ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Заказать свидетельство 199
800₽ - экономия 601₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Метод «холодного обзвона» как инструмент активизации учебного процесса»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут и получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Метод «холодного обзвона»

как инструмент активизации учебного процесса

Актуальной проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Применение метода «холодного обзвона» (с учетом соблюдения всех требований к нему) позволяет изменить внутреннюю и внешнюю позицию учащихся по отношению к учебному процессу и сделать урок динамичнее, продуктивнее и позитивнее.

Методика названа по аналогии с маркетинговым методом «холодного обзвона» или «холодных звонков», в соответствии с которым продавец в произвольном порядке обзванивает незнакомых потенциальных клиентов, для того чтобы предложить им свой продукт.

Такое понятийное заимствование обусловлено сущностью метода, который в маркетинге предполагает поиск потенциальных клиентов, а в педагогике – активизацию всех учеников на уроке, а не только тех, кого вызывает учитель. Для многих обучающихся это может стать настоящим открытием собственного потенциала и создать «ситуацию успеха», что способствует повышению мотивации и результативности.

Суть методики заключается в том, что учитель вызывает ученика независимо от того, поднимает тот руку или нет. Педагог задает вопрос и называет имя ученика, который должен дать ответ. Учащиеся, зная о том, что учитель часто и регулярно вызывает тех, кто не поднимает руку, будут ожидать этого и готовиться.

Применение методики позволяет обеспечить решение ряда проблем, с которыми, как правило, сталкиваются педагоги.

Во-первых, применение данного метода позволяет эффективно и систематически проводить проверку на понимание материала. Благодаря «холодному звонку» это можно осуществить именно в отношении тех учеников, которые в большей степени беспокоят учителя. Важно, чтобы это не выглядело как экзекуция, особенно в отношении пассивных детей, процесс такого опроса должен стать рутинным, обычным делом, привычным для учеников и желательно позитивным.

Во-вторых, скорость учебного процесса, скорость усвоения материала, то, что обеспечивает темп урока по-прежнему актуальные характеристики при его анализе и самоанализе. «Холодный обзвон» позволяет избежать «простоя» и «провисания» рабочего времени, поскольку не придется ждать желающего ответить, не придется подбрасывать классу подсказки и намеки, переживать мучительные паузы.

В-третьих, особенностью применения данного метода является не только то, что каждый ребенок должен быть готов к ответу на вопрос педагога, но и осознавать, что его мнение важно, его мнение интересно. На самом деле, ученики достаточно часто ведут себя пассивно, поскольку могут сомневаться не только в правильности своей точки зрения, но и в том, озвучивать ее или нет – мысли в голове вертятся, а сказать или нет, ребенок не знает. Педагог должен выйти на позицию: «Мне интересно, что по этому поводу думаешь ты…». При этом, учитель проявляет лишь искренний интерес к мнению ученика, а не желание его проверить или «подловить».

В-четвертых, методика позволяет добиться особой рабочей атмосферы на уроке, активности всех ее участников. Каждый ребенок несет личную персональную ответственность за работу всего класса, что может стать сильным стимулом выполнить работу заранее.

Необходимо отметить, что все преимущества методики могут быть реализованы лишь в том случае, если будут соблюдены основные принципы ее применения.

Предсказуемость. Цель применения методики не «словить» и наказать тех, кто не усвоил материал, кроме негатива и отторжения, другой реакции будет добиться сложно, а, наоборот, профилактика пассивности, стимулирование учащихся. Когда стимулирующее воздействие предсказуемо, оно изменяет поведение заблаговременно, а не как результат на воздействие. Если педагог будет использовать методику «холодный обзвон» в течение нескольких минут почти каждый день, дети начнут ожидать этого и заранее корректировать свое поведение. Зная о том, что вопрос ему будет точно задан, ребенок подготовится к ответу, в том числе и психологически. Предсказуемость предполагает даже обозначение времени использования метода на уроке. В частности, учителя отмечают, что оптимально «обзванивать» учеников в начале, пока они не устали и не самоустранились. Использование методики позволит задать необходимый тон уроку, заинтересовать учеников

Систематичность. При использовании метода необходимо подчеркивать его универсальность (участвуют все) и безличность (не выделяем конкретного ученика или группу детей). Эмоций должно быть мало, посыл учителя – «это наша работа на уроке в этом классе». Задача для педагога – уделить внимание каждому ребенку. При этом, педагог говорит ровно, спокойно; четко формулирует вопросы, тратит минимальное количество времени на решение, кого из учеников вызвать.

