Сетевое взаимодействие как современная форма профессионального развития педагога
Профессиональное развитие является необходимым требованием профессионального стандарта педагога. Развитие педагога в профессиональном плане задается социальным заказом общества к образовательной системе и целями образования. Также профессиональное развитие педагога неотделимо от личностного развития и определяется качественной совокупности профессионально важных личностных качеств, направленностью личности, особенностями мотивации, ценностными ориентациями.
В условиях перехода современного общества к информационному к процессу образования предъявляется ряд требований: создание и дельнейшее развитие информационной образовательной среды, внедрение информационно-коммуникационных технологий, высокая профессиональная мобильность педагогов, обновление способов деятельности и непрерывное образование на протяжении всей жизни.
Информационно образовательная среда образовательного учреждения
Образовательная среда понимается как среда образовательного учреждения, которая благоприятна для личностного развития ребенка. Включение в современную образовательную среду различных технических средств обучения, которые дают возможность опосредованного взаимодействия всем субъектам образовательного процесса, привело к выделению информационной составляющей образовательной среды.
Необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий способствовали выделению понятия «информационная образовательная среда». При характеристике данного понятия специалисты выделяют следующие черты:
На сегодняшний день одним из направлений развития системы образования в РФ является ее информатизация.
Информационная образовательная среда образовательного учреждения – это система, которая:
Пользователями информационной образовательной среды являются:
Все участники связаны между собой посредством информационных технологий, объединены соответствующими информационными потоками:
Специалистами определены основные направления модернизации образовательной системы:
Все вышеперечисленные направления развития образовательной среды обусловливают появление новых направлений деятельности педагога. Процесс информатизации образования приводит к возникновению сетевого взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Информационно образовательная среда обучающегося
Когда речь идет о сетевом взаимодействии субъектов образовательного процесса, нельзя не упомянуть об образовательных запросах детей. Первоначально интерес ребенка к информационно-коммуникационным технологиям связан с игровой деятельностью и проведением досуга. Дети сначала полностью сосредоточены на игре. Положительным моментами такого интереса к планшету, смартфону или ноутбуку являются:
Информационная образовательная среда стимулирует познавательную активность и позволяет формировать ряд важных для современного человека навыков:
С началом школьного обучения дети становятся участниками сетевого взаимодействия. Однако общение в сети носит стихийный характер. Запретить такую деятельность нельзя. Родители и педагоги могут лишь помочь ребенку научиться безопасно и эффективно участвовать в сетевом взаимодействии:
Информационно образовательная среда педагога
Создание информационной образовательной среды педагога следует начинать с анализа его потребностей. Для этого следует попробовать ответить на следующие вопросы:
Анализ потребностей следует проводить сразу по нескольким направлениям (специфика деятельности педагога, информационные потоки и каналы коммуникации, программное и техническое обеспечение), где начальной точкой является специфика деятельности педагога.
Информационная образовательная среда поможет педагогу эффективно решать целый ряд задач:
1. Проектирование урока:
2. Проведение урока:
3. Внеклассная работа по предмету:
4. Воспитательная работа:
5. Ведение школьной документации:
6. Профессиональное развитие:
7. Тайм-менеджмент:
В информационной образовательной среде общение участников осуществляется опосредованно, при помощи средств электронной коммуникации. При этом содержанием такого взаимодействия, как правило, бывают:
Желательно, чтобы педагог был открыт для виртуального общения. Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса обладает большим педагогическим потенциалом. Он заключается в индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечении деятельностного и личностно ориентированного подходов в организации сотрудничества всех участников образовательного процесса. А также в обеспечении оперативного контроля и обратной связи, ориентации на самообразование и профессиональное развитие педагога, в управлении и оперативном реагировании на потребности субъектов образовательного процесса.
Сетевое сообщество
Сетевое сообщество – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области.
Участие в профессиональных сетевых объединениях, или сетевое взаимодействие, помогает педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, повышать профессиональный уровень.
Сетевые сообщества выполняют следующие функции:
Коммуникативная функция. Данная функция является ведущей для сетевых сообществ независимо от того, какие субъекты образовательного процесса в них включены. При этом в структуре коммуникативной функции можно условно выделить два компонента: общение и расширение круга общения. В ходе сетевого взаимодействия происходит активная коммуникация, позволяющая участникам узнавать друг друга.
Гностическая функция. Любое сетевое взаимодействие выстраивается вокруг информации. Пользователи сети интернет обладают доступом к разной информации, накопленной в сети. Участие в сетевом сообществе позволяет получать отсортированную, проверенную, актуальную информацию. Благодаря этой функции участник сетевого взаимодействия получает качественные знания и опыт других членов сообщества, может делиться своим опытом.
Функция самопрезентации. Сетевые сообщества – это личное пространство, где каждый из участников сетевого взаимодействия может создать свое виртуальное «Я». Публичность персональной страницы заставляет внимательно относиться к ее содержанию, грамотно выражать свои мысли. То есть функция самопрезентации сетевых сообществ позволяет создать условия для самоактуализации личности, формирует потребность в рефлексии.
У сетевых сообществ могут быть различные цели:
Сетевое взаимодействие имеет свою специфику, опирается на некоторые принципы и имеет свои характерные особенности.
Сотрудничество в рамках сетевого сообщества ориентировано на индивидуальное развитие и успех каждого из его участников. Важно понимать, что такое развитие невозможно за пределами сетевого сообщества. Поэтому целью сетевого взаимодействия является использование совместных ресурсов сообщества.
Взаимодействие между участниками сетевого сообщества осуществляется в зависимости от актуальных потребностей, а не по административным каналам. Именно поэтому общение может осуществляться сразу на нескольких уровнях. Каждый участник сетевого взаимодействия может контактировать как с членами своего сетевого сообщества, так и с членами других сообществ.
Участники сетевого взаимодействия самостоятельно определяют структуру общения друг с другом, имеют определенную степень свободы. Они самостоятельно могут расставлять приоритеты в собственной деятельности, но при этом несут ответственность за результат своей активности.
Понятие лидерства в сети отличается от привычного представления о нем в сообществах, функционирующих по принципу иерархии. В сетевом сообществе лидером может быть любой из участников, обладающий некими ресурсами и представляющий интерес для других участников сообщества.
Отличительными особенностями сетевых сообществ являются:
Требования к участникам сетевого взаимодействия
Учредителем сетевого сообщества является модератор, который несет ответственность за:
Помимо этого, в сетевом взаимодействии должен принимать участие эксперт, который оценивает размещенные в сети материалы. Участниками сообщества являются педагоги, ученики, родители, администрация образовательного учреждения.
Требования к содержанию материалов сетевого сообщества
Специалисты уверены, что содержательное наполнение сетевого сообщества должно происходить за счет проявления активности участников сетевого взаимодействия. Каждый пользователь может писать заметки, делать перепосты материалов, обсуждать актуальные проблемы. Желательно, чтобы правила размещения материалов в сообществе открыто обсуждались участниками. Можно предложить несколько правил для размещения информации в сообществе:
Платформа для сетевого взаимодействия
Выбирая платформу, на которой будет разворачиваться сетевое общение необходимо учесть следующие факторы:
Критерии оценки эффективности сетевого взаимодействия
Эффективность сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса можно оценить по следующим факторам:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.