Формирование адаптивной здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях
Оценка 4.7
249 р.
249 р.

Формирование адаптивной здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
Детсад
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 01.12.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование адаптивной здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях
Cвидетельство участника
249 р.
Формирование адаптивной здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15 % детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35 % поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90 % детей имеют отклонения физического и психического здоровья. Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая система —это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Главная ценность при создании такой системы в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы наладить тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (педагогов, медицинских работников, родителей, детей) по созданию высокоэффективного процесса физического и психического развития ребенка, обеспечению охраны и укрепления здоровья.

Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте – это благоприятный период для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Здоровье можно рассматривать как физическое (здоровое тело); эмоциональное (здоровые чувства и эмоции); социальное (здоровое социальное поведение); умственное (здоровые мысли); духовное (здоровый дух); личностное (здоровое самовосприятие, самооценка).

К факторам, влияющим на здоровье ребенка, относят физические особенности ребенка, уровень развития здравоохранения, уровень развития образования, санитарную грамотность, гигиеническую культуру населения, социально-экономическую и экологическую ситуацию в стране.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, прежде всего, семья,включая всех членов семьи и условия проживания; образовательное учреждение, т.е. вторая семья, где ребенок проводит большую часть своего активного времени и социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.

В понятиездоровьесберегающие педагогические технологии, по мнению В. Д. Сонькина, должны быть включены следующие факторы: условия нахождения ребёнка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик воспитания и обучения); рациональная организация образовательного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая система включает в себя систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Создание такой системы в условиях дошкольного учреждения является одним из условий обеспечения качества дошкольного образования.

В здоровьесберегающей системе здоровье ребенка воспринимается как эталон и норма детского развития; здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Оздоровление же в этой системе трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизических возможностей детей. «Охрана здоровья ребенка утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие» (Кудрявцев В.Т.). В условиях данной системы работа по укреплению здоровья детей должна проводится не только медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастет при условии их дополнения психолого-педагогическими методами здоровьесберегающими образовательными технологиями. Ключевым же принципом здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении. является индивидуально-дифференцированный подход.

Для создания здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении необходимо, чтобы коллектив педагогов осознавал проблемы негативного воздействия на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимость их незамедлительного разрешения, а также признал свою ответственность за неблагополучие состояния здоровья воспитанников. К обязательным условиям создания здоровьесберегающей среды относится овладение педагогами необходимыми здоровьесберегающими технологиями и реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения и родителей.

При организации образовательного процесса в рамках здоровьесберегающей системы акцент делается на интеграцию разных видов деятельности в процессе воспитания и обучения, так как за счет комплексности их содержания сокращается число занятий.

В рамках этой системы особое внимание уделяется педагогике сотрудничества во взаимодействии с детьми, что позволяет преодолевать стереотипы учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, отойти от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей. Гибкость форм и методов работы воспитателя, предпочтение работе с малыми группами и индивидуальной работе с детьми в здоровьесберегающей системе обогащает становление социального опыта воспитанников. Особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Здоровьесберегающая система должна строиться на следующих основополагающих принципах:

1. Принцип непричинения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для родителей, и для педагогов.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (все происходящее в образовательном процессе в дошкольном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье воспитанника и воспитателя).

3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, духовном и нравственном.

4. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится систематически, последовательно, как в режимных моментах, так и в организованных видах детской деятельности).

5. Принцип субъективного взаимодействия с воспитанниками (необходимость индивидуального подхода).

6. Принцип соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям (риск перегрузок, утомления от излишней сложности).

7. Комплексный, междисциплинарный подход (медико-психолого-педагогическое сопровождение).

8. Принцип медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения (высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания у педагогов).

9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (формы и методы обучения здоровью, воспитания культуры здоровья, формирование здоровья).

10. Приоритет позитивных воздействий над негативными.

11. Приоритет активных методов воспитания и обучения.

12. Принцип отсроченного результата (на старте работы запастись терпением и прослеживать динамику состояния развития и здоровья ребёнка на протяжении пребывания в дошкольном учреждении).

13. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи (организация психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей).

