лучшедома
Деятельностный метод обучения как один из эффективных инструментов повышения качества образования

Деятельностный метод обучения как один из эффективных инструментов повышения качества образования

Вебинар
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном вебинаре Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 26.05.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Деятельностный метод обучения как один из эффективных инструментов повышения качества образования
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Одним из самых эффективных методов получения обучающимся знаний считается деятельностный подход, так как при его использовании школьник самостоятельно добывает знания в процессе учебно-познавательной деятельности, а не получает их в готовом в виде от педагога или из учебных пособий. Об эффективности данного метода еще в 19 веке писал немецкий педагог-демократ А.Дистерверг, который считал «деятельностный метод самым трудным, но и самым наилучшим».

При этом деятельностный метод является еще и универсальным инструментом обучения, так как он может быть реализован на всех ступенях обучения, включая начальную школу.

Структура обучения в соответствии с деятельностным подходом включает в себя ряд деятельностных шагов:

  • Мотивация к осуществлению учебной деятельности.
  • Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
  • Выявление места и причин затруднения. Данный этап является самым трудным не только для обучающихся, но и для учителя. Его цели:
  • Разработка проекта выхода из затруднения.
  • Реализация разработанного проекта.
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель данного этапа заключается в создании условий, когда обучающиеся будут заинтересованы в осуществлении учебной деятельности. В ходе этого этапа происходит осознанный переход обучающегося в пространство учебной деятельности.

Для повышения мотивации школьников используются следующие приемы:

  • актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной программы, то есть объяснение детям, почему они должны учиться;
  • установление тематических рамок;
  • создание условий, в которых у обучающегося проявляются внутренние потребности к обучению.

На уроке данный этап занимает обычно не более двух минут, но при этом от его проведения напрямую зависит, в каком психологическом настрое дети подойдут к изучению нового материала. Для того чтобы обеспечить мотивацию обучающихся, педагогу требуется перед началом урока повторить основные правила организации учебного процесса, определить содержательные рамки урока, а также создать у детей хорошее настроение и привлечь их внимание к изучаемой теме.

При реализации данного этапа преследуется несколько целей:

  • актуализация познавательных процессов и мыслительных операций, необходимых для формирования новых знаний;
  • актуализация изученных ранее способов действий, которые нужны для построения нового знания, включая их вербальную и знаковую фиксацию и обобщение;
  • мотивация обучающихся к пробному учебному действию с дальнейшим его самостоятельным осуществлением;
  • фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в процессе выполнения ими пробного учебного действия или во время его обоснования.

Данный этап предполагает проведение мероприятий по подготовке и мотивации обучающихся к качественному самостоятельному выполнению пробных учебных действий с одновременной фиксацией индивидуальных затруднений.

Процесс актуализации должен обеспечить полноту тех способов действий, которые планируется применять в ходе построения нового здания. При этом необходимо предусмотреть включение еще 1-2 способов, нужных для создания ситуации выбора обучающимися наиболее подходящего для них инструментария для проектирования.

Количество заданий должно подбираться таким образом, чтобы не затягивать данный процесс и не рассеивать внимание детей. Оптимальная продолжительность – 5-7 минут.

Для создания ситуации затруднения для каждого обучающегося необходимо организовать совместное обобщение учебного содержания для актуализации.

В ходе данного этапа выполняются следующие действия:

  • учитель рассказывает, какой материал и по какой причине был выбран для повторения;
  • всем обучающимся предлагаются одинаковое индивидуальное задание для пробного действия;
  • проведение анализа пробного действия, в рамках которого требуется выявить новое учебное содержание, то есть выявить что-то новое в задании;
  • обеспечение принятия на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия. Данный момент является крайне важным, так как обучающийся должен осознанно идти к изучению неизвестного ему материала.

Для достижения такого эффекта обучающимся рекомендуется задавать следующие вопросы:

  • что вы планируете делать с заданием, ведь оно содержит неизвестную вам информацию (оптимальный ответ: «Мы попробуем»);
  • зачем вы будете пробовать (ответ: для того чтобы самостоятельно найти новый способ);
  • это задание вам интересно (Да);
  • выполнение пробного действия с дальнейшим сопоставлением полученных результатов. По итогам обычно выясняется, что дети получают совершенно разные варианты и среди всех актуализированных способов отсутствует нужный для выбора правильного решения. Вторая распространенная ситуация – получение одинаковых вариантов. В таком случае проблема может заключаться в отсутствии способа, подходящего для объяснения правильности решения;
  • организация рефлексии пробного действия.

В процессе выполнения пробных учебных действий обучающиеся постепенно привыкают к тому, что в процессе обучения можно допускать ошибки. При этом ошибка не является «криминалом», а всего лишь является поводом для поиска причин ее возникновения с дальнейшим ее исправлением.

  • восстановление выполненных операций с их фиксацией. Фиксация может осуществляться вербально и знаково;
  • сравнение своих действий с эталонным способом действий. В ходе сравнения удается найти причину затруднения, то есть выявить конкретные знания, умения и способности, которых обучающемуся не хватает для решения предложенного упражнения.

Для того чтобы обучающиеся могли восстановить цепочку своих рассуждений и выявили точки затруднений, им можно предложить ответить на ряд вопросов:

  • какое задание вы сейчас выполняли;
  • какой способ использовали для решения задачи;
  • что было сделано сначала, а что потом;
  • в каком месте возникло затруднение.

В целях выявления причины затруднения обычно ставятся следующие вопросы:

  • почему именно здесь возникло затруднение;
  • чем данное задание отличается от заданий, решаемых ранее.

В результате обучающиеся должны найти свои пробелы в знаниях и устранить их.

