Формирование и оценивание творческой деятельности младших школьников в условиях ориентации образования на успешность личности
Оценка 4.7
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Формирование и оценивание творческой деятельности младших школьников в условиях ориентации образования на успешность личности

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
1 кл—4 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 25.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование и оценивание творческой деятельности младших школьников в условиях ориентации образования на успешность личности
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Формирование и оценивание творческой деятельности младших школьников в условиях ориентации образования на успешность  личности

Становление успешной в профессиональной деятельности и в целом личности является приоритетной целью современного общего образования. Государственные образовательные стандарты, модели «Российское образование – 2020» и, раскрывающие их положения, документы содержат информацию о понятии успешности. На основании Стандартов, выражением потребности личности в области общего образования является успешность, представленная комплексом личностных, социальных и профессиональных составляющих. Требуется закладка основ будущей успешности с первого периода обучения и воспитания на протяжении всего школьного периода.

Успешность представляет собой сложное и многогранное явление. История ее изучения насчитывает много лет, а в последние десятилетия наблюдается усиленный интерес к этому понятию. Несмотря на это, до сих пор не выработана единая точка зрения на сущность и содержание успешности. Наукой рассматриваются разные аспекты и виды успешности, в том числе конкурентоспособность.

Творческая деятельность считается одним из приоритетных факторов, которые оказывают определяющее воздействие на конкурентоспособность в условиях инновационной экономики. Следствием становится необходимость развития творческой деятельности в качестве одной из основополагающих образовательных задач, которая нацелена на приобретение успешности обучающимися.

Рассматривая успешность в контексте начального образования, следует обозначить два значения этого понятия:

  • успешность учеников в дальнейшей жизни. Образование должно создать предпосылки для этой успешности;
  • успешность младших школьников в учебной деятельности и в процессе освоения программы школьного курса.

Если обратиться к толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, то будут определены два компонента родового понятия «успех»:

  • Достижение поставленной цели. Условно его можно назвать объективным аспектом успешности;
  • Общественное признание достижений. Речь идет о социальном аспекте успешности.

Оба компонента представлены в определении И.А. Яшновой. По ее мнению, успешность обучения и воспитания младшего школьника – это «достижения ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признание со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, других детей)».

Субъективное ощущение учениками своей успешности получает особенно важное значение, если рассматривать его в контексте личностной центрации образования и внимания к самостоятельности обучающихся. Иными словами, происходит констатация факта достижения цели как окружающими (преимущественно педагогом), так и самими субъектами деятельности, т.е. учениками. Особое значение отводится эмоциональному компоненту в оценке учениками своей деятельности, ее результатов и самих себя в качестве субъекта деятельности.

На основании представленной информации формируется вывод о том, что возможно рассмотрение успешности младшего школьника в учебной деятельности в 3 аспектах:

Педагогический (объективный). Отражает соответствие достижений ученика требованиям образовательной программы. Критерием педагогического аспекта успешности является показатель соответствия достижений ученика требованиям, которые предъявляются программой.

Психологический (субъективный). Отражает степень удовлетворенности ученика собственной учебной деятельностью и ее итогами. Основные критерии психологического аспекта:

  • самооценка учебных достижений учеников по сравнению с объективной оценкой;
  • отношение ребенка к школе;
  • превалирующие эмоции, которые испытывает ученик в учебной деятельности.

Социальный. Отражает особенности взаимодействия ученика с окружающими (одноклассники и педагоги) в процессе общения и совместной деятельности. В качестве критерия социального аспекта успешности можно назвать личный статус ученика в группе одноклассников.

Это позволяет сформировать портрет успешного в учебной деятельности младшего школьника: учебные достижения ребенка находятся в соответствии с требованиями учебной программы, для него свойственно состояние удовлетворенности собственной учебной деятельностью и ее итогами. Такого ребенка воспринимают в качестве полноценного члена классного коллектива, т.е. он «принимается» одноклассниками, они его уважают и дружат с ним.

Теперь стоит обратиться к вопросу: как в программе начального образования отражена направленность на достижение обучающимися успешности в будущем? Для этого требуется рассмотрение целевого компонента программы.

В число личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, направленных на достижение успешности в будущем, входят такие обязательные для элементы, как:

  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха;
  • познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • сформированность готовности конструктивно разрешать конфликты;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм рефлексии.

Выше было указано, что в число самых важных факторов, которые оказывают воздействие на конкурентоспособность и, как следствие, успешность ребенка в будущем, входит творческая деятельность. При рассмотрении этой позиции учитываются творческие способности человека в сочетании с важным и достаточно независимым фактором одаренности, который редко находит отражение в интеллектуальных тестах и академических достижениях.

В число приоритетных задач, поставленных перед начальной школой, входит стимулирование развития творческих способностей младших школьников. Это задача отражается в предметных, личностных и метапредметных результатах освоения программы начального образования.

