Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения
Оценка 4.8
99 р.
99 р.

Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения

Оценка 4.8
Практикум
преподавание +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения
Cвидетельство участника
99 р.
Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, поэтому именно они чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма,

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Именно в подростковом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

В связи с этим проблема профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает в современных условиях чрезвычайную актуальность. Пространство ненормативного поведения в последнее время существенно расширилось за счет увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей (таких как игромания, интернет–зависимость), а также за счёт расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Образ жизни, основу которого составляет девиантная активность и зависимые формы поведения, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности, существенно ухудшает «стартовые» условия социализации молодого поколения.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция в рамках образовательных учреждений, где они находятся в зоне социального контроля и влияния педагогического коллектива. Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.

Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:

  • девиантное;
  • делинквентное (противоправное);
  • криминальное (преступное) поведение.

Социологи определяют девиацию как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. По мнению Э. Дюркгейна, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

Существенными признаками девиантного поведения являются:

  1. Отклонение от социальных стандартов. К  таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут со временем меняться.
  2. Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
  3. Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям.
  4. Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением.
  5. Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
  6. Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
  7. Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Следует помнить, что термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 9 лет.

Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.). Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.

Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.

Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и со­держание в научной литературе оцениваются и харак­теризуются неоднозначно.

Так, по мнению американского социолога Н. Смелзера и белорусского социолога О. Осиновой, девиантность определяется соответствием или несоответ­ствием поступков подростков социальным ожиданиям. По­скольку социальные ожидания многообразны и часто пред­ставляются спорными, то и определить, является то или иное действие девиантным, непросто. Смелзер отмечает, что один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный. Ученый подчеркивает, что девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе вле­чет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя

Клейберг Ю.А. определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, мода и т.д. При этом девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.

Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.

Формы проявления девиантного поведения

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем

не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:

  • пьянство и алкоголизм;
  • токсикомания и наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • проституция;
  • девиантное поведение по почве сексуальных отклонений;
  • побеги из дома и бродяжничество;
  • вандализм.

Как показывает анализ ряда психолого-педагогических источников, распространёнными особенностями, характерными для подростков с девиантным поведением, является состояние психологической изоляции, низкий уровень социализации, отставание в развитии, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа «Я», рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Помимо этого, у рассматриваемого контингента подростков учёными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.

1. Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:

  • малые социальные группы (прежде всего семья, группа сверстников);
  • школа;
  • многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.

2. Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; его бездуховность; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма и наркомании.

3. Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.

4. Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.

Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались в вполне благополучных семьях.

Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).

5. Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

6. Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

  • внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;
  • пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый;
  • стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

7. Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию.

Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение, не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

  • Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
  • Психофизиологические факторы. В последнее время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что  приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
  • Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.

8. Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

9. Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некритичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.

10. Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога  Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Образовательное учреждение любого типа выступает одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогическое сопровождение воспитательно-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции поведения подростков, осуществляемой непосредственно в процессе образовательного процесса,  созданию воспитывающей среды в учреждении образования, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении образования базируется на следующих принципах:

  • формирование противопоточных установок;
  • систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
  • учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
  • единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
  • организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.

Работа с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:

  1. Этап ранней профилактики.
  2. Этап непосредственной профилактики девиантного поведения.
  3. Этап профилактики предпреступного поведения.

На названных этапах решаются следующие задачи:

  • На этапе ранней профилактики необходимо  оздоровить среду и помочь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.
  • Задачи  второго этапа состоят в недопущении перехода на предпреступный уровень поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
  • Главная задача этапа профилактики предпреступного поведения - не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.

Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением? Под такими педагогическими условиями следует понимать комплекс методов, форм и средств, направленных на процесс социализации обучающихся с девиантным поведением. Основными методами, применяемыми в процессе социализации, являются такие методы воспитания, как:

  • методы формирования сознания личности (различные виды бесед, дискуссии, диспуты и метод примера). Данные методы способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышают самооценку личности;
  • методы стимулирования мотивации деятельности и поведения (ролевые игры и соревнования). Данные методы вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности;
  • методы контроля (беседы и психологические опросы). Данные методы позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением.

Применение данных методов должно быть обусловлено учётом индивидуальных особенностей личности и выбором определённых педагогических ситуаций. Ведущими формами процесса социализации обучающихся с девиантным поведением являются:

  • проведение классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций личности, то есть компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности;
  • организация круглых столов, семинаров, конференций и тренингов с привлечением работников здравоохранения, физической культуры и спорта, успешных людей, передовиков производства с целью самоопределения и всестороннего развития личности;
  • организация экскурсий, туристических походов, которые направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков.

Именно разноплановое использование данных форм воздействия создаст благоприятные педагогические условия для процесса социализации обучающихся с девиантным поведением.

Основными средствами создания педагогических условий, способствующими социализации учащихся с девиантным поведением, являются:

  • окружающие продукты материальной культуры;
  • язык и речь ближайшего окружения детей и подростов;
  • элементы духовной культуры (произведения искусства и литературы, обычаи, песни);
  • различные виды отношений в главных отраслях жизнедеятельности;
  • методы поощрения.

С помощью данных средств социализации девиантное поведение нормализуется в соответствии с ценностями и нормами общества.

В результате комплексного применения данных форм, методов и средств процесс социализации учащихся с девиантным поведением будет проходить в три этапа:

  • на первом этапе происходит ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личности;
  • на втором этапе происходит приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения;
  • на третьем этапе происходит самоопределение и самореализация личности.

Сам процесс социализации должен строиться на основе учебной деятельности, системы взаимоотношений (педагог – ребёнок – родитель) и психологической помощи. Еще одним важным педагогическим условием является то, что процесс социализации должен быть основан на следующих факторах:

  • доверительные отношения;
  • позитивный настрой;
  • индивидуальный подход;
  • системность воздействия;
  • убеждение;
  • поощрение.

Именно данные слагаемые будут способствовать результативности процесса социализации. А для того чтобы процесс социализации осуществлялся органично, педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип поддержки (обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя);
  • принцип стимулирования (педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации);
  • принцип умеренной требовательности (позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся).

Данные формы, методы, средства, условия и принципы работы позволят обучающимся с девиантным поведением найти своё место в жизни, почувствовать себя нужным, быть инициатором и просто ответственным исполнителем.

Доктор педагогических наук А.Д. Гонеев, автор учебника по основам коррекционной педагогики,  выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1. Метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера.

2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
  •  переориентировка самосознания;
  • переубеждение;
  • прогнозирование отрицательного поведения.

3. Метод перестройки жизненного опыта:

  • предписание;
  • ограничение;
  • переучивание;
  • переключение;
  • регламентация образа жизни.

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

  • поощрение и наказание;
  • соревнование;
  • положительная перспектива.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются  подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Список источников:

  1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28
  2. Белкин А.С. Внимание - ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. - Урал.кн. из-во, 1981.
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.,1999.
  4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося     поведения). - М.,2003.
  5. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании?//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения . М., 2001.
  7. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография Ярославль Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2002.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.,2001.
  9. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.
  10. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  11. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
11.04.2017