Общественное участие в деятельности образовательных учреждений
Оценка 4.8


Общественное участие в деятельности образовательных учреждений

Оценка 4.8
Практикум
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Общественное участие в деятельности образовательных учреждений
Cвидетельство участника
249


Общественное участие в деятельности образовательных учреждений

Современный мир – мир конкуренции. Один из главных ресурсов, способных обеспечить конкурентоспособность страны, – человеческий ресурс. Господствуют в геополитическом пространстве и определяют принципы мировой экономики высокоразвитые страны, а уровень их экономического развития напрямую связан с уровнем развития образования. Иными словами, качество образования и конкурентная способность экономики взаимообусловлены.

Ни в одной стране система образования не существует отдельно от государства. Служа средством передачи последующим поколениям опыта и знаний, процесс образования служит проводником идей и принципов именно этого государства. Кроме того, обучение и воспитание с самого начала призваны осуществить социализацию личности, сформировать активного члена общества. А значит, не только привить нормы морали и правила поведения, но и стать основой дальнейшего образования человека, помочь определиться с выбором сферы своих профессиональных и жизненных интересов. Иными словами, и государство, и общество заинтересованы в том, чтобы деятельность системы образования отвечала их насущным потребностям. От того, насколько государство чутко к нуждам общества, а, по сути, к своим собственным, зависит деятельность важнейшей из его систем – образования.

Изменения в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве постсоветской России, интеграция страны в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство требуют совершенно иного подхода к образованию современного гражданина. Образование в XXI веке должно удовлетворять духовные запросы отдельной личности и в то же время соответствовать культурному разнообразию человечества и своей страны, учитывать интересы, как государства, так и общества.

Система образования выполняет социальный заказ и требования к ней постоянно растут, поэтому, оставаясь ведомственной государственной структурой, она просто не выдержит груз стоящих перед ней новых задач, следовательно, расширение общественного участия в управлении школой является стратегической задачей инновационного развития образовательной системы. Управление современным образованием должно иметь государственно-общественный характер, предполагающий равноправие государства и общества в решении важных вопросов реализации российской образовательной политики.

Органы государственно-общественного управления образованием могут создаваться на региональном уровне, на уровне муниципалитета, на уровне образовательного учреждения. В основу их деятельности положены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении.

В каждом регионе, муниципалитете существуют специфические социальные, экономические, культурные, демографические и другие условия, поэтому и отношения в сфере государственно-общественного управления образованием имеют свои особенности. Тем не менее, можно назвать наиболее распространенные региональные модели реализации государственно-общественного управления: общественно-активная школа, социальное партнёрство (реализуемое преимущественно в системе профессионального образования), ученическое самоуправление, деятельность родительских комитетов, Попечительских советов, Советов выпускников, Советов отцов и т.д.

Решение стратегических задач образования начинается с самого «нижнего» уровня управления – уровня основной «клеточки» образовательной системы – конкретной школы. Одним из целевых ориентиров развития системы образования к 2020 году, согласно ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», является создание коллегиальных органов самоуправления в каждой образовательной организации.

Практика последних лет показывает, что одним из наиболее успешно действующих и, пожалуй, ведущих коллегиальных органов управления признан управляющий совет образовательного учреждения. Именно Управляющий совет позволяет реализовывать право учащихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, поскольку в его состав могут входить представители всех участников образовательных отношений.

При соблюдении рационального баланса полномочий между коллегиальным стратегическим управлением и единоличным текущим руководством Управляющий совет позволяет реально и максимально ответственно вовлечь представителей достаточно широкой общественности в следующие функции стратегического управления:

  • стратегическое планирование, определение основных особенностей образовательной программы общеобразовательного учреждения и направлений его развития;
  • повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения;
  • содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
  • содействие повышению качества образования, обеспечение открытости и доступности информации об образовательном учреждении;
  • контроль за реализацией стратегии, мониторинг и публичная отчетность перед государством, обществом и учредителем.

