Технология арт-терапии: особенности применения в образовательном процессе

Технология арт-терапии: особенности применения в образовательном процессе

Вебинар
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.05.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Технология арт-терапии: особенности применения в образовательном процессе
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Технология арт-терапии: особенности применения в образовательном процессе

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Признание личности ученика базовым компонентом объектом и субъектом образовательного процесса стало ведущим принципом современной педагогики. Использование разнообразных социальных технологий ― одна из особенностей нового подхода к образованию, который позволяет гармонизировать отношения между участниками образовательного процесса. Главная задача социальных технологий – регулирование социальных процессов с помощью специфических средств. Использование средств социальной реабилитации в педагогике, особенно художественных технологий и арт-технологий, позволяет оптимизировать взаимоотношения ребенка с педагогом и одноклассниками, повысить эффективность образовательного процесса.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы

Многие зарубежные исследователи занимались изучением механизмов воздействия искусства на психолого-педагогические процессы. Это такие специалисты как Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декорли. Отечественные специалисты также занимались вопросами эстетического воспитания. Э. Сурно указывал на тот факт, что искусство является важным средством воспитания, которое способно повлиять на нравственность ребенка, на формирование его мышления и других высших психических функций.

Специалисты отмечают, что процесс восприятия искусства детьми является достаточно сложной психической деятельностью, которая сочетает познавательные и эмоциональные компоненты. Занятия художественной деятельностью развивают сенсорные способности ребенка, учат различать форму и цвет, понимать язык разных видов искусства. Помимо этого, очень важен и тот факт, что искусство способно оказывать психотерапевтическое воздействие на ребенка. Оно влияет на эмоциональную сферу и выполняет коммуникативную, регулятивную и катарсистическую функции. Когда ребенок совместно с педагогом и другими детьми создает художественное произведение, его социальный опыт расширяется, появляется способность адекватно взаимодействовать с окружающими людьми. Участие в совместной деятельности обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекция заключается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных эмоций.

Понятие арт-педагогики

Арт-педагогика – это особое направление в педагогике, где обучение и воспитание детей осуществляется при помощи искусства в любой предметной области. Арт-педагогика на первое место ставит непосредственное творческое взаимодействие педагога, детей и родителей. Она формирует у детей стремление к самообучению и самовоспитанию. В рамках арт-педагогики ребенок воспринимается как личность, которая стремится к самоопределению и самореализации. Предполагается, что педагог должен выстраивать с детьми субъект-субъектные отношения. Такие взаимоотношения накладывают определенные требования на личность самого педагога.

Арт-педагогика строится на принципах, традиционных для классической педагогики:

- принцип гуманистичности;

- принцип социально-личностного развития личности;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

- принцип учета возрастных особенностей ребенка;

- принцип интегративной связи предметов.

Важно отметить, что арт-педагогика позволяет решать следующие задачи:

- формирование осознания ребенком себя как личности, принятие и понимание собственной ценности как человека;

- осознание взаимосвязи ребенка с миром и понимание ребенком собственного места в социуме;

- творческая самореализация личности ребенка.

Технологии в арт-педагогике направлены еще и на художественное развитие ребенка, повышение эффективности процесса обучения. Они помогают сохранить целостность личности, поскольку соединяют в себе интеллектуальное и художественное восприятие мира. Основными формами арт-педагогики являются игра и педагогическая импровизация. Под педагогической импровизацией понимаются изначально непредусмотренные действия педагога, которые обусловлены незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием объективных факторов.

Арт-терапия в педагогике

Арт-терапия означает исцеление с помощью творчества. Она выступает средством выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Особое воздействие предметов искусства на психику людей было отмечено давно. Из исторических источников известно, что жрецы, древние врачи и педагоги использовали искусство для лечения души и тела. Древние ученые изучали механизмы воздействия живописи, театра, музыки, танца на психику человека. Они хотели определить, как искусство влияет на восстановление функций организма. Воздействие искусства на человека как способ лечения активно использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае, Индии. Однако только в двадцатом веке специалисты стали официально приписывать искусству терапевтическую функцию. Это стало происходить после получения конкретных положительных результатов научных исследований.

Некоторые специалисты успешно применяли изобразительное искусство для лечения психических расстройств. Рисунки использовались психологами как инструмент исследования бессознательных процессов. Сам термин «арт-терапия» был предложен А. Хилом в 1983 году. Он использовал этот термин, когда описывал занятия со своими пациентами. Затем его стали использовать для названия всех терапевтических занятий искусством. В качестве отдельного вида профессиональной деятельности арт-терапия начала свое развитие после Второй Мировой войны. Сегодня деятельность арт-терапевтов выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все чаще используется в образовательных учреждениях.

