Ученическое самоуправление как инструмент формирования социальной активности учащихся

Ученическое самоуправление как инструмент формирования социальной активности учащихся

Вебинар
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.05.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Ученическое самоуправление как инструмент формирования социальной активности учащихся
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом, в работе детских общественных объединений. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Социальная активность в современных условиях выступает как общественное свойство личности, проявляющееся в ее мотивированном, деятельном отношении к окружающему социуму с целью участия в его жизнедеятельности и преобразовании. В деятельностном плане формирование социальной активности взаимосвязано с процессами социальной адаптации и социализации личности.

Деятельность современных детских объединений демонстрирует наличие двух отчетливо видимых взаимодействующих функций: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация, т.е. адаптация к существующему обществу, строю и государству.

Для того чтобы минимизировать риски в воспитании и социализации современных школьников необходима коррекция подходов к организации воспитания и социализации обучающихся:

  • акцентирование внимания на значении информационного и социального пространства;
  • разработка системы мер по решению конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в образовательном учреждении и вне его;
  • подбор эффективной модели социализации личности, формы совместной социально-ориентированной деятельности со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью;
  • развитие вертикальных связей между детьми и взрослыми, между детьми разного возраста;
  • построение воспитания на традициях Отечества, области, края и семьи;
  • изменение системы отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, к себе самому с созданием модели жизненной траектории, программы будущего;
  • организация участия в социальном проектировании.

Образовательное учреждение не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка, но оно выступает в качестве носителя педагогической культуры, так как играет ведущую роль в воспитании и социализации ребенка. Современная общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования нацеливаются на внедрение новых организационных форм гражданского воспитания.

Гражданское воспитание считается одной из важнейших сфер образования, для него свойственна потребность в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и родителей, образовательного учреждения, органов власти всех уровней и социума.

В современном мире особое значение принадлежит созданию и функционированию систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях, о чем содержится информация в нормативных правовых документах. Например, в законе «Об образовании» говорится о том, что у педагогов, родителей и обучающихся есть право участия в управления образовательным учреждением.

Под ученическим самоуправлением понимается одно из направлений педагогической деятельности, которому принадлежит основное место в целостном педагогическом процессе. За счет дополнительных знаний, социальных установок и ценностей, практических навыков и умений, которые формируются во время самоуправления, происходит определение жизнеспособности и социальных перспектив выпускников школ.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, где для каждого обучающегося есть свое место и возможность реализации своих возможностей. Школу можно представить в виде маленького государства, процветание которого зависит от того, насколько каждый его житель научиться нести ответственность за общее дело.

Рассмотрим характерные черты ученического самоуправления:

  • объект ученического самоуправления – это обучающиеся и их коллективы;
  • субъект ученического самоуправления – это специально создаваемые органы ученического самоуправления, а также ученические общественные организации;
  • основа для становления и развития системы ученического самоуправления – это ученические коллективы и активность самих обучающихся;
  • механизм ученического самоуправления – сфера управления образовательным учреждением с постоянным сочетанием интересов и запросов объектов и субъектов ученического самоуправления;
  • используемые методы деятельности субъектов ученического самоуправления – это убеждение, использование мер общественного принуждения, моральной и материальной заинтересованности;
  • каждому участнику ученического самоуправления свойственна роль носителя ряда учебно-воспитательных функций, а также функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;
  • оказание непосредственного влияния интересов и запросов учеников, их коллективов на процесс формирования органов ученического самоуправления, определение направлений их деятельности и перечня полномочий.

Особенности организации деятельности органов самоуправления обучающихся:

  1. У каждого органа самоуправления есть реальные властные полномочия.
  2. Все, что может решаться органами самоуправления, должны решать именно они, при условии, что не будет ущемления интересов и прав иных участников учебной жизни вследствие принятия решений и осуществления действий.
  3. Ни у одного из коллективов или объединений в учебном заведении нет права диктовки своей воли иным коллективам и объединениям взрослых и детей. Деятельность основывается на принципах совета, сотрудничества, согласия и самоуправления.
  4. Приоритетным положением обладают органы самоуправления непосредственной демократии, в число которых входят конференции, советы, общие собрания.
  5. У каждого учебного заведения есть принятая в соответствии с его Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий, которые могут возникнуть между органами самоуправления.
  6. Действия работников образовательного учреждения, родителей и обучающихся, органов самоуправления не должны быть изолированы друг от друга, они должны быть скоординированы и взаимосвязаны.
  7. Органы ученического самоуправления должны руководствоваться социально-педагогическими принципам равноправия, обновляемости, выборности, преемственности, гласности, открытости, законности, демократии, педагогической целенаправленности, персональной ответственности за принятые решения и коллегиальность принятия решений.

