Сегодня перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности педагога.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности, результатом которых являются знания.
Знания представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий. Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от которого зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуального развития, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе образования.
Усвоение знаний – сложный процесс, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Усвоение знаний определяется как познавательная деятельность, включающая такие психические процессы, как восприятие, память, мышление. Вместе с тем, усвоение знаний предполагает не только участие мыслительных процессов. Оно непосредственно связано также с особенностями личности – ее чувствами, волей. Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действует с учебным материалом, пробует применять соответствующие знания, что способствует выработке определенных умений и навыков. Отсюда является важным, как будет организована познавательная деятельность учащихся, какая познавательная активность будет при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявится.
Следовательно, усвоение – это не спонтанный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а целенаправленное их формирование в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Исследования В.В. Давыдова, Л.В. Занкова Л.Б. Эльконина показали, что структура учебно-познавательной деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса осуществляется под руководством учителя и включает следующие компоненты:
- цель деятельности – осознание учащимися конкретной познавательной задачи: что именно надо знать и для чего;
- мотив, побуждающий ученика к действию;
- содержание деятельности – опорные знания и новые связи; выводы, которые надо сделать, выполняя задачу;
- способы, которые ученик использует для достижения цели: умения, навыки, операции, выполняемые в определенных условиях деятельности, воспроизводящие, творческие, практические и умственные действия;
- контроль и оценка результатов деятельности со стороны учителя, самоконтроль и самооценка учащихся.
Эти же компоненты обозначены и в образовательных стандартах.
В результате деятельности ученик усваивает содержание учебного материала. Определим задачи, которые стоят перед педагогом по организации данного вида деятельности:
- руководство процессом усвоения содержания учебного материала;
- планирование задач и подбор содержания учебного материала;
- оказание помощи ученикам;
- подбор эффективных приемов и методов обучения;
- осуществление контроля за полученными результатами.
При этом педагог должен осуществлять личностно ориентированный подход к усвоению знаний учащимися, формировать интерес к учебному предмету, создавать условия для успешного усвоения учебного материала и применения его на практике, формировать мотивацию к обучению.
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется учителем и состоит из нескольких этапов усвоения.
Первый этап – понимание. Происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
Второй этап – узнавание. Осуществляется через осмысление полученных данных, видение связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
Третий этап – воспроизведение. Характеризуется активным самостоятельным воспроизведением ранее изученного материала, который применяется в типовых ситуациях.
Четвертый этап– применение. На данном этапе учащиеся включают новое знание в структуру предшествующего опыта, способны применять усвоенные способы действий в новых ситуациях.
Пятый этап – творчество. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.
Усвоение знаний характеризуется несколькими основными свойствами. Первое и самое важное их них –прочность, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от различия ситуаций и условий их применения. Прочность усвоения существенно зависит от системности и смысловой организованности учебного материала; личностной значимости материала для ребенка и эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у учащегося. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывают чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки прочности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.
Вторая характеристика усвоения –управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий реализовываться традиционным путем, посредством проблемного обучения и другими его формами. Усвоение знаний обусловлено теми отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, учителю, самому учению, и в то же время влияет на формирование личности ученика. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания, характера, мировоззрения.
Психологические особенности характера усвоения знаний зависят от возрастных особенностей обучающихся. По мере взросления и овладения учебной деятельностью в полной мере дети начинают использовать все больше средств учения, что влечет изменение соотношения репродуктивных и продуктивных действий в процессе усвоения. У младших школьников наблюдается зависимость от вида подачи учебного материала, в процессе воспроизведения сохраняется та структура, которая дается в учебнике, они не умеют перекомбинировать информацию. Учащиеся среднего и старшего звена уже способны критически оценивать содержание предлагаемого учебного материала и осуществлять ее компоновку. Если данные умения не реализуются, то причины в неправильной постановке обучения, в придании слишком большого значения репродуктивным действиям в ущерб продуктивным.
По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения знаний:
- Репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);
- Продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);
- Творческий (применение знаний и способов деятельности в новой ситуации).
