Современное образование: обучение и развитие по технологии Smart Еducation
Оценка 5
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Современное образование: обучение и развитие по технологии Smart Еducation

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 25.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Современное образование: обучение и развитие по технологии Smart Еducation
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Современное образование: обучение и развитие по технологии Smart Еducation

Современное общество – информационное общество, которое характеризуется развитием компьютерной техники и средств связи, стремительно «умнеют» окружающие нас вещи и устройства, делая жизнь более комфортной, безопасной и интересной.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

На волне бурного развития информационно-коммуникационных технологий конца прошлого века выросло «digital-поколение», для которого smart-устройства и гаджеты, использующие «продвинутые» технологии, являются обязательными элементами жизненного пространства. Переход к беспроводной сети, распространение умных терминалов, прогрессирование SMART-устройств, расширение мобильного офиса – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты: социальные, экономические, образовательные.

Становление SMART-общества проявляется как глобальная тенденция. Нидерланды, Австралия, Корея заявили о SMART как о национальной идее и главной политической задаче: в Нидерландах принята Стратегия развития до 2020 г. «Топ-экономика, SMART-общество», в Австралии– Стратегия-2020 «На пути к более сильной SMART-стране через революцию в образовании», в Республике Корея – «SMART Education» – базовое системное решение в построении SMART-общества и один из основных способов укрепления конкурентоспособности национальной экономики.

Курс на развитие SMART-образования сегодня взяли и многие другие государства. Модель нового SMART-общества подразумевает создание с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обитания. С каждым годом человек приобретает все больше и больше новых знаний, которые он уже не в состоянии воспроизводить без помощи информационных технологий. Одной из основных задач образования становится формирование современной системы образования на базе SMART-технологий, главной целью которой является достижение качественного образования.

Посредством Smart-обучения создаются условия для реализации провозглашенного ЮНЕСКО ведущего принципа образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь» − «Life Long Learning». Smart-обучение позволит повысить доступность образования «всегда, везде и в любое время».

Профессором МЭСИ В.П. Тихомировым очень точно выражена основная позиция развития образования сегодня: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни вSMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз».

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются:

  • как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся;
  • как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения.

Необходимость развития интегрированной интеллектуальной образовательной среды основывается на достаточной степени развития SMART-технологий, интенсивности их проникновения в повседневную жизнь, на закономерности реакции системы образования на постоянно меняющиеся вызовы времени. Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества.

SMART-образование представляет собой такую образовательную парадигму, которая предполагает адаптивную реализацию образовательного процесса, возможную на основе использования информационных SMART-технологий. Реализация парадигмы SMART-образования направлена на формирование процесса обучения и воспитания для приобретения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для гибкого и адаптивного взаимодействия с изменяющейся социальной, экономической и технологической средой. SMART-образование должно обеспечить возможность использовать преимущества глобального информационного общества для удовлетворения образовательных потребностей и интересов.

К основным принципам SMART-образования относятся:

1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач: скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности стремительно нарастает, существующие учебные материалы необходимо дополнять сведениями, поступающими в режиме реального времени, для подготовки учащихся к решению практических задач.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Данный принцип является доминирующим при подготовке детей к творческому поиску решения поставленных задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Образовательная среда не должна ограничиваться территорией учебного заведения или пределами системы дистанционного обучения. Процесс обучения должен быть непрерывным.

4. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления широких возможностей для учащихся по изучению образовательных программ и курсов, использованию инструментов в учебном процессе в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.

Smart Еeducation является концепцией, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах. Концепция Smart в образовательном разрезе влечет за собой появление таких технологий, как «умная» доска, «умные» экраны, доступ в Интернет из любой точки. Каждая из этих технологий позволяет по-новому построить процесс разработки контента, его доставки и актуализации. Обучение становится возможным не только в классе, но и дома и в любом месте: общественных местах, таких как музеи или кафе. Основным же элементом, связывающим образовательный процесс, становится активный образовательный контент, на базе которого создаются единые репозитории, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

Как могут помочь обучению смартфоны, мобильные телефоны, планшеты и другие умные устройства? В образовательной практике школьников мобильные технологии используются для:

  • получения информации из интернет-энциклопедий;
  • поиска необходимой информации;
  • перевода слов или фраз через программу-переводчик;
  • визуализации информации;
  • просмотра видеолекций
  • тестирования или анкетирования в режиме онлайн;
  • проведения различных лабораторных экспериментов.

