Особенности организации и проведения проектного урока
Оценка 4.9
249 р.
249 р.

Особенности организации и проведения проектного урока

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 01.12.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Особенности организации и проведения проектного урока
Cвидетельство участника
249 р.
Особенности организации и проведения проектного урока

Процессы глобализации, становление информационного общества и внедрение ФГОС поставили перед школьным образованием новые задачи. Концепция модернизации российского образования ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Для успешного решения этих задач необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.

Среди современных технологий большую роль играет технология проектной деятельности, которая направлена на результат, а не на выполнение программ прохождения содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), чему и способствует проектная деятельность.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагогов умения выстраивать систему проектного обучения, начиная с начальной ступени. Для этого педагог должен хорошо владеть понятийной базой, связанной с проектной деятельностью. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебного процесса, при этом не должно подменять содержательное предметное обучение.

Сегодня можно различать три вида урочных занятий, направленных на формирование проектной деятельности.

Первый вид - урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэтапно и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету.

Второй вид - урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических знаний и практических умений.

Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления плана действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.

Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Третий вид – это проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой временной затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Проектные уроки, позволяют формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности: способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Также в процессе реализации проектной деятельности педагог может использовать и другую классификацию:

Первый вид – урок, где работа над проектом является составной частью учебной деятельности или занимает все учебное время целиком. Какое количество времени занимает на уроке проектная деятельность, решает учитель, т.к. ему необходимо структурировать каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности учеников, а также с темой урока и требованиями учебной программы.

Второй вид – урок сочетает в себе урочную и внеурочную формы работы над проектом. То есть в расписании выделяются специальные часы для осуществления проектной деятельности.

В рамках урочной и внеурочной деятельности целесообразно реализовывать:

  • проекты, реализуемые в рамках проектной недели (общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 учебных часов);
  • проекты, которые невозможно осуществить в рамках образовательного учреждения;
  • годичные проекты (межпредметные, общешкольные), которые носят исследовательский характер.

В процессе проектирования данного типа проектного урока необходимо реализовывать некоторые части проекта, связанные с изучением программного материала в рамках урочной деятельности.

Третий вид – проведение проектного урока в рамках серии уроков. Полноценная реализация каждого из этапов проекта должна занимать больше времени, чем занимает один урок.

Проектный урок – это форма урока, которая предполагает проработку изучаемой темы посредством выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов и представление их участникам проекта. Чтобы проектный урок в полной мере отвечал цели и задачам проектного метода, необходимо следить за тем, чтобы были запланированы следующие части:

  • интерактивная часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся;
  • коллективная часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;
  • презентационная часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности.

Проектный урок сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проектные уроки уместны тогда, когда заканчивается один тематический блок и начинается другой. Цель проектного урока в активной самореализации индивидуальных возможностей личности каждого обучающегося и требует от участников проекта интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи; проектный урок призван предоставить учащимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Для реализации названных выше целей необходимо, чтобы проектный урок был направлен на решение следующих задач:

  • активизация познавательной активности;
  • формирование учебной мотивации;
  • включение всех учащихся в режим самостоятельной групповой или индивидуальной работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;
  • реализация принципов личностно ориентированного обучения, когда ученики выполняют проекты в соответствии со своими способностями и интересами.

Таким образом проектный урок должен быть направлен как на усвоение суммы знаний, так и на использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Проектный урок– это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий.

Рассмотрим ключевые компетенции, которые формируются у учащихся на уроке.

 Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач:
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
  • умение проектировать процесс (изделие);

Коммуникативные умения:

  • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса;

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектный урок тесно связан с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это могут быть электронная почта, поисковые системы, форумы, вебинары, интернет-олимпиады и конкурсы.

Проектный урок способствует активизации познавательной деятельности, развитию креативности и формированию определенных личностных качеств, которые определяются как результат освоения образовательной программы.

Преимущества проектного урока

Проектный урок позволяет быстрее и эффективнее формировать УУД учащихся. На основе сформированных универсальных учебных действий формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. На основе сформированных навыков проектной деятельности быстрее и эффективнее формируются ключевые компетентности учащихся. Повышается мотивация учебной деятельности.

Особенности проектного урока

Проектный урок может быть:

  • предметным,
  • межпредметным,
  • внепредметным.

