания, в которых ребенок видит не только количество правильно выполненных заданий, но и допущенные ошибки. Целесообразно разместить в блоге рекомендации по изучению учебных тем, список художественных произведений для самостоятельного чтения и другую информацию. В случае необходимости, учитель может оказать консультационную помощь в режиме он-лайн. Для обеспечения обратной связи следует создавать специальные формы, где дети могут задать учителю вопрос.

9. Использование блога в качестве учебной тетради обучающегося

Выполняя задания в электронной форме, обучающийся на страницах в комментариях к заданию делает ссылку на электронную публикацию выполненного задания. Учитель проверяет работу, оставляет комментарий. Такая форма работы требует соответствующих навыков у ребенка (разместить материал).

Использование блога в качестве виртуальной площадки проекта

Блог является средством для сопровождения проектной деятельности обучающихся. В нем отражается все, чем дети занимаются в ходе реализации проекта: создание визитки, исследовательские задания, оценочные листы, творческие работы обучающихся и другие задания. По окончании проекта блог станет мощным средством рефлексии и анализа успешности проекта.

Использование блога для поддержки воспитательного процесса

1. Использование блога в качестве доски объявлений

В этом случае в блоге размещается информация организационного характера. Блог становится своеобразной виртуальной доской объявлений. Современные компьютерные технологии позволяют представить информацию о предстоящем событии ярко, с использованием различных спецэффектов. Появляется возможность подачи большого объема информации (положение, правила проведения и другое). Это достаточно быстрый способ оповещения (при условии, что родители и дети регулярно читают блог). Он позволяет учителю не тратить время на телефонные звонки, а обучающимся и родителям – получить полную информацию.

2. Использование блога в качестве летописи класса

В таком блоге аккумулируется информация о событиях в жизни класса. Это могут быть поздравления, фотоотчеты с места событий, фоторепортажи с
уроков (необходимо разрешение у родителей на публикацию фотографий детей), публикации об успехах детей, памятки и полезная информация для родителей, совместная с родителями разработка воспитательного мероприятия, родительский клуб, обсуждение статей и постов (детских, родительских). Задачами блога являются:

  • вовлечение детей и родителей в диалог о жизни класса через информирование о значимых событиях в жизни класса;
  • включение родителей в жизнь класса;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • отчет классного руководителя о проделанной работе.
  • Блог имеет хронологию. Все записи ведутся в строгом порядке от старых к более новым.
  • У блога есть автор, который может оказать помощь и консультацию.
  • Блог – это полилог. Читатели блога делятся тем, что привлекло их
    внимание, заинтересовало.
  • Блог – открытая площадка для обмена мнениями, на которой
    предоставляется возможность выбора как учителю, так и обучающемуся. Никто не заставляет отвечать на вопросы и принудительно оставлять комментарии, все происходит на добровольных началах и интересе.
  • Блог – это способ выразить мысли в письменной форме, используя целый арсенал современных мультимедийных инструментов (фото, видео и др.). Главное – выбрать оптимальный набор средств и избежать грамматических и стилистических ошибок.
  • Блог формирует привычку вдумчиво читать электронный текст. Пользователь читает то, что ему интересно, он высказывает свое отношение к
    прочитанному. Ведь чтобы сформировать мнение, надо задуматься.
  • Работа с блогом совершенствует ИКТ-компетентность. Автор блога находится в постоянном поиске новых идей и осваивает новые сервисы.
  • Блог – это возможность рефлексировать.

К работе над информативным наполнением блога могут быть привлечены родители и дети.

Сложности, которые могут возникнуть при ведении блога

Самый распространенный отрицательный момент в работе с блогом – это недостаток времени. Подготовка и публикация материалов требуют значительных временных затрат. Главное условие успешности блога– актуальная, интересная информация. Следует обратить внимание и на дизайн страниц. Полезная информация становится незаметной, если внимание пользователя переключается на мелькающие звездочки, падающие снежинки, гаджеты и виджеты. Еще одним важным моментом является система навигации по страницам: по ссылкам можно уйти очень далеко, чем-то попутно увлечься, потратить много времени, так и не выполнив поставленной задачи. Нельзя забывать и о том, что блог предполагает работу в интернете, есть риск увлечь ребенка виртуальным, а не реальным общением. Поэтому информация в блоге должна быть дозированной, выполнение заданий не должно предполагать проведение за компьютером большого количества времени.

Положительные стороны работы с блогом для обучающихся

  • Блог имеет хронологию. Все записи ведутся в строгом порядке от старых к более новым.
  • У блога есть автор, который может оказать помощь и консультацию.
  • Блог – это полилог. Читатели блога делятся тем, что привлекло их
    внимание, заинтересовало.
  • Блог – открытая площадка для обмена мнениями, на которой
    предоставляется возможность выбора как учителю, так и обучающемуся. Никто не заставляет отвечать на вопросы и принудительно оставлять комментарии, все происходит на добровольных началах и интересе.
  • Блог – это способ выразить мысли в письменной форме, используя целый арсенал современных мультимедийных инструментов (фото, видео и др.). Главное – выбрать оптимальный набор средств и избежать грамматических и стилистических ошибок.
  • Блог формирует привычку вдумчиво читать электронный текст. Пользователь читает то, что ему интересно, он высказывает свое отношение к
    прочитанному. Ведь чтобы сформировать мнение, надо задуматься.
  • Работа с блогом совершенствует ИКТ-компетентность. Автор блога находится в постоянном поиске новых идей и осваивает новые сервисы.
  • Блог – это возможность рефлексировать.

Положительные стороны работы с блогом для педагога

  • Для личностного роста: повышает самооценку; дает возможность
    самовыражения.
  • Для профессионального развития: повышает квалификацию, публичность представления опыта.
  • Для создания имиджа: новые современные формы делового общения учитель-ученик; владение современным инструментом.
  • Для оптимизации деятельности: удобная связь с детьми и родителями; доступность материалов на блоге с любого компьютера при наличии Интернета; организация деятельности обучающихся на уроке; визуализация информации; инструмент дистанционного обучения.

Список литературы:

  1. Крюкова, С.А. Блог класса – единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей / С.А. Крюкова [Электронный ресурс]. – Госбук, 2013.
  2. Смирнова, М.А. Блог класса как развивающая образовательная среда в условиях реализации ФГОС. Тезисы к мастер-классу / М.А. Смирнова
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2009.
  4. Рождественская Л. Блог-урок - это реально! (Как организовать и провести 45-минутный урок на блоге) / Л. Рождественская [Электронный ресурс]. –Образовательная Галактика Интел, 2013.
  5. Павлова, К.М. Блог в работе учителя начальных классов. Из личного опыта / К.М. Павлова [Электронный ресурс]. – Издательский дом «Первое сентября», 2013.
  6. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007.
  7. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник -- Москва: Высшее образование, 2010.
01.02.2019