Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Оценка 4.9
249 р.
249 р.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Детсад
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 01.12.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Cвидетельство участника
249 р.
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки.

На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе.

В общем смысле субкультура – это система ценностей, разнообразных установок, моделей поведения в определенной социальной группе. Как правило, ценности и способы поведения в этой социальной группе отличаются от господствующих в обществе, хотя и связаны с ней.

Во многих современных обществах существует множество субкультур, однако наиболее часто понятие «субкультура» употребляется в отношении молодежной культуры и социальных групп, проявляющих девиантное поведение. Специалисты всерьез считают, что преступные субкультуры помогают своим членам решать определенные задачи, например, помогают компенсировать «неудачи» в межличностных отношениях с другими людьми в обществе.

Субкультура появляется тогда, когда на это есть свои причины:

  • Люди по определенным причинам не вовлекаются в общественные отношения, либо их принуждают к производственным или межличностным отношениям, что вызывает отторжение.
  • Между человеком и общество существуют серьезные противоречия, например, в области морали. Если люди не могут изменить общество, то они вступают в социальную группу, организуя свою собственную субкультуру.

Молодежные культуры часто рассматриваются специалистами как девиантные. Они появляются на основе разнообразных стилей в одежде и музыке, которые диктуют молодым людям стиль поведения. Некоторые социологи рассматривают субкультуры как выражение оппозиции господствующей культуре. Считается, что основной причиной появления молодежной субкультуры является нарушение процесса адаптации молодых людей в социуме. Появление молодежной субкультуры вполне закономерный процесс, поскольку у молодежи повышена потребность в общении со сверстниками. Подростки и молодые люди больше прислушиваются к мнению друг друга, чем к мнению взрослых. Однако подростки, у которых нарушена адаптация, выбирают девиантную социальную среду.

Любая субкультура может отличаться от доминирующей в обществе культуры своим языком, манерой поведения, одеждой. Основным стрежнем субкультуры может выступать музыка, образ жизни, политические взгляды и многие другие факторы. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и выражают протест против общества в целом или против общественных явлений. Некоторые субкультуры очень закрыты и носят замкнутый характер. Иногда же субкультура входит в единую культуру общества и является ее неотъемлемым элементом.

Среди многообразия субкультур особое место занимает детская субкультура.

Детская субкультура

Понятие детская субкультура предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.

В научной литературе термин «детская субкультура» встречается примерно с 70-х годов XX века. На сегодняшний день детская субкультура – полноправный член культуры взрослых людей. Однако детская субкультура занимает автономное положение. С одной стороны, дети интересуются жизнью взрослых и наблюдают за ними. А с другой – противостоят взрослым, не пускают их в свой мир.

В широком смысле «детская субкультура» понимается как все то, что создано в обществе для детей и детьми. В более узком смысле детская субкультура - это смысловое пространство ценностей, установок, способов поведения и общения, которое существует в детских сообществах. Детская субкультура – это обобщение социально-психологического опыта, который накапливался в детском сообществе на протяжении долгого времени и передавался из поколения в поколение.

М.В. Осорина отмечает, что существуют две основные формы такого культурного обобщения социально-психологического опыта:

- формирование устойчивых моделей ритуализированного поведения;

- создание текстов детского фольклора.

Компоненты детской субкультуры

Анализируя работы социологов, можно отметить, что наиболее изученным компонентом детской субкультуры является детский фольклор. Существует множество считалок, дразнилок, страшилок, сказок и загадок, которые дети передают друг другу. Однако, по мнению И.С. Кона, в детской субкультуре есть три главных компонента:

- детская игра;

- детское творчество и фольклор;

- способы поведения детей.

Все три составляющие детской субкультуры хорошо изучены психологами, педагогами и социологами. Особым компонентом детской субкультуры является так называемая «детская философия». Дети размышляют о достаточно универсальных феноменах – добре, зле, жизни и смерти. Такие размышления во многом определяют детскую картину мира, которая выстраивается в сознании ребенка.

