Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе освоения предметно-игровой среды
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе освоения предметно-игровой среды

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Детсад
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе освоения предметно-игровой среды
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе освоения предметно-игровой среды

Основным компонентом развивающей среды ребенка в дошкольном возрасте выступает предметно-развивающая среда. В настоящее время педагогическая наука понимает предметно-развивающую среду, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития. Если даже в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для реализации права воспитанников на выбор, то далеко не всегда при этом у детей успешно формируется субъектность. Некоторые из них остаются пассивными, не проявляют активности. Предметно-развивающая среда, созданная в соответствии со всеми современными требованиями, к сожалению, мало что может изменить в данной ситуации. Попробуем разобраться: почему так происходит и как помочь воспитаннику? Качественно новые образования в структуре психики ребенка возникают при условии активности ребенка в данной среде, поэтому остановимся на понятии субъектности.

Субъектность личности

Впервые принцип субъектности человека был сформулирован в древневосточной философии. На протяжении всей истории человечества великие философы пытались дать определение данному понятию и выстроить закономерность формирования субъектности личности.

Древние ученые рассматривали человеческого младенца как «чистый лист», субъектность которого формируется по мере его взросления. В средневековье считали, что субъектность индивида закладывается Творцом. Философы нового времени рассматривают субъектность как результат эволюции, главное качество индивида – его разумность. Как личностное качество субъектность впервые стал рассматривать Гегель. Он определял ее как определенность, тождественную с бытием. Экзистенциалисты трактовали субъектность как осознание индивидом его собственного сознания. Ж-П. Сартр отмечал, что с одной стороны человек выбирает сам, каким ему быть, с другой – не может выйти за рамки своей субъектности.

Подводя итоги, можно отметить, что субъект в философском знании рассматривается как источник познания и носитель активности. Он может преобразовывать себя и окружающую действительность. Рождаясь, ребенок не имеет каких-либо личностных качеств. И только в процессе своего развития он становится субъектом отношений в обществе.

Субъектность — способность индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи.

Представители психологической науки отмечают, что становление и развитие индивида как субъекта осуществляется через деятельность. Человек не просто способен преобразовывать действительность согласно своих целей, в процессе деятельности меняется не только сам объект, но и личность. Человек размышляет о себе, воспринимает себя в «качестве причины себя самого». Субъектность человека проявляется в его деятельности, общении, стремлении к самопознанию. Наиболее ярко субъектность проявляется в процессах целеполагания и не возможна без свободы личности.

Педагогика рассматривает данное понятие как наиболее личностную характеристику сознания. Под субъектностью дошкольника понимаются особенности его восприятия самого себя и окружающего мира, которые связаны с осознанием себя как субъекта деятельности.

В момент перехода ребенка из раннего возраста в младший дошкольный становление субъектности происходит как раз в предметно-игровой деятельности. В этом возрасте игра выступает ведущим видом деятельности и включает в себя взаимодействие ребенка со взрослым и элементарное ролевое поведение. Эти два направления деятельности не всегда удается совместить, поэтому разработаны специальные рекомендации по реализации игры с детьми с учетом их личностных особенностей.

Организация процесса игры с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Если ребенок является чрезмерно активным, проявляет выраженную потребность в свободе и постоянной деятельности, проявляет спонтанные яркие эмоциональные реакции, то взрослым можно рекомендовать следующее:

  • Сосредоточить внимание на регулярном обновлении предметной среды. При этом можно и нужно привлекать самого ребенка к участию в преобразованиях. Важно организовать пространство так, чтобы малыш не имел доступа сразу ко множеству игрушек, иначе его интерес к игре угаснет.
  • Взрослые могут создавать воображаемые ситуации в процессе манипулирования игрушками. При этом акцент нужно сместить на непосредственную демонстрацию способов замещения функций предметов. Как правило, такие дети больше интересуются непосредственным процессом взаимодействия с предметом. А не результатом игры в целом.
  • Взрослые должны поощрять ребенка на создание новых способов выполнения игровых заданий. При этом малыш не просто проговаривает варианты, а осуществляет их на практике. Можно давать задания, выходящие за рамки ведущего вида деятельности, стимулируя, таким образом, интеллектуальное развитие.
  • Если малыш с трудом придерживается установленных правил игры, можно ввести игровой персонаж, который будет своеобразным супервизором за деятельностью ребенка. Как только правило нарушено, игрушка помогает указать на это.
  • В конце игры, когда необходимо убрать за собой, такие дети не хотят наводить порядок. Можно вовлечь их в небольшое соревнование: кто быстрее и аккуратнее уберет в комнате.
  • Взрослые могут вводить в игры динамические сюжеты, поскольку такие дети не любят однообразия.
  • Повышенная двигательная активность может быть реализована в играх-соревнованиях и спортивных занятиях. Даже если малыш не интересуется какой-либо деятельностью, его можно включить в нее, предложив посоревноваться.
  • Особое внимание взрослым стоит уделить изучению правил безопасного поведения, освоению навыка прогнозирования и оценивания собственной деятельности.

