Использование потенциала хештегов в учебном процессе
Оценка 4.8


Использование потенциала хештегов в учебном процессе

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Использование потенциала хештегов в учебном процессе
Cвидетельство участника
249


Использование потенциала хештегов в учебном процессе

Хэштег – символ, популярный среди пользователей социальных сетей. На первый взгляд кажется, что он не имеет никакого отношения к учебному процессу и никак не может быть использован для формирования универсальных учебных знаний. Хэштег «работает» по принципу «ключевого слова», что позволяет выделять основное в учебной информации, а во-вторых, одна из основных функций хэштега – быстрый поиск информации, которая имеет что-то общее. Кроме того, хэштеги весьма популярны в подростковой среде, поэтому их использование на занятии не вызовет отторжения и вполне может стать определенным мотивационном стимулом для участия в учебном процессе. Хэштеги обладают особыми коммуникативными возможностями, связанными с реализацией игровой, эстетической функции, а также функции самопрезентации.

Хэштег (от англ. hashtag) — описание для содержания. Он помогает пользователям, которые интересуются определенной темой, быстро находить сообщения по той же самой теме. Обычно хэштег — это фраза, написанная без пробелов (слитно) или слово, в начале которых ставится решетка (#). Hashtag выглядит примерно так: #образование или #Ученье_свет

Хэштеги используют главным образом на сайтах социальных сетей. Придуман этот символ был в 2007 г. Крисом Мессингом для упрощения навигации и общения. Журналисты по просьбе Мессинга использовали хэштег #SanDiegoFire для того, чтобы выделять твиты о серии лесных пожаров в Сан-Диего. В 2010 г. хэштеги приобрели популярность в Twitter, а сегодня они используются и на других социальных платформах, таких как Instagram, Facebook, Pinterest, Tumblr, YouTube, Google + и других сервисах. В 2014 году слово «хештег» было добавлено в Оксфордский словарь, наконец получив официальный статус. 

Чаще всего хэштеги используются в качестве рекламного средства или средства маркетинга для многих производителей и торговых сетей. Даже крупные компании не стесняются использовать их для продвижения своего бренда либо рекламы своей продукции. Так, например, в 2011 г. Audi запустила компанию, концепция которой заключалась в следующем: тем пятерым счастливчикам, кто будет использовать чаще остальных хэштег #WantAnR8 команда Audi позволит пользоваться машиной в течении недели. Уже в первые 24 часа 50 тысяч человек воспользовались хэштегом, число подписчиков в официальном аккаунте бренда выросло на 200 % уже в первую неделю промоакции. Через год генеральный директор Twitter Дик Костоло назвал эту акцию самой успешной кампанией соцсети.

Хэштеги оказываются полезными не только в коммерческих целях, но и в социальных проектах. Сотрудники благотворительной организации Make-A-Wish решили исполнить мечту больного лейкемией мальчика Майлса Скотта, который хотел почувствовать себя супергероем. Использовав хэштег #SFBatKid, организация получила огромную поддержку: было опубликовано около 500000 твитов, тысячи людей вышли на улицы Сан-Франциско, чтобы воссоздать знаменитый фильм про Бэтмена, президент Барак Обама обратился к мальчику в телевизионном сообщении с просьбой спасти город.

В учебном процессе применять хэштег можно с учетом его основных свойств, которые заключаются в том, что он:

- позволяет выделять главную мысль сообщения, используя ключевые слова;

- группирует информацию по темам;

- обеспечивает быстрый поиск по интересующим темам.

Рассмотрим хэштег в качестве дидактического средства через использование метода ключевых слов.

Информационные источники, используемые в учебном процессе, могут быть весьма объемными, обучающиеся часто теряются, не умея выделить главное: основную мысль, основную идею, основную фигуру (если речь идет о визуальном источнике). В этом случае опорой для них могут стать ключевые слова, которые можно найти как в тесте (литературного произведения, параграфа учебника, статьи СМИ и т.д.), так и в устном рассказе учителя, одноклассника, приглашенного гостя, в выступлении политического деятеля и т.п.