Важнейшая стратегическая задача Управляющего совета – обеспечение информационной открытости образовательной организации. Информационная открытость продекларирована Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Порядок формирования, структура, срок полномочий, порядок принятия решений и компетенция Управляющего совета обуславливаются наличием соответствующих норм в Уставе. Как правило, процедурные вопросы деятельности такого органа регламентируются соответствующим локальным актом – положением об Управляющем совете.

Управляющий совет образовательного учреждения – это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления, имеющий определенные Уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет, а также из представителей местного сообщества.

Управляющий совет может выполнять следующие роли:

1) стратегическая:

- разработка стратегии развития государственно-общественного управления в своей образовательной организации;

- участие в реализации программы развития образовательного учреждения;

- определение целей и задач в качестве социального партнера образовательной организации;

- выработка принципов образовательной политики образовательного учреждения;

- наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования.

2) ресурсная: создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов (внебюджетных средств), а также участие в финансово–экономической деятельности образовательного учреждения, то есть качество условий для образования.

3) информационно-координирующая: обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами (участниками образовательного процесса) с целью содействия развитию образования.

Управляющий совет образовательной организации создается и действует на принципах законности, дисциплины, гласности, сочетания единоначалия и коллегиальности, свободного обсуждения и решения всех вопросов, подотчетности. Управляющий совет ни в коем случае не является оппозицией администрации школы, не отменяет и не заменяет собой органы внутришкольного самоуправления, призванные защищать групповые интересы участников образовательного процесса, – педагогический совет, родительский и ученический комитеты и т.д.

В состав Управляющего совета избираются родители (законные представители) обучающихся всех ступеней общего образования, обучающиеся третьей ступени общего образования, работники образовательного учреждения, представитель учредителя, а также иные лица – представители национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций. Сегодня достаточно организаций, фондов, родителей, которые готовы вкладывать определенные средства в развитие конкретных учреждений и которым небезразлично, как будут использованы эти средства, какие дополнительные образовательные услуги смогут получить учащиеся.

Однако возможности Управляющего совета простираются гораздо дальше материальной поддержки образовательных учреждений. Родителям Управляющий совет дает возможность:

  • участвовать в управлении образовательной организации, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов;
  • стать полноправным участником образовательного процесса, непосредственно влиять на качество обучения и воспитания ребёнка;
  • реально влиять на положение своих детей в школе, защищать их права и свободы;
  • расширить каналы информирования о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в образовательном учреждении;
  • улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми, участвуя вместе с ребёнком во внеклассных мероприятиях, проводимых школой;
  • получать материальную помощь семье при финансовых затруднениях.

Не меньше возможностей Управляющий совет предоставляет и обучающимся, они могут:

  • формировать навыки гражданского поведения и социальной деятельности, участвуя на равных правах со взрослыми в управлении образовательным учреждением, в выработке и принятии школьных «законов» и других локальных актов, регламентирующих жизнь образовательного учреждения;
  • влиять на содержание образования и условия его получения;
  • создавать атмосферу доверия и взаимопонимания, благоприятные условия для учёбы, труда и отдыха в школе;
  • реализовывать свои потребности во внеурочной работе, досуге в школе и вне школы;
  • высказывать и отстаивать своё мнение по любому вопросу жизни школы;
  • защищать свои права, определенные Уставом образовательного учреждения, требовать уважительного отношения к своему достоинству;
  • удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
  • получать материальную поддержку в случае необходимости.

На первый взгляд, совет, наделенный столь внушительными полномочиями, изрядно ограничит власть директора школы. Однако, если директор готов к сотрудничеству с общественностью, он также найдет несомненные выгоды от создания Управляющего совета для возглавляемой им образовательной организации.

Во-первых, каждый директор хочет быть директором «хорошей» школы. Как правило, того же хотят и педагоги, и родители, и учащиеся, но представления о том, как сделать ее такой, у них несколько разнятся. Заседания Управляющего совета предоставляют заинтересованным сторонам возможность договориться о том, что такое хорошая школа и том, как этого добиться, используя возможности друг друга.

