Эстетическое воспитание как один из компонентов биологического образования
Оценка 5
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Эстетическое воспитание как один из компонентов биологического образования

Оценка 5
Практикум
биология
5 кл—11 кл +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 24.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Эстетическое воспитание как один из компонентов биологического образования
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Эстетическое воспитание как один из компонентов биологического образования

Эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые ему в различных областях деятельности. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Эстетическое образование, приобщение учащихся к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

- восприятие (способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях);

- чувства (эмоциональная оценка прекрасного);

- потребности (желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного);

- вкусы (умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам);

- идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Определим задачи эстетического воспитания:

- формирование гармоничной личности;

- развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;

- закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;

- побуждение к развитию творческих способностей.

В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Оно осуществляется в процессе изучения всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы естественнонаучного цикла, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательной школе, важную роль отводят эстетическому развитию учащихся. Предметы естественнонаучного цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её.

Биологическое образование содержит в себе огромный эстетический потенциал, прежде всего потому, что учащиеся познают здесь многообразный мир природы. Эстетические чувства не являются врожденными. Они формируются как оценочные отношения человека к окружающей действительности и имеют социальный смысл.

Эстетическое воспитание осуществляется на всем протяжении изучения курса биологии, начиная с кабинета биологии и с самых первых уроков.

Образовательная среда кабинета биологии

Существенную роль играет эстетическое оформление кабинета биологии, т.к. процесс обучения биологии осуществляется в специально оборудованном кабинете и его интерьер оказывает влияние на эстетическое воспитание школьников. Подбирая наглядные пособия, оборудование и элементы оформления педагогу необходимо помнить, что:

- эстетически предметно-пространственное окружение активизирует педагогический процесс;

- целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;

- эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения;

- художественное оформление кабинета должно носить комплексный характер.

К основным компонентам эстетической среды кабинета можно отнести:

- освещение и цветовое оформление учебного кабинета;

- комплексность и внешний вид мебели, наглядных и дидактических пособий, технических устройств;

- озеленение кабинета.

Александр Никишов в книге «Методика обучения биологии в школе» замечает, что «большое значение в эстетическом воспитании имеют красивое оформление кабинета: рациональное распределение моделей, муляжей, таблиц и других изобразительных наглядных пособий, настенных экспозиций, комнатных растений, аквариумов. Поддержание в чистоте и порядке учащимися своих рабочих мест, демонстрация учителем аккуратно и красиво выполненных учащимися самостоятельных работ, будь то изготовление гербария или коллекции, изображение наблюдаемого объекта в тетради, расположение подписей к рисунку, подготовка на учебно-опытном участке делянки для закладки опыта с растениями. В учебном процессе не должны использоваться загрязненная мелом классная доска, таблицы с загнутыми или обтрепанными краями, запыленные или изъеденные молью чучела, рассыпавшиеся учебники, помятые рабочие тетради. Все это перед употреблением необходимо приводить в должный порядок. Красиво должны выглядеть и имеющиеся в кабинете биологии аквариумы, комнатные растения, садки или клетки с живыми объектами».

Средства эстетического воспитания учащихся

Особую роль в эстетическом воспитании учащихся играет наглядность, которая не только оживляет учебный процесс, но и является необходимой частью урока, так как она углубляет знания, их восприятие и запоминание, а также активизирует эмоционально-образные ресурсы личности. Наглядность позволяет показать эстетические характеристики природного явления или процесса, дополнить рассказ демонстрацией. Например, рассматривая строение цветка, показать растение во всем его великолепии. Это будет способствовать развитию образной памяти и воображения, оставит эмоциональный отклик в душе ребенка.

Часто детям бывает не понятна абстракция, поэтому необходимы реальные образы. Для того чтобы показать реальную красоту растительного мира, в кабинете биологии должно быть много растений. Это будет способствовать формированию эстетического чувства.

Огромную роль в развитии эстетического отношения к природе у учащихся играет аквариум. В опытах и наблюдениях за обитателями аквариума учащиеся открывают увлекательный мир сложных биологических взаимоотношений и наблюдения за аквариумными животными увлекают учащихся, превращают их в исследователей. Даже простое созерцание аквариума с зелеными растениями и здоровыми рыбками способствует формированию чувства прекрасного у учащихся. Аквариум воспитывает любовь к живому, к природе, к пониманию удивительного мира воды. Содержание понятия «аквариум» развивается в школе постепенно - в рамках программы по биологии, в соответствии с возрастными возможностями школьников, но в любом возрасте он является средством эстетического воспитания на уроках биологии.