Если рассматривать метод ключевых слов как мнемотехнический прием, то ключевое слово в данном случае выступает как своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам её воспроизвести. Скажем, для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно˗два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить, как вся фраза восстановится в памяти. Ключевое слово должно быть выбрано с таким расчётом, чтобы оно отражало смысл всей фразы, поэтому с рассматриваемым материалом необходимо провести интеллектуальную работу. Такой вид работы представляет собой соблюдение ряда этапов и выглядит следующим образом:

1. При чтении текста необходимо систематизировать его по разделам, содержащим существенный комплекс мыслей. Можно сделать это мысленно или произвести соответствующие пометки в тексте.

2. Выбрать для каждого раздела текста целесообразное ключевое слово. Не следует выбирать слишком мало ключевых слов, с тем чтобы не упустить ни одного существенного раздела текста, но и не следует использовать много ключевых слов, иначе их цепочка станет слишком длинной.

3. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего раздела текста.

4. После выбора ключевых слов их нужно записать в определённой последовательности. Соединяясь со следующим ключевым словом, они дадут цепочку.

Если цель работы с ключевыми словами – определение основной мысли, идеи автора, то из записанных слов нужно выбрать те, которые станут основой для хэштега. В первоначальном варианте слов может быть больше двадцати (все зависит от объема и типа текста), в итоге должно остаться не более десяти. Таким образом обучающиеся проведут двойное ранжирование: в первом случае при интеллектуальном исследовании текста выбираются ключевые слова, во втором случае из них выбираются те, которые являются основными и станут хэштегом.

Если цель организации работы с ключевыми словами – запомнить информацию, то необходимо продолжить в следующей последовательности:

5. К каждому ключевому слову ставится вопрос в соответствии с тем, в какой мере оно взаимосвязано с соответствующим разделом текста.

6. Задается вопрос, в какой взаимосвязи находятся два соседних ключевых слова. Эту взаимосвязь необходимо повторять мысленно столько раз, сколько нужно для прочного запоминания.

7. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом вся цепочка ключевых слов повторяется, до тех пор, пока не запомнится основательно.

Для высокоэффективного использования метода ключевых слов необходима длительная тренировка, поэтому тексты, предназначенные для такой формы работы должны соответствовать возрасту и подготовке обучающихся.

В чем же заключается разница между созданием хэштега и поиском ключевых слов?

Во-первых, предложите детям два вида заданий: найдите ключевые слова в тексте и придумайте хэштег к тексту; предложите им в качестве цели занятия – научиться создавать хэштеги или определять ключевые слова; какой из них вариантов заданий (целей урока) вызовет больший отклик у обучающихся? Во-вторых, есть определенная разница между хэштегом и ключевыми словами.

Кроме того, что хэштег должен быть кратким, четким и последовательным, его основной особенностью является уникальность. Если он будет составлен из общих слов, он попросту затеряется на просторах глобальной сети, другими словами уникальность хэштега – основа его эффективности. Акцентируя внимание обучающихся на создании хэштега через найденные ключевые слова, можно несколько усложнить задание для обучающихся, предложив им составить хэштег из слов, которых нет в собранной ими цепочке, но с сохранением общего смысла или составить его так, чтобы заинтересовать определенную аудиторию, например, подростков, врачей или спортсменов и т.д.

Задания с хэштегами по разным учебным дисциплинам могут выглядеть следующим образом.

  1. Обучающим педагог предлагает прочитать отрывок из текста, проработать его по методу ключевых слов и составить из них хэштег.

«…Хэштег (или хештег) происходит от английского слова «hashtag», которое состоит из 2 слов: hash — символ «решетка» и tag — метка. Можно встретить такой перевод слова «hashtag» как «распределительная метка». Хэштег – это знак решетки #, после которого может быть любое слово. Сочетание решетки и слова (или слов без пробелов) дает такой эффект, что эта комбинация автоматически превращается в ссылку. Если кликнуть по хэштегу-ссылке, откроется подборка всех сообщений (как ваших, так и чужих), в которых присутствует этот хэштег. Или можно ввести хэштег в поиск, например, в строку поиска в социальной сети, после чего будут найдены все сообщения с таким хэштегом. Про сообщения, записи, публикации, содержащие один хэштег или несколько, говорят, что они «помечены хэштегом».

