Как преодолеть неорганизованность первоклассников

Как преодолеть неорганизованность первоклассников

Вебинар
детская психология +1
1 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.05.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Как преодолеть неорганизованность первоклассников
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Как преодолеть неорганизованность первоклассников

Организация деятельности обучающихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Умение организовать класс является одним из показателей педагогического мастерства. Особенно это важно при работе с первоклассниками. Шестилетним детям необходимо движение, им трудно сидеть за партой даже небольшой промежуток времени.

Проблема адаптации первоклассников в школе актуальна для всей системы образования.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Начало обучения в школе кардинально меняет образ жизни ребенка. Поэтому поступление в школу становится переломным моментом в его жизни. Для детей дошкольного возраста характерны такие черты как беззаботность, беспечность, погруженность в игру. С началом обучения в школе в жизни маленького человека появляется множество требований, обязанностей, ограничений.

Первый год обучения в школе становится чрезвычайно сложным, переломным периодом в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ежедневные учебные занятия требуют от школьника напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка такая статическая нагрузка очень трудна.

Каждый ребенок в этот период сталкивается с проблемами:

  • сложности привыкания к школьному режиму, которые заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности;
  • трудности с коммуникацией (чаще всего они наблюдаются у детей, имеющих небольшой опыт общения со сверстниками), дети тяжело привыкают к новому коллективу;
  • сложности во взаимоотношении с учителем (воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной;
  • проблемы, связанные со сменой семейной обстановки.

Часто, помимо уроков в школе, первоклассник занят просмотром телевизионных передач, занятиям музыкой, иностранными языками. Это приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу.

Кроме резко увеличившейся умственной нагрузки, первоклассник попадает в новый коллектив детей и взрослых. Теперь ему нужно установить контакты со сверстниками и учителем, научиться соблюдать школьную дисциплину, у ребенка появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Первоклассник гордится тем, что стал взрослым, он с удовольствием идет в школу, особенно в первые дни занятий. Через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять, происходит первичное осознание позиции школьника. Острое желание быть успешным в учебе означает для шестилетнего ребенка то же самое, что быть хорошим и любимым. Он убежден, что все должно получаться, поэтому неудачи переживает особенно сильно, не всегда понимая их причины.

Вместе с чувствами радости, восторга, удивления переполняющими ребенка в первые дни обучения в школе, появляются и чувства тревоги, растерянности, напряжения. Не все дети оказываются готовы к этому.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Нарушения адаптационного процесса у первоклассников могут проявляться в виде:

  • несформированности элементов учебной деятельности;
  • несформированности мотивации к учению;
  • неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
  • неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

В то же время именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка нового уровня развития и организации таких психических процессов как:

  • восприятие;
  • внимание;
  • память;
  • мышление.

Кроме того, от ребенка требуется более высокая, по сравнению с дошкольным периодом, способность к управлению своим поведением. В силу возрастных особенностей психофизиологического развития возможности первоклассника в этом отношении сильно ограничены.

 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Временной интервал адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Через период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, проходят все первоклассники. У одних он занимает месяц, у других – четверть, а у третьих может растянуться на весь учебный год.

Ситуация новизны, которая характерна для первых 2-3 месяцев обучения в школе, является для любого человека в определенной степени тревожной. Поэтому первая учебная четверть является самой сложной. Это связано с тем, что ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Неопределенность представлений о требованиях учителя, об условиях обучения, о нормах поведения в коллективе вызывают у ребенка эмоциональный дискомфорт. Это состояние характеризуется внутренней напряженностью, настороженностью, тревожностью. Если такое состояние затягивается на длительный период, то у ребенка могут появиться следующие признаки школьной дезадаптации:

  • недисциплинированность;
  • невнимательность;
  • безответственность;
  • отставание в учебе;
  • быстрая утомляемость;
  • нежелание идти в школу.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем, наиболее подвержены дезадаптации. При этом некоторые дети становятся очень шумными, отвлекаются, капризничают. Другие, наоборот, становятся скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращается педагог, при малейшей неудаче, замечании плачут. В период адаптации у детей может нарушиться сон, аппетит, обостряются хронические заболевания, может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для детей младшего дошкольного возраста.

Адаптация к школе ― многоплановый процесс. Его составляющими являются:

  • физиологическая адаптация;
  • социально-психологическая адаптация.

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • «Физиологическая буря» или «острая адаптация» проявляется в первые 2-3 недели обучения, когда на все новые воздействия организм ребенка отвечает напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Этим объясняется то, что в сентябре многие ученики первого класса болеют.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • Относительно устойчивое приспособление. Организм первоклассника реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети к концу 1-ой четверти снижают вес, у детей отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость в первой четверти. Трудности привыкания и перенапряжения организма проявляются также в капризности детей дома, снижении способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация

Независимо от того, в шести или семь лет ребенок пошел в школу, он проходит через обязательный этап своего развития ― кризис шестилетнего (семилетнего) возраста.

У бывшего дошкольника появляется новая социальная роль ― ученик. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности ученика первого класса, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится для ребенка более ценным.