Во-вторых, как упоминалось выше, школа является исполнителем социального заказа на образовательные услуги. Как бы прагматично это ни звучало, но школьный Управляющий совет – это то место, где заказчик и потребитель (ученики и родители) не только озвучивают исполнителю (администрация и педагоги) свои потребности, но и выступают в роли своеобразной маркетинговой службы образовательного учреждения, рекламируя (бесплатно) его услуги.

В-третьих, администрация может освободиться от малоприятной процедуры урегулирования конфликтов, которые будут всегда, пока существуют школы. Процесс рассмотрения всевозможных инцидентов с участием членов Управляющего совета помогает конфликтующим сторонам лучше понять позицию друг друга.

И наконец, поддержка совета позволяет администрации школы чувствовать себя защищенной перед органами управления образованием и другими организациями, которые выполняют по отношению к школе контролирующие или инспекторские функции.

Таким образом, Управляющий совет действительно является эффективной формой согласования интересов государства и общества в рамках деятельности конкретной школы. И не только в плане пополнения и рационального распределения ее бюджета. Это площадка для открытого обсуждения вопросов функционирования и развития школы, механизмов влияния на изменение учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учащихся, родителей и педагогов с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день известно немало конкретных примеров того, как Управляющие советы помогают в решении школьных проблем, особенно в столице и крупных городах. Однако возникает и немало практических проблем. Так, например, деятельность многих Управляющих советов в регионах носит формальный характер и не оказывает какого-либо влияния на управленческие решения. Это касается, в том числе, влияния общественности на содержание образования вследствие низкой активности Управляющих советов в процессе согласования основных образовательных программ.

Для получения достоверных сведений относительно того, как обстоит дело с общественным участием в деятельности образовательных организаций на местах с точки зрения главных субъектов образовательного процесса (не считая обучающихся) – педагогов и родителей (законных представителей), было предпринято масштабное исследование, реализованное в 74 регионах Российской Федерации.

Анализ полученных данных показывает существенную разницу в оценке общественного участия в деятельности образовательных организаций со стороны директоров школ и родителей и позволяет сделать определенные выводы.

Родители считают себя готовыми участвовать в деятельности образовательных организаций, однако практически не принимают участия в разработке и реализации основной образовательной программы, так как, во-первых, слабо знакомы с содержанием программ по предметам и с методами воспитания и обучения, во-вторых, склонны переоценивать разработанные «наверху» программы и методы.

Меньше трети директоров школ воспринимают родителей в качестве полноправных субъектов образовательного процесса, поскольку не доверяют компетентности родителей и не желают пускать их на свою «территорию».

Как администрация и педагоги, так и родители чаще всего не воспринимают обучающихся, даже старшеклассников, в качестве равноправных партнеров в деле управления их же образованием.

Показательно еще и то, что, по оценке большинства руководителей образовательных организаций, органы управления образованием явно недостаточно включены в процессы организации взаимодействия школ и родителей при разработке вариативной части основной образовательной программы, хотя обязаны предоставлять им юридическую, организационную и методическую помощь.

Таким образом, с одной стороны, государство законодательно оформило государственно-общественную форму управления образованием, с другой стороны, система образования, выстроенная государством, сопротивляется общественному участию в ее деятельности, а гражданское общество подтверждает незрелость и нерешительность в реализации своих прав.

К сожалению, формирование гражданского общества в России — процесс непростой. И самодержавие российское, и советская власть представляли собой всевластие государства и рассматривали инициативу на местах как досадную помеху, которую для всеобщего блага следует по возможности искоренять. Всесторонняя зависимость людей от государственной политики и практики закрепила в сознании россиян единство государства и общества, государства и народа, государства и страны.

Как следствие, с одной стороны, наблюдается своего рода «незрелость» членов Управляющего совета, отсутствие заинтересованности, неуверенность в возможности повлиять на принимаемые решения, психологическая неготовность отстаивать собственные позиции.

