ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Заказать свидетельство 199
800₽ - экономия 601₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Особенности использования дидактической метафоры в учебном процессе»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут и получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Особенности использования дидактической метафоры

в учебном процессе

Подготовка проблемных вопросов, поиск тем для детских исследовательских работ, составление олимпиадных заданий, подбор примеров, которые не только позволяют понять изучаемый объект, но и сформировать интерес к нему ― вызывают определенные сложности у педагогов. Их преодоление возможно с помощью разных дидактических средств и методов, одним из которых является дидактическая метафора. Термин «дидактическая метафора» появился сравнительно недавно, но уже взят на вооружение педагогами, которые стремятся к тому, чтобы процесс обучения стал интересным, увлекательным и более эмоциональным для детей.

Термин метафора буквально обозначает «перенесение». Аристотель одним из первых проявил внимание к метафоре как предмету исследования: «Слагать хорошие метафоры – значит, подмечать сходство». П. Рикер отмечал: «Метафора позволяет передавать не очевидную информацию, благодаря чему происходит более глубокое проникновение в реальность». Словарь аналитической психологии определяет метафору как «изучение одного путем обращения к образу другого…». Оксфордский словарь рассматривает метафору как средство, с помощью которого «абстрактное понятие выражается посредством аналогии». Современные лингвисты под метафорой обычно понимают «перенос собственного значения имени на другое значение, в котором обнаруживается сходство с первым».

Понятие «дидактическая метафора» достаточно редко употребляется в педагогической литературе. Контекст использования данного термина, как правило, определен созданием проблемных ситуаций на занятиях, подготовкой различных проектов, использованием интерактивных методов обучения. Р.Б. Соловьев, учитель биологии и естествознания одной из московских школ, рассматривает дидактическую метафору как средство организации исследовательской деятельности обучающихся. Термин «дидактическая метафора» становится все более популярным, поскольку действительно свидетельствует о творческом, нестандартном подходе учителя к образовательному и воспитательному процессу.

Общее понятие о дидактической метафоре

Дидактическая метафора отличается от любой другой метафоры. Она, как дидактическая единица, целенаправленно разработана в дидактических целях для усвоения нового и возможностей эвристической работы. Технология «работы» метафоры заключается в том, что метафора сопоставляет некий объект (явление) с другим объектом (явлением). При этом, метафора сопоставляет объекты, которые могут быть далеки друг от друга по природе, смыслу и т.д. (отличается от метонимии); метафора сопоставляет объекты примерно равные по степени детализации, этим метафора отличается от модели, которая целенаправленно «отбрасывает» несущественные для исследователя детали и подробности.

Исследования показывают, что ребенок начинает понимать метафору, начиная с четырех лет. Ее восприятие является своеобразным механизмом познания мира через использование старого опыта для формирования нового. В целом метафора как дидактическое средство познания позволяет:

- упрощать сложное (фактически переводить научное знание на детский язык);

- дает возможность концентрироваться на существенных признаках и явлениях.

Использование метафоры, создание собственной метафоры говорит о степени освоения материала.

В зависимости от функций и особенностей употребления выделяют два типа метафоры: когнитивная и образная.

Когнитивная метафора – мыслительное отражение реальной или приписываемой общности свойств между сопоставляемыми понятиями. Формирует абстрактное значение слова. Например, горсть людей (малое число), вертеться (постоянно находиться в мыслях).

Образная метафора – содержит скрытое сравнение, имеет характеризующее свойство. Например, звезда (знаменитость), острый ум. Образная метафора возникает как результат осмысления человеком объектов реального мира. Встречается другое название образной метафоры – ассоциативная.

Существует восемь моделей конструирования метафоры, т.е. переноса смысловых характеристик с области источника на область цели.

- «Предмет-человек» (Физическое качество неживой природы приписывается человеку, причем либо его внешнему виду или духовному миру. Например, чайник, золото, фрукт и т.п.).