Одно из требований к проектному уроку – это его концептуальная целостность: композиционная, содержательная, идейная.

Центральной организующей структурой класса на проектном уроке становится группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи, а также дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.

Проектный урок имеет свою структуру деятельности, которая включает следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства решения задачи – действия – операции.

Среди условий реализации этой структуры на первом месте стоит принцип деятельности, за которым идут все остальные принципы. Системно-деятельностный подход прописан в ФГОС и его структура чётко определена, и легче всего реализуется на проектном уроке. Это мотивация, целеполагание, планирование, деятельность, контроль, оценка.

Особенностью является и технология проектирования урока, в основе которого лежит определение его модели, схемы, плана действий учителя и учащихся, что приводит к определенному результату.

В технологическом подходе к проектированию и проведению урока можно выделить следующие этапы:

  1. определение целей и задач урока;
  2. ориентация содержания урока на реализацию запланированных целей и задач;
  3. ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов;
  4. оценивание текущих результатов (наличие быстрой обратной связи), коррекция обучения;
  5. заключительное оценивание результатов.

Чтобы реализовать эту технологическую цепочку, учитель: отбирает соответствующее поставленным целям и задачам содержание учебного материала на данный урок; выбирает методы и приемы, способствующие усвоению содержания учебного материала на уроке всеми учащимися; выбирает формы организации деятельности учащихся на уроке (индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную), а также определяет, кто будет руководить работой на уроке (учитель, кто-то из учащихся) или будет осуществляться самостоятельная работа учащихся. Иначе говоря, учитель как субъект обучения планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность и деятельность учащихся на уроке. С другой стороны, ученик как второй субъект процесса обучения выполняет на уроке под руководством учителя или самостоятельно эти же функции: планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность.

Особенными являются и требования к проектной деятельности. Обязательным условием является:

  • наличие проблемы;
  • выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
  • поиск информации;
  • результатом работы является продукт;
  • подготовленный продукт должен быть представлен.

Для учащихся, для лучшего понимания последовательности работы, предлагается алгоритм - «пять П»:

  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Особенности подготовки и проведения проектного урока

1. Этап подготовки учителя к уроку.

Качество проектного урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка урока – это его разработка, моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект. Предварительная подготовка учителя заключается в определении круга учебных проблем, которые можно решать в виде проекта. Следует определить ключевые понятия, содержание, новые формы работы, которые придется осваивать учащимся в процессе выполнения проекта. Кроме того, необходимо провести ревизию материально-технической базы, информационного обеспечения, проверить наличие нормативно-справочной и специальной литературы, учебно-методического обеспечения с целью определения возможности решения проблем. А также разработать или подобрать необходимые материалы для учащихся по тем или иным аспектам проектной деятельности. Очень важно продумать принципы комплектования групп и организацию работы в них.

2. Постановка учебной проблемы.

В основе каждого проектного урока лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Вне зависимости от возраста учащихся, от уровня подготовки обучающихся в ходе проектного урока обязательно должен быть запланирован этап постановки проблемы, которая была бы интересна учащимся. Опыт показывает, что проблема должна лежать в той системе неопределенности, которая, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся некоторого количества знаний по этой проблеме, а с другой - предполагается, что этих знаний недостаточно для решения проблемы, необходимо приобретать новые, систематизировать уже имеющиеся.

Этап постановки учебной проблемы довольно сложен, требует аналитического мышления, поэтому для учащихся начальной школы можно сразу определить проблему, требующую решения в проекте. В средней школе постановка проблемы проходит в совместной с педагогом работе, а в старшей школе учащимся необходимо предложить самостоятельно выдвинуть и сформулировать проблему.

3. Определение целей и задач.

Целью на проектном уроке является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, двигаясь к которой учащийся овладевает определенным учебным содержанием. Цель, так же как и проблема, должна быть значима для учащегося.

Задачи помогают ответить на вопрос «Что нужно сделать для достижения обозначенной цели»? Задачи проекта предполагают организацию и проведение определенной работы для поиска способа решения проблемы. Формулируются задачи достаточно кратко и конкретно, и эту конкретизацию должны произвести сами учащиеся. В этом случае включается творческое мышление обучающихся, направленное на выполнение работы. Таким образом, и цели, и задачивытекают из проблемы проекта. Если преподаватель и помогает учащимся поставить цели и задачи их будущей проектной деятельности, то он не должен формулировать их жестко.