С другой стороны, зачастую авторитарный стиль руководства общеобразовательной организации, низкий уровень управленческой культуры, отвергающий какое-либо вмешательство в административные решения со стороны педагогического персонала и родительской общественности, препятствует эффективной работе Управляющего совета, приводя к «формализации» данного институционального элемента образовательной среды, не позволяющей говорить о подлинной включенности общественных элементов в управление образованием.

И все-таки, несмотря на сопротивление, «разгосударствление» мышления необходимо начинать со сферы образования, поскольку она является самой массовой формой организации гражданского общества. Общество должно изменить свое отношение к образованию и к своей роли в формировании образовательной политики, осознать, что определение целей и приоритетных направлений, контроль над качеством образования – его право и обязанность.

Улучшение функционирования Управляющих советов общеобразовательных организаций возможно. Необходимо наличие информации о роли управляющих советов образовательных учреждений, просветительские мероприятия о возможностях, которых дает участие в Управляющем совете образовательной организации и обучающимся, и их родителям. В том числе должен быть сделан акцент на важности влияния обучающихся и их родителей (законных представителей) на содержание образования, защиту прав и законных интересов обучающихся, развитие общеобразовательной организации.

Важнейшей практикой является подготовка учащихся – членов Управляющих советов. Успешное ее развитие позволит не только оснастить необходимыми знаниями и навыками самую активную, пожалуй, часть современной «общественности», но и подготовить новое поколение к работе в Управляющих советах (сегодняшние школьники – это завтрашние родители).

Современная система образования оказалась в ситуации, когда динамика общественно-экономического развития настолько высока, что период изменений стал меньше, чем образовательный цикл. А значит, подготовка к жизни (собственно, главная задача школы) должна решаться с учетом постоянной изменчивости внешней среды: экономики, общества – всего, в чем будет жить подрастающее поколение. Система образования должна быть гибкой, способной отвечать на любые вызовы любого возможного построения общества и без участия общества, в первую очередь, родителей и самих школьников, как самой заинтересованной его части, стать такой не сможет никогда. Управляющие советы общеобразовательных организаций должны быть активно вовлечены в обсуждение образовательных программ. Это обеспечит соблюдение принципа сочетания государственных и общественных начал в управлении образовательной организацией.

Современные ФГОС ориентированы на фундаментальные личностные и гражданские ценности, а не на фундаментальные знания. Доступ к информации в наше время достаточно прост, а вот научиться взаимодействию с другими людьми, кроме системы образования, человеку попросту негде. И примером такого взаимодействия для юных граждан России может и должно стать всестороннее общественное участие в деятельности образовательных учреждений.

Список литературы:

  1. Вачков И. В., Вачкова С. Н., Воропаев М. В. [и др.] / Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 4
  2. Гончаров М. А. / Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России // Проблемы современного образования. –– 2016. – № 1
  3. Гусаров В. И. / Государственно-общественное образование // «Информация для всех» www.ifap.ru
  4. Журавлева О. В. / Государственно-общественное управление как фактор активизации органов самоуправления образовательного учреждения и изменений в социуме: Сб. науч. трудов / Под ред. О.Д. Головиной, Е.Ю. Зимина, А.А. Седельникова. // Красноярск: Гротеск, 2005.
  5. Канаева Л. П. / Формы участия общественности в управлении образованием // Вестник Мордовского университета – 2011. – №3
  6. Козлова Г.Н., Овчинников А. В. / Модернизация общего образования: советский вариант взаимодействия власти и общества // Проблемы современного образования. – 2016. – № 6
  7. Кравцов А. О., / Расширение общественного участия, как стратегическое направление развития муниципальных образовательных учреждений // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ http://ext.spb.ru
  8. Куприянова С. А. / Общественное участие родителей в управлении образованием // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
  9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.
  10. Пинский А.A. / Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. // М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2002.
  11. Пинский А.А. / Общественное участие в управлении школой. // М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2003.
  12. Скударева Г. Н. / Современные представления об общественном участии в российском образовании // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 4
  13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/
05.07.2019