Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС
Оценка 4.9
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед педагогами задачу использования методов, технологий и средств, которые направлены на достижение обучающимися метапредметных и личностных образовательных результатов. Стандарты указывают на необходимость применения проблемных и исследовательских методов проектной деятельности обучающихся. Так в п.19.9 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования говорится:

«В процессе оценки достижения планируемых результатов … должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требования к формированию проектной деятельности обучающихся:

«При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности…» (п.12)

Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта…» и обеспечивать «формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности». (п.18.2.1)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ставит перед педагогами задачу формирования у обучающихся «системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования». (п.18.2.1)

Реализация ФГОС требует от педагогов умения выстраивать систему проектного обучения, начиная с на начальной ступени. Для этого педагог должен хорошо владеть понятийной базой, связанной с проектной деятельностью.

Рассмотрим многоаспектность образовательного процесса в процессе применения проектного обучения, метода проектов, проектной деятельности.

Проектное обучение представляет собой дидактическую систему, компонентами которой выступают проектная деятельность и метод проектов. Под проектной деятельностью и методом проектов подразумевается особая педагогическая технология, которая предполагает интеграцию знаний и применение их в практической деятельности.

Проектная деятельность учащихся – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Это творческая деятельность, направленная на практическое решение задачи. Цели и содержание проектной деятельности должны быть определены обучающимися. Реализация цели проекта и его содержательной части проводится в процессе теоретической работы с информационными источниками и осуществления практической части проекта. При этом педагог выполняет функцию тьютора:

- помогает ребенку сделать выбор цели деятельности, опираясь на понимание его интересов и особенностей деятельности в зоне ближайшего развития;

- поддерживает учащегося при определении путей и формы реализации проектной деятельности, методов анализа и оценки результатов.

Метод проектов является ведущим в организации проектного обучения, тогда другим методам отводится вспомогательная роль.

Сегодня мы можем говорить о методе проектов как о ведущем методе организации деятельностного обучения, поскольку он в полной мере отвечает целям деятельностного обучения, направлен на формирование ключевых компетенции обучающихся и повышает эффективность учебной деятельности. Детям интересно учиться вместе.

Метод проектов – это такая система обучения, при которой ученик получает знания и умения в процессе самостоятельной деятельности: планирования и реализации проектов, которые по мере взросления ребенка должны усложняться.

Процесс работы над проектом может быть, как индивидуальным, так и коллективным. В процессе работы над проектом учащиеся должны иметь положительный эмоциональный настрой и чувство удовлетворения. Результатом совместного труда детей должен быть конкретный продукт, реализована ситуация успеха. В процессе проектной деятельности осуществляется самореализация ребенка.

Основоположниками метода проектов являются Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Именно им принадлежит идея строить обучение на основе активности ученика, через его проектную деятельность, ориентируясь практическое применение полученных знаний и опираясь на личный интерес ребенка.

Целью проектной технологии является самостоятельное познание обучающимися различных проблем, имеющих для детей жизненный смысл. Данная технология выстроена на «проживании» ребенком определенного отрезка времени в процессе обучения, на приобщении к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструировании материальных или иных объектов.

Продуктом активного проектирования выступает учебный проект, который представляет собой самостоятельно принятое учеником развернутое решение учебной проблемы. В проекте всегда присутствуют три компонента:

- познавательный;

- личностный;

- творческий.

 Личностный и творческий компоненты проекта определяют то значение, которое он имеет для учеников. Технология проектного обучения на современном этапе предполагает, что ребенок в состоянии применять полученные знания в практической деятельности.

Основные требования к реализации метода проектов были определены доктором педагогических наук Е.С. Полат:

- Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, решение которой требует от детей интегрированного знания и последовательного поиска вариантов решения.

- Практическая, познавательная и теоретическая значимость предполагаемых результатов исследовательской деятельности учащихся.

- Организация самостоятельной деятельности обучающихся в рамках проекта.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Применение исследовательских методов, реализация алгоритма учебного исследования.

Какие задачи решает проектная деятельность?

1. Обучение детей навыкам планирования:

- определять цель;

- видеть основные этапы достижения цели;

 - направлять на достижение цели внутренние ресурсы.

2. Развитие навыков сбора и переработки найденной информации.

3. Развитие креативности и критического мышления.

