Сетевое взаимодействие как современная форма профессионального развития педагога

Сетевое взаимодействие как современная форма профессионального развития педагога

Вебинар
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.05.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Сетевое взаимодействие как современная форма профессионального развития педагога
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Сетевое взаимодействие как современная форма профессионального развития педагога

Профессиональное развитие является необходимым требованием профессионального стандарта педагога. Развитие педагога в профессиональном плане задается социальным заказом общества к образовательной системе и целями образования. Также профессиональное развитие педагога неотделимо от личностного развития и определяется качественной совокупности профессионально важных личностных качеств, направленностью личности, особенностями мотивации, ценностными ориентациями.

В условиях перехода современного общества к информационному к процессу образования предъявляется ряд требований: создание и дельнейшее развитие информационной образовательной среды, внедрение информационно-коммуникационных технологий, высокая профессиональная мобильность педагогов, обновление способов деятельности и непрерывное образование на протяжении всей жизни.

Информационно образовательная среда образовательного учреждения

Образовательная среда понимается как среда образовательного учреждения, которая благоприятна для личностного развития ребенка. Включение в современную образовательную среду различных технических средств обучения, которые дают возможность опосредованного взаимодействия всем субъектам образовательного процесса, привело к выделению информационной составляющей образовательной среды.

Необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий способствовали выделению понятия «информационная образовательная среда». При характеристике данного понятия специалисты выделяют следующие черты:

  • наличие педагогической системы, которая составляет ядро информационной образовательной среды;
  • объединение участников образовательного процесса в сообщества;
  • сетевой характер взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • использование методов создания и работы с информационными ресурсами в процессе обучения и воспитания;
  • активность и самостоятельность личности в процессе деятельности.

На сегодняшний день одним из направлений развития системы образования в РФ является ее информатизация.

Информационная образовательная среда образовательного учреждения – это система, которая:

  • включает материально-технические, кадровые и информационные ресурсы;
  • позволяет автоматизировать управленческие и педагогические процессы, согласовать обработку информации, осуществлять информационный обмен;
  • предполагает наличие нормативной базы, технического и методического сопровождения.

Пользователями информационной образовательной среды являются:

  • администрация образовательного учреждения;
  • социально-психологическая служба;
  • педагоги;
  • библиотекарь;
  • обучающиеся;
  • родители или законные представители обучающихся.

Все участники связаны между собой посредством информационных технологий, объединены соответствующими информационными потоками:

  • планирование, организация, управление образовательным процессом;
  • соблюдение внутренних и внешних форм отчетности;
  • подготовка содержания образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями и индивидуальными запросами личности.

Специалистами определены основные направления модернизации образовательной системы:

  • формирование образовательной среды на базе «облачных» технологий;
  • обеспечение всем субъектам образовательного процесса доступа к качественным образовательным ресурсам;
  • разработка электронных образовательных ресурсов;
  • обеспечение сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • распространение дистанционной формы получения образования.

Все вышеперечисленные направления развития образовательной среды обусловливают появление новых направлений деятельности педагога. Процесс информатизации образования приводит к возникновению сетевого взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

Информационно образовательная среда обучающегося

Когда речь идет о сетевом взаимодействии субъектов образовательного процесса, нельзя не упомянуть об образовательных запросах детей. Первоначально интерес ребенка к информационно-коммуникационным технологиям связан с игровой деятельностью и проведением досуга. Дети сначала полностью сосредоточены на игре. Положительным моментами такого интереса к планшету, смартфону или ноутбуку являются:

  • умение ребенка легко сосредоточиться на игровой деятельности;
  • развитие умения ориентироваться в интерфейсах программ;
  • возможность коммуникации со сверстниками;
  • реализация возможности самообучения и взаимообучения.

Информационная образовательная среда стимулирует познавательную активность и позволяет формировать ряд важных для современного человека навыков:

  1. Навыки мышления и новаторства – включают критическое и экспертное (принятие решений) мышления; коммуникацию и сотрудничество (комплексное общение); креативность и новаторство (гибкость ума и изобретательность).
  2. Навыки в области информации, средств связи и технологий – включают информационную грамотность, компетентность в вопросах средств передачи информации; компетентность в область ИКТ.
  3. Профессиональные и жизненные навыки – включают гибкость и приспособляемость, инициативность и самостоятельность, социальное взаимодействие, лидерство, ответственность.

С началом школьного обучения дети становятся участниками сетевого взаимодействия. Однако общение в сети носит стихийный характер. Запретить такую деятельность нельзя. Родители и педагоги могут лишь помочь ребенку научиться безопасно и эффективно участвовать в сетевом взаимодействии:

  • предложить общаться в социальных сетях со значимым для ребенка человеком (кумиром, экспертом в какой-то области);
  • научить осуществлять критическую оценку информации, которую можно обнаружить в сети, сортировать ее;
  • научить вести собственный онлайн-дневник, в котором можно самовыражаться;
  • предложить ребенку играть в компьютерные игры развивающего и образовательного характера.

