Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач
Оценка 5
249 р.
249 р.

Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач
Cвидетельство участника
249 р.
Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач

Умеем ли мы говорить? У одного педагога тихая речь, другой разговаривает очень громко, третий говорит медленно и скучно, у четвертого каждая фраза начинается с одного и того же слова… В результате обучающиеся начинают смеяться, обсуждать и удивляться поведению педагога.

Культура речи преподавателя является отражением индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека. Культура речи учителя считается предметом гуманитарного общения культурного плана, в котором есть несколько взаимосвязанных понятий, в том числе «культуры», «культуры речи», «культурного человека», «культуры профессионального педагогического общения».

По мнению выдающихся педагогов прошлых лет Я. Корчака, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци и иных, а также педагогов-практиков современной школы, важной предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя. Рассмотрение культуры речевого поведения может быть осуществлено с точки зрения этики, речи и этико-речи. В.А. Сухомлинским было отмечено наличие взаимосвязи между культурой слова и нравственностью: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности».

Культура речи означает:

  • такой выбор и такую организацию языковых средств, с помощью которых в определенной ситуации и при соблюдении современных языковых норм, этики общения становится возможным добиться максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач;
  • навыки и умения, обеспечивающие правильность речевой деятельности, которая должна соответствовать общепринятым нормам, способность построения высказываний сообразно их целями, условиями общения и коммуникативной целесообразностью.

Для понятия «культура речи» свойственна многозначность и наличие двух ступеней освоения литературного языка

  1. Правильность речи. Овладение нормами устного и письменного языка (речь идет о правилах произношения, словоупотребления, ударения и пр.). При оценке речи с позиции правильности зачастую используются характеристики «верно - неверно», «норма – нарушение нормы».
  2. Речевое мастерство. Означает четкость использования норм литературного языка в сочетании с умением выбрать из существующих вариантов самые точные в смысловом отношении, стилистически уместные и соответствующие ситуации словесные конструкции. На этом уровне происходит формирование способности отбора речевых средств с учетом обстановки и речи, умения учитывать восприятие адреса, исключать тавтологию, многозначность, тяжеловесные конструкции, которые с трудом воспринимаются.

Общая культура педагога проявляется в виде культуры речевого поведения преподавателя. Настоящая высота культуры речи характеризуется умением мотивированного применения языковых средств для того, чтобы общаться и передавать информацию в конкретных условиях.

Словесные контакты становятся более плодотворными, если овладеть знаниями в сфере паралингвистики (тембр, тональность и вокализация речи), экстралингвистики (пауза, темп и громкость речи). Настоящие чудеса может сотворить слово, которое будет произнесено грамотно, воодушевляюще и с добротой.

Педагогом в устной речи применяются такие средства, как:

  • выбор соответствующей личностно-ориентированной модели обучения, тона, который должен быть спокойным, заинтересованным и доброжелательным;
  • использование темпа речи, который определяется возрастом воспитанников, этапом обучения и сложностью изучаемого материала;
  • подбор силы голоса с учетом ситуации общения;
  • использование интонации, которая уместна в конкретный момент, соблюдение пауз, логических ударений;
  • слежение за мимикой и жестами, которые должны соответствовать задаче урока.

Требования к речевой (коммуникативной) культуре:

  • тактичное руководство дискуссией, которая идет во время урока;
  • умение выслушивать обучающихся не перебивая;
  • оперативно-деликатная реакция на ошибки обучающихся в устной речи;
  • внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям обучающихся;
  • правильность (соответствие нормам литературного языка) речи учителя. Слова и термины должны произноситься точно.

В число самых важных компонентов речевой культуры, если рассматривать ее с точки зрения этики общения, входит тональность общения. Употребление этого термина свойственно для литературы по культуре речи, психологии общения, в коммуникативной лингвистике.

Тональность общения – это звуковая, интонационная характеристика (в узком понимании). Если рассматривать тональность общения в широком понимании, то она добавляется к звучанию, тону и мелодичности рисунка речи и к тому, что говорится и каким образом.

И.Ф. Харламов говорит о том, что «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него».

У обучающегося обиду обычно вызывает не смысл высказывания педагога, а то, каким тоном была сказана фраза. Особенно важное значение это приобретает в ситуации исправления педагогом ошибок ученика и высказывания замечаний. И одно, и другое действие не следует делать на ходу, говорить обидным либо бесстрастным тоном.

Особенности тональности общения в процессе организации коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися:

  • заинтересованность в успехе обучающихся в сочетании со способностью к сопереживанию их достижений и неудач. Если у педагога заинтересованный тон общения, имеется стремление объяснить нужность изучения определенной темы, то становится намного проще сформировать у обучающихся положительное отношение к образовательному процессу;
  • доброжелательность. Речь идет о комплексе, состоящем из контактности, вежливости, отзывчивости и чуткости в тоне общения. При доброжелательном настрое педагога становится возможным нахождение нужных слов и нужного тона для выражения неодобрения, высказывания замечания либо напоминания. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Простая, на первый взгляд, реплика способствует установлению контакта педагога как с отдельным обучающимся, так и со всем классом, а также обозначает мотив вызова для ответа именно Марии;
  • личностное творческое начало, речевое творчество и индивидуальная манера общения. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз»?». Использование этой фразы означает необходимость оставления отзыва об ответе одноклассника с положительной точки зрения. При использовании доброжелательного тона, словесного личного начала становится возможным привлечение внимания обучающихся к изучаемому материалу и формирование у них уважительного отношения друг к другу;
  • раскованность и свобода речи обучающихся, что свидетельствует о хорошей тональности общения на уроке.

