Основная функция памятников как историко-культурных объектов – сохранять и транслировать память о событиях, персоналиях, явлениях прошлого. Но в условиях учебного процесса, который направлен на достижение целей обучения и воспитания их потенциал за счет расширения функционала значительно увеличивается. В первую очередь, памятник как культурный объект теряет свою статичность и становится полноправным участником диалога; объектом изучения, наблюдения; источником знаний. Организация методически выверенной работы с объектами городского пространства, позволяет создать условия для того, чтобы учащиеся по-новому начали относиться к историко-культурным объектам, понимая их ценность и значимость.
Функции памятников
Первые памятники как объекты, созданные человеком, появились еще в первобытном обществе. Их создание, так же как и сейчас, было обусловлено необходимостью сохранения памяти о людях, событиях. Сегодня научная литература позволяет рассматривать памятники в двух аспектах: как культурный объект, т.е. произведение искусства, и как важный элемент исторического наследия народа, страны. Исходя из этого, можно встретить разные определения данного понятия, предполагающие смещение акцентов от материальных к духовным характеристикам и наоборот.
Чаще всего в условиях учебного процесса памятник рассматривается скорее с точки зрения его духовного потенциала, основанного на передаче социального опыта, смыслов и значений, которые его определяют. В этом случае, памятник вполне может восприниматься как вещь, воплощенная в материале, способная передавать большой объем информации (чаще всего о прошлом), вещь, значимая в настоящем для будущего личности, общества и государства.
Несмотря на то, что памятники – фигуры статичные, тем не менее, они несут в себе весьма серьезный эмоциональный заряд. Как правило, при «встрече» с такими объектами возникают чувства гордости, уважения. Иногда, когда в их отношении позволяются определенные манипуляции: снос, замена, изменение их места расположения, демонтаж, изменение пояснительных надписей — смыслы и значения, заложенные ранее, могут меняться, что соответственно вызывает и изменение эмоционального фона.
Значение памятников как визуальных объектов городского пространства, прежде всего, заключается в их доступности: не нужно покупать билет, специально готовиться – он всегда находится на виду, что позволяет сформировать определенные представления о ценностях, позициях, культурном уровне, идеологии тех, кто проживает в данной местности. Это касается не только содержательного наполнения объекта, но и отношения к тему: состояние, местонахождение, поведение, отношение властей и т.п.
Как социальный объект, памятник несет в себе достаточно широкий функционал. Не использовать его в учебном процессе было бы настоящей ошибкой. В частности, среди основных функций, обозначаемых исследователями, можно выделить следующие:
Рассмотрим, в чем заключается суть каждой из них.
Функцию трансляции часто называют информационной. Ее реализация предполагает непосредственно передача актуальной информации о населенном пункте, его жителях, актуальных в данное время проблемах и т.д. Кроме того, памятники - это не что иное, как социальная память человечества о различных периодах своей непростой истории, о выдающихся личностях, о значимых событиях. Важно отметить, что памятник – это не просто «склад» запасов социального опыта, это также инструмент отбора и систематизации лучших достижений. Сегодня весьма популярны памятники, которые часто называют бытовыми. Например, памятник кошельку в деловом центре Краснодара или огурцу в Луховицах.
Историко-культурное наследие всегда было одним из важнейших инструментов формирования общественного сознания и совершенствования духовной составляющей человеческого бытия. Именно этот момент позволяет реализовать потенциал идеологической функции памятников. Вещественные источники прошлого подвергаются социальной интерпретации и оценке, притом не один раз. Первая интерпретация происходит при создании памятника и нацелена на современников, но иногда и потомков. Следующее истолкование осуществляется по мере необходимости, учитывая определённую ситуацию в обществе. В этом плане весьма интересна история памятника В.И. Ленину в Дубне, который относится к категории самых высоких памятников в нашей стране. Первоначально на постаменте была установлена фигура И.В. Сталина, но после известных событий 60-х гг. ХХ в. ее заменили на 25-метровую фигуру вождя мирового пролетариата. Как уже отмечалось, такие манипуляции достаточно часто имеют место быть в отношении памятников, например, появление фигуры маршала СССР И.С. Конева было обусловлено тем, что памятник полководцу демонтировали в Кракове.
С конца 1960-х годов, когда культурные артефакты стали использоваться в СССР как средство воспитания всесторонне развитой личности, они стали привлекать внимание специалистов и учёных не только как инструмент пропаганды, но также как особый феномен, во всей полноте, отражающей историческое прошлое народа и государства. Таким образом, под воспитательной функцией нужно понимать использование обществом возможности историко-культурного наследия влиять на формирование мировоззрения личности. Прежде всего, речь идет о потенциале памятников, посвященных знаковым историческим событиям и личностям (Великой Отечественной войне, Куликовской битве, Александру Невскому и т.п.), но не следует забывать и о тех, которые несут в себе функцию примирения: участникам Гражданской войны в Краснодаре, памятник Примирения в Севастополе и др.
