Активная оценка как современная стратегия эффективного обучения
Оценка 4.9
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Активная оценка как современная стратегия эффективного обучения

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Активная оценка как современная стратегия эффективного обучения
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Активная оценка как современная стратегия эффективного обучения

Для современного мира характерно наличие значительного объема противоречивой информации, поэтому каждый человек должен владеть умениями и определенным инструментарием для проведения оценочной деятельности поступающей информации. Благодаря контролю и анализу человек может понять, насколько успешно протекает тот или иной процесс, а также выявить имеющиеся сложности и при необходимости внести коррективы в действия.

Контрольно-оценочная деятельность представляет собой деятельность по контролю и оценке хода и полученных результатов того либо иного процесса.

Контроль – процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с установленными эталонами, критериями, нормами. Оценка является устным или письменным выражением результатов контроля.

Любая деятельность человека предполагает осуществление контроля и оценки, так как они выступают в качестве регуляторов данной деятельности и предоставляют человеку информацию об успешности протекания процесса и наличии каких-либо сложностей. В образовательном процессе традиционная практика контрольно-оценочной деятельности характеризуются следующим:

- в качестве единственного контролера и оценщика на уроке выступает учитель, а ученики и их родители не обладают такими полномочиями;

- осуществляется оценка только результатов обучения, а сам процесс усвоения знаний остается без внимания;

- значительный объем времени на уроке тратится на контроль;

- в большинстве случаев содержание контроля, то есть что будет оцениваться, не афишируется;

- используется рейтинговая либо бальная система оценок;

- оценка очень часто используется как средство оказания давления на учеников.

Такой подход к контролю знаний характеризуется множеством отрицательных последствий, поэтому в современной школе необходимо сделать так, чтобы оценки являлись стимулом развития мышления, способствовали повышению активности и успеваемости учеников.

Федеральные государственные стандарты образования предполагают переосмысление не только педагогической деятельности, но и оценочной практики. В соответствии со стандартом предполагается использование системы оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.

Инновационными системами оценивания можно считать тестирование, применение модульной и рейтинговой системы оценки качества знаний, осуществление мониторинга качества знаний и ведение учебного портфолио. При этом ученые и педагоги акцентируют внимание на необходимости использования активной оценки, так как она в корне отличается от традиционной системы оценивания и дает возможность на формирование позитивного отношения к системе оценивания. Что собой представляет идея активной оценки сформулировать достаточно сложно, так как в нее вкладывается множество смыслов:

- рефлексия;

- обучающая оценка;

- размышление над процессом обучения;

- осмысление результатов своей деятельности;

- оценка, которая позволяет лучше учиться и улучшает процесс учения-обучения;

- оперативная оценка;

- бальная и вербальная оценка;

- самооценка и взаимооценка;

- применяемые методы обучения;

- средство обратной связи учитель-ученик;

- представление информации, которая помогает ученикам лучше учиться;

- перманентная оценка и оценка, которая сопряжена с мониторингом качества обучения;

- участие учеников в оценке хода работы и достигнутых результатов.

В качестве аргумента в поддержку активной оценки можно привести образовательный опыт Финляндии, где активная оценка является наиболее распространенной методикой, а финские ученики по достигнутым показателям занимают самые высокие позиции в исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). В пятерку наиболее успешных европейских стран, в соответствии с исследованиями данной программы, входят Эстония и Польша, где активная оценка также широко распространена.

Начиная с 2009 года, методика активной оценки постепенно внедряется и в странах бывшего СССР. Сегодня она используется в Беларуси, России, Кыргызстане. По многочисленным исследованиям и данным, активная оценка позволяет:

- повысить заинтересованность в обучении и результаты обучения;

- сформировать у учащихся ключевую компетенцию: умение учиться;

- обеспечить позитивное сотрудничество между педагогом и учениками;

- вовлечь в образовательный процесс детей, которые имеют трудности в обучении.

Активную оценку можно назвать стратегией обучения, в рамках которой учащимся предоставляется возможность постоянно отслеживать и видеть собственные успехи, а также получать радость от их достижения. Дети получают возможность видеть свои ошибки и осуществлять работу над ними. Еще одно преимущество активной оценки – наличие возможности управлять личным обучением. В руках опытного педагога данная стратегия обучения становится эффективным инструментом, благодаря которому дети могут управлять собственной деятельностью. Благодаря активной оценке ученик понимает, в каком направлении он двигается, знает, что ждет его дальше. При этом ученик не боится ошибаться, так как ошибка в данной философии является благом, ведь благодаря ей ученик знает, куда и как ему двигаться дальше. И если педагог владеет данной методикой, то изменяется и его роль в образовательном процессе. Одно из основных преимуществ активной оценки – обеспечение помощи педагогу в изменении представления о своей роли и роли обучающихся в процессе обретения знаний, формирования универсальных учебных действий.