Интонационный стиль речи играет важную роль вместе с тональностью общения. Речь идет об интонационной манере говорения, формирование которой осуществляется под воздействием общественно-культурной среды, природных и личностных особенностей, лингвистического окружения и индивидуальных представлений о роли педагога.

Для выражения интонационного стиля речи используются различные варианты произношения интонем (интонационных единиц) и разные сочетания определенных интонационных элементов. Интонации «вообще» не существует. Интонация всегда обладает конкретностью, для нее свойственна информационная реальность. По мнению А.С. Макаренко, в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками). Бернард Шоу считал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет».

Добиться высокой дисциплины, уважительных и добрых отношений становится возможным при отслеживании педагогом своего разговора с обучающимися и контроля за тоном своей речи.

Нормы речевого поведения в обществе соотнесены с общими социальными нормами таким образом, как соотносится речевая культура с культурой общества.

Речевой этикет – это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности).

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Каждое общество обладает собственными этическими нормами, которые относятся к разным моментам общения. Этические нормы (речевой этикет) касаются, прежде всего:

  • обращений на «ты» и «вы»,
  • выбора обращений типа «гражданин», «господин»;
  • выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович);
  • выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и пр.).

Общие правила речевого общения:

  • соблюдение условий успешного речевого общения. Речь идет о доброжелательности в отношении адресата, демонстрации заинтересованности в разговоре и искренности выражения мнения, сочувственном внимании и т.д.;
  • соблюдение специальных этикетных речевых формул. К ним относятся приветствия и обращения, задачей которых является определение тона общения и выполнения контактоустанавливающей функции («Доброе утро», «Здравствуйте»). Использование таких речевых формул позволяет продемонстрировать добрые чувства к собеседнику, выказать внимание к нему. Также следует использовать этикетные формулы и фразы «по случаю», например, этикетные формулы поздравлений и приглашений, просьба в прошении и пр.

Если высказывается просьба, то желательно представить свои интересы в непрямом высказывании, что позволит несколько смягчить заинтересованность и предоставить партнеру возможность выбора ответного действия («Не мог бы ты помочь сегодня Насте навести в классе порядок?», «Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?»).

В настоящее время разработаны методики, направленные на совершенствование речевого мастерства педагога. Основная их часть на начальном этапе занятий рассчитана на тренировку голосового аппарата, включающую работу над мелодикой речи, дикцией, интонацией, грамотной постановкой фразового и логического ударения и пр.

Технике речи принадлежит важное значение в профессиональной деятельности учителя, но множество качеств речи не поддается «заготовке впрок». Они появляются в конкретной педагогической ситуации, в процессе импровизированного творчества говорящего. Это относится преимущественно к эмоциональной речевой окраске, что влечет за собой необходимость работы по ее совершенствованию и увеличению возможностей. Искать нужную речевую партитуру – это сложное, но очень увлекательное мероприятие, которое подразумевает деятельность над голосовым аппаратом и совершенствование жестов и мимики педагога.

В работе педагога следует уделять внимание этикетному диалогу, представленному в форме диалогического единства, состоящего преимущественно из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»).

Использование этикетных диалогов актуально для профессиональной деятельности учителя, для них свойственно типовое разнообразие:

  • побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование);
  • диалоги социального контактирования (извинение, благодарность,
    поздравление);
  • ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.

Удачное построение работы педагога в целом в отношении воспитания подрастающего поколения определяется грамотностью использования учителем возможностей этикетного диалога и учетом особенностей партнера по общению. Необходимо следить за своей речью и помнить, что речь – это отражение вашей личности как педагога, который несет культуру живого слова.

Основные правила речевого этикета:

  • отказ от употребления ненормированной лексики. Речь идет о жаргонных словах, сленге, арготизмах. По мнению академика Д.С. Лихачева, «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость». «Плюющиеся слова» являются демонстрацией презрения человека к травмирующим явлениям их жизни, отражением их беспокойства, мучений и волнений. Такой человек чувствует свою слабость, незащищенность. У сильного, здорового и уравновешенного человека не будет желания громко говорить, ругаться и употреблять жаргонные слова, ведь он уверен, что его слово и так весомо.
  • отсутствие повтора речевых ошибок;
  • слежение за грамотностью своей речи. Слова должны произноситься грамотно, с правильной постановкой ударений, соответствующим словоупотреблением и пр.;
  • отказ от «слов-паразитов», в том числе «так значит», «ну», «как бы», «в общем», «типа того» и пр.;
  • слежение за темпом речи, ведь степень усвоения знаний во многом зависит от него;
  • акцентирование внимания на интонировании. Следует помнить, что при верной расстановке интонационных акцентов улучшается качество восприятия данных, уровень интенсивности их запоминания и повышается психологический микроклимат в классе;
  • исключение из речи резких интонаций, окриков, негативно влияющих на обучающихся, вызывающих у них дестабилизацию и эмоциональный дискомфорт.

Д.С. Лихачев утверждает, что «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая...».

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Список литературы:

  1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б.Елканов. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Методические рекомендации / В.А.Кан-Калик. – М., 1990.
  3. Лихачев Д.С. Учиться говорить и писать: [О культуре речи]/ Д.С.Лихачев// Русская словесность. -1999. -№6.
  4. Митина, Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя / Л.М.Митина. – Кемерово, 1996.
  5. Щуркова Н. Общение учителя с детьми / Н. Щуркова // Воспитание школьников. – 1995. – № 1.
04.10.2019