Таким образом, здоровьесберегающая система – это стройная система мер, направленная на обеспечение и организацию качественного воспитания, обучение и развитие детей без причинения ущерба их здоровью.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающихтехнологий выделяют:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность);
  • образовательные (информационно-обучающие и воспитательные);
  • социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения);
  • психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

  • технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
  • педагогические технологии, содействующие здоровью;
  • технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей, и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно-оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через использование:

  • индивидуальных форм работы по сохранению и укреплению здоровья разных категорий детей;
  • индивидуального и дифференцированного подходов в распорядке дня (для вновь прибывших детей в адаптационный период, для группы часто болеющих детей, для ослабленных детей после перенесенного заболевания, для детей, имеющих патологию, для детей с хроническими заболеваниями; в летний период);
  • комплексов закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, умывание холодной водой, пребывание на свежем воздухе);
  • физкультурных занятий всех типов;
  • оптимального двигательного режима с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, музыкальные занятия, самостоятельная двигательная деятельность) можно включать в образовательный процесс такие технологии оздоровления и профилактики, как гимнастика для глаз, использование зрительных ориентиров, физкультминутки, дыхательная гимнастика, ароматерапия, фитотерапия, витаминотерапия, динамические паузы, походы, мини-туризм, оздоровительный бег, профилактический массаж, Дни здоровья, недели здоровья, физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

К технологиям, методам и приемам, обеспечивающим охрану психического здоровья воспитанников, относят музыкотерапию, сказкотерапию, ландшафтотерапию, психогимнастику, рефлексию, релаксацию, игровые формы и методы работы, не допускающие переутомления и «заорганизованности» детей, создание для ребенка «ситуации успеха», оценку эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы, создание условий для выбора деятельности по интересам.

С этой же целью, целью сохранения психического здоровья, используются образовательные и игровые технологии; сюжетно-игровые комплексы; образовательные ситуации, способствующие формированию у воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, получают знания о полезных и вредных растениях и т.п.

Для формирования у детей навыков безопасного поведения проводятся мероприятия по профилактике травматизма среди воспитанников; по противопожарной безопасности; по безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации.

Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока.

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой же цели дети, посещающие дошкольную образовательную организацию, ежегодно должны осматриваться врачом педиатром, а дети ясельного возраста осматриваются дважды в год. Дети декретированных возрастов должны проходить углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений, проследить за характером течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья).

Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой группе риска – II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период. Важно вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для ребёнка период – поступление в первый класс.

Большое значение имеет наличие преемственности в работе между дошкольно-школьным отделением и участковой педиатрической службой.

Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей, поэтому необходимо большое внимание уделять санитарно-просветительной работе, например, проводить лекции с родителями на различные темы: «Адаптация детей к ДДУ», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

Проявляя заботу о психологическом здоровье, эмоциональном комфорте воспитанников, в дошкольной образовательной организации целесообразно организовать здоровьесберегающую образовательную среду, предусматривая возможности формирования у воспитанников чувства самоценности, позитивного образа «Я». Этому способствует:

  • обеспечение права и свободы выбора каждого ребенка на любимое занятие;
  • внесение в предметно-пространственную среду зеркал (там, где это функционально и эстетически оправдано);
  • внесение предметов для проявления способностей в разных видах деятельности;
  • наличие личного пространства для отдыха и уединения детей (средообразующих предметов; небольших индивидуальных ковриков; уголков уединения, где ребенок может посмотреть семейный альбом, поиграть в режиссерскую игру);
  • правильное зонирование и распределение игрового материала.

Важно, чтобы в помещениях детского сада ребенок встречался с тем, что отвечает требованиям хорошего вкуса и вызывает у него положительные эмоции, что особенно привлекает. Это целостность и гармония стилеобразующих элементов дизайна помещения: богатство света; разнообразие цвета; легкость декора, не заглушающего формы; современная декоративность; простота и ясность формы; легкие, плавные линии; естественные материалы; выразительность сюжетов и фактуры; гармония.

Созданная совместными усилиями здоровьесберегающая образовательная среда учреждения не только развивает, но и рождает доверие к окружающему миру, создает атмосферу защищенности и благополучия как у детей, так и у взрослых.

Списки литературы:

  1. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. М., 1999.
  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева//Развитие личности — № 2.
  3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.2005. № 4.
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).
  5. Круглова Н. Б. Формирование системы здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении в условиях федеральных государственных требований [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3365/
  6. Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm
  7. Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html
  8. http://www.noav.ru/?p=410
  9. «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном и школьном образовании»

26.04.2019