Если ребенок старателен и легко адаптируется, ответственный, но при этом чувствительный к нестабильности, нуждается в наличии порядка и традиций, то взаимодействие с ним стоит организовать следующим образом:

  • Перед организацией игры стоит провести подготовительную работу: экскурсию, наблюдение, обсуждение увиденного. Малыш должен давать свои комментарии по поводу происходящего вокруг.
  • Взрослый должен ласково пригласить ребенка в игру. Атмосфера обязательно должна быть доброжелательной, важно проявлять активный интерес к переживаниям ребенка.
  • Перед началом игры следует обговорить сюжет, помочь создать воображаемую ситуацию. Уточнять действия ребенка по ходу игры также очень важно.
  • Игра может выступать как средство для успешной адаптации таких детей. Можно предложить обыграть разные ситуации в общении с людьми, попробовать себя в различных ролях, а потом использовать полученный опыт в реальной жизни.
  • Игра с такими детьми невозможна без включения в нее игрушек, выполненных в соответствии с эстетическими требованиями. Взрослый показывает, как с ними можно играть.
  • Обыгрывая игрушку, важно показать, как с ней действовать, стимулировать проявление эмоционального отношения к ней со стороны таких детей. Выполнив игровой сюжет, воспитатель или родитель может предложить малышу поменяться местами, выражая одобрение его действиями.
  • Если по каким-то причинам нарушается привычная логика игры или вводится новый персонаж, взрослому стоит быть предельно осторожным, ведь такие дети очень чувствительны к любым переменам. Не стоит заменять их любимые игрушки.
  • Если ребенок самостоятельно не участвует в игре, не стоит его заставлять, лучше прибегнуть к помощи других детей, которые могли бы вовлечь малыша в игру.
  •  Играя с такими ребятами, важно помнить, что у игры должно быть логичное завершение. Если по каким-то причинам игру необходимо прервать, лучше предупредить ребенка об этом заранее.
  • Обязательно взрослый должен похвалить малыша в конце игры за его активность, смекалку и т.д.

Если ребенок общительный и обаятельный, чувствительный и ранимый, обладает развитыми художественными способностями и воображением, то, взаимодействуя с ним, взрослым стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Такие дети часто стремятся обеспечить комфорт окружающим, находящимся рядом с ним, чем удовлетворить свои собственные потребности. Поэтому взрослые обязаны организовать игру таким образом, чтобы права малыша не ущемлялись другими участниками.
  • Ребенка заинтересует яркая воображаемая ситуация, а не простой манипулирование с игрушками. Игра для таких детей должна быть эмоционально насыщенной. Ведущая роль должна оставаться за ребенком, не стоит комментировать за него ход игры и сюжет, достаточно задавать наводящие вопросы.
  • Взрослые могут предлагать игры с предметами-заместителями или образными игрушками. Игрушки для таких детей становятся лучшими друзьями, с которыми можно поделиться переживаниями. Ребенок привыкает к любимой игрушке, ведь она помогает ему адаптироваться в новых ситуациях.
  • Такие дети обычно с удовольствием играют в игры с множеством разнообразных персонажей, поэтому взрослым стоит постепенно вводить новых игрушечных участников в игру. Малыш может быть одним из героев либо выступать в роли режиссера.
  • Взрослый всячески должен поддерживать ребенка, вербально выражать оценочные эмоциональные суждения, интересоваться мнением ребенка.
  • Опираясь на известный ребенку сюжет литературного произведения, можно играть с персонажами сказок, что позволяет направлять развитие ребенка для достижения педагогической цели.
  • Наиболее подходящими для таких детей являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и театрализованные игры.
  • Можно использовать игру для осознания и анализа проблемных ситуаций, которые возникли у него в реальности.
  • Поощряя действие ребенка от лица игрового персонажа, взрослые могут помочь ему справиться с проблемами, которые для него пока представляются неразрешимыми. Игра, построенная на таких сюжетах, помогает малышу выразить свои эмоции, переключить внимание с негативных переживаний на позитивные, найти утешение.