Урок биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников. Методы и приемы эстетического воспитания на уроках биологии очень разнообразны и зависят от многих условий: объема, качества и содержания информации по теме урока, форм организации и видов деятельности учащихся. Большую роль играют уровень подготовки, мастерство и личностные качества педагога. Учитель должен научить детей понимать красоту природы, воспитывать потребность общения с окружающим миром, пробуждать интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, столь необходимые для воспитания чувств, формирования способности эстетически воспринимать и оценивать явления действительности.

Художественное слово (художественный текст) также относятся к инструментам эстетического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем биологии задачу развития смыслового чтения посредством содержания учебного предмета, демонстрирует необходимость использования на уроках биологии художественного слова, включения в урок художественного текста. Художественное слово не часто используется на уроках биологии, что делает изучение данного предмета мало эмоциональным. Природа России разнообразна и уникальна. Её красоту воспели в своих стихах замечательные русские поэты. Художественное слово проникновенно, природа воспета в многочисленных стихах, поэмах, рассказах и произведениях не только великих классиков, но и современных писателей. Художественное слово вызывает спектр эмоций, а значит, окрашивает восприятие. Учитель практически для каждого урока может подобрать соответствующее стихотворение. При этом следует учитывать и возраст учеников, и степень их подготовленности к восприятию художественного слова, и сложившиеся отношения учителя с данным классом.

Стихи, отрывки из произведений, иллюстрирующие и дополняющие тему урока, не только важны для эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации, если автором допущены «биологические» или смысловые ошибки. Стихи-загадки хороши на различных этапах любого типа урока, на обобщающих уроках, при повторении изученного: эффективность работы при их использовании заметно повышается.

Научно-популярная литература также способствует развитию у детей интереса к природе, повышает их интеллект, развивает эстетические чувства, дает положительные эмоции. Чтение и анализ книг биологического и природоведческого содержания необходим на уроках биологии. Чтение литературы натуралистического характера осуществляется без специальной установки на запоминание, тем самым не вызывает негативной реакции, при этом у учащихся развиваются такие качества личности, как эрудиция, а вместе с ней и научное и эстетическое мировоззрение. В средней и старшей школе необходимо использовать анализ художественного текста. Многочисленные пейзажи, биотопы и биогеоценозы, в которых разворачивается действие художественного произведения – всё это, эколого-биологическое поле деятельности.

Наряду с художественной литературой и научно-популярной литературой также можно использовать элементы фольклора. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность, что вызывает интерес у детей и позволяет разнообразить ход урока. К фольклору относятся народные песни, сказки, былины, притчи, скороговорки, поговорки, загадки, частушки. Правильно и к месту подобранные фольклорное произведение является средством эстетического воспитания учащихся на уроке.

Мифологические образы – еще оно значимое средство воспитания эстетического отношения к природе. Интересны учащимся будут мифологические предания о Флоре – богине и покровительнице цветов, о Нарциссе, Гиацинте, о чарующей розе. При всей наивности античных мифов в них закрепилось поэтическое видение мира, и с ними столетиями было связано эстетическое сознание людей.

Демонстрация репродукций картин известных художников также используется в целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии. На уроках нужно демонстрировать русскую природу в картинах художников–пейзажистов таких, как И. Шишкин, А. Куинджи, И. Остроухов, И. Левитан, В. Поленов, Г. Мясоедов, А. Герасимов, А. Саврасов, В. Никонов. Пейзажи, написанные выдающимися художниками, учитель биологии может сравнить с ландшафтами, которые школьники видят каждый день, к которым привыкли и не обращают внимания на их красоту. Нужно, чтобы живопись научила ребят видеть красоту окружающего мира, ведь человек, который ценит красоту природы, не будет её разрушать. Например, большой эмоциональный отклик оставляют репродукции Зденека Буриана «Раннедевонский ландшафт», «Мезозойский ландшафт», «Каменноугольный лес», «Бурокаменный лес». Следует также использовать красивые репродукции картин с животными, т.к. эмоционально насыщенные портреты животных часто заставляют учеников по-иному взглянуть на них и их судьбу.