В качестве предмета активной оценки выступают не только творческие и знаниевые результаты, но и непосредственно сама деятельность по их получению. В этом случае ядром активной оценки является обратная связь. Обратная связь для образовательного процесса и каждого конкретного учебного занятия имеет важное значение, так как с ее помощью удается:

- обеспечить более качественное планирование, ведь потенциалом обратной связи обладает конспект, план, реферат, технологическая карта урока;

- создать возможность по отслеживанию процесса обучения, так как для этого задается соответствующий инструментарий;

- оказать эмоциональное воздействие на ребенка, ведь обратная связь является сильным мотивирующим фактором;

- сформировать адекватную самооценку учеников.

Кроме того, обратная связь является важным дидактическим умением ученика, ведь если педагог часто ее задействует, то ученики постепенно овладевают соответствующими процедурами.

Применение активной оценки позволяет создать в классе благоприятную и дружескую атмосферу, в которой у учеников усиливается ощущение собственной значимости, повышается их мотивация к обучению, возрастает ответственность за учебные успехи и неудачи. Активная оценка способствует и росту уровня самостоятельности учащихся, созданию условий для сотрудничества между педагогом и учениками.

Необходимо отметить, что активная оценка требует от педагога:

- приобщать учеников к целям занятия;

- понимать то, чего он (педагог) хочет достичь на занятии;

- акцентировать внимание обучающихся на том, для чего им будут нужны приобретенные знания; и на что следует обращать внимание в процессе работы;

- систематически осуществлять проверку степени достижения поставленных целей;

- оказывать помощь обучающимся в проведении оценки своей деятельности и степени достижения поставленных в начале занятия целей.

В образовательном процессе ученик должен понимать, что он будет лучше учиться, если:

- знает, зачем и чему он должен научиться;

- педагог будет акцентировать внимание на продвижении вперед;

- будет знать, на каком этапе освоения материала он находится в данный момент;

- педагог акцентирует внимание на том, что ребенок сделал хорошо, а чему еще должен научиться;

- будет регулярно самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности и достигнутых результатов, на основании самоконтроля и самооценки осуществлять работу над ошибками и развивать собственную деятельность;

- будет сознательно отвечать за достигнутый прогресс в учении;

- будет использовать знания и умения своих одноклассников.

Согласно выводам многих исследователей, активная оценка особенно полезна для слабоуспевающих учеников, так как она акцентирует внимание на продвижении вперед и индивидуальных успехах ребенка, которые для него очень важны; сглаживает разницу в учебных достижениях; минимизирует риски социальной дезадаптации: если ребенок видит себя неспособными учиться, то он отдаляется от одноклассников и впоследствии у него возникают серьезные социальные проблемы.

Элементы активной оценки

Для обеспечения успешной работы контрольно-оценочной деятельности с применением активной оценки от педагога требуется умелое оперирование ее элементами:

- целями урока;

- критериями достижения обозначенной цели;

- ключевым вопросом;

- техникой постановки вопросов;

- самооценкой;

- взаимооценкой;

- организацией обратной связи.

Рассмотрим каждый элемент активной оценки более подробно.

Цели урока

Педагог должен определять и формулировать цели урока таким образом, чтобы они были понятны всем учащимся. Здесь главным является понимание того, куда необходимо двигаться и чего планируется достичь. Привлечение детей для определения учебных целей имеет большое значение, так как для них это является достаточно серьезным мотивирующим фактором. При этом крайне важно, чтобы каждый ученик принял цель урока как собственную значимую цель. Благодаря обсуждению цели с учениками обеспечивается лучшее понимание школьниками процесса обучения, в результате чего они начинают больше доверять педагогу.

Если цель урока была правильно поставлена, то ученики будут точно знать, что и как им предстоит делать. В конце урока дети совместно с учителем определяют, чему им удалось научиться.

