Основным компонентом развивающей среды ребенка в дошкольном возрасте выступает предметно-развивающая среда. В настоящее время педагогическая наука понимает предметно-развивающую среду, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития. Если даже в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для реализации права воспитанников на выбор, то далеко не всегда при этом у детей успешно формируется субъектность. Некоторые из них остаются пассивными, не проявляют активности. Предметно-развивающая среда, созданная в соответствии со всеми современными требованиями, к сожалению, мало что может изменить в данной ситуации. Попробуем разобраться: почему так происходит и как помочь воспитаннику? Качественно новые образования в структуре психики ребенка возникают при условии активности ребенка в данной среде, поэтому остановимся на понятии субъектности.
Субъектность личности
Впервые принцип субъектности человека был сформулирован в древневосточной философии. На протяжении всей истории человечества великие философы пытались дать определение данному понятию и выстроить закономерность формирования субъектности личности.
Древние ученые рассматривали человеческого младенца как «чистый лист», субъектность которого формируется по мере его взросления. В средневековье считали, что субъектность индивида закладывается Творцом. Философы нового времени рассматривают субъектность как результат эволюции, главное качество индивида – его разумность. Как личностное качество субъектность впервые стал рассматривать Гегель. Он определял ее как определенность, тождественную с бытием. Экзистенциалисты трактовали субъектность как осознание индивидом его собственного сознания. Ж-П. Сартр отмечал, что с одной стороны человек выбирает сам, каким ему быть, с другой – не может выйти за рамки своей субъектности.
Подводя итоги, можно отметить, что субъект в философском знании рассматривается как источник познания и носитель активности. Он может преобразовывать себя и окружающую действительность. Рождаясь, ребенок не имеет каких-либо личностных качеств. И только в процессе своего развития он становится субъектом отношений в обществе.
Субъектность — способность индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи.
Представители психологической науки отмечают, что становление и развитие индивида как субъекта осуществляется через деятельность. Человек не просто способен преобразовывать действительность согласно своих целей, в процессе деятельности меняется не только сам объект, но и личность. Человек размышляет о себе, воспринимает себя в «качестве причины себя самого». Субъектность человека проявляется в его деятельности, общении, стремлении к самопознанию. Наиболее ярко субъектность проявляется в процессах целеполагания и не возможна без свободы личности.
Педагогика рассматривает данное понятие как наиболее личностную характеристику сознания. Под субъектностью дошкольника понимаются особенности его восприятия самого себя и окружающего мира, которые связаны с осознанием себя как субъекта деятельности.
В момент перехода ребенка из раннего возраста в младший дошкольный становление субъектности происходит как раз в предметно-игровой деятельности. В этом возрасте игра выступает ведущим видом деятельности и включает в себя взаимодействие ребенка со взрослым и элементарное ролевое поведение. Эти два направления деятельности не всегда удается совместить, поэтому разработаны специальные рекомендации по реализации игры с детьми с учетом их личностных особенностей.
Организация процесса игры с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Если ребенок является чрезмерно активным, проявляет выраженную потребность в свободе и постоянной деятельности, проявляет спонтанные яркие эмоциональные реакции, то взрослым можно рекомендовать следующее:
Если ребенок старателен и легко адаптируется, ответственный, но при этом чувствительный к нестабильности, нуждается в наличии порядка и традиций, то взаимодействие с ним стоит организовать следующим образом:
Если ребенок общительный и обаятельный, чувствительный и ранимый, обладает развитыми художественными способностями и воображением, то, взаимодействуя с ним, взрослым стоит руководствоваться следующими правилами:
Если ребенок серьезен и достаточно независим, стремится все знать, понимать, объяснять, исследовать, то можно дать следующие рекомендации:
Организация игровой деятельности детей в развивающей среде ДОУ
Приступая к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, педагог должен хорошо ориентироваться в особенностях каждого из видов такой деятельности.
Большинство из современных исследователей в области педагогики и психологии уверены, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Играя, дети развиваются, познают окружающий мир, осваивают роли, готовятся ко взрослой жизни. Такой вид деятельности социален по своему происхождению.
Игра — это воссоздание человеческой деятельности, когда моделируется ее социальная суть: задачи и нормы отношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра появилась в жизни человека на определенной стадии общественного прогресса. Ребенок был исключен из системы социальных отношений взрослых, поскольку производство стало настолько развитым, что дети не могли уже участвовать в производительной деятельности. Вместе с тем, дети нуждались в ориентирах для поведения, навыках взаимодействия с людьми. Игра стала той социальной практикой, которая позволяла социализировать детей, помогала им усваивать социальные нормы и эталоны поведения. Исследователи отмечают, что основным содержанием детских игр являются жизнь, деятельность и отношения людей между собой. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен располагать необходимыми знаниями и навыками, поэтому задачей воспитателей является обогащение жизненного опыта детей.
