ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Метод профессиональной пробы как один из приемов определения будущей профессии»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Метод профессиональной пробы как один из приемов определения будущей профессии

Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению. Школа, являясь одним из социальных институтов, стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут добиться личностного роста и получить подробные сведения об особенностях современного мира труда.

Одним из эффективных методов решения данной проблемы является профессиональная проба, под которой понимается профессиональная проверка/испытание, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и имеет завершенный вид, что способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб обучающиеся:

- получают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

- получают возможность попробовать себя в выполнении одного или нескольких элементов в различных видах профессиональной деятельности;

- получают возможность в осознанном профессиональном самоопределении.

Проведение профессиональных проб предполагает моделирование основных элементов различных видов профессиональной деятельности и создание условий для качественного выполнения профессиональных проб.

Педагогические условия проведения профессиональных проб

В ходе подготовки, организации и проведения профессиональных проб необходимо предусмотреть следующие позиции:

1) Подготовка педагога к проведению занятий по профессиональным пробам, т.е. подбор дидактического материала:

- профессиограммы на профессии и специальности, с которыми обучающиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб;

- классификации профессий для составления характеристик профессий при выполнении заданий профессиональных проб;

- тестовые задания для выявления уровня подготовленности обучающихся;

- наглядные пособия для демонстрации опытов, обеспечивающие усвоение обучающимися учебного материала.

Для того, чтобы, проведение профессиональной пробы было максимально эффективным, учителю необходимо:

- разработать поэтапное содержание профессиональных проб;

- дифференцировать задания по уровням сложности;

- подобрать необходимые инструменты и оборудование;

- оформить необходимую технологическую документацию;

- разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов.

2) Ознакомление обучающихся с требованиями, предъявляемыми к представителю той или иной профессии, содержанию его профессиональной деятельности.

Данный этап предполагает знакомство обучающихся с предметами, средствами, условиями, орудиями труда изучаемой профессиональной сферы. В ходе этой работы составляются профессиограммы, характеристики профессий и т.д.

3) Проведение диагностического тестирования. Этот шаг необходим для того, чтобы обучающийся мог сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку с его индивидуальными возможностями.

4) Определение представлений об интересах обучающихся, уровне их знаний, уровне подготовленности к выполнению заданий различной сложности.

5) Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для развития интересов, способностей и склонностей обучающегося.

Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организация их выполнения

Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Рассмотрим пример организации профессиональных проб на примере профессии «Журналист».

Цель данного мероприятия – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и формирование представления о деятельности журналиста, а также активизация творческого потенциала.

В рамках профессиональных проб предполагается решить следующие задачи:

- познакомить обучающихся с основными слагаемыми журналисткой профессии и особенностями жанров корреспондентской деятельности;

- создание условий для качественного проведения пробы;

- моделирование основных элементов профессиональной деятельности журналиста.

Реализация пробы предполагает прохождение трех этапов:

1) Вводно-ознакомительный, в рамках которого обучающиеся получают общее представление о профессиональной деятельности журналистов, а также определяется общий уровень подготовки школьников к выполнению профессиональной пробы.

2) Подготовительный. В процессе его реализации, обучающиеся приобретают теоретические знания по жанровой классификации публицистических текстов, а также получают представление о ведущем оперативно-новостном тексте средств массовой информации – заметке, которая и является основой профессиональной пробы.

3) Практический этап. Предполагает написание обучающимися «заметки» и размещение ее в печати.

Выполнение комплексной пробы направлено на решение следующих задач:

- выявление индивидуально-психологических особенностей обучающихся, которые требуются для журналиста (способность к труду и творчеству, эмоциональность, интеллект);

- формирование умений по осуществлению поиска нужной информации для выполнения задачи, включая оценку ее значимости и достоверности;

- выявление способностей к литературной деятельности;

- выявление способностей, которые обуславливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Современный работник средств массовой информации также должен уметь работать с людьми, поэтому от него требуется умение четко и правильно излагать свои мысли, быть всегда тактичным и благожелательным.

Выполнение задания «Заметка»

Заметка является основным оперативно-новостным текстом средств массовой информации, поэтому обучающимся при выполнении пробы необходимо не только увидеть какие-то интересные факты, но и правильно их преподнести.