При этом существует несколько различных направлений арт-терапии:

- посредством изобразительного творчества;

- с помощью сценической игры (драматерапия);

- танцевально-двигательная терапия;

- музыкальная терапия.

В целом, специалисты приписывают терапевтический эффект искусства различным факторам. Э. Крамер полагала, что исцеление происходит за счет самого процесса творчества, который дает человеку возможность выразить свои переживания, внутренние конфликты и в итоге разрешить их.

А. Хилл, напротив, считал, что творчество позволяет человеку отвлечься от болезненных переживаний и не думать о них.

М. Наумбург полагает, что во время художественных занятий человек получает уверенность, что способен свободно выражать свои страхи и негативные переживания. При этом он сталкивается со своим бессознательным, выражает эмоции символическим языком. В результате, такая работа с собственным внутренним миром помогает справиться с проблемой.

Одни специалисты полагают, что художественное творчество помогает установить с человеком более тесную связь, понять его переживания. Другие – что процесс творчества отвлекает от негативных эмоций. Третьи – что само по себе творчество дает возможность сублимировать деструктивные тенденции.

Как отмечают М. Эссекс и К. Фростинг, психотерапия искусством является наиболее подходящим методом для работы с детьми. На базе школ удобно организовать долгосрочную работу.

Одной из задач, с которой успешно справляется арт-терапия, является адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения и повышение их успеваемости. Помимо этого, такая технология в рамках образовательного процесса позволяет:

- развить у детей навыки решения проблем;

- развить навыки поведения в стрессовой ситуации;

- повысить коммуникативную компетентность;

- раскрыть творческий потенциал детей.

При этом школьная среда выступает как фактор, формирующий здоровую и продуктивную социальную личность. Применение технологий арт-терапии позволяет наладить взаимодействие школьных работников и родителей. Методы арт-терапии широко используются специалистами для проведения диагностики. К таким методам можно отнести графические тесты Р. Сильвер. Они позволяют оценить развитие когнитивной и эмоциональной сферы ребенка. Применяя данные тесты, специалисты обнаружили, что многие дети с речевыми проблемами обладают достаточно выраженными познавательными и творческими способностями. На основании полученных результатов выяснилось, что познавательные способности ребенка в значительной степени связаны с образным мышлением. Именно поэтому были разработаны несколько развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера. В целом можно отметить, что использование технологии арт-терапии в школе направлено на создание эффективного диалога педагогов и обучающихся.

Внедрение арт-терапии в отечественную систему образования

Основоположником российской школы арт-терапии является А.И. Копытин. Он считал, что целью применения арт-терапии в системе образования – сохранение и восстановление здоровья учеников, их адаптация к обучению путем психокоррекции и психопрофилактики. Также арт-терапия позволяет развивать определенные психологические и личностные качества детей. Очевидно, что психотерапевтические и образовательные технологии должны сочетаться.

А.В. Гришина предложила программу развития творческой индивидуальности детей средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Данная программа содержит в себе характерные для арт-терапии элементы:

- Рефлексивная ориентация занятий. Педагог стимулирует детей к анализу продуктов собственной творческой деятельности.

- Работа предполагает высокий уровень спонтанности и свободный выбор содержания и средств изобразительной деятельности. Педагог при этом сознательно должен отказаться от оценки эстетических достоинств продуктов творческой деятельности ребенка.

- Педагог должен уделять большое внимание коммуникации коллектива в процессе работы, которая должна включать высокую степень толерантности. Взрослый сам должен обладать высокой степенью эмоциональной гибкости, не навязывать детям своего мнения.

Для того чтобы проводить такие занятия, педагог должен обладать специальными умениями и знаниями.

Значительный интерес представляют также разработки Л.Д. Лебедевой, которая изучала возможности использования арт-терапии в образовании. При этом термин «терапия» автор понимает не столько как лечение, сколько как уход или заботу. Поэтому она полагает, что применение арт-терапии допустимо педагогами без специального образования в области психологического консультирования. Арт-терапия в педагогической интерпретации должна пониматься как забота об эмоциональном состоянии и психологическом здоровье ребенка. Показаниями для проведения арт-терапии в системе образования, по мнению Л.Д. Лебедевой являются:

- дисгармоничная самооценка;

- трудности эмоционального развития ребенка;

- импульсивность, тревожность, страхи;

- переживание эмоционального отвержения;

- чувство одиночества;

- депрессия;

- отклоняющееся поведение;

- межличностные конфликты.

Специалисты сходятся во мнении, что искусство может выступать эффективным инструментом оказания воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на ребенка.