Позитивность. Уже отмечалось, что не следует использовать метод с целью «подловить» ребенка. Учителя часто грешат тем, что задают вопросы тем детям, которые отвлеклись (многим знакома фразы: «Повтори, что я сказала минуту назад…», «… раз ты меня не слушал, вопрос именно тебе, …» и т.п.). Цель использования метода – ответ ученика. Он может быть не всегда правильным, развернутым, но он должен быть. Некоторые учащиеся не поднимают руку, поскольку не верят в собственные силы, позиция учителя при использовании данной методики – «я верю в тебя и знаю, что с этим вопросом ты обязательно справишься». Приглашая ученика присоединиться к беседе, педагог демонстрирует свое уважение и веру в его ум и способности. Ребенок должен достичь успеха, пережить приятные эмоции и возможно даже удивиться своему успеху.

Атмосферы напряжения удастся избежать, если учитель будет задавать вопросы по теме урока, с учетом индивидуальных особенностей ученика, его подготовленности, искренне приглашая его к диалогу. В данной ситуации подготовка к уроку будет предполагать не только перечень вопросов и их последовательность, но и возможные варианты ответов.

«Холодный обзвон» ведется по методу «строительных лесов». Начинаем с простых вопросов, которые могут предполагать элементарный ответ – «да» или «нет». Дальше вовлекаем учеников в обсуждение, при этом используем уже известные термины, имеющиеся у них знания. Подкрепление и развитие базовых знаний позволяет перейти к более трудным моментам. Если вопрос, предложенный ребенку сложен для него, его можно разбить на более мелкие и легкие.

Например, при отработке темы «Устная и письменная речь», учитель может предложить учащимся следующие вопросы:

- Посредством чего мне удается общаться с вами?

- Согласны ли вы с тем, что при общении с вами сейчас я использую устную речь?

- Почему устная речь так называется?

- Какой еще вид речи существует?

- В каких ситуациях люди пользуются письменной речью?

- В чем заключаются существенные особенности устной и письменной речи?

Если данный вопрос сложен для учащихся, его можно разбить на более простые, например:

- Масштаб охвата при использовании какой речи больше?

- Какой уровень подготовки требует общение посредством устной речи, а какой посредством письменной?

- При использовании какой речи можно изменить тему общения, направить ее в другое русло?

- При использовании какого вида речи можно преодолеть временные рамки?И т.п.

Возведение «строительных лесов» может осуществляться несколькими способами: от простого к сложному и от известного к новому. Для некоторых учащихся вполне допустимы вопросы, которые требуют односложных ответов, цель, в данном случае его (ответ) получить. Важно при этом подчеркивать его важность и значимость по сравнению с ответами других учеников, а также словами и комментариями учителя.

С целью повышения эффективности использования метода различают три разновидности подхода к постановке вопросов:

  • Дальнейшее развитие вопроса, заданного ученику. Начинаем с простого вопроса, который фактически выступает в качестве разминки, а позже серия дополнительных вопросов, ответы на которые позволят проверить уровень понимания обсуждаемой темы. Как правило, количество дополнительных вопросов может варьироваться от двух до четырех.
  • Дальнейшее развитие комментария другого ученика. Пример вопроса:
  • Дальнейшее развитие более раннего комментария того же ученика. Пример вопроса:

- Татьяна отметила, что письменное общение делает речь более точной, фиксированной, как вы думаете, почему, Михаил…

- Татьяна ранее отметила, что письменное общение делает речь более точной и фиксированной. Татьяна, так почему вы так считаете?

Таким образом формируется определенная «драматургия» и структура вопросов, ученики слушают ответы своих одноклассников, те, кто уже ответили не расслабляются, поскольку позже педагог может попросить дополнений к уже прозвучавшему ответу.

Помимо вышеназванного, существует ряд приемов, которые позволяют добиться максимальной отдачи при использовании методики.

Один из вопросов, который часто возникает при знакомстве с методикой – «что делать с теми, кто поднимает руку и хочет ответить»? Необходимо четко обозначить свою позицию по этому поводу перед классом. В частности, можно позволить ученикам при желании поднимать руку или попросить их, наоборот, держать руки на парте. В первом случае все равно продолжаем поощрять тех, кто готов принять участие в обсуждении, но, тем не менее, вызываем и тех, кто руку не поднимает. При этом, методика становится менее очевидной и прозрачной, следовательно, менее систематической.

Запретив ученикам поднимать руки, можно решить проблему, которая достаточно часто встречается в начальной школе: нетерпеливые ученики начинают выкрикивать ответы с места, не дожидаясь разрешения учителя. С другой стороны, самые активные учащиеся теряют мотивацию – зачем поднимать руку, если это никак не поощряется. В данном случае решение за учителем.

Возможен следующий вариант: кто дает ответ на первые три вопроса, определяет учитель. В соответствии с методикой, руки ученики не поднимают, педагог вызывает сам, а четвертый вопрос задается тому, кто хочет ответить (соответственно поднимает руку). В этом случае это может трактоваться как награда, поощрение.

