ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Скачать свидетельство бесплатно
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Летнее оздоровление: нестандартный подход к стандартной ситуации»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Скачайте свидетельство

Скачать свидетельство бесплатно

4. Прочитайте содержание

Летнее оздоровление: нестандартный подход к стандартной ситуации

Вопросы отдыха, оздоровления, развития и воспитания детей считаются системообразующими в реализации государственной политики. В связи с этим, одним из основных компонентов здоровьесберегающей технологии воспитания, которые оказывают воздействие не только на физическое, но и на нравственное и психологическое развитие ребят, считается летняя оздоровительная кампания, которая традиционно длится с июня по август.

Лето – это своеобразный мостик между завершившимся и будущим учебными годами. Каникулы играют весомую роль в становлении, воспитании и оздоровлении ребят. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, самочувствия, становление и развитие креативного потенциала. Безусловно, что лишь только здоровый человек с неплохим здоровьем, психической стабильностью, высочайшей нравственностью способен вести активную жизнедеятельность, благополучно одолевая всевозможные проблемы и достигая успехов во всех делах. Летние каникулы составляют значительную долю годичного размера свободного времени детей и подростков, но, к сожалению, не все родители имеют возможность дать собственному ребенку настоящий, грамотно спланированный отдых и развлечения. Поэтому большинство родителей, опекунов, педагогов беспокоят вопросы воспитания здорового, на физическом и интеллектуальном уровнях развитого ребенка и становления в нем креативных возможностей. Эти функции успешно выполняет пришкольный лагерь с дневным пребыванием обучающихся, иначе говоря, летние оздоровительные площадки.

Оздоровительная площадка была и остается одной из наиболее востребованных форм летних развлечений детей школьного возраста. С июня по август развлечения, игры – это не только общественная деятельность, это и возможность для всестороннего развития ребят, обогащения духовного мира и разума ребёнка, общение, креативные открытия, уникальные идеи. Воспитательное значение системы летних развлечений заключается в том, что она формирует обстоятельства, условия для педагогически целесообразного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения необходимости в новизне воспоминаний, творческой самореализации, общении и самодеятельности во всевозможных формах, включающих труд, знания, искусство, культуру, игру и иные сферы вероятного самоопределения детей и подростков.

Общественный смысл организации жизнедеятельности ребенка в пришкольном лагере велико по таким основаниям:

1) деятельность в свободное время обучающийся принимает как наслаждение, собственно это и развивает инициативу, воображение;

2) жизнедеятельность ребят в лагере – это добровольческая практическая работа с целью самовыражения, самоутверждения, реализации их интересов;

3) деятельность делает роль регулятора интересов и возможностей личности, выделяет вероятность проявления общественной, творческой энергичности ребят, считается сферой их самоутверждения во всевозможных сферах деятельности;

4) поиск собственного «Я» случается за счет способности выбора видов работы и оперативной смены деятельности.

В целом процесс социализации ребенка в оздоровительном лагере можно представить, как совокупность 3-х элементов:

1) стихийная социализация – взаимодействие обучающегося с личностно важными для него лицами (им в лагере может стать любой взрослый – педагог, вожатый; сверстник – друг своего или противоположного пола и др.) и под воздействием различных событий жизнедеятельности в лагере;

2) относительно социально контролируемая социализация – воспитание;

3) самоизменение ребенка – более или менее намеренное самоизменение, индивидуализация, происходящее в деятельности, которая исполняется ребенком вначале с поддержкой старших, а вслед за тем – автономно.

Определим ведущие критерии, которые нужно соблюсти и от которых находится в зависимости эффективность социализации подростка в оздоровительном лагере.

Индивидуально-психологические:

1) Временный характер детского объединения дает возможность, в силу собственных свойственных индивидуальностей, улаживать почти все возникающие вопросы эффективней, чем в постоянных детских коллективах (школьном классе, спортивной секции, дворовой команды и т.д.), дает ребенку возможность выбрать свежую, нетипичную для него стратегию поведения, апробировать себя в новых делах.