4. Решение проблемы.

Основная деятельность на уроке, которая имеет свои, более мелкие этапы. Однако вне зависимости от этапа можно выделить особенности деятельности учащихся и педагога.

Учащиеся:

  • ставят цели и задачи проектной деятельности, рассматривают возможные методы решения проблемы, определяют оптимальные;
  • систематизируют имеющиеся знания и получают новые путем самообразования, работы с информацией;
  • формируют и развивают навыки работы в команде;
  • организуют собственную деятельность и деятельность ребят своей команды, занимаются распределением ролей, определением зоны ответственности каждого;
  • занимаются практическим воплощением замысла.

Учитель:

  • обеспечивает материально-техническое и информационное сопровождение проектной деятельности;
  • консультирует учащихся (по их просьбе);
  • наблюдает за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе).

На проектном уроке можно выделить несколько этапов совместной деятельности учащихся:

  • информационный,
  • поисковый,
  • проектировочный,
  • деятельностный.

При этом, работа на уроке выстраивается в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы.

5. Достижение результата в процессе работы.

Результат – это главное на проектном уроке. Результат ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Достигается два результата: внутренний и внешний.

Внутренний результат– это опыт деятельности, он становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции. Внутренним результатом с точки зрения учебного процесса будет развитие навыков проектной деятельности, овладение умением работать с информацией, формирование практических умений с целью получения конечного продукта и его соответствующего оформления.

Внутренним результатом можно считать и положительный педагогический эффект от включения учащихся в процесс работы, формирования знаний и умений и их логического применения, когда речь идет не о знаниях ради знаний, а о знаниях, необходимых для решения практических насущных проблем. Здесь можно говорить о формировании волевых качеств личности, организационных навыков деятельности, развитии внутренней мотивации к обучению, умения делать выбор и осмыслить его последствия. К сожалению, именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке представляется лишь сам проект. Если продукт проектной деятельности красочно оформлен или представляет собой интересный продукт, то об участии каждого и об организации совместной деятельности на защите может быть даже не упомянуто. Поэтому педагог должен тщательно отслеживать процесс проектной деятельности в командах, записывать результаты наблюдений на отдельных этапах работы. Это поможет ему быть более объективным на защите.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внешний результат может быть представлен в виде макета или действующей модели, какого-либо изделия, видеофильма, журнала, костюма, мультимедиа, учебного пособия, выставки изделий, газеты, web-сайта, справочника, технического проекта. Необходимо обязательно иметь в виду, что определенного вида результат требует соответствующего оформления. Если это технический проект, то он должен быть представлен пояснительной запиской и должны быть схемы и чертежи, оформленные в соответствии с правилами оформления технической документации. Если речь идет о творческом результате, то оформление может быть более свободным. Результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

В ходе проектного урока оформляется проектная папка – это один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите или презентации проекта. Задача папки на защите показать ход работы.

В нее могут входить введение, в котором описывается актуальность и важность темы, вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета, программа действий по проекту: планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы, эскизы, чертежи, наброски, материалы к презентации: сценарий, фото. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков.

6. Контроль, оценка, рефлексия.

Для учителя этот этап является один из самых сложных этапов проектного урока. Любой проектный урок заканчивается контролем, оценкой и рефлексией. Контроль и оценка являются весьма существенными сторонами урока.

Учитель должен рассматривать в этой части следующие понятия:

  • проверка - процесс установления достижения целей обучения,
  • контроль - операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и ФГОС,
  • учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля,
  • оценка - фиксация результатов обучения.

Ошибочно было бы отождествлять процесс деятельности с результатом. Результат является продуктом проектной деятельности. Здесь должен оцениваться не объем освоенной информации, а ее применение для достижения результата. При подведении итогов проектной деятельности не всегда подходит пятибалльная шкала оценивания. Чаще всего педагог отдельно оценивает полученный результат, его оформление и процесс защиты. При этом подходе используются три оценки, а общий результат подсчитывается как среднеарифметическая величина. Некоторые из педагогов предпочитают выставлять рейтинговую оценку, позволяющую более точно отследить и оценить деятельность на каждом этапе. Для этого на каждого учащегося (или команду) составляется индивидуальная карта, в которой отмечаются основные этапы проектного урока и деятельности учащихся и максимально возможное количество баллов, которое можно получить на каждом этапе. После её заполнения рассчитывается среднеарифметическая величина, но уже из расчета баллов, которые в свою очередь переводятся в отметку.