Второй вопрос, который возникает уже в процессе использования методики: «Кого выбрать?». Как уже отмечалось, детьми «холодный обзвон» должен восприниматься как работа класса в целом, поэтому вопросов, почему одному ученику достался вопрос легче, чем другому, быть не должно. Учителю, чтобы избежать сложностей с выбором и обеспечить эффект универсальности, особенно если уровень учащихся примерно одинаковый, можно рекомендовать использовать следующие приемы:

  • Ведение и заполнение специальных таблиц, где отмечают количественные показатели ответов учащихся; таблицы могут быть перед глазами детей, что еще раз подчеркнет «неотвратимость» общения.
  • Рандомно, посредством вытягивания вопросов самими учащимися или фамилий учащихся педагогом; можно специально для этого подготовить красивую коробочку, предложить вытягивать фамилии самым активным детям или именинникам и т.п. Используя прием, который допускает ситуацию случайности, педагог может потерять контроль над структурой, последовательностью вопросов, а также не сможет передавать вопрос конкретному учащемуся.

Схема вызова учащегося выглядит следующим образом: педагог задает вопрос, небольшая пауза (вытягивание листочка с фамилией, работа с таблицей), дальше звучит имя. Во время паузы каждый отвечает про себя, а вслух озвучивает тот, кого назвал учитель. Можно организовать работу с учащимися в обратном порядке в случае, если ответ неверный либо его нет, при этом можно практиковать хоровые ответы. Если вопросы, предложенные педагогом, достаточно сложные либо требуют развернутых ответов, ответов-рассуждений, можно заранее ознакомить учащихся с ними и дать время на то, чтобы они набросали варианты.

Перед началом использования методики рекомендуется провести вводную беседу с учениками, цель которой объяснить, для чего используется данный метод, чего он позволит добиться. С учащимися начальной школы метод можно представить как игру «Отвечает только тот, кого назову».

Методика «холодный обзвон» может сочетаться с различными интерактивными методами.

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы.
  • «Верите ли вы, что …?»
  • «Ромашка Блума».
  • «Шапка вопросов».
  • «Тысяча примеров».
  • «Светофор».
  • «Вопрос-ответ».
  • «Лапта».

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации опроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. «Тонкие» вопросы: Кто …? Что …? Когда …? «Толстые» вопросы: Может …? Мог ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Объясните, почему …? Почему вы думаете …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? Что, если …? Дайте три объяснения, почему …?

Учитель задает 5-7 вопросов, которые требуют ответа да или нет, дети отвечают или показывают сигнальными карточками.

В начальных классах можно использовать классификацию вопросов известного американского психолога и педагога Бенджамина Блума. Первый лепесток - простой вопрос. Простые вопросы – это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля (зачет, тест). Второй лепесток – вопрос-интерпретация. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Третий лепесток – оценочный вопрос. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?». Четвёртый лепесток – практический вопрос – вопрос направлен на установление взаимосвязей между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» Пятый лепесток – творческий вопрос – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Шестой лепесток - уточняющий вопрос. Обычно эти вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?». Цель этих вопросов – представление ученику возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Вопросы в данной ситуации готовят сами учащиеся. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

Например, это может быть вопрос, касающийся оценки поведения героя.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

Прием используется для проверки практических навыков. Это форма опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

Например, на уроке русской литературы задается понятие «Метафора». Учащиеся приводят конкретные примеры.

Светофор – это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой – зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона – готов отвечать, красная – не готов).

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух-трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

Учитель задает вопрос, а весь класс хором отвечает. При этом, необходимо запланировать использование определенного сигнала, например, «Класс!», «Все вместе!» и т.п.

Использование данного приема позволяет эффективно повторить и закрепить пройденный материал (определения, таблица умножения и т.д.), в классе возникает веселая и достаточно энергичная атмосфера. Естественно, вопросы (в этом случае предложенные классу) должны быть максимально конкретными:

- Сколько у вас получилось в задаче?

- Назовите подлежащее в предложение и т.п.

Всем знакома эта чудесная и веселая игра, ее особенность – скорость. Учитель при использовании данного приема «бросает» ученикам вопрос и «ловит» ответ. Вопросы и ответы короткие, конкретные; педагог не комментирует их, а лишь отслеживает их правильность.

Не секрет, что каждый учитель стремится к тому, чтобы урок был интересен. Для этого нужна методика работы, которая позволила бы вовлечь в учебную деятельность всех детей. Учитель задает вопрос, а отвечают все, только один вслух, а остальные про себя. Кроме того, каждый знает, что вызвать его могут в любую минуту, а значит, нужно быть всегда готовым к ответу, при этом, страха и напряжения нет.Такая система существует – это методика «холодный обзвон». Важно, при этом, четко учитывать требования, которым необходимо следовать педагогу, для того чтобы использование методики была максимально эффективным.

Список литературы

1.Лемов, Д Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей /Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 416 с.

2.https://megalektsii.ru

3. https://nsportal.ru

4. https://paidagogos.com

5. https://solncesvet.ru