В процессе организации ученического самоуправления должно быть ярко выражено направление на развитие ответственного, сознательного отношения учеников к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.

Рассмотрим функции ученического самоуправления.

Реализация целей деятельности и развития ученического самоуправления осуществляется посредством выполнения определенных функций. Требуется четко разграничить управленческие и педагогические функции. По мнению Р.Х. Шакурова, под управленческими функциями следует понимать «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач», при своевременном и качественном решении которых будет обеспечена нормальная деятельность коллектива.

Иерархизированная система функций (по Р.Х. Шакурову):

  1. Целевые функции. Их определение производится на основании ведущих видов деятельности.
  2. Социально-психологические функции направлены на формирование сплоченного детского коллектива. Благодаря реализации этой функции органами самоуправления происходит регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе обучающихся. При выполнении разных общественных поручений по решению органов детского самоуправления между учениками возникают отношения руководства, подчинения, контроля, зависимости и взаимной ответственности. За счет таких отношений, по мнению А.С. Макаренко, осуществляется «цементирование» коллектива, а у детей формируется потребность совместно работать и общаться.
  3. Оперативно-организационные функции направлены на реализацию функций целевых и социально-психологических функций. Они представлены этапами управленческого цикла, когда:
  • вырабатываются и принимаются решения;
  • доводятся принятые решения до коллектива школы;
  • организуется выполнение принятого решения;
  • создаются условия для выполнения решения;
  • получается информация о ходе выполнения решения;
  • анализируется и учитывается информация, оценивается деятельность, осуществляется контроль.

Перед органами самоуправления стоит задача по реализации таких функций, как:

  • социально ориентированные: являются отражением учебно-воспитательных задач, которые стоят перед ученическим коллективом. Их целью является нравственное воспитание будущего поколения, процесс социализации обучающихся. По мнению Н.К. Крупской, одной из самых важных функций школьного самоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков;
  • личностно ориентированные: направлены на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся.

М.И. Рожковым выделяется ряд специфических функций. Отличие их от управленческих заключается в возможности реализации только на основе такого системного признака, как саморазвитие. В их число входят:

  • самоактивизация: вовлечение как можно большего количества детей для решения управленческих проблем, систематическая работа по вовлечению детей в управление новыми формами деятельности;
  • организационное саморегулирование: гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, умение коллектива самостоятельно изменять свою структуру, чтобы успешно решать организаторские задачи;
  • коллективный самоконтроль: органы самоуправления осуществляют постоянный самоанализ своей деятельности, что позволяет найти более эффективные пути решения управленческих задач.

В школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, требует анализа принятого решения, определения путей, форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия.

У ученического самоуправления не может быть функций администрирования, так как оно не является подменой деятельности педагогов, директора и его заместителя.

Детское самоуправление следует рассматривать в качестве демократической формы организации детей, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии решений, а также их реализации для достижения групповых целей. Вместе со школьным самоуправлением оно входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

Организуя деятельность органов школьного самоуправления, рекомендуется пользоваться общими и специфическими принципами, которые выбраны определенной школой, что обусловлено национальными, региональными и местными особенностями, а также традициями и особенностями.

Во время организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях желательно соблюдать такие важные принципы, как:

  • принцип демократичности. Органы ученического самоуправления действуют на основе коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, коллегиальности и постоянном учете общественного мнения;
  • принцип гуманизма. Работа органов ученического самоуправления строится на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности;
  • принцип законности. Требуется неукоснительно следовать положениям Конституции РФ и иным государственным правовым актам, уставу учебного заведения и локальным нормативным документам;
  • принцип обновляемости и преемственности. Необходимо периодически обновлять состав органов самоуправления и их руководителей. Также следует обеспечить преемственность в работе между предыдущим и последующим составом тех или иных органов самоуправления;
  • принцип равноправия. У всех участников ученического самоуправления должны быть равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса, которым они могут воспользоваться при принятии тех или иных решений в своем коллективе;
  • принцип целесообразности. Работа органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, педагогов и родителей;
  • принцип выборности. У органов самоуправления соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
  • принцип объединения. Орган ученического самоуправления представляет собой добровольное объединение обучающихся для того, чтобы вместе решать вопросы повышения качества школьной жизни;
  • принцип открытости и гласности. Каждый член коллектива должен иметь информацию о работе органов самоуправления, получать ее оперативно и в достоверном виде;
  • принцип самоуправления. Органом ученического самоуправления самостоятельно определяется порядок своей деятельности, кроме основных вопросов жизнедеятельности обучающихся, принятие решения по которым осуществляется вместе с администрацией учебных заведений и органами муниципальной власти;
  • принцип функционального самоопределения. В работе органа ученического самоуправления могут участвовать не только постоянные члены; степень участия определяется ребенком на добровольной основе;
  • принцип системного взаимодействия. Наибольшая эффективность работы всех уровней структур ученического самоуправления наблюдается при максимальном взаимодействии и консолидации;
  • принцип представительства. Члены органа ученического самоуправления, которые были выбраны, действуют от своего имени, но в интересах и по поручению обучающихся.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации самоуправления образовательного учреждения и соответствуют основным принципам гуманистической педагогики, где признается уникальность и самоценность человека, его права на самореализацию, уважаются права и свободы обучающихся, обеспечивается равноправная позиция всех участников образовательного процесса.

Следует обратить внимание, что благодаря ученическому самоуправлению дети получают возможность самореализовываться, самоутверждаться, саморазвиваться и самовоспитываться.

При представлении интересов ученического коллектива у школьников появляется возможность организации тех дел, которые вызывают у них интерес и при этом проявляют, и развивают свои способности.

Важное значение имеет как результат совместной деятельности обучающихся, так и процесс.

Для подростков важно, что они относятся к дружному коллективу учеников, который является органом ученического самоуправления, объединенного общими ценностями, целями, интересами. Благодаря этому они могут общаться, что и выступает в этом возрасте в качестве основного вида деятельности.

Через органы школьного самоуправления обучающиеся могут продемонстрировать уникальность своей личности, прочувствовать ответственность за совершаемые поступки, накопить опыт общения и освоить общественный опыт. Во взрослой жизни такой опыт будет особенно полезен для общества.

В школе могут использоваться различные формы включения обучающихся, педагогов и родителей в организацию обучения и воспитания, в совместное осмысление перспектив развития, а также формирование приоритетных ценностей школьного коллектива.

К таким формам можно отнести:

  • временные творческие группы. Они создаются на время подготовки и проведения разнообразных воспитательных, учебных и организационных мероприятий. В состав группы включаются педагоги, дети и в отдельных случаях родители обучающихся;
  • ежемесячные встречи директора и администрации с советом представителей ученического самоуправления. Данная форма взаимодействия считается одной из важнейших структур управления общеобразовательным учреждением и одним из ключевых способов ее демократизации;
  • еженедельные встречи заместителя директора по воспитательной работе с ученическим активом классов. Такие встречи следует рассматривать как работу совещательно-информационного органа детского самоуправления.

Выделяют также несколько уровней ученического самоуправления:

  • Индивидуальный уровень. Здесь предполагается деятельность личности по добросовестному отношению к поручениям. Благодаря выполнению разнообразных поручений, которые при этом означают самостоятельный поиск обучающимся способов его решения, позволяет формировать навык самоконтроля и более высокой требовательности к себе. Ученику предоставляется возможность самостоятельно выбрать какое-либо дело и определить пути его разрешения. Это обстоятельство также характеризует творческое отношение личности к порученному делу.

Самоуправление, целью которого является адаптация ребенка к взрослой жизни, предоставляет ему возможность проявить свои лучшие качества, раскрыть способности и познать что-то новое, научиться общаться со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста.

Как показывает анализ деятельности органов школьного самоуправления, в процессе развития самоуправления ярко выражается следующая тенденция: чем большую активность обучающийся проявляет в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности.