2) Доминирование корпоративного нрава жизнедеятельности: подросток оказывается в ситуации, когда ему самому нужно инициировать новые дела, актуализировать собственные способности, проявлять свежие методы взаимодействия с окружающими по новым правилам. Право выбора общественного поведения тянет за собой контролируемую детским обществом социальную обязанность. Педагогическая инструкция в описанном случае заключаются в организации раскрытой коллективной рефлексии, не считая того, что коллективная роль в освоении нового, создает для учащегося ситуацию успеха: совместно со всеми подросток исполняет песню, разучивает новую игру, делает коллективную поделку.

3) Возможность конфигурации позиций и общественных ролей: «ярлык», приросший к ребенку в постоянном коллективе, в лагере никому неизвестен и имеет возможность не давить на выбор свежей стратегии поведения.

Социально-психологические:

Сжатость во времени всей системы процессов коллективообразования, краткосрочность развития положительной эмоционально-психологической атмосферы: за смену временная детская группировка претерпевает абсолютный цикл становления и к завершению смены превращается в сплоченный коллектив, ценностно весомый для его членов.

Организационно-педагогические:

1) Разнообразие форм, видов и методик реализации деятельности, в которой создаются условия для многопланового проявления качеств и свойств личности, ее самореализации и самоутверждения. Подросток, который в будничной жизни не всякий раз думает о том, какая работа для него считается более важной и нередко, элементарно не содержит способности примерить на себя различные методы самореализации, в лагере оказывается в условиях стремительной сменяемости видов работ. Лагерь дает право попробовать себя в различных ролях, в тех видах работы, которые не были доступны раньше, и абсорбирует чувство присутствия большого числа возможностей.

2) Интенсивность работы и отношений: лагерь – это многочасовая тренировка, калейдоскоп общественных ролей, спектр различных общественных инициатив. Задача педагога не только заинтересовать воспитанника любым делом, но и посодействовать ему добиться определённого позитивного итога. При этом, уровень интенсивности работы, должен быть адекватен личным возможностям обучающегося. Насыщенность общения в лагере, более значима, чем специально организованные психологические консультации.

Приведем основные факторы подготовки к открытию и функционированию пришкольного лагеря.

За несколько месяцев до начала открытия лагеря формируется кадровый состав сотрудников из количества педагогов образовательного учреждения. Ведется большая предварительная работа, которая ориентирована на организацию пространства для жизнедеятельности детей в лагере, с учётом интересов ребят и запросов законных представителей.

Для ежедневного пребывания детей необходимо подготовить: игровые комнаты, спортивный зал и спортивную площадку на улице, библиотеку, столовую, актовый зал, места для проведения гигиенических процедур с соблюдением всех санитарно-гигиенических мер.

Важно помнить то, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог успеха в достижении стоящих перед летним оздоровлением задач.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, выступлений, принимают участие во всевозможных коллективных делах лагеря. Вследствие этого программа занятости ребят в лагере должна быть насыщена различными спортивно-познавательными развивающими событиями и играми, которые содействуют функциональному развитию детей, создают условия для творческого развития ребят, для формирования личностных качеств личности. Необходимо спланировать ежедневные занятия педагогов дополнительного образования, задачей которых является проведение захватывающих, познавательных, развивающих мероприятий. При этом, необходимо организовывать выставки результатов детского творчества с обязательным награждением участников.

Успешное участие ребят в мероприятиях, состязаниях повысит их социальную активность, которая через кое-то время обязательно проявится в различных школьных делах. Обучающиеся станут дружным, сплочённым, креативным коллективом, ставящим перед собой свежие цели.

Стартом к интересной и увлекательной смене должен стать праздник Открытия лагерной смены. Как правило, это концертная программа, в которой принимают роль сказочные персонажи. Однако с педагогической точки зрения это мероприятие будет более эффективно, если включить в него интерактивные элементы. Ребятам надо предоставить возможность стать активными участниками креативных состязаний, конкурсов, выступлений. Незабываемым фактором станет раздача мороженого и других лакомств. Аналогичное мероприятие готовится и на закрытие лагерной смены, когда каждый отряд готовит отчетное выступление.

