Педагогический кейс как инструмент решения профессиональных проблем
Оценка 4.8


Педагогический кейс как инструмент решения профессиональных проблем

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
1 кл—11 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Педагогический кейс как инструмент решения профессиональных проблем
Cвидетельство участника
249


Педагогический кейс как инструмент решения профессиональных проблем

Педагогическая деятельность состоит из решения бесчисленного множества педагогических задач – задач по преобразованию ситуаций взаимодействия с целью внесения позитивных изменений в развитие личности ученика или группы учащихся. Профессиональный стандарт педагога определяет базовые компетенции, среди которых названы умения принимать решения в различных педагогических ситуациях: установление и поддержание дисциплины, мотивировать познавательную активность, заинтересовать предметом, обеспечить понимание. Решение педагогических ситуаций составляет сущность практической деятельности педагога. Любая ситуация, возникающая в практической деятельности, становится педагогической только тогда, когда осуществляется постановка педагогической задачи. При решении педагогических задач могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных формах познания. Одним из таких методов и является метод анализа ситуаций. Технология case-study представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Решение использовать метод case-study для разрешения профессиональных проблем требует создания, разработки или конструирования конкретной учебной ситуации. Научно-методическая литература дает ответ на вопрос, каким образом должен быть сконструирован кейс, какие требования к нему предъявляются. Основой для создания конкретной учебной ситуации является собственный педагогический опыт, т.е. реальная ситуация, если такой ситуации не существует обучающая ситуация может быть сконструирована.

Проблемы, скрытые в описании ситуации, должны быть актуальными для участников и побуждать их не только определять и фиксировать затруднения в учебной или педагогической деятельности, но и находить, предлагать, обсуждать различные варианты решения, которые, в свою очередь, могли бы быть применимы в реальной образовательной практике педагогов.

Чтобы применение кейсов было продуктивным, в ситуацию должен быть заложен конфликт, что требовало бы от участников не только всестороннего анализа кейса, но и поиска способов разрешения конфликтной ситуации.  Анализ ситуации выглядит интересно, если его можно производить с точки зрения различных позиций: педагога, учащегося, администрации, родителя и т.д., это позволяет детально исследовать проблему и предложить разные варианты решения кейса.

Не стоит сводить анализ кейса к поиску положительных или отрицательных персонажей, нужно стремиться к оценке образа ситуации в целом, как и каждого участника кейса в отдельности. В процессе анализа некоторые участники идентифицируются с позицией одного из действующих лиц рассматриваемой ситуации, поэтому необходимо учиться различать позиции аналитика и персонажа кейса.

Решение кейса

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

1 этап. Знакомство с педагогической ситуацией

Участники самостоятельно читают предложенную ситуацию и пытаются осуществить первичный анализ. Здесь кейс является своеобразным актуализатором педагогического опыта участников.

Безусловно, кейс полностью не затрагивает педагогический опыт участников, но создает ситуацию «узнавания» проблем, реальных событий, с которыми сталкивается педагог. Иногда кейс позволяет сформулировать ряд затруднений, наличие которых в практике отмечалось лишь интуитивно. Кейс позволяет сделать актуальными определенные аспекты опыта педагогов, сохраняя при этом некоторую дистанцию, опосредованность в работе с собственным педагогическим опытом и психологическую комфортность обучения, созданную для участников. Важным на данном этапе является не только создание определенной рабочей атмосферы, но и тщательное объяснение условий работы с кейсом, постановка вопросов для начала анализа.

2 этап. Выделение основной проблемы (основных проблем), факторов, которые могут реально воздействовать на решение педагогической ситуации

Второй этап работы чаще всего организовывается в групповой форме. Обсуждение в группе может строиться по собственному сценарию, когда на определенном этапе участники могут самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Участие в обсуждении педагогов с разным педагогическим опытом будет только плюсом и позволит участникам расширить и углубить свою аналитическую позицию.

Работа с ситуацией на данном этапе позволяет участникам проанализировать не только ситуацию, но и собственный педагогический опыт.

3 этап. Предложение тем для «мозгового штурма»

На данном этапе работы с кейсом целесообразно организовать общегрупповую дискуссия. Основная задача заключается в поиске и анализе возможных выходов из конфликтной ситуации, изложенной в кейсе. Это один из самых сложных этапов в работе с кейсом: необходимо не только выслушать участников и проанализировать их видение ситуации, но и организовать обсуждение, критическое осмысление представленных итогов работы малых групп, обратив внимание на то, что ускользнуло от них в процессе индивидуального прочтения кейса или групповой дискуссии.