Если ребенок серьезен и достаточно независим, стремится все знать, понимать, объяснять, исследовать, то можно дать следующие рекомендации:

  • Взрослые могут предлагать малышу спокойные игры. Он очень бережно относится к игрушкам, неохотно ими делится.
  • Вовлекая в игру, лучше всего предложить ребенку предметно-практическую деятельность, носящую экспериментальный характер. Важно главную роль оставлять за ребенком, руководя игрой при помощи косвенных методов.
  • В процессе игры сосредоточьте внимание ребенка на поисках и обсуждении свойств игрушек, альтернативных способов взаимодействия с предметами.
  • Для того чтобы наиболее полно развивать интеллект ребенка, взрослые могут предложить ему игрушки-аналоги настоящих «взрослых» предметов, уменьшенные модели, которые помогут более подробно узнать об устройстве и функциях предмета. Малыши могут с удовольствием мастерить самодельные предметы быта или оборудование. Сконструированные модели можно обыгрывать в дальнейшей игре.
  • Для таких детей можно смело выбирать игры, направленные на развитие познавательных способностей (дидактические, настольные, головоломки). Их интересует не результат, а сам процесс игры, конструирования, отгадывания скрытых закономерностей.
  • Так же для таких детей подходят режиссерские игры. При этом малыш не исполняет роль, а руководит игрой со стороны, создает декорации, придумывает сюжет и характер героев, смотрит на ситуацию с точки зрения разных персонажей.
  • Таким детям сложно участвовать в коллективных играх, если они не понимают правил или не согласны с ними, поэтому взрослый, вовлекая ребенка в коллективную игру, должен предварительно провести соответствующую подготовку: объяснить правила, узнать мнение ребенка по поводу них, добиться его согласия с правилами игры. Основное внимание стоит направить на обучения ребенка находить контакт со сверстниками и умение достигать согласия, договариваться.

Организация игровой деятельности детей в развивающей среде ДОУ

Приступая к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, педагог должен хорошо ориентироваться в особенностях каждого из видов такой деятельности.

Большинство из современных исследователей в области педагогики и психологии уверены, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Играя, дети развиваются, познают окружающий мир, осваивают роли, готовятся ко взрослой жизни. Такой вид деятельности социален по своему происхождению.

Игра — это воссоздание человеческой деятельности, когда моделируется ее социальная суть: задачи и нормы отношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра появилась в жизни человека на определенной стадии общественного прогресса. Ребенок был исключен из системы социальных отношений взрослых, поскольку производство стало настолько развитым, что дети не могли уже участвовать в производительной деятельности. Вместе с тем, дети нуждались в ориентирах для поведения, навыках взаимодействия с людьми. Игра стала той социальной практикой, которая позволяла социализировать детей, помогала им усваивать социальные нормы и эталоны поведения. Исследователи отмечают, что основным содержанием детских игр являются жизнь, деятельность и отношения людей между собой. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен располагать необходимыми знаниями и навыками, поэтому задачей воспитателей является обогащение жизненного опыта детей.

Организация сюжетно-ролевой игры должна включать в себя следующие компоненты:

- Ознакомление детей с окружающим миром в процессе их деятельности.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Общение ребенка и взрослого во время игры.

- Сотрудничество специалистов в ДОУ: воспитателей, психолога, логопедов, дефектологов.

Игра-импровизация

В процессе игровых занятий дети должны получать разнообразные впечатления о жизни людей, усвоить смысл человеческого поведения в различных сферах деятельности. Начинать знакомство малышей с миром игры лучше всего стоит с игр-имитаций. В ходе такой игры малыши могут перевоплощаться в различных героев. Желательно, чтобы дети могли воспользоваться различными атрибутами: костюмами, декорациями. В игре-имитации педагоги учат ребенка передавать характер изображаемого персонажа с помощью мимики, голоса, движений. Обычно, такие игры помогают преодолеть пассивность и безразличие детей, наладить эмоциональный контакт с воспитателем. В игре-импровизации педагог становится равным детям, он может также разыгрывать какую-нибудь роль.

Игра-драматизация

Игровые умения, необходимые для создания творческих сюжетов лучше всего формировать в игре-драматизации. Это игры, в которых и содержание, и роли, и действия героев определены содержанием литературного произведения, чаще всего сказки. Игра-драматизация похожа на сюжетно-ролевую игру тем, что и в тех, и в других условно воспроизводятся явления окружающего мира. Однако игра-драматизация требует от детей точного исполнения ролей в зависимости от задумки.

Игры-драматизации на основе сказок хорошо привлекают внимание детей, поскольку они динамичны, герои яркие, действуют четко и ясно. Дети легко запоминают сюжеты простых сказок и быстро начинают повторять нужные действия. В такой игре ребенок может выразить свои переживания. Для стимулирования детского интереса обязательно стоит воспользоваться костюмами.