Специалисты отмечают, что мировоззрение детей очень сильно отличается от мировоззрения взрослого. Между ребенком и реальной жизнью взрослых существует как бы «промежуточный мир». Собственная система мировоззрения складывается у детей при помощи механизма интериоризации в процессе взаимодействия с предметами и взрослыми людьми. Интериоризация – переход внешних знаний, ценностей, убеждений, установок во внутренние. Получая информацию, ребенок постепенно усваивает ее и встраивает в собственное мировоззрение, делая ее своей собственной. Дети мыслят эгоцентрически, сочетая реальную информацию с фантазией.

Еще одним феноменом детской субкультуры является словотворчество. К.И. Чуковский в своей книге подробно описывает его. Словотворчество помогает ребенку овладевать родной речью. Затем дети, получив опыт словотворчества, создают свой собственный язык общения. Он отличается особым синтаксическим и лексическим строем, часто он зашифрован от взрослых.

Значительное место в детской игровой субкультуре отводится так называемому «правовому кодексу». Дети всячески утверждают свое право собственности на собственные вещи, меняются игрушками, получают привилегии на основе старшинства. Дети имеют свою собственную магию: обряды, суеверия и тому подобное.

Традиционные игры в детской субкультуре

Систематические наблюдения за традиционными детскими играми исследователи начали в XIX веке. Это были этнографы или путешественники, которые собирали интересные факты о детской игре. Довольно быстро выяснилось, что с одной стороны детская субкультура способна воспроизводить свои игры в неизменном виде на протяжении целых столетий. Так, в старинных играх можно увидеть прототипы бытующих ныне в детской субкультуре традиционных игр. Традиционная русская «Игра с метлой» трансформировалась в игру «Третий лишний».

С другой стороны, многие традиционные игры, бытующие в детской субкультуре, не существуют в единственной форме. Они претерпевают всевозможные трансформации. Таким образом, одной из отличительных черт традиционных детских игр является их вариативность. С древних времен в русской традиции одна и та же игра имеет несколько вариантов. В нее либо вносятся определенные дополнения, либо само игровое задание принципиально изменяется. Поэтому дети должны постоянно преобразовывать свои действия в соответствии с новой задачей. Так, существуют несколько вариантов игры в «Салки», «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки». Новые разновидности игр определенным образом влияют на игровое пространство, развивают творческие способности детей. Во многих случаях изменение традиционной игры происходит в процессе усложнения игрового задания.

Игра современных дошкольников

Ребенок дошкольного возраста и игра – неразделимые понятия, ведь игра является ведущим видом деятельности детей и необходимым атрибутом детства. Взрослые не должны руководить игрой детей, но должны стараться обеспечить условия для их игры.

К сожалению, в современной детской субкультуре игра переживает свой кризис. Специалисты отмечают следующие проблемы:

1) Современные дети мало играют, их игры не отличаются разнообразием и сложностью. Современные дошкольники часто просто имитируют движения или манипулируют с игрушкой простейшим способом. Они не стремятся придумать сюжет игры, не всегда могут в полной мере реализовать замысел игры, не соотносят интересы каждого из участников игры с ее сюжетом. Часто игра, только начавшись, неожиданно заканчивается. Современные дошкольники все чаще стремятся быть во всем первыми, выполнять ведущие роли, диктовать свои правила. А ведь игра – коллективная деятельность, в которой должна быть определенная иерархия.

2) Большинство современных родителей просто не оставляют своим детям время для игр, заполняя его разнообразным образовательным содержанием. Однако дети не всегда способны усвоить образовательный материал, который им предлагается из-за своих возрастных особенностей. В результате, психика ребенка перегружена, и дети лишены возможности играть в свое удовольствие. Однако игра – это не просто развлечение, это возможность для правильного и своевременного психического развития. Сегодня родители дошкольников стараются научить их читать, писать и считать, полагая, что таким образом обеспечивают ребенку успешное обучение в школе. Однако специалисты отмечают, что такое опережающее обучение часто, напротив, приводит к появлению проблем. Не играя, дети не развивают свою эмоционально-волевую сферу. Не учатся сотрудничать друг с другом, у них не формируется познавательный интерес.