4. Формирование навыка составления письменного отчета:

- составление плана работы;

- умение четко и последовательно излагать информацию;

- знакомство с правильным оформлением источников.

5. Формирование положительного отношения к деятельности, поддержание инициативы и стремления выполнять задачи в срок.

В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются навыки, лежащие в основе критического мышления.

Классификация проектов

На основе ведущего вида деятельности обучающихся доктор педагогических наук Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов: практико-ориентированный, информационный, исследовательский, ролевой, творческий.

- Практико-ориентированный проект. В результате осуществления такого проекта всегда ученики предъявляют готовый продукт (документ, проект).

- Информационный проект. Главная задача деятельности в рамках такого проекта – сбор информации, написание статей, рефератов, репортажей, докладов.

- Исследовательский проект. В таких проектах особое внимание уделяется определению структуры, цели, актуальности, задач и гипотез деятельности.

- Ролевой проект. Представляет собой ролевую игру, в процессе которой решаются учебные задачи.

- Творческий проект. Такой проект может выглядеть как сценарий к празднику, постановка спектакля, изданная стенгазета или сочинение.

В зависимости от продолжительности времени, которое затрачивается на реализацию проекта проекты делятся на: краткосрочные (разрабатываются на одном - двух уроках); средней продолжительности (реализуются в течение изучения одной- двух тем); долгосрочные (проект разрабатывается в течение длительного периода времени, часто во внеурочное время, на уроках лишь отслеживаются этапы разработки проекта).

По уровню можно определить следующие типы проектов: проекты с привлечением учебного материала одного предмета и межпредметные.

По количеству участников определяют индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

В зависимости от применяемых дидактических средств классические проекты (используются учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради, таблицы, схемы, рисунки); проекты с использованием средств информации и коммуникации, которые позволяют осуществлять сбор, хранение и обработку информации. К таким средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий. Если обучающиеся имеют свободный и своевременный доступ к информации, используя компьютер, то в процессе реализации проекта они учатся искать, анализировать массивы данных, полученных из разных источников. Впоследствии, время на сбор информации в ходе работы над проектом значительно сокращается. Ученики получают навык визуализации обнаруженных закономерностей посредством моделей, диаграмм и графиков.

Для того чтобы использовать технологию проектов правильно и эффективно педагог должен обладать высоким уровнем педагогического мастерства:

- знать особенности использования исследовательских и поисковых методов;

- уметь направлять исследовательскую деятельность детей;

- иметь знания о способах организации дискуссий, участвовать в них не навязывая собственную точку зрения;

- быть способным активизировать поисковую деятельность детей;

- понимать принципы интеграции знаний из различных предметных областей;

Важно отметить, что дети при осуществлении проектов приобретают новые навыки:

- способность самостоятельно овладевать знаниями, применять их для решения новых проблемных ситуаций;

- коммуникативные способности;

- практические умения исследовательской работы.

В процессе реализации проекта необходимо чтобы действия педагога и обучающихся были скоординированными:

- педагог помогает найти необходимую информацию;

- педагог выступает в качестве источника информации;

- сопровождает процесс реализации проекта;

- дает обратную связь;

-осуществляет поддержку и поощрение ребенка.

Этапы реализации проектной деятельности

Педагогическая технология разработки проектов не имеет строгого алгоритма деятельности, предполагает творческий подход. Однако педагог должен следить за тем, чтобы дети следовали логике проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом.

1. Поисковый этап.

Дети совместно с учителем ищут актуальную проблему, анализируют ее. Затем происходит выбор конкретной темы проекта. Далее необходимо разработать план и выбрать поле деятельности. Кроме того, на данном этапе выдвигаются гипотезы и выбираются критерии для оценки деятельности.

Педагог может использовать следующие приемы: мозговой штурм, кластер, фишбоун, идеал, знаю-хочу узнать- узнал, корзина идей.

2. Аналитический этап.

На данном этапе ученики проводят анализ имеющегося массива информации, ищут вопросы, по которым наблюдается дефицит знаний. Затем приступают к сбору информации, поиску вариантов достижения цели. Кроме того, на данном этапе дети совместно с педагогом выстраивают алгоритм деятельности и составляют план реализации проекта. Важно, также, провести анализ имеющихся ресурсов.

3. Практический этап.

Представляет собой выполнение запланированного алгоритма действий с осуществлением контроля над каждым шагом. При необходимости в алгоритм и технологию реализации проекта вносятся изменения.

