Умеем ли мы говорить? У одного педагога тихая речь, другой разговаривает очень громко, третий говорит медленно и скучно, у четвертого каждая фраза начинается с одного и того же слова… В результате обучающиеся начинают смеяться, обсуждать и удивляться поведению педагога.
Культура речи преподавателя является отражением индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека. Культура речи учителя считается предметом гуманитарного общения культурного плана, в котором есть несколько взаимосвязанных понятий, в том числе «культуры», «культуры речи», «культурного человека», «культуры профессионального педагогического общения».
По мнению выдающихся педагогов прошлых лет Я. Корчака, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци и иных, а также педагогов-практиков современной школы, важной предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя. Рассмотрение культуры речевого поведения может быть осуществлено с точки зрения этики, речи и этико-речи. В.А. Сухомлинским было отмечено наличие взаимосвязи между культурой слова и нравственностью: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности».
Культура речи означает:
Для понятия «культура речи» свойственна многозначность и наличие двух ступеней освоения литературного языка
Общая культура педагога проявляется в виде культуры речевого поведения преподавателя. Настоящая высота культуры речи характеризуется умением мотивированного применения языковых средств для того, чтобы общаться и передавать информацию в конкретных условиях.
Словесные контакты становятся более плодотворными, если овладеть знаниями в сфере паралингвистики (тембр, тональность и вокализация речи), экстралингвистики (пауза, темп и громкость речи). Настоящие чудеса может сотворить слово, которое будет произнесено грамотно, воодушевляюще и с добротой.
Педагогом в устной речи применяются такие средства, как:
Требования к речевой (коммуникативной) культуре:
В число самых важных компонентов речевой культуры, если рассматривать ее с точки зрения этики общения, входит тональность общения. Употребление этого термина свойственно для литературы по культуре речи, психологии общения, в коммуникативной лингвистике.
Тональность общения – это звуковая, интонационная характеристика (в узком понимании). Если рассматривать тональность общения в широком понимании, то она добавляется к звучанию, тону и мелодичности рисунка речи и к тому, что говорится и каким образом.
И.Ф. Харламов говорит о том, что «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него».
У обучающегося обиду обычно вызывает не смысл высказывания педагога, а то, каким тоном была сказана фраза. Особенно важное значение это приобретает в ситуации исправления педагогом ошибок ученика и высказывания замечаний. И одно, и другое действие не следует делать на ходу, говорить обидным либо бесстрастным тоном.
Особенности тональности общения в процессе организации коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися:
Интонационный стиль речи играет важную роль вместе с тональностью общения. Речь идет об интонационной манере говорения, формирование которой осуществляется под воздействием общественно-культурной среды, природных и личностных особенностей, лингвистического окружения и индивидуальных представлений о роли педагога.
Для выражения интонационного стиля речи используются различные варианты произношения интонем (интонационных единиц) и разные сочетания определенных интонационных элементов. Интонации «вообще» не существует. Интонация всегда обладает конкретностью, для нее свойственна информационная реальность. По мнению А.С. Макаренко, в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками). Бернард Шоу считал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет».
Добиться высокой дисциплины, уважительных и добрых отношений становится возможным при отслеживании педагогом своего разговора с обучающимися и контроля за тоном своей речи.
Нормы речевого поведения в обществе соотнесены с общими социальными нормами таким образом, как соотносится речевая культура с культурой общества.
Речевой этикет – это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности).
Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Каждое общество обладает собственными этическими нормами, которые относятся к разным моментам общения. Этические нормы (речевой этикет) касаются, прежде всего:
Общие правила речевого общения:
Если высказывается просьба, то желательно представить свои интересы в непрямом высказывании, что позволит несколько смягчить заинтересованность и предоставить партнеру возможность выбора ответного действия («Не мог бы ты помочь сегодня Насте навести в классе порядок?», «Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?»).
В настоящее время разработаны методики, направленные на совершенствование речевого мастерства педагога. Основная их часть на начальном этапе занятий рассчитана на тренировку голосового аппарата, включающую работу над мелодикой речи, дикцией, интонацией, грамотной постановкой фразового и логического ударения и пр.
Технике речи принадлежит важное значение в профессиональной деятельности учителя, но множество качеств речи не поддается «заготовке впрок». Они появляются в конкретной педагогической ситуации, в процессе импровизированного творчества говорящего. Это относится преимущественно к эмоциональной речевой окраске, что влечет за собой необходимость работы по ее совершенствованию и увеличению возможностей. Искать нужную речевую партитуру – это сложное, но очень увлекательное мероприятие, которое подразумевает деятельность над голосовым аппаратом и совершенствование жестов и мимики педагога.
В работе педагога следует уделять внимание этикетному диалогу, представленному в форме диалогического единства, состоящего преимущественно из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»).
Использование этикетных диалогов актуально для профессиональной деятельности учителя, для них свойственно типовое разнообразие:
Удачное построение работы педагога в целом в отношении воспитания подрастающего поколения определяется грамотностью использования учителем возможностей этикетного диалога и учетом особенностей партнера по общению. Необходимо следить за своей речью и помнить, что речь – это отражение вашей личности как педагога, который несет культуру живого слова.
Основные правила речевого этикета:
Д.С. Лихачев утверждает, что «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая...».
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.