3) Казалось бы, в группе детского сада у детей есть возможность играть. Но и здесь есть определенные трудности. В группе собраны дети одного возраста, а, значит, в процессе игры нарушена передача опыта от одного поколения детей другим. Ранее культурные ценности легко передавались в дворовых играх, но сегодня дошкольники практически не играют во дворе с другими детьми. В современных семьях все чаще воспитываются по одному ребенку, что тоже не позволяет детям общаться с детьми старшего возраста.

4) Единственный ребенок в семье часто испытывает дефицит игрового общения. Часто в качестве партнера по игре используется компьютер. Испокон веков старшие дети выступали инициаторами развития детской субкультуры, учили младших определенным способам взаимодействия. В процессе общения или совместной игры старшие дети передавали малышам сведения об окружающем мире, приобщали к ценностям детского сообщества. Так, в детской субкультуре накапливались мифы, сказки, дразнилки и игровые способы. Игра со старшим ребенком намного привлекательнее для дошкольника, чем игра со сверстником. Старший ребенок знает больше, может придумать интересный сюжет. Педагог детского сада в глазах ребенка все равно остается взрослым, как бы он ни исполнял свою роль в игре.

Самостоятельной творческой игре дошкольников необходимо целенаправленно обучать. Дети не могут придумывать интересные игровые сюжеты, если их этому не научил воспитатель. Эта обязанность ложится на плечи педагога. Для этого он должен хорошо понимать сущность и значение детской творческой игры, знать закономерности ее развития. Желательно, чтобы воспитатель владел психолого-педагогической технологией сопровождения любых видов детских игр, был способен организовать игру в соответствии с возрастом воспитанников. Сама предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть организована с учетом потребностей детей в игре. Главное, что должен уметь педагог – становиться на позицию ребенка, входить в воображаемый мир вместе с ним, искренне верить в сюжет игры.

К сожалению, воспитатели под игрой все-таки подразумевают образовательную ситуацию с применением игровых приемов. А игра подменяется игровым обучением. Педагог при этом сам организует игровую среду и распределяет роли между детьми, предлагает детям свой сюжет. Поэтому в данной ситуации не остается простора для детского творчества.

Кроме того, часто игровая среда детского сада не оснащена должным образом. А ведь специалисты утверждают, что игрушки занимают главное место среди условий, необходимых для развития игры. Их главная функция – средообразование. Игрушки помогают дошкольнику создавать ту или иную воображаемую ситуацию. Но современные производители предлагают детям антиигрушки. Они не развивают игровую деятельность ребенка, а скорее препятствуют ее развитию. Такие игрушки не стимулируют самостоятельную активность ребенка, с ними невозможно совершать игровые действия. Помимо этого, антиигрушки задают строгое направление для деятельности ребенка и провоцируют его на агрессивное поведение. Детям часто остается лишь наблюдать за тем, как едет машинка или поет кукла. Играть с такими игрушками невозможно. Игра становится простым манипулированием предметом. Дети стремятся обладать все новыми и новыми игрушками, хвастаются ими, но не придумывают сюжет игры или характер игрушки. Часто ребенок просит купить игрушку, но получив ее, теряет к ней интерес, ведь играть с ней не получается.

Современные дошкольники, к сожалению, живут в особой субкультуре, которая сформирована индустрией игрушек, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому детская субкультура характеризуется специфическими ценностями и идеалами, отличными от тех, что были присущи детской субкультуре в предыдущие десятилетия. Современные дошкольники мало общаются, мало играют, мало читают. Зато они с удовольствием проводят время за компьютером, игрой с гаджетами или за просмотром мультсериалов.

