Во все времена и эпохи познание и осознание окружающего мира было и остается одной из главных целей образования. Личностно ориентированное, элитарное или корпоративное образование Древнего времени и Средневековья в Новое и Новейшее время сменилось стандартизированными системами современного обучения. Предметизация, стандартизация и специализация школьного образования, классно-урочная система, система оценивания учебных достижений зачастую усложняют процесс познания мира, как одной из основных целей образования. Поэтому одной из популярных тем в педагогике является тема метапредметного подхода и метапредметных результатов в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей разрозненности знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность, как принцип интеграции содержания образования, формирует у обучающихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Активное развитие информационного пространства сопровождается увеличением объема разнообразной, иногда несистематизированной информации.
Аналогичные процессы происходят и в образовании. Прежде всего, это процессы изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информация (телевидение, реклама, яркие витрины) сегодня, направлена, в основном, на визуальное ее восприятие. У детей с раннего детства формируется клиповое мышление, которое характеризуется фрагментарностью, готовностью к высокой скорости получения информации. Это требует от педагогов поиска различных способов представления большого объема учебного материала, который предусмотрен школьными программами, в удобном для современных детей виде.
Эффективным инструментом для создания эффектной, привлекательной «упаковки» учебного материала может стать таймлайн-лента времени. Это графическая интерактивная шкала, которая содержит метки с информацией о событии, процессе, явлении в хронологическом порядке. По сути, это один из видов инфографики. Будучи размещенным в интернете, таймлайн может включать текстовые пояснения, фото и иллюстрации, аудио и видеоматериалы, а также гиперссылки на сторонние ресурсы.
Таймлайны – линейки (полосы), на которые наносятся события и даты. Они могут также представлять собой списки или таблицы с указанной хронологией. В образовательных целях таймлайны используются для формирования у обучающихся системного взгляда на изучаемые события (исторические процессы, биографию или творчество писателя). Еще одно направление в применении этих сервисов – планирование деятельности. На такой ленте времени отображаются этапы, сроки, условия реализации плана (проекта). Подобные таймлайны могут использоваться как на уроках, так и в воспитательной работе, и в проектной деятельности, предоставляя участникам возможность совместной организации деятельности.
«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.
Традиционно, составление ленты времени считается одним из основных приемов изучения исторического материала. Но если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, предполагающим установление последовательности.
Установление последовательности, как комплексная логическая операция, предполагает анализ, сравнение, систематизацию элементов заданного множества. В результате чего, происходит выбор и расположение элементов, отвечающих заданным условиям. Для успешного выполнения подобной задачи у обучающихся необходимо формировать следующие умения:
Работа над формированием умения устанавливать последовательность должна быть планомерной и системной. Ребенка уже в начальных классах надо постепенно обучать выделенному спектру умений, начиная с несложных заданий на узнавание предмета по его характеристике (например, отгадывание загадок), затем давать задания на нахождение сходств и отличий в предъявляемых предметах (например, игра «Чем похожи?»), группировку предметов (например, игры «Найди лишний предмет в ряду», «Подбери по цвету и форме», «Продолжи ряд»), переходя к более сложным по составу входящих в них операций заданиям:
Такие задания можно предлагать на любом предметном материале.
Например, курс «Введение в школьную жизнь» (1 класс). Значительное число заданий, включенных в содержание курса предполагают использование дидактических игр на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Представление о ленте времени обучающиеся получают при выполнении заданий на составление режима дня.
В курсе математики рассматриваются числовые последовательности и
предлагаются различные задания на нахождение и расположение чисел (величин) в определенном порядке.
В русском языке важно установление последовательности действий при применении правил, также можно предложить задания по работе с текстом:
На уроках литературного чтения детям предлагаются задания на установление последовательности событий в произведении, фактов в биографии писателя, составление каталога произведений писателя, установления соотношений между частями текста.
На уроках «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») также возможно организовать работу над установлением последовательности природных явлений, составлением алгоритмов действий и правил поведения.
Если в 1 – 2 классах обучающиеся выполняют задания на установление последовательности в «бумажном» варианте, то в 3 – 4 классах им можно предлагать составление лент времени с помощью специальных онлайн-сервисов - таймлайнов (от англ. timeline – линия времени).
В 5-11 классах возможности применения таймлайнов расширяются. Обучающиеся уже владеют основами работы с компьютерной техникой, и составление лент времени может осуществляться с помощью специальных сервисов. Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам и во внеклассной работе.
Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты, обучающиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Ход второй мировой войны, ход отдельно взятого сражения, жизнеописание великого полководца или политика — все это прекрасно визуализируется с помощью таймлайнов.
Использовать ленту времени можно и на других уроках, например, литературы, математики, физики, географии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии.
Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, хронологию описываемых событий. Это дает представление об эпохе, в которой творил тот или иной писатель или поэт. Обучающиеся получают возможность сопоставить эпоху развития литературы в России и в мире. Лента времени наглядно показывает хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора. Обучающиеся могут проследить пересечение биографий писателей, основные события биографии поэта или писателя, с соотнесением их с ключевыми событиями эпохи, сопоставить особенности литературы, архитектуры, живописи, музыки определенной эпохи.
На уроках географии — хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий.
На уроках биологии — фазы развития организма, например, растения или этапы превращения гусеницы в бабочку.
На уроках математики – алгоритм решения уравнения.
На уроках химии – этапы химической реакции.
Во внеклассной работе ленту времени целесообразно использовать на классных и информационных часах, других воспитательных мероприятиях. Традиции семьи, родословные обучающихся, а также история искусств, музыка, наука, транспорт, примерный перечень тем, в которых использование таймлайнов оптимизирует образовательный процесс.
Задания по работе с сервисами могут выполняться как индивидуально, так и в группе. Самое простое задание – это составление последовательности событий по изучаемому материалу (детям дается задание прочитать текст и составить таймлайн по событиям, о которых рассказывается в тексте). Более сложное задание – вести таймлайн на протяжении изучения параграфа (темы, курса).
Еще один тип заданий – это расположение набора событий в хронологической последовательности. Учитель предлагает несколько событий, дети должны вспомнить их даты и создать ленту времени. Еще одним вариантом этого задания будет соотнесение двух списков – списка дат и списка событий, установление их последовательности на ленте времени.
Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. К сожалению, на сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом (что значительно затрудняет их использование младшими школьниками). Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу обучающихся под непосредственным руководством педагога.
Перечислим основные преимущества таймлайнов перед обычными
«бумажными»:
Алгоритм работы над таймлайном (электронной лентой времени):
Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа может быть воплощена в этой технике, к достоинствам которой можно отнести следующее:
Онлайн-сервисы для создания лент времени являются современным интерактивным инструментом для формирования умения устанавливать последовательность.
Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.