Информационно образовательная среда педагога

Создание информационной образовательной среды педагога следует начинать с анализа его потребностей. Для этого следует попробовать ответить на следующие вопросы:

  • Какие виды деятельности педагога и учащегося будут поддерживаться в информационной образовательной среде?
  • Как информационная образовательная среда будет влиять на образовательный процесс, какие будут изменения?
  • Каким образом будет осуществляться взаимодействие субъектов образовательного процесса?
  • Какие ресурсы будут использоваться?
  • Какие ресурсы будут разрабатываться?
  • Какие ресурсы будут использовать пользователи?

Анализ потребностей следует проводить сразу по нескольким направлениям (специфика деятельности педагога, информационные потоки и каналы коммуникации, программное и техническое обеспечение), где начальной точкой является специфика деятельности педагога.

Информационная образовательная среда поможет педагогу эффективно решать целый ряд задач:

1. Проектирование урока:

  • подготовка конспекта;
  • разработка схемы урока;
  • подготовка учебных материалов;
  • отбор электронно-образовательных ресурсов.

2. Проведение урока:

  • управление деятельностью учеников;
  • контроль результатов их деятельности;
  • объяснение материала.

3. Внеклассная работа по предмету:

  • организация проектной деятельности учеников;
  • создание сетевых сообществ;
  • подготовка исследовательских работ;
  • углубление и закрепление знаний.

4. Воспитательная работа:

  • планирование мероприятий;
  • диагностика результативности воспитательной работы;
  • разработка электронных материалов для проведения мероприятий;
  • взаимодействие с родителями ребенка.

5. Ведение школьной документации:

  • ведение электронного дневника;
  • ведение электронных портфолио учеников;
  • подготовка отчетной документации;
  • мониторинг учебных достижений детей.

6. Профессиональное развитие:

  • регулярное чтение сетевых ресурсов;
  • организация совместной работы с другими педагогами;
  • участие в профессиональных сетевых проектах;
  • дистанционное повышение квалификации.

7. Тайм-менеджмент:

  • составление расписания уроков;
  • контроль времени выполнения задания на уроке.

В информационной образовательной среде общение участников осуществляется опосредованно, при помощи средств электронной коммуникации. При этом содержанием такого взаимодействия, как правило, бывают:

  • поддержка учебной деятельности детей в сети Интернет;
  • обеспечение обратной связи;
  • дистанционное взаимодействие с коллегами и учениками;
  • реагирование на запросы родителей;
  • обмен методическими материалами.

Желательно, чтобы педагог был открыт для виртуального общения. Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса обладает большим педагогическим потенциалом. Он заключается в индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечении деятельностного и личностно ориентированного подходов в организации сотрудничества всех участников образовательного процесса. А также в обеспечении оперативного контроля и обратной связи, ориентации на самообразование и профессиональное развитие педагога, в управлении и оперативном реагировании на потребности субъектов образовательного процесса.

Сетевое сообщество

Сетевое сообщество – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области.

Участие в профессиональных сетевых объединениях, или сетевое взаимодействие, помогает педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, повышать профессиональный уровень.

Сетевые сообщества выполняют следующие функции:

Коммуникативная функция. Данная функция является ведущей для сетевых сообществ независимо от того, какие субъекты образовательного процесса в них включены. При этом в структуре коммуникативной функции можно условно выделить два компонента: общение и расширение круга общения. В ходе сетевого взаимодействия происходит активная коммуникация, позволяющая участникам узнавать друг друга.

Гностическая функция. Любое сетевое взаимодействие выстраивается вокруг информации. Пользователи сети интернет обладают доступом к разной информации, накопленной в сети. Участие в сетевом сообществе позволяет получать отсортированную, проверенную, актуальную информацию. Благодаря этой функции участник сетевого взаимодействия получает качественные знания и опыт других членов сообщества, может делиться своим опытом.

Функция самопрезентации. Сетевые сообщества – это личное пространство, где каждый из участников сетевого взаимодействия может создать свое виртуальное «Я». Публичность персональной страницы заставляет внимательно относиться к ее содержанию, грамотно выражать свои мысли. То есть функция самопрезентации сетевых сообществ позволяет создать условия для самоактуализации личности, формирует потребность в рефлексии.

У сетевых сообществ могут быть различные цели:

  • создание целостного информационного пространства;
  • поддержка участников сетевого взаимодействия, сотрудничество и обмен опытом;
  • распространение успешных педагогических идей и технологий;
  • осуществление формального и неформального общения в сети Интернет;
  • повышение компетентности участников сетевых сообществ;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевое взаимодействие имеет свою специфику, опирается на некоторые принципы и имеет свои характерные особенности.

