Одним из самых эффективных методов получения обучающимся знаний считается деятельностный подход, так как при его использовании школьник самостоятельно добывает знания в процессе учебно-познавательной деятельности, а не получает их в готовом в виде от педагога или из учебных пособий. Об эффективности данного метода еще в 19 веке писал немецкий педагог-демократ А.Дистерверг, который считал «деятельностный метод самым трудным, но и самым наилучшим».
При этом деятельностный метод является еще и универсальным инструментом обучения, так как он может быть реализован на всех ступенях обучения, включая начальную школу.
Структура обучения в соответствии с деятельностным подходом включает в себя ряд деятельностных шагов:
Цель данного этапа заключается в создании условий, когда обучающиеся будут заинтересованы в осуществлении учебной деятельности. В ходе этого этапа происходит осознанный переход обучающегося в пространство учебной деятельности.
Для повышения мотивации школьников используются следующие приемы:
На уроке данный этап занимает обычно не более двух минут, но при этом от его проведения напрямую зависит, в каком психологическом настрое дети подойдут к изучению нового материала. Для того чтобы обеспечить мотивацию обучающихся, педагогу требуется перед началом урока повторить основные правила организации учебного процесса, определить содержательные рамки урока, а также создать у детей хорошее настроение и привлечь их внимание к изучаемой теме.
При реализации данного этапа преследуется несколько целей:
Данный этап предполагает проведение мероприятий по подготовке и мотивации обучающихся к качественному самостоятельному выполнению пробных учебных действий с одновременной фиксацией индивидуальных затруднений.
Процесс актуализации должен обеспечить полноту тех способов действий, которые планируется применять в ходе построения нового здания. При этом необходимо предусмотреть включение еще 1-2 способов, нужных для создания ситуации выбора обучающимися наиболее подходящего для них инструментария для проектирования.
Количество заданий должно подбираться таким образом, чтобы не затягивать данный процесс и не рассеивать внимание детей. Оптимальная продолжительность – 5-7 минут.
Для создания ситуации затруднения для каждого обучающегося необходимо организовать совместное обобщение учебного содержания для актуализации.
В ходе данного этапа выполняются следующие действия:
Для достижения такого эффекта обучающимся рекомендуется задавать следующие вопросы:
В процессе выполнения пробных учебных действий обучающиеся постепенно привыкают к тому, что в процессе обучения можно допускать ошибки. При этом ошибка не является «криминалом», а всего лишь является поводом для поиска причин ее возникновения с дальнейшим ее исправлением.
Для того чтобы обучающиеся могли восстановить цепочку своих рассуждений и выявили точки затруднений, им можно предложить ответить на ряд вопросов:
В целях выявления причины затруднения обычно ставятся следующие вопросы:
В результате обучающиеся должны найти свои пробелы в знаниях и устранить их.
При выполнении данного этапа обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект предстоящих учебных действий. Для этого:
Вполне вероятно, что предложенная обучающимися тема не будет совпадать с запланированной. В этом случае педагог показывает детям заготовленный вариант, после чего совместно подбирается оптимальная формулировка. Если есть возможность, то учителю стоит принять формулировку школьников, так как это создает дополнительную мотивацию к обучению. Главное условие – формулировка должна быть понятной детям и грамотно составленной.
Далее уточняются средства, которые могут потребоваться для проектирования.
Этап преследует следующие цели:
Реализация данного этапа проходит в соответствии с разработанным ранее планом, а учитель направляет деятельность обучающихся с помощью наводящих вопросов. В то же время педагог должен сделать так, чтобы с каждым уроком уровень самостоятельности детей неуклонно увеличивался.
На этом же этапе осуществляется уточнение того факта, что изученный новый способ предназначен для решения не только конкретного пробного упражнения, но и аналогичных задач данного типа.
Завершающим моментом этапа является фиксация преодоленных трудностей.
Целью этапа является организация усвоения школьниками нового способа действий для решения типовых задач с одновременным их проговариванием во внешней речи.
Этот этап нужен для оформления в мышлении детей построенного способа действия. Для этого обучающиеся первоначально в форме коммуникативного взаимодействия (в группах и парах) решают предложенные типовые задачи и проговаривают вслух алгоритмы решения.
На этом этапе обязательно выполнение рефлексии того, что делают обучающиеся, как они выполняют эти действия.
Целями этапа являются:
Этот этап предполагает максимальный уровень самостоятельности при выполнении задания. Педагог подключается только на этапе рефлексии и может задавать такие вопросы:
Сложность рефлексии на данном этапе заключается в том, что педагогу необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и тем самым мотивировать его к дальнейшей познавательной деятельности.
Основные цели этапа:
В рамках данного этапа дети узнают, в каких ситуациях они могут использовать приобретенное знание. Также обучающимся предлагаются такие задания, в которых новый способ действий уже является промежуточным шагом, то есть после его выполнения необходимо совершить еще какое-то действие, в том числе с применением ранее изученного материала.
Целями этапа являются:
Данный этап предполагает фиксацию нового содержания, которое было изучено на уроке, с дальнейшей рефлексией и самооценкой школьниками собственной учебной деятельности. Во время завершающего момента дети соотносят цели и результаты нового содержания, фиксируют уровень их соответствия и определяют дальнейшие цели своей деятельности.
Учитель в ходе данного этапа может задавать детям такие вопросы:
Также при наличии времени педагог может задать детям вопросы в целях закрепления норм учебной деятельности:
При постановке домашнего задания необходимо предусмотреть включение в него следующих пунктов:
Для того чтобы деятельностный подход стал эффективным методом обучения, педагог должен выработать свою уникальную методику и иметь четкие представления о том, как учить детей, чтобы им был интересен процесс познания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.