Происходящие в последние годы изменения в практике отечественного образования направлены в первую очередь на достижение нового, современного качества образования. Новое качество предполагает приоритет духовно-нравственного развития личности, обеспечения ее готовности к успешной социальной адаптации, жизненному самоопределению. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самосознание, самоосуществление, самоактуализация, самореализация. При этом самореализация, как правило, связывается с трудовой деятельностью, проявляется «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу). А значит, профессиональное самоопределение также является одной из важнейших задач обучения и воспитания школьников.
Самоопределение личности – это осознание самого себя, смысла своего существования, собственных возможностей, стремлений и ограничений, своего места в социуме и назначения в жизни. При социальном самоопределении происходит выбор видов социальной деятельности и своего участия в ней. Социальное самоопределение – это выбор собственной позиции в проблемных ситуациях, возникающих в обществе, исходя из потребностей, идеалов, убеждений личности, и в соответствии с субъективными оценками происходящего.
Социальное самоопределение осуществляется в двух формах, тесно связанных между собой, – личностной и профессиональной. Личностное самоопределение – это формирование взглядов индивидуума на жизнь, включающее в себя его интересы, желания, потребности и возможности для самореализации. Личностное самоопределение – процесс внутренний и зависит не столько от внешних условий, сколько от самого человека, часто именно плохие условия позволяют человеку проявить себя по-настоящему. В периоды относительного благополучия экзамен на «личностность» никто не сдает, и официальный документ о присвоении квалификации «личность» не получает, поэтому именно профессиональное самоопределение приобретает определяющую значимость в процессе принятия личностью жизненно важных решений.
Выбор профессии стал объектом научного исследования еще в 30-е годы прошлого столетия. Тогда же работа по профориентации, реально связанной со свободой выбора, была признана вредной и запрещена. В советской школе 60-70-х годов профориентация не запрещалась, но проводилась таким образом, что на первом месте оказывались интересы народного хозяйства и обороноспособности страны, а не интересы личности.
В 80-е годы профориентация вновь стала актуальна, создавались центры и пункты профориентации, началась активная подготовка профконсультантов, в школах появился один из первых психологических курсов «Основы производства. Выбор профессии», появилось и стало популярным тестирование как способ профессиональной диагностики. Но наступили 90-е, сократилось финансирование образования, и школа сэкономила на профориентации, передав работу с молодежью центрам занятости.
К сожалению, и в настоящее время профориентация в системе Российского образования не занимает ведущие позиции, в то время как вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей приоритетным, поскольку это вопрос как их собственного пути, так и развития экономического и кадрового потенциала всей страны.
Практика показывает, что российские школьники, за редким исключением, до окончания школы о будущей профессии не задумываются, к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах относятся отрицательно или индифферентно, более или менее конкретное представление имеют о 10-20 профессиях. По окончании школы они чаще выбирают профессию, руководствуясь мнением родителей, соображениями престижа и финансовой выгоды, нежели её востребованностью на рынке труда. Еще реже они задумываются о собственной профпригодности, так как в системе работы по профориентации отсутствуют саморефлексия, самоорганизация и самооценка полученных навыков. Пока действия учащегося оцениваются только преподавателем, ему нет необходимости самому оценивать, насколько его способности, интересы, темперамент соответствуют определенной сфере деятельности.
Наиболее популярным инструментом профессиональной диагностики до сих пор является тестирование как метод профориентации. Тест требует от проходящего его человека минимум усилий, а результат, несмотря на свою ограниченность и неточность, быстрый и довольно конкретный. Плохо то, что прошедшие тестирование чаще всего не получают представления о том, что из себя представляет та или иная профессия и не понимают, в каком направлении им двигаться дальше.
Для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений необходима психологическая и педагогическая поддержка. Решение данной проблемы становится одним из приоритетных направлений в работе современного учителя. Перед ним стоит нелегкая задача: не только оказание помощи ученикам в определении профессионального будущего, но и развитие у них способности к самоанализу – изучению себя, собственной личности и самовоспитанию – осознанию ответственности, формированию гражданской позиции. Для реализации этих задач необходимо создание новой модели школы, где используются такие формы и методы работы, которые способствуют увеличению доли самостоятельности учащихся, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования.
Одним из самых известных к настоящему времени методов личностно-ориентированного обучения является метод проектов или проектная деятельность. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, предполагает постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Учебно-познавательный проект – это четко организованное, целенаправленное изучение определенной системы знаний, основанное на конкретных требованиях к качеству результатов самостоятельного поиска решения проблемы учащимся. Проекты могут быть самыми разнообразными:
Проекты могут разрабатываться в рамках одной учебной дисциплины, а могут быть межпредметными. Тема проекта либо выбирается учащимся самостоятельно из представленных учителями-предметниками, либо формулируется по желанию ученика, по согласованию с предполагаемым руководителем. Проекты могут быть долгосрочными, средне- и краткосрочными, индивидуальными и групповыми.
Для организации проектной деятельности необходимы:
Главное требование – проект должен быть посильным для выполнения. Конечным его результатом является письменный отчет определенного объема.
На первый взгляд, проекты не отличаются от учебных задач. Однако отличие есть, и оно принципиально. Решение учебной задачи, которую дает учитель, влияет, как правило, только на оценку, но не на самого ученика, не он является субъектом данной деятельности, он выполняет задание, соблюдая определенный алгоритм. В проектной деятельности нет единого алгоритма решения проблемы, как нет точных параметров ее результата.