Познавательная или гносеологическая функция памятников заключается в использовании их с целью извлечения новой информации о событиях и явлениях далёкого прошлого. Исследование артефактов не является самоцелью, но способствует более глубокому проникновению в суть исторического процесса. Важно подметить, что возможность познания ушедших эпох через исследование вещественного источника известно уже достаточно давно. В нашей стране одним из первых, кто понял чрезвычайную значимость древних памятников, был Пётр I, который издал указ об их изучении и сохранении.
Ввиду того, что вещественные свидетельства прошлого обладают той внешне выраженной формой, которую люди связывают с конкретными понятиями, процессами, событиями, идеями, явлениями, они выполняют также и коммуникативную функцию. Наибольшим потенциалом в этом плане обладают символические памятники, создававшиеся как знаки конкретных эпизодов в истории. Однако эти символы нередко теряют свои изначальные смыслы, и приобретают значение памятника — подлинника. В частности, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построенный в знак победы над Казанским ханством, сегодня большинством людей воспринимается как шедевр архитектуры.
Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Создавая в «безумном, безумном, безумном, безумном мире» внутреннюю гармонию, искусство помогает человеку удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие.
Компенсаторская функция позволяет человеку отвлекаться от бытовых забот, получать эмоциональную разрядку. Отзывы о памятниках плавленому сырку в Москве или яблоку в Курске, человеку-невидимке в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге только положительные. Возможности для воспоминаний о детстве создают фигуры персонажей любимых мультфильмов, установленные на улицах (Памятник котенку с улицы Лизюкова в Воронеже или памятник счастью в Томске).
Образовательная функция заключается в том, что в процессе обучения используются объекты культурного наследия, чувственное и непосредственное восприятие которых даёт значимый эффект. Общение с вещественным источником прошлого в процессе познания легко решает вечную проблему недостатка предметности и наглядности при изучении гуманитарных наук, в данной ситуации памятник будет являться материальным источником. Например, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» в Москве, позволяет обратить внимание на несколько весьма интересных моментов: фигуру Петра, андреевские кресты и реакция на выбор места для установки памятника.
Суть эстетической функции заключается в приобщении к прекрасному через знакомство со скульптурой как видом искусства. Безусловно, реализацией этой функции в первую очередь занимаются музеи, галереи, театры и т.д. К сожалению, такая академическая среда часто отпугивает людей, особенно молодежь. Возможность увидеть прекрасное на улицах города, оценить его, возможно, создаст условия для формирования интереса к культуре.
В условиях нашей страны, где проживают представители разных национальностей, особо значима консолидирующая функция. Она может заключаться не только в возможности построения диалога между представителями разных культур, религиозных конфессий, но и между жителями и властями, между жителями и пространством, в котором они проживают.
Таким образом, памятник отражает социальную действительность и наполняется смыслом в тот момент, когда оказывает воздействие на поступки каждого и на всех, своей причастностью к истории государства, культуре и нации. Именно поэтому важно акцентировать внимание детей на смыслах и значениях, которые несут в себе памятники, иначе эти смыслы и значения могут быть просто утеряны, а функционал объекта будет ниже, чем функционал лавочки в парке.
Методика знакомства обучающихся с памятниками
Чаще всего знакомство с памятниками рекомендуют проводить на местности, но в силу определенных условий (погода, возраст детей, удаленность объекта) сделать это бывает невозможно. Кроме того, прежде, чем проводить анализ памятника на месте, ученики должны знать, как это происходит, т.е. быть знакомы с планом анализа либо его схемой. Педагог может использовать комбинированный вариант: «встреча» с объектом произошла непосредственно, анализ провели в классе; либо наоборот: проанализировали в классе, а позже – на месте проверили правильность выводов.
Традиционно анализ объекта сводится к истории его появления и небольшому описанию. В этом случае потенциал памятника, особенно если мы рассматриваем знакомство с ним как участь учебного процесса, будет использован не полностью.
Схема анализа памятника может выглядеть следующим образом:
1. Биография памятника. Вопросы, на которые ищем ответы по следующим пунктам: Кто изображен? Что изображено? Кого памятник вспоминает? Что памятник вспоминает?
2. Какова история, которую рассказывает памятник?
При ответе на этот вопрос опираемся только на то, что можем увидеть.
3. В какой форме возникают воспоминания при знакомстве с памятником?
При ответе на этот вопрос дети могут предложить следующие варианты: трагедия, триумф, жизнь, смерть, победа, подвиг, трудовой подвиг и т.д.)
4. Какую функцию несет памятник в общественном пространстве?