Сотрудничество в рамках сетевого сообщества ориентировано на индивидуальное развитие и успех каждого из его участников. Важно понимать, что такое развитие невозможно за пределами сетевого сообщества. Поэтому целью сетевого взаимодействия является использование совместных ресурсов сообщества.

Взаимодействие между участниками сетевого сообщества осуществляется в зависимости от актуальных потребностей, а не по административным каналам. Именно поэтому общение может осуществляться сразу на нескольких уровнях. Каждый участник сетевого взаимодействия может контактировать как с членами своего сетевого сообщества, так и с членами других сообществ.

Участники сетевого взаимодействия самостоятельно определяют структуру общения друг с другом, имеют определенную степень свободы. Они самостоятельно могут расставлять приоритеты в собственной деятельности, но при этом несут ответственность за результат своей активности.

Понятие лидерства в сети отличается от привычного представления о нем в сообществах, функционирующих по принципу иерархии. В сетевом сообществе лидером может быть любой из участников, обладающий некими ресурсами и представляющий интерес для других участников сообщества.

Отличительными особенностями сетевых сообществ являются:

  • добровольность участия;
  • быстрое реагирование на запросы участников;
  • модерация процесса общения и стимулирование участников к проявлению активности;
  • возможность выбора нужной информации из всего объема знаний;
  • субъективный опыт деятельности участников осмысляется всеми членами сетевого сообщества;
  • размещенные материалы являются актуальными и постоянно обновляются.

Требования к участникам сетевого взаимодействия

Учредителем сетевого сообщества является модератор, который несет ответственность за:

  • создание и работу портала;
  • специфику сетевого сообщества и его структуру;
  • размещение материалов, которые будут доступны участникам;
  • включение во взаимодействие новых пользователей;
  • проведение мероприятий в сети Интернет.

Помимо этого, в сетевом взаимодействии должен принимать участие эксперт, который оценивает размещенные в сети материалы. Участниками сообщества являются педагоги, ученики, родители, администрация образовательного учреждения.

Требования к содержанию материалов сетевого сообщества

Специалисты уверены, что содержательное наполнение сетевого сообщества должно происходить за счет проявления активности участников сетевого взаимодействия. Каждый пользователь может писать заметки, делать перепосты материалов, обсуждать актуальные проблемы. Желательно, чтобы правила размещения материалов в сообществе открыто обсуждались участниками. Можно предложить несколько правил для размещения информации в сообществе:

  • Содержание материала должно соответствовать теме и цели. Информация должна быть такой, чтобы участники могли получить информацию о наиболее эффективных педагогических методах и методических приемах.
  • Текст должен быть написан четким, лаконичным, грамотным языком. Используемая терминология должна соответствовать знаниям участников.
  • Желательно, чтобы рекомендуемая информация сопровождалась ссылками на собственный опыт участников сетевого взаимодействия.
  • Материалы должны содержать конкретные разработки, которые участники могут использовать в профессиональной деятельности.
  • Материалы не должны содержать информацию со сценами сексуального характера, насилия, дискриминации, вандализма, а также информацию, унижающую достоинства человека.

Платформа для сетевого взаимодействия

Выбирая платформу, на которой будет разворачиваться сетевое общение необходимо учесть следующие факторы:

  • удобство регистрации для пользователей;
  • доступный и понятный интерфейс;
  • возможность свободно публиковать записи;
  • наличие фотогалереи;
  • возможности комментировать материалы;
  • наличие форума;
  • отсутствие навязчивой рекламы.

Критерии оценки эффективности сетевого взаимодействия

Эффективность сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса можно оценить по следующим факторам:

  1. Количество активных участников сообщества.
  2. Продолжительность деятельности сетевого сообщества и взаимодействия.
  3. Динамика общения, рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем.
  4. Наличие дискуссий, норм и правил сетевого поведения.
  5. Направленность на расширение сферы сотрудничества.
  6. Разнообразие видов сетевого взаимодействия.
  7. Методическая направленность взаимодействия.
  8. Использование разнообразных форм информационной деятельности.

Список литературы:

  • Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Позняков, Н.А. Резник. – СПб., 1996. – 167 с.
  • Водопьян Г.М. О построении модели процесса информатизации школы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. – М.: Издатель, 2006. – 424 с.
  • Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие / В.А. Стародубцев; Томский политехнический университет. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 118 с.
  • Персональная ИОС педагогической деятельности учителя // Letopisi.ru [Электронный ресурс].
  • Персональная ИОС учебной деятельности учащегося // Школьная сетевая энциклопедия информатизации. - [Электронный ресурс].
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
  • Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.