Социальная депривация как барьер социализации и успешности личностного развития ребенка
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Социальная депривация как барьер социализации и успешности личностного развития ребенка

Оценка 4.8
Практикум
детская психология +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Социальная депривация как барьер социализации и успешности личностного развития ребенка
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Социальная депривация как барьер социализации и успешности личностного развития ребенка

Современный период развития человеческого общества характеризуется пристальным вниманием к становлению личности ребенка, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, Абрахам Маслоу в иерархической модели потребностей человека общение относит к социальным потребностям наряду с любовью, поддержкой, совместной деятельностью. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, игры, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение потребности в общении должно оставлять положительный эмоциональный отклик в душе ребенка. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности.

Дефицит общения в детском возрасте отрицательно сказывается на формирование личности, способствуя развитию агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации.

Понятие депривации

Депривация (лат.Deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.

Психологи полагают, что существует несколько видов депривации:

  1. Сенсорная.
  2. Двигательная.
  3. Социальная.

Сенсорная депривация

Под сенсорной депривацией понимается ситуация лишения или недостатка внешних стимулов: слуховых, зрительных и осязательных. Иначе сенсорную депривацию специалисты называют «сенсорный голод». Пока механизмы воздействия сенсорной депривации на психику человека до конца не выяснены. Однако у психологов нет сомнений, что сенсорная депривация способна привести к тяжелым последствиям. Развитию данного вида депривации способствует обедненная среда, например, среда детских домов, больниц и интернатов.

Двигательная депривация

Двигательную депривацию вызывают ситуации, когда человек вынуждено ограничен в движениях. Обычно это происходит в результате травм или болезней. Американские психологи выяснили, что ограничение социального взаимодействия в раннем детском возрасте приводит к отставанию в овладении простейшими моторными навыками.

Помимо этого, специалисты часто выделяют такие специфические виды депривации как интеллектуальная – когда ребенку недостаточно познавательного опыта.

Об эмоциональной депривации можно говорить в ситуации, когда человек лишен ласки и эмоционального контакта с другими людьми. Специалисты установили, что девочки, которые потеряли контакт с матерью в возрасте до 9 месяцев, более склонны к развитию депрессии во взрослом возрасте.

Депривация тактильного контакта – когда ребенка не берут на руки. Например, мальчикам говорят, то настоящие мужчины не плачут. Такой мальчик становится эмоционально холодным мужчиной.

Социальная депривация

Данный вид депривации тесно связан с нарушением в области коммуникации с другими людьми. Например, социальная депривация может возникнуть при разрыве привычных кругов общения. Это происходит при переезде у мигрантов, при выходе на пенсию у пожилых людей, у детей в условиях изоляции. При этом важно понимать, что такая изоляция не всегда приводит к социальной депривации. Очевидно, что личностные особенности самого человека оказывают влияние на данный процесс. Все зависит от целей, которые ставит перед собой человек. Например, религиозные или политические подвижники устойчивы к социальной депривации в большей степени, чем другие люди.

Современный ребенок, проживающий в большом городе, часто находится в ситуации социальной депривации. Под социальной депривацией психологи понимают ограничение или полное отсутствие контактов человека с обществом. Социальная депривация может иметь различную степень: от незначительной, к выраженной. Инициатором изоляции может выступать как сам человек, так и его окружение. Специалисты выделяют такие виды социальной депривации:

  1. Вынужденная депривация. Это ситуация, когда человек находится в изоляции от социума в силу некоторых обстоятельств, которые не зависят от его воли и от воли социума. Например, это может быть человек, оказавшийся в изоляции после катастрофы.
  2. Принудительная депривация. Это изоляция человека вопреки его желаниям. Например, это могут быть осужденные или представители закрытых групп, пребывание в которых предполагает ущемление в правах, но не подразумевает низкий социальный статус человека (солдаты, воспитанники домов ребенка).
  3. Добровольная депривация. Это самостоятельное дистанцирование человека от общества.
  4. Добровольно-вынужденная депривация. Это такая изоляция, когда достижение значимой цели предполагает ограничение контактов с окружающим миром (различные закрытые профессиональные группы).

Необходимо понимать, что важнейшим фактором, влияющим на последствия депривации, является возраст человека, который оказался в изоляции. Особенно опасной является ранняя социальная депривация. Социальная депривация в детском возрасте может привести к тяжелым последствиям.