Критерии достижения цели

Данный элемент активной оценки предоставляет информацию об уровне достижения первого элемента – цели урока. Важно, чтобы ученик узнавал о требованиях, предъявляемых к результатам изучения темы, перед началом ее изучения, а не перед непосредственным контролем. Благодаря такому подходу ребенок сможет самостоятельно отслеживать собственные успехи и определять, что он уже знает и над чем ему еще предстоит поработать.

Если учащиеся понимают критерии достижения целей, то это обеспечивает увеличение их ответственности и самостоятельности. Когда педагог озвучивает требования перед занятиями, это способствует процессу обучения и делает этот процесс более открытым.

Обратная связь

Функция обратной связи необходима для того, чтобы обучающийся мог понимать, каких успехов он достиг. Поэтому при оценивании работы учитель выставляет не оценку, а пишет отзыв или оставляет комментарий в отношении работы. При этом отзыв может иметь как письменную, так и устную форму.

В состав обратной связи обязательно должно входить три элемента:

- положительные аспекты работы;

- указание, что требуется исправить или улучшить;

- информация о том, каким образом следует проводить исправления и какой следующий шаг в развитии может сделать ребенок.

В результате ученик получает информацию о том, что ему необходимо делать дальше. Так, более слабый ученик понимает, над чем ему надо работать, а сильный ученик получает более интересное и сложное задание, которое может выходить за рамки программы.

При этом обратная связь может поступать как от педагога, так и от других учащихся. В данном случае задачей учителя является подготовка группы учащихся к применению взаимной оценки. Школьники должны четко знать о принципах изложения обратной информации и помнить о том, что, подавая обратную информацию, они обращаются к критериям успеха. Осуществить обратную связь может и сам ребенок посредством самооценки. При этом педагогу следует помнить, что ученик может поправить выполненное задание с помощью учителя или, сравнив свою работу с образцом, осознать, что он усвоил, а что нет. Именно на этом принципе и основывается самооценка. И если в классе установлена атмосфера взаимодействия, то ученик сам попросит учителя дать ему более сложное задание или задание на закрепление.

Ключевой вопрос

Одним из показателей мастерства педагога является умение формулировать ключевые вопросы так, чтобы они были направлены на развитие познавательной деятельности и способствовали активизации мышления. Если вопрос будет сформулирован правильно, то перед учениками откроется более широкий контекст проблемы. К тому же хорошие и интересные вопросы побуждают учеников искать ответы и более активно участвовать в процессе обучения. Эффект ключевых вопросов базируется на том, что человек более охотно учится тому, в чем он заинтересован и что ему требуется для достижения цели.

Ключевой вопрос выполняет следующие функции:

- поощряет мыслительную деятельность;

- пробуждает интерес и любознательность к изучаемой теме;

- привлекает внимание детей и ставит перед ними вызов;

- способствует лучшему усвоению материала;

- неразрывно связан с целью урока либо серией уроков;

- направлен на достижение поставленных целей урока.

Техника постановки вопросов

В активной оценке техника постановки вопросов базируется на том, что при формулировке вопроса требуется предоставить время на размышление, которое соизмеримо со степенью тяжести вопроса. При этом отведенного времени должно быть достаточно для того, чтобы даже самые робкие и неуверенные в себе ученики смогли сосредоточиться и подготовить обдуманный ответ.

Здесь важным моментом является тот факт, что учитель сам должен определить ученика, который будет отвечать на вопрос, поэтому целесообразно использовать метод «холодного обзвона». За счет того, что дети не поднимают рук, педагогу удается равномерно опрашивать всех учеников и не уделять повышенного внимания только наиболее сильным или активным учащимся. Использование во время опроса игровой ситуации поможет создать ситуацию успеха.

Если учитель хочет, чтобы дети не боялись и охотно отвечали на поставленные вопросы, необходимо уметь правильно реагировать на неправильные ответы. В большинстве случае неправильный ответ демонстрирует причину типичных ошибок. Педагог должен поблагодарить ученика за высказанное мнение и предложить совместно найти верное решение. Ответ «я не знаю» не должен исключаться, так как он показывает, что ученик еще не усвоил материал.

Рекомендуется давать возможность учащимся искать ответы в парах, то есть от них требуется согласование между собой ответа. Пары должны образовываться таким образом, чтобы более сильный ученик сотрудничал с учеником, который хуже разбирается в изучаемой теме.

Применение нетрадиционной контрольно-оценочной деятельности во время уроков существенно изменяет саму идею подхода к обучению, ведь основной миссией учителя становится создание условий для самореализации ребенка и его самоопределения. Активная оценка позволяет ученику понять, каких успехов он достиг и что нового он изучил.