- «Человек-человек» (Употребляются лексемы, обозначающие признак лица, наделенного какими-либо особенностями характера, поведения, отношения к людям, который переносится на объект – другого человека. Например, артист, гастролер, директор).

- «Животное-человек» (Перенесение наименования с животного на человека является одним из самых сильных экспрессивных средств. Обычно цель – дискредитация человека, резкое снижение предмета речи, это преимущественно пейоративная (негативная) характеристика человека. Например, индюк, хамелеон).

- «Предмет-предмет» (Перенесение наименования с одного предмета на другой, когда символ переноса отражает коннотативное значение слова или коннотативные оттенки семантики слова — эмпирический, чувственный признак, обозначающий форму, внешний вид, размер, консистенцию, цвет. Например, автомат, корочка.)

- «Предмет-физическое явление» (Например, фонтан — многословие.)

- «Предмет-психическое явление» (Например, багаж — жизненный опыт.)

- «Предмет-отвлеченное понятие» (Например, банк контрольных работ, дверь в науку).

- «Физическое явление-психическое явление» (Например, психологический климат, атмосфера доброжелательности).

Притчи, рассказы, сказки, пословицы, загадки также являются метафорами. Их использование в учебной деятельности обычно ограничивается толкованиями: ребёнок в рамках задания объясняет, что «на самом деле» имеет в виду автор метафоры. Такой подход не позволяет в полной мере эксплуатировать метафорическую сторону этих жанров, гораздо значимее выглядит работа, которая направлена на создание ребенком собственных метафор и развитие уже имеющихся.

Практическое применение метафоры

Задания, связанные с практическим применением дидактической метафоры, делятся на три большие группы:

  • Работа с метафорами, предложенными педагогом.
  • Придумывание собственных метафор детьми.
  • Нахождение и анализ метафор в тексте.

Рассмотрим варианты заданий для первой группы: работа с метафорами, предложенными педагогом.

Прием «Зеркало да Винчи»

Как известно, некоторые записи Леонардо можно было читать только с помощью зеркала. Учитель предлагает картинку (зеркало), которая визуально отражает метафору, характеризующую то либо иное явление (процесс, событие). Учащиеся анализируют соответствие картинки и исследуемого явления, отмечая общие точки соприкосновения. В частности, карта дорог России может являться метафорой для понятия «кровеносная система человека». Общие точки соприкосновения могут быть следующие:

- кровеносная система человека представляет собой замкнутую систему, которая состоит из двух кругов кровообращения (малого и большого) – федеральная сеть автодорог России представляет собой замкнутую систему;

- центр кровеносной системы – сердце – система автомобильных дорог России представляет собой звезду, центр которой г. Москва (так сложилось еще исторически);

- кровь находится в постоянном движении, только в этом случае она может выполнять свои функции – дороги выполняют свои функции при условии движения по ним транспорта;

- кровеносные сосуда расположены по всему телу человека – плотность сети дорог больше в европейской части России, около 10% населения проживает в регионах, где отсутствует выход на сеть круглогодично эксплуатируемых дорог.

Прием «Дерево смыслов»

Эвристический потенциал метафоры заключается в том, что она способна развертываться, порождая множество новых смыслов. И особенно важно, что в процессе этого развертывания метафоры становится возможным постижение сущности одного феномена с помощью другого, порой, казалось бы, совсем не похожего на него. На этом свойстве основаны некоторые занимательные задачи. Вернемся к предыдущему примеру, предлагаем обучающимся сравнить ситуации: остановка транспорта на дорогах и остановка крови. Что в них общего? Можно попробовать развернуть метафору дальше, например, что происходит при изменении скорости автопотока на дорогах и крови в сосудах.

Как отмечают исследователи, не нужно стремиться дать метафоре исчерпывающее, буквальное толкование: во-первых, это приведет к упрощению и огрублению содержания метафоры, а во-вторых, метафора в этой ситуации воспринимается как загадка и обращаясь к ней, мы чувствуем сопротивление, хотя на самом деле материал не сопротивляется, а ведет нашу мысль.