Организация сюжетно-ролевой игры должна включать в себя следующие компоненты:
- Ознакомление детей с окружающим миром в процессе их деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Общение ребенка и взрослого во время игры.
- Сотрудничество специалистов в ДОУ: воспитателей, психолога, логопедов, дефектологов.
Игра-импровизация
В процессе игровых занятий дети должны получать разнообразные впечатления о жизни людей, усвоить смысл человеческого поведения в различных сферах деятельности. Начинать знакомство малышей с миром игры лучше всего стоит с игр-имитаций. В ходе такой игры малыши могут перевоплощаться в различных героев. Желательно, чтобы дети могли воспользоваться различными атрибутами: костюмами, декорациями. В игре-имитации педагоги учат ребенка передавать характер изображаемого персонажа с помощью мимики, голоса, движений. Обычно, такие игры помогают преодолеть пассивность и безразличие детей, наладить эмоциональный контакт с воспитателем. В игре-импровизации педагог становится равным детям, он может также разыгрывать какую-нибудь роль.
Игра-драматизация
Игровые умения, необходимые для создания творческих сюжетов лучше всего формировать в игре-драматизации. Это игры, в которых и содержание, и роли, и действия героев определены содержанием литературного произведения, чаще всего сказки. Игра-драматизация похожа на сюжетно-ролевую игру тем, что и в тех, и в других условно воспроизводятся явления окружающего мира. Однако игра-драматизация требует от детей точного исполнения ролей в зависимости от задумки.
Игры-драматизации на основе сказок хорошо привлекают внимание детей, поскольку они динамичны, герои яркие, действуют четко и ясно. Дети легко запоминают сюжеты простых сказок и быстро начинают повторять нужные действия. В такой игре ребенок может выразить свои переживания. Для стимулирования детского интереса обязательно стоит воспользоваться костюмами.
Задача воспитателя состоит в подборе произведений, имеющих воспитательное значение, при этом сюжет должен быть не очень сложным, чтобы воспитанники могли превратить его в игру. При этом очень важно, насколько сам педагог проявляет интерес к сюжету игры, старается использовать художественные средства в игре. Разнообразие мимики, интонаций и движений помогает детям быстрее начать повторять за воспитателем и играть. Для того чтобы помочь детям понять содержание игры и войти в образ, взрослый может предложить им рассмотреть тематические иллюстрации, уточнить черты характера каждого из персонажей. При повторном проигрывании сказки дети все меньше нуждаются в помощь взрослого, действуют самостоятельно. В игре-драматизации по сюжету сказки одновременно может участвовать только ограниченное число ребят, поэтому можно предложить всем играть по очереди. Для распределения ролей можно воспользоваться считалками. В ходе игры происходит обогащение игрового опыта и накопление знаний детьми об окружающем мире. Дети учатся действовать с предметами заместителями. Игры можно проводить в различных вариантах, постепенно усложняя сюжет.
Игра на основе экскурсии
Расширению игрового опыта воспитанников могут способствовать экскурсии. Для того чтобы экскурсия принесла пользу, важно учесть несколько факторов.
Желательно, чтобы родители также принимали участие в организации экскурсий, становясь участниками коррекционно-развивающего процесса. После экскурсии можно поводить беседы и обсуждения. Можно использовать тематические картинки, реально отражающие увиденное детьми. В ходе рассматривания дети отвечают на вопросы, закрепляя таким образом знания.
Сюжетно-ролевая игра с включением игрушек
Организуя игру с использованием различных предметов, воспитатель должен следить, чтобы совместные действия детей проходили в нужном русле, в соответствии с сюжетом. Для этого важно объединить игрушки и предметы в единый тематический комплекс, который бы отражал определенные жизненные события детей. Сюжетно-ролевые игры с включением игрушек направлены на формирование совместных действий с предметами. Дети наблюдают за деятельностью взрослых, а затем выполняют тренировочные задания, исполняют роли. Проигрывая отдельные игровые ситуации и объединяя их в сюжет, малыши учатся использовать игрушки в контексте игрового сюжета, преодолевать вербализм, обогащать чувственную сторону игры.
Очевидно, что все усилия родителей и педагогов должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка и, в первую очередь, должны ориентироваться на зону ближайшего развития. Которая на каждом этапе должна опережать развитие ребенка и стимулировать его к овладению новыми навыками и знаниями. По мере того, как дети будут овладевать предложенными умениями, им необходимо предлагать новые виды информации, заставляющие по-другому работать психические функции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.