Использование на уроке биологии музыки – еще одно средство эстетического воспитания. Правильно подобранные музыкальные фрагменты помогут лучше понять тему урока и получить эстетическое наслаждение от музыки. Например, при изучении значения звуковой сигнализации в жизни насекомых, подойдет для прослушивания известное произведение Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». А физиологию птичьего пения можно изучать на примере таких произведений, как «Кукушка» П.И. Чайковского, где просто и удивительно реалистично переданы звуки птицы, «Жаворонок» И. Гайдна, где переливы пения жаворонка никого не оставят равнодушным. Также существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса живой природы.

Видеофильмы или их фрагменты. Учащиеся с наслаждением воспринимают то, что без помощи кинокамеры они никогда не смогли бы увидеть. Прелесть и эстетическая роскошь фильмов состоит в том, что посредством скрытой камеры показывается потаенная жизнь растений и животных в среде их обитания и крупный план, изображающий эту жизнь. Фильмы, как правило, сопровождаются прекрасной релаксационной музыкой. Учащиеся могут на уроке насладиться прекрасным миром природы и хорошей музыкой.

Методы эстетического воспитания учащихся

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике методы: наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, абстрактно-логическое осмысление, развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

К приемам эстетического воспитания учащихся можно отнести:

- беседы, лекции, посвященные совместному разбору индивидуального отношения, оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны действительности и эстетике ее научного отражения;

- проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественнонаучного, а также и художественно-гуманитарного цикла уроков, лекций, конференций;

- проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к природе: конкурсы сочинений, творческих работ, конференций, классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведение диспутов в старших классах и т.д.;

- сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому освоению природы;

К обязательным методам в системе эстетического воспитания и образования относятся практические методы. Это могут быть экскурсии, проектная деятельность, трудовая природоохранная деятельность. Посредством этих методов происходит перевод учащегося из ранга представителя культуры (тот, кто знает, размышляет, созерцает, демонстрирует) в ранг носителя культуры (того, кто организует окружающий его мир и живет по законам эстетики).

Основная роль в формировании эстетических чувств в ходе образовательной деятельности принадлежит педагогу. Он должен научить видеть, слышать, ощущать прекрасное, сопереживать, охранять природу.

Для реализации задач эстетического воспитания учитель должен:

- продумывать возможности педагогического воздействия на эстетическое восприятие, суждения и чувства учащихся через такие виды деятельности, которые были более всего связаны с познанием эстетических свойств среды;

- организовывать экскурсии по лесу, сбор материалов для школьных коллекций, уход за водоемами, лесом и др.;

- готовить учащихся к встрече с красотой природы и организовывать соответствующую познавательную деятельность;

- вовлекать детей в наблюдения за свойствами ландшафтов, биоценозов;

- подбирать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие;

- учить учащихся анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Требования к реализации эстетического подхода на уроках биологии

- Во время рассказа, лекции и беседы необходим показ, демонстрация произведений искусства;

- не следует перегружать учащихся обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух-трех картинах, музыкальных фрагментах и тем самым избежать беглости и хаотичности восприятия;

- следует помнить, что на уроке основным является биологическое содержание;

- демонстрировать только те репродукции, которые соответствуют оригиналу, передают содержание и подходят по изучаемой теме на уроке биологии;

- в процессе демонстрации видеофильма, проигрывания музыкального произведения должны быть обеспечены полнота и целостность эстетического восприятия;

- необходимо обеспечить единство образа и слова;

- речь педагога должна быть эмоциональна и передавать личное отношение к предмету разговора.

Педагог должен помнить, что нравственно-эстетические оценки в учебных программах и учебниках биологии присутствуют крайне редко. В соответствии с этим, учитель биологии должен раскрывать для учащихся в своей области знания эстетическую картину мира и формировать у каждого из них нравственно-эстетическое отношение к природе.

Список литературы:

  1. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и ее эстетический аспект. Проблемы эстетического воспитания подростков. М.: Новая школа, 1994.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995.
  3. Буров А. И. О природе объективности красоты. – М. Просвещение. 1999.
  4. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения биологии. - М., 2016.
  5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших школьников. Москва: «Просвещение», 2009г.
  6. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. - М., 2014
  7. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. М.: Педагогика, 2014.
  8. Никишов А.И., Шалаев В.Ф., Середенко Э.В. Методика обучения зоологии. Москва: «Просвещение», 2003г.
  9. Макаревич Е.В., Королёва Н.В. Биология. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005г.
04.10.2019