В качестве ядра заметки выступает новость, то есть сообщение, которое содержит информацию, до этого неизвестную широкой аудитории. Восприятие этой информации во многом зависит от способа подачи сообщения, а также уровня аудитории и ее интересов. Поэтому участникам пробы крайне важно подобрать материал, который будет представлять интерес для аудитории (например, для других обучающихся) и изложить его в понятном и доступном стиле.

Для того чтобы правильно преподнести материал, участники пробы в ходе выполнения задания должны овладеть определенными методами работы, включая:

1. проведение интервью;

2. наблюдение;

3. проверка выявленных фактов и точное фиксирование источников;

4. быстрая и корректная обработка материала;

5. умение составления личностной заметки, то есть «журналист» не узнал от кого-то информацию, а сам нашел интересный информационный повод и решил, что обнаруженные сведения будут интересны и широкой аудитории.

В процессе составления заметки обучающимся необходимо учитывать и особенности заметки, которые выражаются в следующем:

1) сжатое изложение информации, поэтому текст не должен содержать лишних данных (детали и сведения, которые отвлекают от главной темы);

2) декодируемость, то есть понятность материала для аудитории.

Выбор обучающихся для участия в профессиональной пробе

Для того чтобы подобрать группы обучающихся для проведения профессиональной пробы по профессии «Журналист», требуется тщательная подготовительная работа.

Она может включать в себя следующие элементы:

- проведение вводно-ознакомительной беседы с обучающимися 8-11 классов на тему «Журналист не по должности, а по мироощущению»;

- проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их коммуникативных умений, а также опроса с целью выявления уровня знаний детей о профессии «Журналист».


Также желательно провести тест «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому), который позволяет выявить любознательных детей и детей, имеющих высокие коммуникабельные способности.

Далее из всех обучающихся, принимавших участие в отборе, составляется группа (10-14 человек), с которой и начинается основная работа. В ее рамках могут проводиться разнообразные подготовительные мероприятия:

- организация встреч с профессиональными журналистами;

- проведение тематических бесед по темам «Отражение действительности в тексте», «Система журналистских жанров», «Правовая и этическая культура журналиста», «Требования, предъявляемые к информационным сообщениям».

В ходе практического этапа непосредственно осуществляется написание заметки. Этот процесс можно разделить на несколько подэтапов::

1.Поиск новой информации.

2. Разработка плана будущей заметки.

3.Работа по составлению лида (вступления).

4. Написание черновика и подбор заголовка.

5. Доработка заметки и ее чистовой набор.

6. Размещение заметки в средствах массовой информации.

В целом, выполнение пробы «Заметка» включает в себя три основных компонента:

1) Технологический. Он предполагает поиск информации, которая неизвестна общественности и соответствует ее интересам и запросам. Также этот компонент предусматривает подготовку технических средств для набора заметки.

2) Ситуативный. Он фиксирует в себе классическое журналистское триединство:

- факты, которые объединены одной темой;

- одномоментное состояние процесса действительности;

- конкретно обозначенное место действия.

Компонент включает в себя и проработку основного текста заметки.

3) Функциональный. Компонент предполагает работу по составлению заголовка, расширения информационного поля материала за счет включения в него новых сведений (цитаты, ссылки на источники, статистические данные и др.).

Оформление текста заметки осуществляется только после его обсуждения с преподавателем. На каждом этапе обучающиеся также дополнительно выполняют задания, которые требуют от них владения начальными профессиональными умениями.

Все задания разделены на три уровня сложности:

- на первом уровне выполнение заданий осуществляется с поддержкой педагога;

- на втором обучающиеся уже выполняют задания только под наблюдением учителя;

- на третьем уровне все задания выполняются самостоятельно.

Обязательным этапом проведения профессиональной пробы является рефлексия, которая проводится с помощью опросника «Закончите фразу»:

- «Во время пробы я понял…»;

- «При выполнении пробы я узнал…»;

- «Во время выполнения пробы я научился…».

Профессиональную пробу «Журналист» можно рассматривать как одно из условий для осознанного выбора учениками своей будущей профессии. Кроме того, выполнение заданий во время пробы позволяет детям осуществить практическую проверку своих индивидуально-психологических качеств, а также сформировать начальные умения и навыки, которые могут понадобиться в данной области деятельности.

Список литературы

1) Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/ Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988.

2) Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем. слово, 2006. – С. 449-452.

3) Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с

4) Маляревич О.В. Подготовка учащихся к выбору профессии через систему профессиональных проб / О.В. Маляревич, Л.А. Лозовская, Т.В. Буйко // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 11.

5) Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.