Целью проектной технологии является не столько результат, сколько сам процесс самостоятельного приобретения учащимися знаний из различных источников, развитие у них умения пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач, а также развитие критического мышления, коммуникативных и исследовательских умений.
Проектная деятельность является личностно и практикоориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Разработка проекта обязательно предполагает самоопределение и ответственность за свои действия. Проектная технология подразумевает сотрудничество и сотворчество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе, делает процесс получения знаний осмысленным и целесообразным. Решение проблемных задач в ходе работы над проектом – это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Еще одним направлением в российском образовании, ориентированным на развитие самоопределения учащихся, является исследовательская деятельность. Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
Исследовательская деятельность эффективна на всех этапах образовательного процесса. В дошкольном образовании и начальной школе она выступает как средство развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности. В основной школе способствует развитию у учащихся способности самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности, применяя элементы исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана. В старшей школе содействует формированию исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Несомненным достоинством данного метода является то, что позиция исследователя подразумевает рефлексию по отношению к себе как субъекту деятельности и к самой деятельности на всех ее этапах. Приобретая навыки самоанализа, самопознания в ходе исследовательской деятельности, ученик далее начинает использовать их и в других сферах собственной жизни, осознавая их ценность и пользу.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность предоставляет большие возможности для развития творческой, активной, самостоятельной личности. Кроме того, что работа над проектом или исследованием стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет ощущать важность собственных достижений, она приучает школьников планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Кроме технологий сотрудничества, для успешного личностного и профессионального самоопределения необходима кооперация между образовательными организациями и всеми остальными, в которых молодые люди смогут получать разнообразный околопрофессиональный опыт.
В настоящее время в России успешно реализуется несколько крупных проектов, направленных на профессиональное самоопределение молодых людей и их включение в профессиональную деятельность. Один из них – «Школьная лига РОСНАНО», образовательная программа, целью которой является развитие в школах Российской Федерации современного естественно научного образования, организация взаимодействия между школами, учителями, учащимися, высшими учебными заведениями, бизнесом. Ею запущена «Школа на ладони» – сетевая платформа дополнительного образования, работающая в двух направлениях:
Тематика программ для школьников включает современные достижения естественных наук, популяризацию нанотехнологий, медицину, фармакологию, оптику, электронику, а также техническую реализацию научных разработок, управление высокотехнологическим бизнесом и многое другое.
Участники, успешно заканчивающие конкурсно-образовательные программы, получают сертификаты. Наиболее успешные участники получают дипломы победителей и призёров, памятные подарки. Главный приз – участие в ежегодной летней школе «Наноград».
Еще один проект, организуемый акционерной финансовой корпорацией «Система», – «Шаг в будущее», всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников, а также ученых, учителей и специалистов, стремящихся совместно выстроить инновационное будущее своей страны. Проект охватывает естественнонаучную, инженерную и социогуманитарную сферы. Цель программы «Шаг в будущее» – воспитание особо перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.
Последние несколько лет Россия стала активно принимать участие в международном некоммерческом проекте WorldSkills, направленном на овладение учащимися школ, колледжей, вузов профессиональными компетенциями на мировом уровне, активное взаимодействие предприятий и учебных заведений, постоянную модернизацию образования с учетом происходящих в мире технологических и иных изменений. Цель ассоциации – повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Постигая специфику рабочих профессий с подросткового возраста, школьники больше узнают о них, получая богатый материал для самоопределения в профессиональной сфере. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран.
В последнее время усиливают свое влияние в области профессионального самоопределения неформальный и информальный виды образования. Они также заслуживают внимания, так как по своему устройству требуют от человека большей субъектности, самостоятельности.
Неформальное образование, предоставляемое учебными центрами, курсами, даже высшими учебными заведениями, работающими по собственным, негосударственным программам, предполагает обучение с учетом потребностей личности, связь с практикой, гибкие программы, расписание и выбор места проведения. По отношению к формальному неформальное образование рассматривается как опережающее. Развитию неформального образования содействует ЮНЕСКО.
Информальное образование, не являясь целенаправленным, имеет, тем не менее, огромный потенциал, так как реализуется в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях за счёт собственной познавательной деятельности (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.).
Суть информального образования в народной мудрости «век живи – век учись». Никакое самое высшее образование не может дать человеку всего, что может ему понадобиться в решении жизненных проблем. Если у человека есть знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, то не имеет значения, как они ему достались. Поэтому в ряде стран всерьез обсуждается вопрос о признании обществом и соответствующей сертификации реальной академической и профессиональной квалификации.
В целом можно отметить, что интенсивное развитие социальных образовательных проектов, программ дополнительного образования, направленных на профессиональное самоопределение и развитие надпредметных личностных качеств школьников и студентов, говорит о том, что потребность общества в грамотной профессиональной ориентации учащихся осознана и обществом, и самими подростками, и их родителями.
Каждого выпускника ожидает профессиональная деятельность, которая потребует от него активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д. А значит, формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетенции обучающихся, должна, прежде всего, общеобразовательная школа. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, направлен не только на овладение знаниями и умением свои знания применить. Он является отражением осознанной потребности общества в подготовке личности, способной успешно определить, в какой области наилучшим образом реализовать свои знания и умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.