5. Опишите памятник. В качестве наводящих вопросов можно использовать следующие: Какое название, состоящее из одного слова, вы предложили бы для этого памятника? Чем вы руководствовались, когда принимали решение: визуальным образом или смысловым наполнением?
Количество вопросов, как и их последовательность, может варьироваться в зависимости от уровня и возраста обучающихся. Подготовленным детям можно задать вопросы по поводу выбора места для размещения памятника, его соответствия окружающему пространству. Интересно порассуждать на тему соответствия замысла-идеи автора и восприятия его посторонними людьми.
Итогом, своеобразной рефлексией «встречи» с памятником могло бы быть выполнение заданий. Каждый учащийся может выбрать тот вариант задания, который ему интересен.
Особый интерес у учащихся вызывает задание по проведению социологического опроса. Тематика опроса может быть обусловлена удовлетворенностью внешним видом памятника (композиционной составляющей); идеей, которую он несет; его местом размещения.
Дело в том, что не всегда появление памятника вызывает положительную реакцию со стороны общественности, например, памятник Петру I в Москве, его официальное название – «В ознаменование 300-летия российского флота». Эта невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году (на год позже обозначенного юбилея) спровоцировала огромное количество скандалов вокруг себя. К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Не раз были инициированы дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявили готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте.
Также можно предложить детям собрать городские легенды, которые касаются истории создания памятника, его сосуществования в пространстве населенного пункта. Вполне возможно, его наличие привело к появлению определенных традиций.
В качестве варианта этого задания можно предложить детям придумать свою легенду, которая будет иметь отношение к данному объекту.
Например, московский памятник плавленому сырку используется молодоженами во время свадебной фотосессии, памятники пятаку, зачетке и студенческому хвосту посещаются студентами перед сдачей сессии, в шляпу у памятника нищему принято бросить несколько монет, памятник шоколадной фее нужно потереть для исполнения желания и т.д.
Большой интерес вызывают задания, связанные с поиском интересных фактов и историй, которые имеют отношение к памятнику. Возможно, его уникальность заключается в материале, способах сборки, транспортировки и т.п. Иногда важно не только найти нужную информацию, но и уметь ее представить.
В этом плане достаточно показательна история двухметрового памятника А. П. Чехову, который был установлен 20 августа 2004 года в честь 400-летия Томска. Автор памятника — скульптор Леонтий Усов, литейщик Максим Петров. Памятник построен на народные средства. Писатель изображён в гротескном и карикатурном виде: в пальто, нелепой шляпе, перекошенных очках, босиком, с непропорционально большими ногами. За спиной у писателя зонт. Надпись на постаменте гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Таким образом Томск «отомстил» Чехову, который, неделю побывав в городе в 1890 году проездом на Сахалин, весьма нелестным образом о нём отозвался: «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад… Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь…» Следует сказать, что писатель изображён босым, так как потерял обувь в непролазной томской грязи, а похвала томским обедам нашла признание в том, что памятник установлен как раз напротив ресторана «Славянский базар», где Чехов трапезничал. К иронии к Чехову примешана изрядная доля самоиронии томичей: таким писателя действительно мог увидеть только пьяный мужик из канавы.
Творческие задания, такие как написать эссе, сочинение, стихотворение могут стать выражением чувств и эмоций ученика, которые возникли у него при встрече с памятником. Иногда задания такого плана могут иметь практическое значение. Например, тематические видеоролики, фотографии могут стать рекламой по привлечению внимания к городу, памятнику, идеям, которые он транслирует.
Старшеклассникам можно предложить представить собственный замысел памятника, который мог бы стать аналогом представленному. Форма представления собственного проекта может быть любой, как один из вариантов – выступление-рассуждение.
Создать условия для формирования интереса к объектам культуры, которые находятся за пределами города, региона, страны позволяют задания, которые заключаются в поиске памятников «родственников» или «антагонистов», сверстников (созданных в одно время).
Например, памятники Ю.А. Гагарину установлены не только во многих российских городах, но и в Хьюстоне (США), Тривандруме (Индия), Карловых Варах (Чехия), несколько в Германии, по одному в Уругвае и Шри-Ланке. Примером памятников-антагонистов могут стать памятники Елизавете Петровне и Фридриху Великому, правителям стран − участникам семилетней войны (1756—1762). Памятник российской императрице и основательнице города Елизавете Петровне был возведен в 2007 в Ростов-на-Дону, а памятник Фридриху был установлен в центре Берлина еще в ХIX в.
Огромной популярностью у школьников пользуются разнообразные рейтинги, в которые мог бы попасть данный памятник. Например, самый высокий, самый маленький и т.п.
Важно понимать, что задание должно соответствовать смысловому наполнению памятника, чтобы не создать ситуацию неуважения либо оскорбительного отношения к людям, для которых он значим. Формирование культуры поведения не только к памятникам, но и другим объектам городской среды является важной составляющей учебной работы в данном случае.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.