Педагог может использовать приемы, позволяющие осуществлять анализ и самоконтроль: кластер, дискуссия, лист наблюдений, сводная таблица, ранжирование, диаграммы.

4. Презентационный этап.

На данном этапе дети при поддержке педагога готовят презентационные материалы. При этом осуществляется изучение возможностей использования полученных результатов.

Педагог может использовать следующие приемы: шесть шляп, оценочный лист, лист наблюдений, «толстые и тонкие» вопросы.

5. Контрольный этап.

 Предполагает анализ полученных результатов и оценку качества выполненной работы. Важно, чтобы оценка осуществлялась качественно, а не в виде баллов.

В процессе проведения рефлексии можно использовать следующие приемы: лист наблюдений, лист самооценки, синквейн, эссе, портфолио, знаю-хочу узнать- узнал.

Проектный урок

Осуществление проектной деятельности в рамках классно-урочной системы возможно при пересмотре целей деятельности. Проектирование представляет собой последовательное выполнение определенных этапов. На каждом этапе дети усваивают конкретные умения. Соответственно можно говорить о том, что проектные умения учеников формируются поэтапно. И только в конце работы над проектом происходит соединение всех навыков в единое целое. Для осуществления работы над проектом педагог может использовать три типа уроков.

1. Урок, где работа над проектом является составной частью учебной деятельности, или занимает все учебное время целиком.

Какое количество времени занимает на уроке проектная деятельность решает учитель, т.к. ему необходимо структурировать каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности учеников, а также с темой урока и требованиями учебной программы.

2. Проектный урок сочетает в себе урочную и внеурочную формы работы над проектом. То есть в расписании выделяются специальные часы для осуществления проектной деятельности.

Какие же проекты целесообразно реализовывать в рамках урочной и внеурочной деятельности?

- проекты, реализуемые в рамках проектной недели (уроки не проводятся, общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 учебных часов);

- проекты, которые невозможно осуществить в рамках образовательного учреждения;

- годичные проекты (межпредметные, общешкольные), которые носят исследовательский характер.

В процессе проектирования данного типа проектного урока необходимо реализовывать некоторые части проекта, связанные с изучением программного материала в рамках урочной деятельности.

3. Проведение проектного урока в рамках серии уроков. Полноценная реализация каждого их этапов проекта должна занимать больше времени, чем занимает один урок.

Алгоритм разработки проектного урока

Для того чтобы проектный урок в полной мере отвечал цели и задачам проектного метода, необходимо при его разработке соблюдать определенный алгоритм:

1. Сформулировать проблемную ситуацию.

2. На основании проблемной ситуации сформулировать проблему с использованием проблемных вопросов («Как …?», «Каким образом..?»).

3. На основании проблемы определяется цель деятельности.

4. Определить шаги достижения цели (определение задач деятельности на каждом этапе решения проблемы).

5. Работа в группах с четким определением регламента.

6. Презентация проекта.

7. Рефлексия.

8. Оценивание результатов деятельности.

По сравнению с традиционными уроками, проектные имеют следующие преимущества:

- помогают эффективно и в короткие сроки развивать УУД обучающихся;

- позволяют формировать проектные умения на основе УУД;

- направлены на повышение учебной мотивации;

- создают необходимые условия для использования знаний на практике.

Мы видим, что метод проектов является одним из перспективных направлений в деятельности образовательного учреждения. Помимо прочего, это интересное занятие для педагогов и детей. Поэтому, решая использовать метод проектов, учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

- Что представляет собой «проект» и насколько эта деятельность будет интересной детям?

- Как правильно организовать деятельность учеников?

- Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?

Метод проектов активизирует обучение детей, делает его личностно ориентированным, позволяет использовать собственный опыт в процессе решения практических задач, приносит удовлетворение ученикам, т.к. они видят результаты своего собственного труда. Проектное обучение может стать как альтернативой классно-урочной системе, так и дополнением других видов обучения.

Список использованных источников:

  1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.
  2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.
  5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр», 2005. – 96 с.
  6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000.
  7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
  8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // Методист, № 3, 2004.
  10. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. — М.: Просвещение, 1994. — 159 с.
  11. Проектный урок. Сборник статей / Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой, редакторы-составители Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина. — М.: МИОО, 2006.
13.09.2019