В современной педагогической теории и практике наблюдаются существенные изменения, связанные с внесением множества корректив в действующие методики обучения и воспитания.
Цель проводимых мероприятий – предоставление обучающимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, высокого уровня информационной грамотности для их гармоничного вхождения в современное информационное общество.
В Федеральной целевой программе развития указано, что для «распространения на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей во всех образовательных учреждениях страны требуется создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, которые бы обеспечивали успешную социализацию детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей». Также в программе указывается, что аналогичные возможности должны быть предоставлены и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение данных целей предполагается за счет:
Компьютерные средства обучения, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, основаны на обоснованных с точки зрения науки методах коррекции нарушений развития. Электронные средства обучения учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существует множество трактовок понятия «информационные коммуникационные технологии».
Под ними следует понимать педагогические технологии, где в качестве средств достижения планируемого результата используются разнообразные электронные образовательные ресурсы, которые представляют собой совокупность цифровой, графической, текстовой, речевой, видео- и аудиоинформации.
В то же время необходимо учитывать, что внедрение информационных технологий – весьма сложный процесс, который может занять не один год и должен выстраиваться в определенной последовательности. При этом каждый этап этого процесса должен иметь точную цель, по достижению которой можно переходить к реализации следующего этапа.
В течение последних 10-15 лет был накоплен существенный практический и теоретический опыт в сфере задействования информационных коммуникационных технологий в рамках организации работы с детьми с особенностями психофизического развития. Так, информационные коммуникационные технологии применяются для решения следующих задач:
Информационные коммуникационные технологии, которые разрабатываются для применения в коррекционно-образовательном процессе, как и все остальные педагогические технологии, обладают тремя структурными компонентами:
Электронные образовательные ресурсы уже вышли за пределы традиционной роли в качестве средства обучения, так как их отличают следующие особенности:
Эти особенности электронных ресурсов позволяют дифференцировать коррекционно-образовательный процесс и разработать оптимальную схему работы с каждым обучающимся, в том числе предусмотреть адекватный темп обучения и спроектировать эффективную развивающую и обучающую среду.
На этой основе выделяют пять ключевых сфер применения электронных образовательных ресурсов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
В работе с детьми с особенностями психофизического развития наиболее активно используются компьютерные и телекоммуникационные средства обучения, к которым относятся различные обучающие игровые программы, программы-тренажеры, развивающие приложения и т.д.
В то же время доступные электронные средства обучения не способны в полной мере удовлетворить запросы информатизации не только системы общего, но и специального образования. И одной из основных проблем в данной сфере является низкая информационно-коммуникационная компетентность педагога, ведь большинство педагогов только используют уже существующие программы. Однако для более успешного применения электронных средств обучения требуется разработка методических рекомендаций, методик применения компьютерных программ, а также создание новых средств обучения.
При этом в процессе разработки новых средств обучения требуется учитывать не только общепедагогические, но и специальные требования, которые касаются исключительно особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В зависимости от вида заболевания, от которого страдают дети с ограниченными возможностями здоровья, также имеются свои определенные специальные требования. Так, например, при разработке электронных средств обучения для детей с нарушением слуха необходимо выполнять следующие требования:
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог:
При учете педагогами данных требований удастся значительно повысить качество разработки электронных средств обучения, а значит, повысится и эффективность коррекционно-развивающего обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.