Методы арт-терапии

Арт-терапия включает изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию, драматерапию, куклотерапию, паркотерапию, танцевальную терапию, песочную терапию, глинотерапию, игротерапию.

Изотерапия основана на изобразительном искусстве. С помощью средств изобразительного творчества человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире. Метод изотерапии помогает справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. В процессе использования данного метода не следует ограничиваться обычным набором изобразительных средств. Здесь подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, губкой или ватными палочками; рисование на стекле.

Музыкотерапия

Музыкотерапия является очень богатым по силе воздействия и широте возможностей направлением арт-терапии. Музыка способна воздействовать на глубокие структуры головного мозга, при этом воздействие минует контроль сознания. Музыка может воздействовать на психику ребенка как лекарство. Частным случаем музыкотерапии является вокалотерапия. Использование вибрации голоса помогает снизить уровень эмоционального напряжения.

Библиотерапия

Этот метод основан на самовыражении через написание литературных произведений. Ребенок может совершенно свободно выражать свои мысли. В данном виде терапии терапевтический эффект основывается на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения – всегда автор. И не важно, пишет ребенок прозу, стихи, ведет дневник. В любом случае он будет выражать свои переживания.

Драматерапия

Современные дети не до конца используют свой игровой потенциал. Данный метод включает в себя и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство. Во всех этих способах заложено театральное начало. Драматерапия построена на обыгрывании болезненных для ребенка ситуаций и поиске оптимальных ролевых моделей. Такая технология позволяет организовать импровизированные спектакли. Например, при использовании игротерапии, данные задачи решаются в процессе игры.

Сказкотерапия

Данный метод заключается в использовании сказки для снятия эмоционального напряжения и исцеления. Ребенку можно предложить сочинить сказку, драматизировать ее, нарисовать. Если есть необходимость коррекционной работы, стоит использовать философские сказки со счастливым концом. Работая со сказкой, дети получают информацию о законах жизни, о моральных нормах и принципах, о специфике социального взаимодействия. Помимо этого, в сказках отражен положительный опыт переживания эмоциональных кризисов. Сказка, например, учит детей преодолевать страх, быть терпимыми.

Игротерапия

Этот метод предполагает использование естественного для любого ребенка занятия – игры – как способа моделирования отношений с окружающим миром. Игра помогает снять напряжение, активизирует физическое и познавательное развитие, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Куклотерапия

Куклотерапия, (иначе маскотерапия, работа с куклами и марионетками) может быть использована как отдельный метод или в рамках драматерапии, игротерапии, сказкотерапии. Современные специалисты полагают, что одним из эффективных методов работы с детьми является кукольный театр. Дети играют либо в специально сочиненных постановках, либо в спектаклях с подходящим содержанием. Прикладным вариантом куклотерапии является изготовление кукол.

Паркотерапия

Заключается в использовании благотворного влияния на организм человека садов и парков. Сочетание эстетического и культурного воздействия (ландшафт, природная среда, развлекательные и спортивные мероприятия) позволяют детям избавиться от негативных эмоций и стресса.

Технологии арт-терапии в коррекционной педагогике

Арт-терапевтические технологии чрезвычайно положительно влияют на детей, которые имеют проблемы в развитии. Специалисты отмечают, что занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формированию мотивационно-потребностной сферы, дифференциации восприятия, развитию мелкой моторики. Все это влияет на умственное развитие. Искусство предоставляет ребенку неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации. Самооценка детей может быть повышена, если сверстники и взрослые проявляют интерес к продуктам его творческой деятельности. Современная специальная педагогика ориентирована на использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения поведения, различных направлений арт-терапии.

На сегодняшний день специалисты выделяют несколько направлений коррекционной работы при помощи арт-терапии:

- коррекция психосоматических нарушений;

- развитие когнитивной и эмоциональной сферы;

- развитие эстетических потребностей ребенка;

- расширение кругозора.

Специалисты отмечают, что невозможно решать современные проблемы педагогики вне искусства. Оно является мощнейшим средством воспитания и образования, и арт-педагогика как дисциплина нуждается в дальнейшем развитии, отделении от психотерапевтического сегмента. Арт-терапия является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием любого ребенка. В ходе арт-терапии образы становятся более позитивными, красочными и гармоничными. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом развития ребенка. В процессе деятельности в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности.

Список литературы:

  1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
  2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  3. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
  4. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
  5. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
  6. Ганим Б. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.
  7. Гиппиус С.В. "Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств". СПб., 2001.
  8. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.
  9. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.
  10. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  13. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
  14. Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  15. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
  16. Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005.
  17. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. С.Пб, «Питер», 2001.