Требования к организации обучения с активной оценкой

Эффективность проведения занятий с активной оценкой зависит от того, насколько педагог смог учесть особенности стратегии активной оценки. На какие аспекты необходимо обратить внимание в процессе подготовки к учебному занятию?

1. Определение критериев оценки результативности.

2. Реализация обратной связи.

3. Знакомство учеников с критериями оценки.

4. Обучение детей ответственности за процесс учения;

5. Оценка работы учеников только после проведения самооценки.

6. Вера педагога в возможности ребенка и демонстрация ему уверенности, что он способен добиться большего.

7. Поддержание контактов с родителями ученика и сообщение им о прогрессе ребенка.

8. Создание атмосферы сотрудничества, а не соревнования.

9. При переходе на активную оценку знакомить детей с ее элементами.

10. В начале каждого урока педагог совместно с детьми договаривается о цели работы.

11. Предоставление детям критериев оценки, то есть указывается, что конкретно будет оцениваться.

12. Постановка перед учащимися вопросов и задач для самостоятельного решения (при этом проблемные ситуации будут разрешаться вместе с учителем, что предполагает проявление инициативы от учеников);

13. Учащиеся должны регулярно получать комментарии к работе, а не оценку.

14. Учитывать мнение детей о том, как они хотят, чтобы их учили.

15. В начале занятия формулировать ключевой вопрос, на который предстоит найти ответ в ходе урока.

16. Организация работы в парах.

17. Учащиеся оценивают себя сами и на основе полученных результатов планируют свое дальнейшее развитие.

Организация работы с родителями

Методика применения активной оценки не предполагает отказ от отметки, а только снижает частоту их выставления. Родители должны понимать, что отметка будет выставляться только после изучения темы. Для демонстрации своих знаний ребенок после каждого занятия заполняет таблицу, где напротив каждой темы в 2-3 предложениях формулирует, чему научился на данном уроке.

Мотивирующим и организующим фактором для ребенка будет и контроль родителей. Родители должны продемонстрировать, что способны оказывать существенную помощь в учении, даже если не обладают достаточными знаниями по предмету. Для этого педагог должен предоставить родителям критерии оценки и дать рекомендации по взаимодействию с ребенком.

Каждый день интересоваться учебными успехами, а не отметками. Родителям рекомендуется задавать следующие вопросы:

- Что было самым интересным сегодня?

- Чему ты научился?

- Что нового узнал.

При этом надо искренне радоваться успехам и не раздражаться из-за неудач.

Перед чтением параграфа надо просить ребенка сначала прочитать вопросы, что позволит ученику обращать внимание на наиболее важные моменты текста.

Перед выполнением домашнего задания ознакомиться с критериями выполнения домашней работы, акцентировать внимание ребенка, на что учитель будет обращать основное внимание при проверке домашнего задания.

Обращать внимание на то, что ребенок сделал правильно и хорошо, а при выявлении пробелов и ошибок необходимо обсудить, как их можно устранить. Это придаст ему уверенности в собственных силах.

При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка не на бездумный пересказ текста, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания.

Необходимо чаще обращаться к портфолио и оценочным листам, которые ведет ребенок.

Однако имеются и определенные трудности на пути внедрения активной оценки. Основная из них – традиции, профессиональные, а также возрастные и психологические стереотипы, которые сложились у учителей. Так, традиционно только учитель решает, чему и каким образом надо учить детей, поэтому только учитель и выступает в качестве оценщика знаний ребенка.

Еще одна проблема – сложность планирования уроков, где предполагается активная оценка. Также для применения активной оценки обычно требуется больше учебного времени.

Довольно сложно совместить активную оценку с требованиями большой «накопляемости» отметок.

Для более активного внедрения активной оценки требуется, чтобы весь коллектив образовательного учреждения освоил данную методику и применял ее в своей работе. Для этого педагоги должны проходить соответствующие тренинги, им должна оказываться психологическая и методическая поддержка, а также поощряться их деятельность со стороны администрации образовательного учреждения.

Список источников:

  1. Бёрнс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бёрнс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  2. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Издатель Рассказов, 2004. – 304 с.
  3. Дусавицкий, А.К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи / А.К. Дусавицкий. – Харьков, 2002. – 146 с.
  4. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя/ Н.И. Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012 – 160 с. – (Мастерская учителя).
  5. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – Москва–Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 137 с.
  6. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001.
27.09.2019