Смех и юмор как коммуникативная стратегия для построения образовательного процесса
Оценка 4.8
249 р.
249 р.

Смех и юмор как коммуникативная стратегия для построения образовательного процесса

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 24.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Смех и юмор как коммуникативная стратегия для построения образовательного процесса
Cвидетельство участника
249 р.
Смех и юмор как коммуникативная стратегия для построения образовательного процесса

Современному образованию требуется педагог, который обладает не только высоким интеллектом и отлично развитыми коммуникативными качествами, но и способностью критически мыслить, и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. В целях повышения эффективности образования постоянно осуществляется поиск новых педагогических технологий, которые могли более широко задействовать личностный потенциал учителя.

Значительную педагогическую ценность представляет такое качество человека, как остроумие, смех и юмор. Специалисты в один ряд ставят чувство юмора с другими эмоциональными особенностями, которыми должен обладать педагог. Однако возможности использования смеха в педагогической практике еще достаточно малоизучены, хотя очевидно, что смех можно смело считать серьезным резервом инновационного образования.

В основе смеха лежит осознание участниками коммуникации наличия определенных несоответствий. Например, между видимым и реальным, между ожидаемым и случившимся и т.д., в результате чего создается комический эффект, который способствует формированию доброжелательных отношений между обучающимися и педагогом.

В этом случае необходимо учитывать два условия, из-за которых возникает смех:

  • критика и обесценивание каких-либо условностей и норм;
  • возникновение чувства радости и положительных эмоций.

Критический аспект смеха заключается в том, что, благодаря ему удается обнажать различного рода ошибки, иллюзии, заблуждения, в общественной либо индивидуальной жизни. Ведь смеющемуся обучающемуся не грозит догматизм, так как смех в любых ситуациях утверждает относительную истину и разрушает догмы. Если какой-либо тезис или правило возводится в абсолютную догму, то она всегда становится чрезвычайно серьезной, а смех же указывает на ложность всего абсолютизированного и статичного. Критика же старых и отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания, а также расширяет сферу свободы.

Смех в таких случаях можно считать обоснованной критикой во имя более высоких научных и социально значимых идеалов. И если придерживаться этой точки зрения, то смех будет разрушать во имя утверждения.

Для того чтобы продемонстрировать аудитории нежизнеспособность и абсурдность каких-либо ценностей, можно использовать строгую аргументацию или научную концепцию. Однако она должна иметь гиперболизированную и алогичную форму, в результате чего через смех будет подключена эмоциональная сторона личности и тем самым будут разрушены в сознании ложные взгляды и предрассудки.

В педагогическом процессе важную роль играет и защитно-развлекательный аспект смеха и юмора. Так, смех обладает защитной функцией повышения жизненных сил организма и позволяет ему лучше справляться с экстремальными условиями. В качестве примера можно привести традиционные шутки обучающихся перед очередной контрольной работой или экзаменом. При этом в большинстве случаев наибольшей популярностью пользуется черный юмор, так как через него человек пытается скрыть свое истинное душевное состояние перед трудным испытанием.

Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно.

Смех несет не только защитную функцию, но и развлекательную. Так, многие педагоги ощущают потребность в снижении научного стиля преподавания и выстраивании с обучающимися нормального человеческого разговора. Однако найти с аудиторией общий язык, а не просто «вещать с трибуны» не подлежащие сомнению истины, очень трудно, особенно для учителей старшего поколения. Авторитарный и серьезный стиль педагогического общения очень часто объясняется не личностными особенностями самого педагога, а самой парадигмой образования, которая сформировала идеальный образ педагога.

Однако в действительности ситуация процесса педагогического взаимодействия, который предполагает строгое распределение ролей и статусов, является отличной основной для созданий разнообразных несоответствий, приводящих к смеху.

Шутящий, а тем более смеющийся педагог, часто воспринимается как нонсенс и считается, что такой педагог наносит ущерб своему авторитету и авторитету всех своих коллег, ведь учитель должен быть только «важным», «серьезным» и «уважаемым».

В то же время любой обучающийся предпочел бы видеть перед собой улыбчивого и способного посмеяться педагога. И именно этот пункт в большинстве случаев обеспечивает успех педагогической коммуникации.

Смех, благодаря эмпатии, которая является механизмом синхронизации переживаний, способствует тому, что члены одной группы начинают бессознательно подражать друг другу. Во время смеха происходит и резкое ослабление мышечного тонуса, что способствует расслабленности человека и снятию психологического напряжения. Смех также несколько притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации, в результате чего аудитория становится более податливой, что значительно облегчает работу педагога.