  • Уровень первичного коллектива. В каждом классе под определенный вид деятельности выбираются органы самоуправления, что позволяет привлечь практически всех обучающихся к тому или иному виду работы. В каждом направлении выбирается свой руководитель, а из руководителей уже формируется совет класса. Все члены этого совета по очереди выполняют роль руководителя совета. Для каждого члена классного органа самоуправления определяется свой круг обязанностей.

В полномочия совета класса входит подготовка информации и предложений в вышестоящие органы самоуправления, которыми являются ученический совет и ученическое собрание.

Благодаря деятельности классного самоуправления удается найти сферы личностной и общественно-полезной деятельности для всех обучающихся, определить их обязанности, а также обеспечить передачу опыта демократических ценностей, в том числе:

  • стремление к согласию;
  • личная ответственность;
  • свобода мнения;
  • обеспечение учета мнения каждого обучающегося;
  • сменяемость позиций (руководитель – исполнитель);
  • оказание помощи обучающимся в выработке навыков самостоятельной работы.
  • Уровень коллектива образовательного учреждения – совет учащихся, в состав которого ходят наиболее активные обучающиеся 9-11 классов, которые пользуются заслуженным авторитетом среди своих товарищей, обладающие лидерскими качествами.

Любой ученик старших классов имеет право выдвинуть свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает все кандидатуры и избирает президента.

Ученическое самоуправление следует рассматривать как часть системы гражданского воспитания. Основными задачами гражданского воспитания являются:

  • воспитание лидера;
  • обучение умению работать в коллективе;
  • обучение детей принципам демократического общения;
  • развитие творческих способностей у детей.

Посредством ученического самоуправления дети должны иметь возможность понимать запросы и требования современного общества и стараться под них адаптироваться.

Органы школьного самоуправления являются одной из форм детского саморазвития и, как любое другое развитие, она предполагает наличие определенных условий.

К таким условиям относятся:

  • наличие личностно и социально значимой деятельности. Так, еще А.С. Макаренко отмечал, что деятельность рождает самоуправление, а не наоборот;
  • обеспечение присутствия и поддержки взрослых. В данном случае имеется ввиду, что любая детская самостоятельность без поддержки со стороны взрослых очень быстро угаснет;
  • создание социально ценных чувств и переживаний, которые являются весьма важными для детей.

Для того чтобы создать жизнеспособные органы самоуправления, необходимо:

  • определить сферы полезной как для школы, так и значимой для детей школьной деятельности;
  • сделать данные сферы эмоционально насыщенными и интересными;
  • обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Детям можно смело доверить следующие области:

  • организация и проведение досуга, школьных вечеров, праздников и дискотек;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • работа школьной прессы;
  • организация «тимуровской» работы;
  • уборка пришкольной территории;
  • организация самообслуживания в столовой;
  • полноценное привлечение обучающихся к проведению педсоветов, конференций, работе родительских комитетов.

Главное – создать такие условия, чтобы дети видели, что их мнение способно влиять на управленческие решения администрации и педагогов.

Именно при таком подходе в школе возможно самоуправление и воспитание уверенных в себе личностей с активной жизненной позицией.

Обеспечение высокой эффективности воспитательной работы возможно за счет сочетания традиционных и инновационных методов. Среди инновационных методов, который предполагает включение обучающихся в общественную жизнь, выделяется социальное проектирование. Оно ориентировано на формирование таких качеств личности, как:

  • чувство социальной ответственности;
  • умение адаптироваться под изменяющиеся экономические условия;
  • неравнодушное отношение к судьбе своей Родины.

Список литературы:

  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2001.
  2. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. – Тверь: Золотая буква, 2007.
  3. Валеев И.И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания. – М., 1992.
  4. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении: Книга современного руководителя. - М.: Феникс, 2006.
  5. Как создать школьный парламент: Методические рекомендации/ Авт.сост. Н.И. Элиасберг. - СПб. Изд-во «Союз», 2004.
  6. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации/Авт.- сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н.Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. - С.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
  8. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие/Под обшей редакцией Прутченкова А.С. - М.: Новый учебник, 2003.
  9. Прутченков А.С. Школа самоуправления: Современные модели в системе гражданского образования. - Брянск: Курсив, 2006.
  10. Шаповалова Н.А. Ученическое самоуправление. Технологии работы лидера и команды. - Белгород, 2007.