Понятие «здоровый образ жизни» нужно закладывать ещё в детстве. По данным различных опросов и бесед, многие дети, родители считают источником здоровья различные медикаменты, биологически активные добавки. При этом, недооценивают влияние на организм и эффективность таких моментов, как двигательная активность, закаливание и др. Беседы, экскурсии, соревнования, праздники соответствующей направленности будут содействовать усилению внимания ребят к личному самочувствию. Ежедневными событиями в лагере обязаны стать мероприятия по оздоровлению детей – это утренняя зарядка, водные процедуры, подвижные игры.

Спортивные мероприятия – обязательная часть жизнедеятельности детей в летнем лагере. Ребята значительную часть времени находятся на свежем воздухе, это хорошая возможность отдохнуть и укрепить здоровье не только детей, но и воспитателей. Состязания «Весёлые старты», «Спортивное ориентирование» станут частью спартакиады, которая продолжается в течение всей смены.

Большое внимание следует уделять не только пропаганде культуры здоровья и здоровьесбережения, но и изучению и закреплению правил безопасного поведения. С этой целью проводятся экскурсии в пожарную часть, встречи с сотрудниками правоохранительных органов и т.п.

В течение всей смены дети должны быть вовлечены в калейдоскоп всевозможных мероприятий и дел. Каждый следующий день должен быть непохож на предыдущий и наполнен новыми впечатлениями, общением и встречами с интересными людьми. И тогда для каждого ребенка пришкольный лагерь откроется своей гранью: кто-то найдет новых друзей, кто-то откроет в себе новые творческие способности, кто-то узнает, что трудиться — это интересно, а кто-то научился не огорчаться при поражениях. Впечатления незабываемые, и память о них останется у детей на долгие годы.

Приведем некоторые нестандартные идеи, которые могут найти отражение в стандартных мероприятиях пришкольного лагеря.

1. Пикник в парке.

Что может быть лучше, чем полежать на травке, вдыхая свежий воздух и нежась в теплых лучах? Солнечные ванны полезны всем вне зависимости от возраста, а современным детям, которые много времени проводят за экранами компьютеров и в мобильных телефонах, особенно. Пикник можно устроить и в школьном саду или отправиться в городской парк, на берег реки, в ближайший лес. Различные подвижные игры, например, мяч и бадминтон разнообразят мероприятие.

2. «Веселый почтальон».

Это своеобразный марафон по подготовке и вручению рисунков-открыток, поделок. Дети готовят почтовые отправления друг другу, педагогам. Затем определяются «почтальоны», которые вручают письма адресатам. Такое мероприятие рекомендуется проводить в самом начале смены с целью знакомства и установления дружеских связей.

3. Старые добрые игры.

Многие родители жалуются, что их дети почти не проводят время на улице и не играют в игры. Возможно, дети просто о них не знают. Задача взрослых в ходе данного мероприятия — научить детей прыгать через резинку, играть в классики или улитку, казаки-разбойники, салочки и другие, забытые сегодня, игры.

4. Посещение зоопарка, дельфинария или океанариума.

В данном случае объединены разные варианты знакомства с миром живой природы – в зависимости от того, что есть в вашем населенном пункте. Если таких заведений поблизости нет, то целесообразно повести виртуальную экскурсию, используя потенциал библиотеки.

5. Водные развлечения.

Водные развлечения с использованием бассейна, природного водоема имеют неоспоримый оздоровительный эффект. Проведение тематического праздника — Дня Нептуна — хорошая площадка для творчества.

6. Театр, киностудия.

Организация детского театра увлечет и детей, и взрослых. Репертуар подбирается в соответствии с возрастом и интересами детей. Это может быть инсценировка художественного произведения, а могут быть и небольшие шуточные сценки. Данный проект может стать основой для школьного театра, и (или) команды КВН. Современные гаджеты позволяют осуществлять фото и видеосъемку, монтировать видеоролики. В этом случае театр может превратиться в киностудию.

7. Игромания.

Это вариант отдыха для ненастных дней. Педагогам заранее следует подобрать игры, изучить их содержание. При условии соблюдения санитарно-гигиенических требований можно использовать компьютерные дидактические игры.