В указанный возрастной период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка.

В дошкольном возрасте, оказываясь в ситуации неудачи, ребенок, испытывал обиду или досаду, но это кардинально не влияло на становление его личности в целом. В период же кризиса шестилетнего (семилетнего) такая ситуация влечет за собой обобщение переживаний. Это связано с получившей развитие способностью к обобщению, с его интеллектуальным развитием. Это значит, что цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности, который негативным образом скажется на развитии самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Такая особенность психики учтена в школьном обучении: первый год учебы является безотметочным. Это означает, что при оценке работы учеников педагог не использует отметки, а делает больший акцент на качественном анализе деятельности ребенка.

Кроме того, существует ряд условий, которые необходимо соблюдать учителю в адаптационный период и в процессе дальнейшего обучения первоклассников:

  • обеспечение двигательной активности первоклассников, организация физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах;
  • строгое соблюдение гигиенических норм, максимум свежего воздуха;
  • организованное начало урока, четкие переходы от одного вида деятельности к другому, чередование труда и отдыха, использование игровых приемов;
  • разнообразие форм организации учебной деятельности, широкое использование парной и групповой работы;
  • использование на уроке различных игровых приемов: игрушки, которая дает задание, или которой надо помочь преодолеть какие-то трудности;
  • благоприятная морально-эстетическая атмосфера, эмоциональный комфорт. Для этого необходимо внимание к каждому ученику, элементарная культура общения, доброжелательность, а также слушание музыки, наблюдение за природой.

Родителям следует порекомендовать учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать даже незначительные достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с педагогами, с новой учебной ситуацией, со школой и новыми правилами. Можно говорить о том, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Родителям можно рекомендовать следующее:

  • Помочь ребенку вжиться в роль школьника. Важно показать различие между школьником и дошкольником. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.
  • Разработать вместе с ребенком режим дня и объяснить ребенку, почему необходимо его соблюдать.
  • Ввести критерии оценки и самооценки такие, как правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес.
  • Научить ребенка задавать вопросы: ребенок должен не бояться спрашивать.
  • Создавать условия для развития произвольности поведения у детей, способности управлять своими эмоциями. Это необходимо для того, чтобы школьник умел внимательно слушать и точно выполнять задание, которое предлагает учитель в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом помогут дидактические игры и игры по правилам.
  • Развивать учебную мотивацию, которая состоит из познавательных, социальных и мотивов достижения.
  • Развивать навыки общения, которые позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.

Усвоение способов учебной деятельности требует от обучающихся объективно оценить себя и других учеников в ходе совместной коллективной деятельности. Случается, что через какое-то время после начала обучения родители первоклассников, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, сталкиваются с нежеланием ребенка ходить в школу, а также с жалобами на то, что его обижают, не слушают, учитель не любит. Необходимо объяснить родителям, что им следует адекватно реагировать на такие жалобы. Нужно показать ребенку, что его понимают, посочувствовать ему, никого при этом не обвиняя. Когда ребенок успокоится, нужно вместе проанализировать причины сложившейся ситуации, обсудить, как вести себя в будущем. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение сейчас, какие шаги нужно сделать, чтобы завоевать симпатии одноклассников. Очень важно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаками успешной адаптации к школе являются:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Он с удовольствием рассказывает о том, как проходил учебный день, ему нравится в школе, ребенок не испытывает неуверенности и страхов.
  • Ребенок относительно легко справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при освоении новых знаний, то его необходимо поддержать, ни в коем случае не критиковать за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Особое внимание к подобным проявлениям необходимо обратить в случае обучения по более сложной (по сравнению с обычной школой) программой, когда предполагается изучение иностранного языка. И педагогу, и родителям следует внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать нагрузку. Возможно, перевести ребенка в другой класс, с меньшей нагрузкой, где ребенок почувствует себя комфортнее.
  • Высокая степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Среди современных родителей очень популярна привычка помогать ребенку выполнять домашнее задание. В этом случае ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Это не означает, что родителям нужно предоставить ребенку полную самостоятельность в данном вопросе. Лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.
  • Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с другими обучающимися и педагогами. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

Безусловно, важнейшим условием организации учебной работы первоклассников является организованность, профессионализм самого педагога, оптимизм, владение голосом, умеренная эмоциональность.

У каждого педагога свой стиль, свои, проверенные временем, приемы организации класса. И чем они разнообразнее, чем богаче арсенал средств и приемов, тем результативнее учебная работа, тем скорее маленькие школьники привыкнут к порядку в классе, и на этой основе в дальнейшем сформируется сознательная дисциплина.

 Учителю, работающему с первоклассниками, необходимо помнить, что подвижность, импульсивность детей – это их возрастная особенность, не нужно увлекаться «наказаниями» недисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений. Не стоит слишком заострять на это внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя.

Больше доброты, игры, улыбки, импровизации, четкости и мудрого предвидения – и неорганизованность первоклассников не будет проблемой.

Список литературы:

  1. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М., 1980.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Мухина В.П. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  4. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М., 1981.
  5. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989.