Важное значение имеет сформированность у учеников мотивации к творческому труду, т.е. личностный результат. Ученики должны научиться осваивать способы решения творческих и поисковых проблем. Когда осваивается предметная область «Искусство», то обязательным условием является формирование у учеников младших классов потребности в художественном творчестве (предмет «изобразительное искусство»), умение пользоваться полученными знаниями и умениями, чтобы творчески решать простые конструкторские, технологические, художественно-конструкторские и организационные задачи (предмет «технология»). Предметная область «филология» также предполагает развитие способностей к творческой деятельности, так как это входит в число ее важных задач.

Развивать творческий потенциал младших школьников следует и на уроках, и в ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Обязательным условием является ее направленность на то, чтобы сформировать потребность в самореализации в творческой деятельности.

В образовательной среде учреждения должны быть созданы условия для работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, конкурсов научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

В процессе развития творческих способностей происходит воздействие на личность, в том числе:

  • обогащение эмоционального и практического опыта;
  • воспитание эстетических чувств и развитие умственных способностей;
  • формирование интеллектуального потенциала;
  • развитие природных задатков детей и их нравственных качеств;
  • накопление профессиональных навыков.

Происходит настройка на продолжение активной творческой осознанной самостоятельной деятельности учеников. Тем самым дается ответ на их духовные потребности, удовлетворяется их стремление самореализоваться и проявить личностные качества. Это выступает в качестве эффективного средства комплексного развития личности, позволяет выявить и сформировать ее творческий потенциал.

Все это предоставляет возможность получения представления о месте творческой деятельности учеников младших классов в содержании обучения и воспитания.

Для рассмотрения способов развития творческой деятельности и особенностей ее оценивания у младших школьников будут использоваться в качестве примера уроки предмета «Иностранный язык».

Творческая деятельность развивается с использованием дидактических средств, при этом, обязательным условием является целенаправленность, систематичность и поэтапность. Необходимо учитывать возрастные особенности учеников младших классов в сочетании с особенностями содержания предмета.

Предмет «Иностранный язык» обладает существенным потенциалом для раскрытия творческих способностей обучающихся. Для стимулирования творческого развития младших школьников рекомендуется использование нетрадиционных форм урока иностранного языка. Их реализация преимущественно осуществляется по завершению изучения определенной темы или ряда тем, выступая в форме обучающего контроля.

Проведение таких уроков позволяет обеспечить достижение разнообразных целей педагогической, методической и психологической направленности. Они суммируются таким образом:

  • осуществление контроля знаний, навыков и умений обучающихся по конкретной теме;
  • обеспечение деловой и рабочей атмосферы, серьезного отношения учеников к уроку;
  • максимальная активность учеников при минимальном участии педагога.

В число наиболее эффективных нетрадиционных форм обучения и воспитания учеников входят видео-урок, урок-интервью, урок-экскурсия, урок-спектакль и пр.

Решение задачи развития творческой деятельности младших школьников входит в решение проблемы ее самооценки. Современные образовательные учреждения в своей практике пользуются различными психолого-педагогическими методиками оценивания творческого потенциала детей и их творческих характеристик. При этом важной проблемой организации учебной деятельности младших школьников является вопрос разработки и организации системы контроля и оценки творческой деятельности учеников, в том числе на уроках иностранного языка.

Процесс проверки позволяет:

  • выявить достижения учеников и имеющиеся пробелы;
  • закрепить, уточнить и систематизировать знания и умения, которые были получены школьниками на предыдущих уроках;
  • корректировать процесс изучения нового материала, основываясь на полученных данных;
  • повысить общий уровень успешности учебной деятельности учеников.

Овладение младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью выступает в качестве сути и специфики образовательного процесса по иностранному языку.

Далее будут рассмотрены варианты проведения оценивания творческой деятельности младших школьников в процессе ее реализации в различных видах речевой деятельности.

Для того чтобы оценить творческую деятельность учеников младших классов во время обучения аудированию, можно воспользоваться заданиями, позволяющими творчески переработать информацию:

  • прослушайте и охарактеризуйте действующих лиц;
  • прослушайте и заполните таблицу;
  • прослушайте и расскажите о происходящих событиях;
  • прослушайте и дайте свою оценку поступку главного героя;
  • прослушайте и запишите информацию о жизни и работе героя;
  • прослушайте и отметьте, кто о чем говорит и пр.

В качестве метода оценивания творческой деятельности младших школьников во время обучения чтению могут быть представлены задания, позволяющие творчески переработать информацию, а также развить умения устной и письменной речи.

Например:

  • расскажите (напишите), что находится в твоей комнате;
  • посмотрите на рисунки, и расскажите об изображенных предметах;
  • разыграйте историю по ролям и пр.