Возникающие во время смеха эмоции благоприятно сказываются и на лучшем усвоении материала, ведь приведенные шутливые и комические примеры и сравнения гораздо лучше запоминаются и намного доступнее объясняют даже очень сложный материал. Данный прием активно применяют в своей практике педагоги в Америке и Европе, что способствует быстрому расположению к себе аудитории.

Важное значение имеет и тот факт, каким образом педагог использует чувство юмора – по заранее заготовленному сценарию либо творчески, то есть импровизирует по ходу занятия. Однако вне зависимости от варианта подачи, информация с применением шуток и комичным обыгрыванием каких-либо ситуаций, благоприятно сказывается на образовательном процессе.

Компетентность педагога также определяется и по тому, как он воспринимает критику в свой адрес и может ли он критически оценивать свои поступки и действия.

Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности. Конечно, признавать свои ошибки крайне сложно, особенно педагогу, так как ему приходится делать это в присутствии обучающихся. И именно юмор в таких ситуациях является оптимальным средством выхода из непростой ситуации. Благодаря самоиронии педагог одновременно демонстрирует обучающимся наличие чувство юмора и способность адекватно реагировать на происходящие события и совершаемые поступки.

Кроме того, способность педагога смеяться над собой демонстрирует его ученикам, что ни один человек не застрахован от ошибок и попадания в неприятные ситуации. Чувство же юмора педагога в определенной степени передается и обучающимся, благодаря чему у них формируется оптимистическое мировосприятие, а значит, педагогу удается создать благоприятный психологический микроклимат в аудитории.

Совместный смех выполняет и важную биосоциальную функцию по соединению положительных эмоций обучающихся и подкрепления желаемого поведения, а также помогает установлению с аудиторией доверительных отношений. Если же шутка не воспринимается аудиторией, то это является явным признаком недоброжелательного отношения к педагогу. Конечно, отсутствие реакции может объясняться и неудачной шуткой, однако даже в таком случае, благосклонно настроенные обучающиеся, хотя бы из приличия, слегка улыбнутся.

В любом случае педагог может и должен использовать шутку для проведения «разведки боем», ведь абсолютно любая реакция обучающихся позволит получить преподавателю важную информацию об уровне социальной сплоченности коллектива, уровне подготовленности и уровне развития обучающихся.

Для создания смеха педагог может применять:

  • репродуктивные формы
  • оригинальные формы
  • анекдоты;
  • афоризмы;
  • басни;
  • притчи;
  • высказывания известных людей
  • шутки;
  • каламбуры;
  • шаржи;
  • комиксы и др.

В качестве методических приемов, которые используются для создания смеха или комической ситуации, можно назвать:

  • преувеличение/преуменьшение;
  • двусмысленность;
  • доведение до абсурда;
  • сравнение;
  • ирония;
  • намек;
  • передразнивание;
  • игра слов;
  • смешение;
  • повторение и др.

Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора. Так, насмешка или сатира над обучающимся является недопустимым приемом, а вот в отношении исторического персонажа такие приемы можно использовать. Общая педагогическая культура преподавателя проявляется в том, какие формы юмора он задействует при общении, над чем смеется и как он это делает.

С педагогической точки зрения смех и юмор – универсальные и многофункциональные приемы косвенного воздействия на аудиторию, которые могут реализовываться в вербальной либо невербальной форме. Однако педагог в своей деятельности должен обязательно использовать юмор, так как миссия образования заключается не только в передаче знаний, но и в оказании воздействия на чувства, поведение, характер обучающихся.

Смех – это еще и средство демократизации педагогического общения и он выступает в качестве противовеса авторитарным способам взаимодействия. С помощью смеха легко избежать конфликтных ситуаций, а педагог, который умеет шутить, гораздо быстрее находит общий язык со своими обучающимися, что позволяет более эффективно организовать образовательный процесс.

Список литературы:

  1. Бергсон А.Смех [Текст] / А.Берегсон.-М.:Искусство, 1992.-127с
  2. БоревЮ.Б.Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б.Борев.–М.:Высшая школа, 2002.–511с.
  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д.Основы педагогики: учеб.пособие.-изд.2-е, перераб.и доп.[Текст] / Б.З.Вульфов В.Д.Иванов.–М.: Изд-во УРАО; 1999. –616с.
  4. Основы общей психологии [Текст] / Сост.С.Л.Рубинштейн.–СПб.: Питер, 2003. –713с.:ил.
  5. Пропп В.Я.Проблемы комизма и смеха [Текст] / В.Я.Пропп.–М.:Искусство, 1976.–182с.
  6. Якушева С.Д., Сапожникова В.В. Юмор в воспитании и обучении современного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
  7. Якушева С.Д.Основы педагогического мастерства: учебник.3-е изд.[Текст] / С.Д.Якушева.–М.:Издательский центр «Академия», 2010. –256с.
03.05.2019