При выполнении данного этапа обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект предстоящих учебных действий. Для этого:

  • ставится цель (устранение возникших затруднений);
  • согласовывается тема урока;
  • выбирается способ действия (уточнение либо дополнение);
  • разрабатывается план достижения цели с одновременным определением нужных средств (модели, учебник, алгоритмы и др.). Данный процесс осуществляется под руководством педагога, который помогает детям с помощью наводящих вопросов:
  • какую цель нам требуется поставить;
  • как вы бы сформулировали тему урока.

Вполне вероятно, что предложенная обучающимися тема не будет совпадать с запланированной. В этом случае педагог показывает детям заготовленный вариант, после чего совместно подбирается оптимальная формулировка. Если есть возможность, то учителю стоит принять формулировку школьников, так как это создает дополнительную мотивацию к обучению. Главное условие – формулировка должна быть понятной детям и грамотно составленной.

Далее уточняются средства, которые могут потребоваться для проектирования.

Этап преследует следующие цели:

  • организация коммуникативного взаимодействия для обеспечения успешного выполнения разработанного проекта;
  • фиксация разработанного способа действия вербально и с помощью знаков;
  • решение первоначальной задачи, которая предлагалась для пробного действия, с одновременным преодолением выявленных затруднений;
  • уточнение общего характера нового знания.

Реализация данного этапа проходит в соответствии с разработанным ранее планом, а учитель направляет деятельность обучающихся с помощью наводящих вопросов. В то же время педагог должен сделать так, чтобы с каждым уроком уровень самостоятельности детей неуклонно увеличивался.

На этом же этапе осуществляется уточнение того факта, что изученный новый способ предназначен для решения не только конкретного пробного упражнения, но и аналогичных задач данного типа.

Завершающим моментом этапа является фиксация преодоленных трудностей.

Целью этапа является организация усвоения школьниками нового способа действий для решения типовых задач с одновременным их проговариванием во внешней речи.

Этот этап нужен для оформления в мышлении детей построенного способа действия. Для этого обучающиеся первоначально в форме коммуникативного взаимодействия (в группах и парах) решают предложенные типовые задачи и проговаривают вслух алгоритмы решения.

На этом этапе обязательно выполнение рефлексии того, что делают обучающиеся, как они выполняют эти действия.

Целями этапа являются:

  • проверка на практике своего умения выполнять новый тип учебных заданий и сравнение хода решения с эталонным образцом;
  • организация рефлексии усвоения нового способа деятельности.

Этот этап предполагает максимальный уровень самостоятельности при выполнении задания. Педагог подключается только на этапе рефлексии и может задавать такие вопросы:

  • возникли ли у кого-нибудь трудности?
  • с чем связаны возникшие трудности?
  • что удалось выполнить?
  • кто уверенно справился с заданием?

Сложность рефлексии на данном этапе заключается в том, что педагогу необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и тем самым мотивировать его к дальнейшей познавательной деятельности.

Основные цели этапа:

  • определение границ, в которых может применяться новое знание;
  • повторение учебного содержания, которое требуется для обеспечения принципа содержательной непрерывности.

В рамках данного этапа дети узнают, в каких ситуациях они могут использовать приобретенное знание. Также обучающимся предлагаются такие задания, в которых новый способ действий уже является промежуточным шагом, то есть после его выполнения необходимо совершить еще какое-то действие, в том числе с применением ранее изученного материала.

Целями этапа являются:

  • фиксация нового содержания, которое было изучено во время урока;
  • проведение рефлексивного анализа учебной деятельности. Анализ осуществляется с точки зрения выполнения требований, которые известны обучающимся;
  • самостоятельная оценка деятельности в ходе урока;
  • фиксация неразрешенных затруднений в целях их исправления в последующей деятельности;
  • обсуждение и запись домашнего задания.
  • какая задача была поставлена на уроке и удалось ли ее решить?
  • каким способом решалась задача?
  • каких результатов удалось добиться?
  • что еще необходимо сделать?
  • в каких сферах можно применить новые знания?
  • что на уроке у вас хорошо получилось?
  • над чем еще требуется поработать?
  • как вы действовали после получения задания пробного действия?
  • пробовали ли выполнить задание без нового знания?
  • для чего необходимо пробное действие?
  • получилось ли самостоятельно выяснить, что неизвестно?
  • кто смог самостоятельно построить план действий?
  • обязательная часть, которую должны быть в состоянии решить все обучающиеся. Продолжительность ее выполнения даже самым «слабым» обучающимся должна составлять не более 40 минут. При этом желательно, чтобы обязательная часть была вариативной и содержала творческие компоненты;
  • необязательная часть. Оптимально – одно задание по выбору творческого уровня.

Данный этап предполагает фиксацию нового содержания, которое было изучено на уроке, с дальнейшей рефлексией и самооценкой школьниками собственной учебной деятельности. Во время завершающего момента дети соотносят цели и результаты нового содержания, фиксируют уровень их соответствия и определяют дальнейшие цели своей деятельности.

Учитель в ходе данного этапа может задавать детям такие вопросы:

Также при наличии времени педагог может задать детям вопросы в целях закрепления норм учебной деятельности:

При постановке домашнего задания необходимо предусмотреть включение в него следующих пунктов:

Для того чтобы деятельностный подход стал эффективным методом обучения, педагог должен выработать свою уникальную методику и иметь четкие представления о том, как учить детей, чтобы им был интересен процесс познания.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов // Практика образования. – 2008. – №2.
  2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. – 2003. – № 6.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, – М. 1986.
  5. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». – 2011. – №9. – С.14-15.
  6. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. – 2003. – N 6. – С. 30-39.
  7. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.
  8. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.
  9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.
Получите почетное звание, участвуя онлайн
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Взнос в рассрочку от 450 руб.
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.