Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом, в работе детских общественных объединений. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Социальная активность в современных условиях выступает как общественное свойство личности, проявляющееся в ее мотивированном, деятельном отношении к окружающему социуму с целью участия в его жизнедеятельности и преобразовании. В деятельностном плане формирование социальной активности взаимосвязано с процессами социальной адаптации и социализации личности.
Деятельность современных детских объединений демонстрирует наличие двух отчетливо видимых взаимодействующих функций: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация, т.е. адаптация к существующему обществу, строю и государству.
Для того чтобы минимизировать риски в воспитании и социализации современных школьников необходима коррекция подходов к организации воспитания и социализации обучающихся:
Образовательное учреждение не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка, но оно выступает в качестве носителя педагогической культуры, так как играет ведущую роль в воспитании и социализации ребенка. Современная общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования нацеливаются на внедрение новых организационных форм гражданского воспитания.
Гражданское воспитание считается одной из важнейших сфер образования, для него свойственна потребность в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и родителей, образовательного учреждения, органов власти всех уровней и социума.
В современном мире особое значение принадлежит созданию и функционированию систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях, о чем содержится информация в нормативных правовых документах. Например, в законе «Об образовании» говорится о том, что у педагогов, родителей и обучающихся есть право участия в управления образовательным учреждением.
Под ученическим самоуправлением понимается одно из направлений педагогической деятельности, которому принадлежит основное место в целостном педагогическом процессе. За счет дополнительных знаний, социальных установок и ценностей, практических навыков и умений, которые формируются во время самоуправления, происходит определение жизнеспособности и социальных перспектив выпускников школ.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, где для каждого обучающегося есть свое место и возможность реализации своих возможностей. Школу можно представить в виде маленького государства, процветание которого зависит от того, насколько каждый его житель научиться нести ответственность за общее дело.
Рассмотрим характерные черты ученического самоуправления:
Особенности организации деятельности органов самоуправления обучающихся:
В процессе организации ученического самоуправления должно быть ярко выражено направление на развитие ответственного, сознательного отношения учеников к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.
Рассмотрим функции ученического самоуправления.
Реализация целей деятельности и развития ученического самоуправления осуществляется посредством выполнения определенных функций. Требуется четко разграничить управленческие и педагогические функции. По мнению Р.Х. Шакурова, под управленческими функциями следует понимать «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач», при своевременном и качественном решении которых будет обеспечена нормальная деятельность коллектива.
Иерархизированная система функций (по Р.Х. Шакурову):
Перед органами самоуправления стоит задача по реализации таких функций, как:
М.И. Рожковым выделяется ряд специфических функций. Отличие их от управленческих заключается в возможности реализации только на основе такого системного признака, как саморазвитие. В их число входят:
В школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, требует анализа принятого решения, определения путей, форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия.
У ученического самоуправления не может быть функций администрирования, так как оно не является подменой деятельности педагогов, директора и его заместителя.
Детское самоуправление следует рассматривать в качестве демократической формы организации детей, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии решений, а также их реализации для достижения групповых целей. Вместе со школьным самоуправлением оно входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.
Организуя деятельность органов школьного самоуправления, рекомендуется пользоваться общими и специфическими принципами, которые выбраны определенной школой, что обусловлено национальными, региональными и местными особенностями, а также традициями и особенностями.
Во время организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях желательно соблюдать такие важные принципы, как:
Вышеперечисленные принципы являются основой организации самоуправления образовательного учреждения и соответствуют основным принципам гуманистической педагогики, где признается уникальность и самоценность человека, его права на самореализацию, уважаются права и свободы обучающихся, обеспечивается равноправная позиция всех участников образовательного процесса.
Следует обратить внимание, что благодаря ученическому самоуправлению дети получают возможность самореализовываться, самоутверждаться, саморазвиваться и самовоспитываться.
При представлении интересов ученического коллектива у школьников появляется возможность организации тех дел, которые вызывают у них интерес и при этом проявляют, и развивают свои способности.
Важное значение имеет как результат совместной деятельности обучающихся, так и процесс.
Для подростков важно, что они относятся к дружному коллективу учеников, который является органом ученического самоуправления, объединенного общими ценностями, целями, интересами. Благодаря этому они могут общаться, что и выступает в этом возрасте в качестве основного вида деятельности.
Через органы школьного самоуправления обучающиеся могут продемонстрировать уникальность своей личности, прочувствовать ответственность за совершаемые поступки, накопить опыт общения и освоить общественный опыт. Во взрослой жизни такой опыт будет особенно полезен для общества.
В школе могут использоваться различные формы включения обучающихся, педагогов и родителей в организацию обучения и воспитания, в совместное осмысление перспектив развития, а также формирование приоритетных ценностей школьного коллектива.
К таким формам можно отнести:
Выделяют также несколько уровней ученического самоуправления:
Самоуправление, целью которого является адаптация ребенка к взрослой жизни, предоставляет ему возможность проявить свои лучшие качества, раскрыть способности и познать что-то новое, научиться общаться со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста.
Как показывает анализ деятельности органов школьного самоуправления, в процессе развития самоуправления ярко выражается следующая тенденция: чем большую активность обучающийся проявляет в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности.
В полномочия совета класса входит подготовка информации и предложений в вышестоящие органы самоуправления, которыми являются ученический совет и ученическое собрание.
Благодаря деятельности классного самоуправления удается найти сферы личностной и общественно-полезной деятельности для всех обучающихся, определить их обязанности, а также обеспечить передачу опыта демократических ценностей, в том числе:
Любой ученик старших классов имеет право выдвинуть свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает все кандидатуры и избирает президента.
Ученическое самоуправление следует рассматривать как часть системы гражданского воспитания. Основными задачами гражданского воспитания являются:
Посредством ученического самоуправления дети должны иметь возможность понимать запросы и требования современного общества и стараться под них адаптироваться.
Органы школьного самоуправления являются одной из форм детского саморазвития и, как любое другое развитие, она предполагает наличие определенных условий.
К таким условиям относятся:
Для того чтобы создать жизнеспособные органы самоуправления, необходимо:
Детям можно смело доверить следующие области:
Главное – создать такие условия, чтобы дети видели, что их мнение способно влиять на управленческие решения администрации и педагогов.
Именно при таком подходе в школе возможно самоуправление и воспитание уверенных в себе личностей с активной жизненной позицией.
Обеспечение высокой эффективности воспитательной работы возможно за счет сочетания традиционных и инновационных методов. Среди инновационных методов, который предполагает включение обучающихся в общественную жизнь, выделяется социальное проектирование. Оно ориентировано на формирование таких качеств личности, как:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.