Проектные уроки, завершаются «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:

  • объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка результатов) проекта;
  • субъекта деятельности, то есть самого себя: самооценка, рефлексия.

Рефлексия – размышление ученика и учителя, направленное на анализ своей деятельности, достигнутых результатов. Рефлексия является самым коротким и продуктивным путем преодоления затруднений.

Для учащихся рефлексия заключается в следующем:

  • зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
  • проанализировать, как выполнялось действие, и в каком месте возникло затруднение;
  • понять по какой причине оно возникло;
  • поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
  • реализовать проект.

Завершается этот путь самоконтролем и самооценкой.

Рефлексию важно провести как коллективный анализ проделанной работы, через открытое обсуждение в проектной группе, в классе. Такие обсуждения дают ученикам обратную связь: как другие воспринимают проделанную работу, их вклад в общую деятельность; помогают увидеть сильные и слабые стороны проделанной работы, почувствовать ее значимость для себя; стимулируют формирование осознанного отношения к своим действиям, выводят участников на постановку новых творческих задач самореализации.

Направления рефлексии:

  • учащиеся осуществляют рефлексию своего учебного опыта, полученного в ходе проектного урока;
  • рефлексию своей деятельности, осуществленной в рамках проекта;
  • рефлексию общения в группе и совместной деятельности на всех этапах проектного урока;
  • рефлексию учащимися своей личности: своей «ценности» в ходе работы с точки зрения своих одноклассников по проекту, с точки зрения полученных качественных изменений своей личности, проявившихся в процессе работы.

Для проведения рефлексии от учащегося требуется целый комплекс умений:

  • умение осуществлять контроль своих действий – как умственных, так и практических;
  • контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
  • определять последовательность и иерархию этапов деятельности, опираясь на рефлексию над опытом своей прошлой деятельности через поиск ее оснований, причин, смысла;
  • умение видеть в известном неизвестное, в очевидном – неочевидное, в привычном – непривычное, то есть умение видеть противоречие, которое только и является причиной движения мысли;
  • умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, встать на позиции разных «наблюдателей»;
  • умение преобразовывать объяснения наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий.

Таким образом, рефлексия ученика – это осознание им способов деятельности и выявление своих образовательных приращений, меры и качества приобретённого опыта, осознаваемого самим учащимся. В этом смысле рефлексивные учебные действия, которые осуществляют ученики на проектном уроке, могут носить организаторский, эмоциональный и содержательный характер.

Учащимся по окончании проектной деятельности на уроке рекомендуется составлять сценарий защиты, в которую входит:

  1. Постановка проблемы, ее актуальность.
  2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.
  3. Основная часть: этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
  4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

Основные ошибки при проведении проектного урока:

  • педагог объявляет учащимся тему проекта или сам ставит проблемную задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя детям возможность сделать самостоятельный выбор;
  • педагог предлагает свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
  • педагог дает творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
  • творческая деятельность учащихся принимается за работу над проектом (творческая работа может выполняться самостоятельно на основе имеющихся знаний и освоенных ранее способов деятельности; проектная деятельность также является творческой, но связана с решением проблемы на основе самостоятельного исследования и приобретения дополнительной информации и освоения новых способов деятельности по ходу работы над проектом);
  • реферат или доклад, систематизация знаний из различных источников представляет как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников;
  • неправильно формулируется проблема;
  • проблема и цель не связаны между собой;
  • итог не соответствует поставленной цели.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Именно этому и способствует проектный урок.

Список литературы:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».Москва, «Владос», 2001г.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: 3.Вахрушев А.А. «Современные проблемы модернизации образования».Москва, «Начальная школа» , №8 2003г.
  4. Головкина Т. В. «Постановка и решение проблем на уроках русского языка». Москва «Начальная школа» №2, 2003г.
  5. Долженко Ю. А. «Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования». Барнаул, 2003г.
  6. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов. Среднее профессиональное образование.2013.
  7. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
  8. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений. Профессиональное образование. Столица. – 2013.
  9. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации. Все для администратора школы. – 2014. - № 1.
  10. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения. Школьные технологии. – 2013. 
24.01.2020