Вы спросите: как пометить сообщение хэштегом? Нужно просто в сообщение написать один хэштег. Можно вставить несколько разных хэштегов. Хэштеги можно писать в начале сообщения, в конце или в середине.

Хэштеги применяются, в основном, в социальных сетях. Их используют простые пользователи, но наиболее активно применяются маркетологами, вебмастерами, специалистами по продвижению в социальных сетях бренда компании, товара, услуги, сайта или чего-то другого…»

Ключевые слова: решетка – ссылка – сообщение −социальные сети – продвижение.

Хэштег: #решеткасообщение или #решеткапродвижение и т.д.

Учащиеся должны пояснить: почему именно эти слова являются ключевыми и почему именно эти слова использованы для хештега. Можно рассмотреть такой хештег #решеткаждусообщениядляпродвижения и определить, какая информация могла бы стать содержанием для файла с таким хэштегом.

2. Придумать хэштег к картинке.

Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Педагог может определить условия для составления хэштега:

- должен отражать основной смысл романа и характер отношений влюбленных;

- использовать слова из названия романа и фамилию автора;

- использовать только существительные и т.д.

3. Учитель предлагает исследовать по методу ключевых слов учебный материал по теме «Политика перестройки», составить из ключевых слов хэштеги и подобрать события в истории России, которые можно было бы сгруппировать под придуманными хэштегами.

Варианты, которые могут получиться у школьников:

- #Горбачев_1985 (данный хештег может использоваться только в отношении событий 1985 г., но учащимся можно предложить к хештегу подобрать фотографии, воспоминания, публикации СМИ (отечественные, зарубежные) и т.д.);

- #Перестройкагласность (буржуазные реформы Александра II)

- #Перестройкацерковь (реформы патриарха Никона)

- #Свободавыбор и др. (восстание декабристов, восстание Болотникова, октябрьские события 1917 г. и т.д.)

4. При изучении темы по обществознанию «Конфликты в межличностных отношениях» учитель предлагает обучающимся выбрать один из хештегов:

- #конфликтизбегание

- #конфликтприспособление

- #конфликтсоперничество

- #конфликткомпромисс

- #конфликтсотрудничество

Выбрав один из хештегов, который обозначает способ решения конфликтов, обучающиеся выбирают группу, в которой они будут работать. Педагог предлагает конфликтные ситуации, которые необходимо решить соответствующим своей группе способом. Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

Разрешение ситуации посредством компромисса будет выглядеть следующим образом: жильцы организуют собрание и принимают на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая сторонникам произвольной парковки.

Таким образом, не следует бояться использовать нестандартные приемы в учебном процессе, особенно, если они хорошо знакомы, понятны и нравятся обучающимся. Творческий учитель всегда найдет, где можно их применить. Что касается хештегов, помимо организации работы с ними по методу ключевых слов, т.е. анализа информационного источника, мнемотехники, очень важным воспитательным моментом будет проговорить со школьниками этику их использования.

Необходимо понимать, что хештег можно рассматривать в качестве маркеров, которые лишь с достаточной степенью вероятности отражают общую тематику сообщения, кроме того слитное написание слов в обозначении не соответствует правилам русской пунктуации, но тем не менее сегодня хештег является коммуникативной единицей в информационном пространстве, следовательно, одним из пунктов по формированию медиаграмотности.

Список литературы:

  1. Щурина, Ю.В. Коммуникативно-игровой потенциал хештегов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/komunikativno-igrovoy-potentsial-heshtegov
  2. Метод ключевых слов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/3908
  3. Тренировка и воспитание памяти [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bookap.info/razvit/korsakov_naedine_s_pamyatyu/gl5.shtm
  4. Хэштег — что это такое? Как ставить хештеги в Инстаграме? ТОП 10 сервисов для подбора хештегов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/xeshteg-chto-eto-takoe/
  5. Что значит хэштег и как им пользоваться? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.inetgramotnost.ru/poisk/chto-znachit-xeshteg-i-kak-im-polzovatsya.html
30.08.2019