Только использование новых технологий с приставкой «smart» не может определять характер образования нового типа. Если проанализировать различные технологические решения для сферы образования, которые позиционируются как смарт, то можно перечислить следующие: смарт-доски, смарт-учебники, смарт-проекторы, программное обеспечение для создания и распространения образовательного контента, имеющее интерактивный и коммуникативный характер. Ряд других технологий, прежде всего, различные виды Social Media и технологии Data Mining также используются в сегменте SMART-образования.

Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостинг Youtube, облачные технологии – все это можно и нужно использовать в обучении. Блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи между учителем и учащимися. В Youtube можно смонтировать и продемонстрировать видеолекции. С помощью сервисов Google можно сделать учебный процесс гибким и увлекательным.

Широкое распространение SMART-обучения связано, во-первых, с совершенствованием интернет-технологий. Во-вторых, c развитием беспроводных технологий, таких как Wi-Fi, 3G, 4G, и в-третьих, широкой распространённостью в сети интернет интерактивных обучающих ресурсов.

Основой формирования Smart Еducation послужило также развитие технологий Web 2.0, таких как Facebook, YouTube, Twitter и блоги, которые позволяют людям создавать собственный интернет-контент. А как применять возможности технологии Web 2.0 в педагогической практике? На этот вопрос есть ряд ответов: использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов; самостоятельное создание учебных материалов; участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Учителя могут использовать эти технологии для общения друг с другом и с родителями своих учеников, для обмена профессиональным опытом, для обогащения содержания уроков новым материалом, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития. Педагог и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы.

Уже стало нормой проведение учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных в таких программных пакетах, как Microsoft Power Point или Macromedia Flash. Однако, наряду с привычными презентационными технологиями (Microsoft Power Point, Macromedia Flash), в сферу образования проникают новые, так называемые, интерактивные технологии, которые позволяют уйти от презентации в виде слайд-шоу.

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования, например, интерактивной доски SMART Boards, представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Boards можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.

Существует несколько технологий, позволяющих сделать доску интерактивной. Одна технология - сенсорная резистивная, другая - DViT технология компании SMART Technologies. В ней используются специальные цифровые видеокамеры, расположенные по углам экрана. Кроме того, с помощью специальной насадки можно превратить любую плазменную панель в интерактивную доску.

Для максимальной реализации всех свойств интерактивных досок SMART Boards создано специальное программное обеспечение (SMART Notebook, Bridgit, SynhronEyes). У каждой из этих программ есть свои особенности. SMART Notebook позволяет работать с текстом и объектами, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный, помогает преподавателям создавать увлекательные уроки, использовать большое количество готового контента и погружать учащихся в занимательный мир знаний. Новые возможности лицензирования позволяют преподавателям использовать ПО Smart Notebook и на интерактивных досках сторонних производителей, унифицируя платформу преподавания в учебном заведении и стимулируя обмен опытом и наработками между учителями.

Программа Bridgit позволяет легко и быстро проводить презентации по всему миру, получать отзывы на свой документ. Стоит только выделить ключевые позиции своего выступления на общем рабочем столе, и программа тут же в режиме реального времени выводит все сделанные учителем заметки на экраны остальных участников конференции.

C помощью программного пакета SynchronEyes преподаватель может следить за тем, что делают учащиеся, выводить все рабочие мониторы учащихся на доску, блокировать мониторы учащихся, рассылать с интерактивной доски учебный материал, например, тест, на все компьютеры.

Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания у учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого ученика.

Smart Classroom Suite - программное обеспечение для интерактивного обучения. Интерактивное учебное программное обеспечение Smart Classroom Suite - это интегрированный программный комплект, специально разработанный для использования преподавателями и учащимися в компьютеризированных классах. Этот комплект включает в себя ПО Smart Notebook™ для организации совместного обучения, ПО Smart Notebook SE (для учащихся), ПО Smart Sync™ для управления учебным классом и ПО Smart Response™ CE для проведения интерактивных опросов. С программным обеспечением Smart Classroom Suite учителя могут эффективно управлять учебным процессом в классах и проводить уроки. Простые в использовании инструменты создания уроков помогают преподавателям готовить увлекательные мультимедийные уроки. Используя панель инструментов, учителя могут одним касанием открыть веб-сайт Smart Exchange™, чтобы найти уроки, созданные другими учителями, или поделиться своими наработками.

Современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить. Для того чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения необходимо установить дополнительное программное обеспечение. При этом возникает ряд вопросов: Какое программное обеспечение необходимо установить в смартфон или планшет? Как это сделать?

Для решения этих вопросов система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое SMART-приложение на мобильное устройство.

Play Market – это приложение, установленное в стандартных средствах мобильной операционной системы Android смартфонов и планшетов. Для того чтобы пользоваться данным приложением необходимо зарегистрировать аккаунт в системе Google. Зарегистрированные пользователи получают доступ ко всем сетевым приложениям системы Google. Приложение предлагает пользователю широкий спектр категорий, как для досуга, так и для обучения.

Для каждого учебного предмета существует огромное количество приложений. Например, в Google Play Market достаточно ввести в поисковике название учебного предмета и выйдет список мобильных приложений по английскому и русскому языкам, русской литератур, математике, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, истории России, физкультуре.

Рассмотрим примеры мобильных приложений для изучения предметных дисциплин.

Приложение для получения навыков устного счета «Математические хитрости». В приложении подробно описаны существующие алгоритмы для быстрых вычислений. Каждый школьник может изучить их, а потом закрепить теоретические знания в тренировках, обогащая свой практический опыт в вычислениях. Разработчики внесли в программу игровой момент – возможность соревноваться в скорости устного счета с другими пользователями по сети, а это – дополнительный элемент мотивации.

Приложение «GeoGebra» - приложение для изучения математики на всех уровнях. В нем можно найти пособия по геометрии, алгебре, статистике и многому другому.

Приложение «Chemist» – приложение к урокам химии. Программа выполнена в виде виртуальной лаборатории, где каждый может стать «профессором» и провести самый невероятный опыт, даже взрывоопасный. Приложение характерно качественным 3D и деталировкой. Кладовая «лаборатории» содержит около двухсот химических элементов.

С приложением «Molecules» учащиеся могут приобрести новые знания о различных веществах. В приложении содержится множество молекулярных моделей, предложенных по умолчанию, есть также возможностью загружать примеры самостоятельно со специализированных сайтов. О каждой молекуле и молекулярном соединении можно найти исчерпывающую информацию: полное название структуры, количество и виды аминокислот, имена исследователей и многое другое.

Приложение «Слово дня» - приложение для расширения лексического запаса. Сейчас языки так активно смешиваются и развиваются, что уследить за ними становится очень сложно. Данное приложение будет каждый день предлагать учащимся узнать новое слово и его значение.

Приложение «Anatomy 3D Pro». С данным приложением учащиеся знакомятся с устройством человеческого организма. Для приложения характерна уникальная детализация всех тонкостей в 3D формате. Программа оснащена удобной функцией быстрого поиска. Чтобы проверить свои знания предлагается интересная викторина.

Приложение «Star Walk 2» - приложение для изучения звездного неба. В нем учащиеся смогут увидеть название и расположение всех звезд и галактик, а также почитать информацию о них. Также присутствуют изображения созвездий и их история.

Приложение «Plickers» позволяет проводить фронтальные опросы учащихся с помощью одного мобильного телефона. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами (Quick Response, то есть быстрый ответ). Приложение «Plickers» позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Использование «Plickers» на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы.

В качестве универсальных инструментов, которые можно использовать на занятиях по любому предмету, есть приложения по созданию интерактивных плакатов или иллюстраций – «LearningApps», «Thinglink»; ментальных карт – «WiseMapping», кластеров облаков слов – «Word It Out!» и др.

Например, при изучении естественнонаучных дисциплинах есть возможность установки приложений, способных сделать гаджет прибором, таким как линейка, уровнемер, дальномер, высотомер, измеритель шума, люксометр, детектор металла и т.д. Перечисленные инструменты можно установить, используя приложение «Smart tools».

Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются учащиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый ученик в классе может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».

Не менее полезны будут гаджеты и при изучении гуманитарных дисциплин. Это тренажеры по проверке орфографии, словари, языковые репетиторы и т.д.

Применение Smart-технологий в обучении школьников реально и достижимо. Но любая новая технология эффективна лишь тогда, когда она носит прикладной характер. Отношение к Smart Еducation как к чему-то фантастическому должно смениться серьезной работой и практическими шагами по использованию полезных ресурсов Сети в образовательных целях.

Список источников:

  • Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
  • Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  • Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
  • Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
  • Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития // Открытое образование. 2011. - № 3. - С.22-28.
  • Россия на пути к Smart-обществу: монография / Под ред. проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с
20.04.2017