Учебная деятельность в соответствии с ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе и включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача,
- учебные действия,
- действия самоконтроля и самооценки.
Деятельностный подход на уроках, направленный на усвоение знаний, осуществляется через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
- вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые обеспечивают свободный поиск эффективного, отвечающего личностным способностям ученика, подхода к решению задачи.
Усвоение учебного материала учениками осуществляется эффективней, если они:
- самостоятельно работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически относятся к информации, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Особо следует отметить то, что и среди компонентов, и среди стадий усвоения осмысление материала идет раньше его запоминания. Это показывает, что само по себе запоминание материала еще не означает его подлинного усвоения. Основным показателем усвоения учеником материала для учителя служит то, способен ли учащийся изложить суть изучаемого вопроса своими словами, не исказив общего смысла. Это возможно только в том случае, если заучиванию материала предшествовала его логическая интерпретация, включающая осмысление использовавшейся в нем научной терминологии. Если же материал запоминался механически, без надлежащего осмысления, учащийся при ответе воспроизводит текст учебника, но не в состоянии взглянуть на рассматриваемый вопрос с какой-либо иной точки зрения.
Технология полного усвоения знаний
В педагогике существуют технологии полного усвоения знаний. Авторами одной из них являются В.П. Беспалько и М.В. Кларин. По их мнению, технология полного усвоения знаний включает следующие этапы:
Технология полного усвоения знаний определяет функции учебных целей в обучении:
- конструирующая функция: прогнозирование и планирование учебного процесса (план означает расчленение некоторой общей цели на отдельные структурные компоненты);
- функция отбора оптимального содержания учебного материала: материал должен соответствовать обозначенным целевым ориентирам;
- технологическая функция: определение методов, приемов, адекватных целям;
- развивающая функция: видение системы целей дает возможность учащимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть се системно, в структурных связях и иерархии содержательных элементов.
М.В. Кларин определяет основные характеристики технологии полного усвоения:
- Общая установка учителя. Суть такой установки заключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.
- Определение эталона (критерия) полного усвоения знаний. Сформулировать эталон полного усвоения – значит, ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения (в конце отдельной темы, тематического раздела, всего курса). Основу эталона полного усвоения составляет точное описание учебных целей. Важно найти такой способ точного описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет в процессе обучения соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.
- Дробление учебного материала на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целостный раздел учебного материала. Прежде чем осуществить разбиение учебного материала, важно проанализировать его и при необходимости провести дополнительную разработку. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения.
- Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной единице. Основное назначение таких тестов – выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур.
- Составление альтернативных и дополнительных учебных материалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а дополнительные материалы – в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной работы учащихся, в процессе которой педагог сотрудничает с учащимися над разрешением учебных затруднений и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика.
- Составление разноуровневых контрольных работ. Разноуровневые контрольные работы составляются по каждой учебной единице. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Определяется качество тематического образовательного уровня знаний и умений.
- Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности педагога и учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и результативности процесса обучения.
- Ориентация учащихся. Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения.
Перечислим достоинства данной технологии полного усвоения:
- активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности;
- возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузки учащихся, повышать отдачу труда учителя;
- выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками;
- развитие потребности в постоянном самообразовании;
- доверительный стиль общения учителя и учащегося, учащихся между собой, что является не только главным резервом эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.
Реализация требований ФГОС посредством технологии полного усвоения учебного материала
В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания и усваивать их с учетом требований к результатам образования. Поэтому меняются требования к структуре современного урока, который должен быть направлен на усвоение знаний уже к концу урока.
Рассмотрим структуру урока усвоения новых знаний в соответствии с ФГОС.
Таким образом, усвоение знаний, представляя сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.
Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением.
Усвоение - это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, социокультурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий, нравственных норм, этических правил поведения.
Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, как оно протекает — стихийно или в специальных условиях образовательных систем.
Усвоение - это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
Говоря о прочности, системности, качественности усвоения учебного материала, исследователи чаще всего имеют в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения. Более того, согласно В.В. Давыдову, усвоение научных знаний и формирование соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности.
В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.