Около 400 лет назад один правитель усомнился в словах мудрецов, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому не учить. Он провел жестокий эксперимент. Правитель приказал взять младенцев разных национальностей и посадить их в отдельные комнаты по одному. Им прислуживали немые слуги. По прошествии семи лет оказалось, что дети так и не научились говорить.

Истории известны случаи, когда дети воспитывались животными или в полной изоляции от социума. При этом они находились на таком уровне психического развития, который сильно не соответствовал их возрастной норме. Такие малыши не обладали развитым сознанием, не умели говорить. У них не было сформировано абстрактное мышление и другие высшие психические функции. После возвращения к жизни в обществе, психика таких детей развивалась, но чрезвычайно медленно. Эти дети никогда не достигали того уровня развития, который обычно характерен для человеческого ребенка при обычном воспитании.

Опираясь на данный пример, можно увидеть принципиальные различия в развитии человека и животных. Мозг животного с самого рождения имеет все ресурсы для существования. Заложенная программа разворачивается в течение жизни организма. Человеческий мозг не имеет жестких врожденных программ. Он лишь обладает возможностью развития. В момент рождения ребенок обладает минимальным количеством рефлексов. Он является самым беспомощным существом на Планете. Психика ребенка не связана жестко с законами функционирования природы, это дает возможность освоить любой опыт, заговорить на любом языке. Однако, ребенок, оказавшийся в ситуации социальной депривации, может и вовсе не развиваться. Так, Л.С. Выготский отмечал, что высшие психические функции человека не могут быть сформированы вне общества. Только общение с людьми и обучение позволяют психике ребенка развиваться. Социальная депривация может и не приводить к фатальным последствиям для психики. Если дети, например, не имеют возможности общаться с отцом или матерью, они всего лишь не будут иметь представления о соответствующих социальных ролях. У таких малышей со временем могут возникнуть трудности в понимании и предвосхищении поведения других людей. Это, конечно, повлияет на эффективность деятельности и общения, но психика будет функционировать.

Пребывание ребенка в закрытых воспитательных учреждениях с самого рождения также не остается без последствий для психики. Такие дети имеют некоторые нарушения в области самосознания:

- у них нарушается идентификация с собственным именем;

- имеются искажения в представлении об «образе Я»;

- отсутствие признания со стороны значимого окружения вызывает стресс;

- сложности с половой идентификацией.

Современные дети, воспитывающиеся в мегаполисах, также часто находятся в условиях социальной депривации.

Среди факторов социальной депривации можно выделить следующие:

  1. Неблагоприятная экологическая ситуация, обуславливающая особенности физического, психического и психологического здоровья. Ребенок, который имеет проблемы со здоровьем и находится длительное время на лечении в больнице может страдать от социальной депривации.
  2. Повышенная криминальная и террористическая опасность лишает детей и подростков возможности естественной социализации в традиционном уличном сообществе.
  3. Минимизация семейного общения, обусловленная большим временем трудовой занятости родителей. Это приводит к конфликтным ситуациям и недостаточному взаимопониманию между поколениями.
  4. Транспортная перегруженность города, приводящая к несоизмеримым временным затратам на посещение детьми культурно-досуговых и развивающих учреждений.
  5. Высокая концентрация источников негативного влияния на духовно-нравственное развитие детей, способствующая искажениям в процессе их социализации.
  6. Высокая миграционная нагрузка, вызывающая определенную межэтническую и межконфессиональную напряженность в социальной и образовательной среде.

Признаки социальной депривации

В качестве наиболее характерных для социальной депривации симптомов С. А. Беличева называет:

- агрессию по отношению к людям, вещам;

- чрезмерную подвижность;

- чувство собственной неполноценности;

- постоянные фантазии;

- упрямство;

- неадекватные страхи;

- сверхчувствительность;

- неспособность сосредоточиться на работе;

- неуверенность в принятии решения;

- частые эмоциональные расстройства;

- лживость;

- достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;

- неадекватную, чрезмерно завышенную самооценку;

- говорение с самим собой и т. д.