8. Заезд, заплыв, полет.

Для данного мероприятия понадобятся машинки, вертолеты, кораблики на радиоуправлении. Такие игры увлекают не только детей, но и взрослых, а соревновательный характер мероприятия создаст ситуацию здоровой конкуренции.

9. Фотосессия, видеосъемка.

Фотосессия (видеосъемка) может сопровождать текущие мероприятия, а может стать и отдельным развлечением, например, в парке, на игровой площадке. Последующая презентация отснятого материала в виде журналистского репортажа может стать основой для создания собственных средств массовой информации, создаст условия для формирования медиаграмотности детей. Наиболее активных журналистов и операторов можно отмечать в конце дня, недели или в конце смены.

10. Игра «В поисках клада».

Игра-путешествие является эффективной формой воспитательной работы. На листе А4 рисуется карта, например, детской площадки с обозначением «Клад». Лист с картой разрезается на равные части (например, на 4, или 6, или по количеству детей). Придумаются соревнования, конкурсы, в которых дети выигрывают фрагмент карты. После того, как кладоискатели соберут все части карты, они смогут их сложить и найти клад.

11. Изготовление и запуск воздушного змея.

Это мероприятие требует творческого подхода к его организации и проведению. В изготовлении одного или нескольких воздушных змеев могут принимать участие и дети, и взрослые. Важно грамотно распределить обязанности. Кто-то будет отвечать за «инженерную» часть, а кто-то за украшение и оформление. Запуск змеев в небо может носить соревновательный характер, а может стать частью фестиваля детского творчества.

12. Мастер-класс.

Все большей популярностью у детей пользуются различные мастер-классы: можно научиться, например, готовить пиццу или шоколадные конфеты, смастерить какую-нибудь игрушку или принять участие в уроке живописи, скульптуры.

13. Туристический поход.

Это мероприятие требует тщательной предварительной подготовки как в материально-техническом, так и в специальном и спортивном направлении. Поход воспринимается детьми как приключение, которое надолго запоминается, гарантирует массу положительных эмоций. Поход в лес – это еще и отличный шанс, чтобы начать собирать свой собственный гербарий.

14. Посещение библиотеки, книжной выставки.

Познакомить ребенка с книгой, прививать любовь к чтению – это обязанность каждого педагога. Книга для ребенка должна стать окном в мир знаний, в мир интересных историй и приключений.

15. Спортивные соревнования.

Это могут быть как соревнования внутри лагеря, так и серьезные футбольные матчи, хоккей, баскетбол и соревнования юниоров в секциях. Возможно, ребенку в ходе таких мероприятий понравится какой-то вид спорта, что он всерьез им увлечется.

16. Строим «замок» из песка.

Дети легко увлекаются различным конструированием, строительством. При наличии достаточного количества песка можно запланировать проведение конкурса песочных фигур.

Правильно организованная система летнего оздоровления, которая базируется на актуализации интересов и потребностей ребенка, способна решить целый комплекс проблем:

⸺ обогатить социальный опыт детей;

⸺ выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

⸺ обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»;

⸺ содействовать самореализации личности ребенка;

⸺ компенсировать проблемные зоны в системе общего образования.

Таким образом, ценность детских оздоровительных лагерей в том, что они повышают эффективность социального развития детей и подростков, создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Список литературы

1) Волохов А.В., Журавлев М.И. Социализация ребенка в условиях детского оздоровительного центра: концептуальные основы / А.В.Волохов, М.И.Журавлев // Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. А.М. Панов. - М.: НИИ семьи, 1998. - С. 10-39.

2) Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3) Лаврентьева З.И. Потенциалы социальной реабилитации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря / З.И. Лаврентьева // Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. - М.: ЦГЛ, 2006. - С.45-51.

4) Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик / Под ред. В.А.Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

5) Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В. Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. - М.: Граф-пресс, 2002. - С. 72-73.

6) Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В. Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. - М.: Граф-пресс, 2002. - С. 62-71.

7) Философия и педагогика каникул // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б.Крыловой. - Вып. 8, 1998. - 180 с.

8) Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И.Фришман. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.