К сожалению, такие особенности детской игровой субкультуры, приводят к тому, что дети не способны к самоорганизации, у них недостаточно развита мотивация и произвольность поведения, им недостает самосознания и ответственности. Такие особенности современных детей становятся заметными в период адаптации к обучению в школе, у многих из младших школьников возникают серьезные трудности и проблемы.

Итак, основными причинами низкого уровня развития игры в современной детской субкультуре являются:

  • Отсутствие возможности разновозрастного общения.
  • Низкий развивающий потенциал игрушек.

2.Некомпетентность педагогов в вопросах педагогического сопровождения игры.

3.Преобладание в режиме дошкольной образовательной организации обучающего компонента.

Рекомендации для педагогов по развитию игровой детской субкультуры

Игровая детская субкультура – это особая система бытующих в детской среде представлений о мире и ценностях, совокупность особенностей поведения и форм общения. Это сообщество, живущее по своим собственным законам, но встроенное в общую культуру общества. Дети являются носителями основных культурных ценностей субкультуры, они передают ценности друг другу через соответствующие традиции, обычаи и ритуалы. Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует социализации и адаптации в современном мире взрослых. Однако современная детская игровая субкультура переживает свой кризис. Поэтому взрослые, и педагоги, и родители, должны приложить свои усилия для того, чтобы включить детей в детскую субкультуру и стимулировать их игровую деятельность.

Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п. Таким образом, детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации — индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. Обращать внимание на систему норм и ценностей детской субкультуры, на ее отличия от ценностей взрослого общества.

2. Поощрять межличностное общение детей. Важно, чтобы ребенок общался как со сверстниками, так и с детьми старшего возраста.

3. Желательно поощрять игры ребенка во дворе с другими детьми разного возраста, поскольку такое взаимодействие позволяет передавать ценности игровой субкультуры от ребенка к ребенку.

4. Взрослые должны следить, чтобы дети не играли антиигрушками. Важно подбирать такие игрушки, которые бы способствовали развитию игровой деятельности и позволяли детям придумывать игровые сюжеты. Важно, чтобы игрушки соответствовали возрастным потребностям ребенка.

5. Взрослые должны хорошо знать особенности содержания детской субкультуры:

- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, состязания и др);

- детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, загадки, страшилки);

- детский правовой кодекс (знаки собственности, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах);

- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддавки);

- детскую магию и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, детские молитвы, обряды и суеверия);

- детское философствование (рассуждения о воспросах жизни и смерти и пр.);

- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки, лепка);

- наделение прозвищами сверстников и взрослых.

6. Необходимо максимально ограничить время, которое ребенок проводит за игрой в компьютер или другие гаджеты. Кроме того, просмотр телевизора в дошкольном возрасте разрешен только не более тридцати минут в день.

7. Взрослые должны быть готовы учить детей творческой игре. Помогать придумывать сюжетные линии, мастерить необходимые игрушки и принадлежности из подручных материалов, заменять недостающие детали. При этом важно играть с ребенком увлеченно, полностью погружаясь в придуманную историю.

8. Родители и педагоги могут научить детей дошкольного возраста подвижным командным играм, которые будут способствовать развитию умения сотрудничать, проигрывать, договариваться с другими детьми. Кроме того, командные игры учат ребенка навыкам самоконтроля, развивают его эмоционально-волевую сферу.

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: автореф, 2000.
  2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- 4-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
  4. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: учебное пособие – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2000.-372с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. -.:ТЦ Сфера, 2002. -256 с. Волков. Этнопедагогика.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб.: Детство-Прогресс, 2004.
  7. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003-254с.
  8. Крайг Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.
  9. Левикова С.И. Молодежная субкультура -М.:ФАИР- ПРЕСС, 2004.-608с.
  10. Мид М. культура и мир детства. М,.2000
  11. Мухина В.С. - Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество-М.: Академия, 2000.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. -- 2-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
22.03.2019