Задача воспитателя состоит в подборе произведений, имеющих воспитательное значение, при этом сюжет должен быть не очень сложным, чтобы воспитанники могли превратить его в игру. При этом очень важно, насколько сам педагог проявляет интерес к сюжету игры, старается использовать художественные средства в игре. Разнообразие мимики, интонаций и движений помогает детям быстрее начать повторять за воспитателем и играть. Для того чтобы помочь детям понять содержание игры и войти в образ, взрослый может предложить им рассмотреть тематические иллюстрации, уточнить черты характера каждого из персонажей. При повторном проигрывании сказки дети все меньше нуждаются в помощь взрослого, действуют самостоятельно. В игре-драматизации по сюжету сказки одновременно может участвовать только ограниченное число ребят, поэтому можно предложить всем играть по очереди. Для распределения ролей можно воспользоваться считалками. В ходе игры происходит обогащение игрового опыта и накопление знаний детьми об окружающем мире. Дети учатся действовать с предметами заместителями. Игры можно проводить в различных вариантах, постепенно усложняя сюжет.

Игра на основе экскурсии

Расширению игрового опыта воспитанников могут способствовать экскурсии. Для того чтобы экскурсия принесла пользу, важно учесть несколько факторов.

  • Цель, с которой ребенок посещает то или иное место, должна быть ему понятной и близкой (пойти на кухню и посмотреть, как готовит повар).
  • Желательно, чтобы в ходе экскурсии дети могли быть максимально задействованы в деятельности. Запоминание тогда является наиболее успешным, когда происходит через осуществление алгоритма действий.
  • Ребенок должен иметь возможность наблюдать за деятельностью взрослых на экскурсии. Ему должно быть удобно смотреть, чтобы запомнить все выполняемые действия. Педагог должен объяснять смысл определенных операций, их строгую последовательность, отвечать на вопросы.
  • Вся экскурсия должна быть эмоционально насыщенной. Для этого стоит обращать внимание детей на нравственность поступков представителей разных профессий, гуманность отношений между людьми. У детей должен быть сформирован положительный настрой по отношению к воспринимаемой информации.

Желательно, чтобы родители также принимали участие в организации экскурсий, становясь участниками коррекционно-развивающего процесса. После экскурсии можно поводить беседы и обсуждения. Можно использовать тематические картинки, реально отражающие увиденное детьми. В ходе рассматривания дети отвечают на вопросы, закрепляя таким образом знания.

Сюжетно-ролевая игра с включением игрушек

Организуя игру с использованием различных предметов, воспитатель должен следить, чтобы совместные действия детей проходили в нужном русле, в соответствии с сюжетом. Для этого важно объединить игрушки и предметы в единый тематический комплекс, который бы отражал определенные жизненные события детей. Сюжетно-ролевые игры с включением игрушек направлены на формирование совместных действий с предметами. Дети наблюдают за деятельностью взрослых, а затем выполняют тренировочные задания, исполняют роли. Проигрывая отдельные игровые ситуации и объединяя их в сюжет, малыши учатся использовать игрушки в контексте игрового сюжета, преодолевать вербализм, обогащать чувственную сторону игры.

Очевидно, что все усилия родителей и педагогов должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка и, в первую очередь, должны ориентироваться на зону ближайшего развития. Которая на каждом этапе должна опережать развитие ребенка и стимулировать его к овладению новыми навыками и знаниями. По мере того, как дети будут овладевать предложенными умениями, им необходимо предлагать новые виды информации, заставляющие по-другому работать психические функции.

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лента Книга, 2006.- (В помощь родителям)
  2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. – М.: Учпедгиз, 1957.
  3. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии /Елена Смирнова и другие. – М.: Ломоносов, 2009.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Выготский Л.С. Детская психология [Тескт] / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  6. Дронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Тескт]: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Дронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
  7. Игра в дошкольном возрасте [Тескт] / Т.Н. Доронова, Е.В. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М.: Издательский дом: «Воспитание дошкольников», 2002. – 128с.
  8. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под Ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  9. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. – СПб. Детство-Пресс, 2004. – (Библиотека программы детство)
  10. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка [Тескт] / под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 78с.
  11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Тескт] / Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. - №3.
  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Тескт]: пособие для воспитателей. – Изд. 2-е., испр. – М.: Гном и Д, 2001. – 96с.
  13.  Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии №2/1988.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры [Тескт]. 2-еизд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358с.
20.09.2019