Стратегия «вбрасывания»

Использование данной стратегии включает в себя два этапа. Первый этап условно можно назвать «вбрасыванием». На этой стадии создается ситуация встречи с метафорой. «Вбрасывание» может быть сделано в форме вопроса на обнаружение сходства изучаемого объекта с другим объектом. Вопрос строится по шаблону «если – то», например: «Если период с сер. 20- гг. по 1953 г. в истории СССР получил название «сталинская зима», то ... ?», «Если буква «Ш» − это четыре змеи, то...?» и т.д. А на следующем этапе ученикам предлагается развить троп. Рассмотрим вариант работы с понятием «сталинская зима»:

- Что характерно для данной поры года? (Мороз, холод, желание укрыться, уехать в теплые страны и т.д.)

- Что связывает зиму и период руководства страной И.В. Сталиным? (ужесточение законодательства, отсутствие свобод, обстановка страха, подозрительности, недоверия и т.д.)

- Что приходит на смену зиме? (оттепель, весна)

- Что пришло на смену «сталинской зиме»? («хрущевская оттепель»)

Тему можно развивать дальше, анализируя соотношение «хрущевской оттепели» и календарной весны и т.п.

Прием «Столкновение противоречий»

Метафору можно развивать даже если в ней обнаруживается противоречие. Столкновение с противоречием – это повод подумать над тем, почему до этого проводимые аналогии соответствовали строению реальных вещей, а теперь не соответствуют. Поясним эту мысль на примере сравнения прямой как фундаментального понятия в геометрии и дорожной разметки. Ищем общее: могут пересекаться, могут быть параллельными (двойная сплошная). Но дорожная разметка имеет начало и конец, что составляет основное несоответствие по сравнению с геометрической прямой.

- Почему до сих пор мы видели соответствия, а теперь не видим?

- Означает ли это различие, что дорожная разметка на проезжей части не является прямой?

Конечно, если в метафоре обнаруживается много несоответствий, ее следует отбросить как неудачную.

Прием «Сравни несравнимое»

Р.Б. Соловьев в своей статье о дидактической метафоре рекомендует сравнить мышцу человека и веник, которые действительно схожи тем, что имеют волокнистое строение. В данном случае используется такое свойство метафоры как способность объединять в сознании человека два разных объекта. Первый объект имеет отношение к новому материалу, а второй обязательно должен быть знаком обучающимся. Применение собственного опыта учащихся позволяет сделать учебный материал понятным, близким школьнику, личностно значимым для него. Кроме того, используя действительно как будто абсолютно не сравнимые вещи, можно «сыграть» на контрасте, сделать учебную ситуацию необычной и интригующей. Например, что общего у лестницы и новой экономической политики (лестница как предмет позволяет подниматься и спускаться; нэп – это подъем наверх или спуск вниз: с одной стороны, поднимаемся наверх, в плане улучшения экономической ситуации в стране, но с другой стороны, нэп предполагал внедрение элементов капитализма).

Рассмотрим варианты заданий второй группы: нахождение и анализ метафор в тексте.

В данном случае тексты могут подбираться педагогом или детьми. Чаще всего для изучения объекта таким способом подходят загадки, пословицы и поговорки, притчи либо отрывки художественных произведений.

Нахождение и анализ метафор в загадках

В словаре Даля: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». То есть загадка — это изображение какого-нибудь предмета или явления, которое не называют, его нужно узнать или угадать. Отличительная особенность загадок – лаконичность, четкость, краткость и образность. Загадка требует немалой сообразительности, поскольку позволяет обратить внимание на существенные признаки предмета.

Вариант загадки с использованием метафоры: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках». С детьми можно обсудить, какие существенные признаки березы отмечены в загадке, по какому из них им сразу удалось отгадать правильный ответ. Сегодня достаточно популярны авторские загадки. Учащимся предлагаем придумать загадку к теме урока, используя метафору.