Когда дети обучаются пониманию основного содержания аутентичных текстов, то можно воспользоваться такими заданиями:

  • соотнесите рисунки с содержанием текста;
  • выразите свое мнение и отношение;
  • составьте план и сделайте выписки из текста по каждому пункту плана;
  • перескажите текст двумя (тремя) предложениями;
  • перескажите содержание, опираясь на текст.

Современные УМК по иностранному языку содержат такие задания для оценивания творческой деятельности в процессе развития неподготовленной диалогической речи, как:

  • ответы на вопросы;
  • управляемый диалог без предварительной подготовки;
  • вопросно-ответные игры либо викторины типа «Угадай-ка»;
  • сюжетно-ролевая игра.

Для того чтобы оценить творческую деятельность в процессе обучения неподготовленному монологическому высказыванию возможно использование заданий на сравнение или перевоплощение.

  • что общего в распорядке дня футболиста и певца;
  • какой у них распорядок.

Перед учениками ставится задача создать собственные монологические тексты с учетом текущей ситуации.

Отбирая контрольные задания, требуется соблюдение ряда педагогических условий для контрольных заданий:

  1. Задания должны нести и контролирующую, и обучающую функции.
  2. Задания должны соответствовать поставленным в программе целям. Например, при наличии в программе цели по описанию картинки формирование контрольного задания должно происходить таким образом: изучи картинку и опиши ее. Необходимым условием является и соответствие выполняемой детьми деятельности на уроке. Так, если дети не обучались пересказу, то в контрольной работе такого задания быть не должно.
  3. Задания должны быть интересными для детей и находиться в соответствии с возрастными возможностями.

Оценка творческих письменных работ (писем, эссе, сочинений, проектных работ, в том числе групповых) осуществляется на основании следующих критериев:

  • Содержание. Соблюдается ли объем работ, соответствует ли работа теме, отражены ли все указанные в задание аспекты, находится ли стилевое оформление речи в соответствии с типом задания, соблюдаются ли нормы вежливости, находится ли аргументация на соответствующем уровне.
  • Организация работы. Насколько логично высказывание, используются ли средства логической связи на соответствующем уровне, соблюдается ли формат высказывания и деление текста на абзацы.
  • Лексика. Соответствует ли словарный запас поставленной задаче и требованиям текущего года обучению языку.
  • Грамматика. Используются ли различные грамматические конструкции на основании поставленной задачи и требований текущего года обучения языку.
  • Орфография и пунктуация. Отсутствуют ли орфографические ошибки, соблюдаются ли основные правила пунктуации. Речь идет о начале предложений с заглавной буквы, постановке точки, вопросительного либо восклицательного знака в конце предложения, соблюдении основных правил расстановки запятых.

Критерии оценки творческих устных ответов (монологических высказываний, проектных работ, пересказов, диалогов, в том числе групповой формы):

  • Содержание. Соблюдаются ли объем высказывания, соответствует ли ответ теме, отражены ли в нем все аспекты, которые указаны в задании, каково стилевое оформление речи, качество аргументации и соблюдение норм вежливости.
  • Взаимодействие с собеседником. Умеет ли ребенок логично и связно вести беседу, соблюдает ли он очередность при обмене репликами, дает ли развернутые и аргументированные ответы на вопросы собеседника, умеет ли начинать и поддерживать беседу, восстанавливать ее при сбое, т.е. переспросе и уточнении.
  • Лексика. Соответствует ли словарный запас поставленной задаче и требованиям программы.
  • Грамматика. Используются ли различные грамматические конструкции на основании поставленной задачи.
  • Произношение. Правильно ли произносятся звуки английского языка, правильно ли ставится ударение в словах, соблюдается ли правильная интонация в предложении.

Получить исчерпывающее представление об успешности младшего школьника в процессе выполнения творческой деятельности можно через оценивание по трем обозначенным выше параметрам: объективному, субъективному и социальному.

Перед начальной школой стоит важная задача развивать творчество и оценивать творческую деятельность младших школьников, что обусловлено направленностью образования на успешность обучающихся в освоении образовательной программы в сочетании с созданием предпосылок для его успешности в будущем.

Список литературы:

  1. Володин В.М., Кухтинова Л.Г. Проблемы конкурентоспособности современного института образовательных услуг / В.М. Володин, Л.Г. Кухтинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011 г. № 4 (20).
  2. Межина А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография. – М.: Экон-информ, 2013.
  3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Лекция 6 // Английский язык = English. 2009. N 22.
  4. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Лекция 7 // Английский язык = English. 2009. N 23.
  5. Сарафанова О. В. Развитие креативности младших школьников средствами иностранного языка [Текст] / О. В. Сарафанова // Молодой ученый. 2012. №5.
17.01.2020