Если раньше дети могли играть во дворе, где была создана прекрасная личностно развивающая среда, то сегодня проводят время перед экранами компьютера. Между тем, дворовое сообщество не идентично интернет сообществу. Во дворе дети могли общаться с разновозрастными группами. Там ребенок всегда оставался самим собой. При этом необходимо было нести ответственность за совершаемые поступки. В виртуальной реальности человек может придумать для себя какую угодно личность. Одним нажатием кнопки можно прекратить общение или изменить себя. Во дворе дети учились самостоятельности и ответственности. Поэтому если раньше жизнь ребенка делилась между школой, двором и семьей, то теперь на образовательное учреждение возлагается процесс социализации ребенка.

Профилактика социальной депривации

Вследствие социальной депривации практически всегда у детей присутствуют те или иные нарушения психики. Это может быть задержка в познавательном и моторном развитии, искажение личности. Для ликвидации последствий социальной депривации и профилактики дезадаптивного поведения, в первую очередь нужно компенсировать условия, вызвавшие изоляцию. Педагоги и семья ребенка должны вести планомерную и кропотливую работу по преодолению дефицита общения. Помимо этого, для детей разного возраста нужно создавать насыщенную и разнообразную развивающую среду. Важно, чтобы к детям поступали различные стимулы из внешней среды. Обязательно стоит обеспечить ребенку соответствующие условия для учения и развития. Все используемые для воспитания ребенка приемы должны быть эмоционально окрашены и побуждать в нем положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать себя уверенно в общении с другими людьми.

В семье должно уделяться достаточное количество времени для общения. Родители должны искренне интересоваться тем, что происходит в жизни ребенка, спрашивать про события в школе. Желательно, чтобы взрослые поощряли общение ребенка со сверстниками, игры во дворе, посещение кружков и различных спортивных секций. Очень важно, чтобы взрослые и дети вместе занимались каким-то видом деятельности.

Для преодоления социальной депривации важно наладить контакт со старшим поколением семьи. Психологи отмечают, что дети должны общаться не только с родителями, но и с другими членами семьи: бабушками и дедушками, дядями и тетями, двоюродными братьями и сестрами.

Педагоги и школьный психолог со своей стороны могут привлекать ребенка к участию в тренингах. При этом важно вскрыть внутренние конфликты ребенка и устранить препятствия, которые не позволяют проявлять адекватные формы поведения, обучать способам установления контакта со сверстниками.

Самооценка ребенка, подвергающегося социальной депривации, может быть как неоправданно завышенной, так и чрезвычайно низкой. В целом она характеризуется нестабильностью. Поскольку самооценка личности формируется на основе внешних оценок других людей, педагог должен выбрать верную тактику взаимодействия с ребенком. Не стоит фиксировать внимание на неудачах ребенка. Если критика будет конструктивной, не затрагивающей самой личности ребенка, то он сможет легче принять свои неудачи. Педагог причину неудачи может найти во внешних факторах (сказать ребенку, что он не справился, потому что устал), а причину успеха стоит видеть в самом ребенке (старался, приложил много усилий).

Педагогу не следует допускать изоляцию ребенка в детском коллективе. В этой ситуации взрослый может помочь, научив ребенка определенным правилам поведения в коллективе детей. Например, попросить не перебивать других, промолчать, даже если ребенок знает верный ответ, но его не спрашивали. Конечно, такие беседы лучше проводить индивидуально.

Если в классном коллективе обучаются дети разных национальностей, стоит уделять внимание развитию толерантности. Педагог может привлекать детей к изучению культуры других народов, традиций, праздников, ценностей.

Коррекция поведения ребенка, страдающего от социальной депривации, обязательно должна происходить в процессе основных видов деятельности. Это может быть как игровая, так и учебная деятельность.

Для минимизации факторов, приводящих к искажению личности и процесса социализации, необходимо обратить внимание на длительность просмотра ребенком телевизионных передач и игр за компьютером. Взрослые должны контролировать содержание информации, которая поступает к ребенку через средства массовой информации. Стоит оградить детей от травмирующей информации и контента, содержащего сцены жестокости.

Взрослые должны помочь подобрать занятия по интересам. Желательно, чтобы секции находились недалеко от места проживания ребенка. В таком случае ему не придется тратить много времени на дорогу.

Задача педагога - заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Невозможно не согласиться с мыслью Л. С. Выготского о том, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2000. - 64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.: ил.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: СОЮЗ, 1997.
  6. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М. Ляминой. Изд. 2-е перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976.
  7. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Кн. для родителей. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 78 с.
  8. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб., 2003.
  9. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2002. 181 с. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под редакцией М.И. Лисиной. М., 1980.
06.11.2019