Традиционно принято считать, что загадки используются только на занятиях в детском саду или начальной школе – это не совсем так. Главное, уметь выбрать корректную формулировку, например: «Кто с кем в родстве. Дает ответ пером написанный портрет». (Химическая формула)

Нахождение и анализ метафор в пословицах и поговорках

Народные пословицы и поговорки фактически построены на метафорах. Об упрямом человеке скажут: «Нашла коса на камень», неискреннего упрекнут: «Носит камень за пазухой».

Пословицы и поговорки как «продукт» народного творчества обладают невероятной образностью. В дидактическом аспекте важно не только уметь толковать данный продукт, но и понимать сферу ее применения: «Железный Феликс» — «железный характер»: почему Ф. Дзержинский получил такое прозвище, какие факты биографии свидетельствуют о «железном» характере этого политического деятеля?

Нахождение и анализ метафор в притчах

Притча – короткая моральная история, которая передается из поколения в поколение. Как правило, в притчах заложена мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Чаще всего притчи используются как воспитательное средство, поскольку заставляют задуматься о своем поведении, поступках, вечных ценностях. Эффективность притчи обусловлена, прежде всего, отсутствием прямого воспитательного воздействия. Притчу можно рассказать во время свободного общения, применить как средство минутного отдыха на уроке, использовать для организации дебатов и дискуссий, можно ею завершить какое-либо дело, например, рабочую неделю. Здесь как раз не нужно педагогу интерпретировать собственное понимание притчи и не требовать ее от обучающихся. Выводы ученики должны сделать сами. Естественно, если притча не в виде загадки, как притча о богатом биологе, суть которой заключается в формировании понимания о митозе и мейозе.

Нахождение и анализ метафор в литературных произведениях

Литературные произведения в данном случае включают в себя не только авторские стихи, рассказы, романы, но и сказки (как народные, так и авторские). Учащимся педагог предлагает найти метафору, исследовать ее: насколько удачно применена, можно ли было использовать другие варианты, какие? Например, стихотворение Б. Пастернака, посвященное «отцу народов», напечатанное в «Известиях» в 1936 г., позволяет организовать работу именно в таком направлении.

А в те же дни на расстоянье,
За древней каменной стеной,
Живёт не человек – деянье,
Поступок ростом в шар земной.
Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел:
Он – то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.
В собранье сказок и реликвий,
Кремлём плывущих над Москвой,
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.

Рассмотрим варианты заданий третьей группы: учащиеся придумывают собственные метафоры.

О том, что учащиеся могут создавать метафоры, говорилось уже выше: по аналогии, прочитав загадку, создаем свою и т.д. Но необходимо отметить, что возможности педагога в придумывании метафор небезграничны; создание метафоры зависит от мировосприятия, социального опыта и т.п. человека и может быть не всем понятным. Решением этих проблем будет вовлечение детей в процесс создания дидактических метафор, которые, в свою очередь, могли бы стать содержательным наполнение для школьного словаря. Причем, сущность одной вещи может быть раскрыта через множество авторских метафор.

«Дидактическая метафора» — понятие достаточно новое в методике. Преимущества ее применения заключаются в первую очередь в ее воспитательном функционале, который позволяет избежать прямого воспитательного воздействия на ученика; во-вторых, учебный процесс, благодаря использованию дидактической метафоры становится понятнее, эмоциональнее, интереснее и ближе детям.

Источники:

1. Соловьев, Р.Б. Дидактическая метафора как инструмент создания проблемных заданий и поиска тем детских исследовательских работ [Электронный ресурс]– Режим доступа:(https://cyberleninka.ru)

2. Образ Сталина в русской литературе [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://lagunovskij.ucoz.ru)

3. Сычугова, Л.П. Метафора как дидактическая единица обучения на основе метода концептуализации [Электронный ресурс] – Режим доступа: (https://elibrary.ru)

4. Притчи, метафоры и иные истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: (https://studopedia.org)

5. Метафоры и олицетворения в загадках [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.hintfox.com)