4 этап. Анализ последствий принятия того или иного педагогического решения

При анализе пути и способа выхода из исследуемой конфликтной ситуации, внимание участников должно сосредоточиться на сильных сторонах и потенциальных трудностях предлагаемых вариантов решения. Особенно ценным элементом данного этапа будет аргументация, которая будет предъявляться в процессе защиты собственных вариантов решения кейса.

5 этап. Решение кейса

Включает предложение одного или нескольких вариантов, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса и отчет могут быть групповыми или индивидуальными в зависимости от сложности и объема задания.

Технология работы с кейсом строится по следующему плану:

- индивидуальная самостоятельная работа педагогов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

Стратегии ведущего кейс

При разборе педагогического кейса ведущий может занимать «активную» или «пассивную» роль. В ходе работы с кейсом ведущий может давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации, а в определенных условиях – сам давать ответ. Также может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».

Иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие. Разбирая «кейс» с аудиторией, ведущий может провоцировать группу, рассказывая о том, какое решение он считает правильным, а потом просит участников найти слабое место в этой точке зрения. Это помогает им выработать собственный взгляд на проблему.

Анализ кейсов

Исходя из вида взаимодействия участников кейса (ведущий и участник), при анализе кейсов используется как минимум шесть форматов,

1. Ведущий – участник: «Перекрестный допрос»

Дискуссия между ведущим и участником: мнение участника, высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов; тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому участнику нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.

2. Ведущий-участник: «Адвокат»

Обычно это дискуссия между ведущим и участником, но иногда в ней могут участвовать и другие участники. Руководитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит участника (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.

3. Ведущий-участник: «Гипотетический формат»

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: ведущий будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации участника по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

4. Участник-участник: конфронтация или кооперация

В данном формате дискуссия ведется между участниками, а руководитель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает или как сотрудничество, или как конфронтация. Например, участник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

5. Участник-участник: «Играть роль»

Руководитель предлагает участнику принять определенную роль и взаимодействовать в ней с другими участниками.

6. Ведущий-группа: «Безмолвный формат»

Ведущий может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всей группе (если отдельный участник не смог ответить). Критериями мастерства ведущего и педагогов в решении педагогической задачи могут служить:

- полный и глубокий анализ конкретной ситуации;

- постановка педагогически целесообразной и гуманистически направленной задачи;

- выбор творческого, нестандартного решения с ярко выраженной эмпатийной основой;

- сотрудничество в решении педагогической проблемы.

Назовем отличительные признаки рассматриваемого метода ситуативного анализа case-study:

- коллективная выработка рациональных решений;

- наличие единой цели;

- присутствие управляемого эмоционального напряжения;

- наличие модели именно социально-экономической системы, чье состояние рассматривается в определенный дискретный временной период;

- многовариантность решений (единое решение принципиально отсутствует);

- присутствие системы коллективного оценивания деятельности.

Технологические особенности рассматриваемого метода:

- кейс-технология в сфере образования – это специфическая разновидность исследовательской технологии (аналитической);

- рассматриваемый метод выступает в качестве технологии коллективного обучения, ее важнейшими составляющими является групповая работа и взаимный информационный обмен;

- его можно рассматривать в виде синергетической технологии, чьей сутью выступает подготовка процедур погружения всей группы в конкретную ситуацию, формирование эффектов приумножения знания, обмена открытиями, инсайтного озарения;

- кейс-технология в образовании интегрирует ряд технологий развивающего обучения, в том числе процедуры группового, коллективного, индивидуального развития и формирования всесторонних личностных качеств участников;

- метод выступает в качестве специфической разновидности проектной технологии (происходит формирование проблемы вместе с путями ее решения на базе кейса, выступающего одновременно и техзаданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий);

- данный метод концентрирует весомые достижения такой технологии, как «создание успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию участников, подчеркивание их достижений, стимулирование успеха.

Достижение успеха – одна из главенствующих сил метода, а также формирование устойчивой положительной мотивации, наращивание познавательной активности.

Кейс-метод является эффективным способом формирования исследовательской компетенции педагогов, который можно сочетать с другими методами. При этом данный метод выступает практическим способом организации учебного процесса, а также его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация способов ее решения.

Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Работа над кейсом способствует профессионализации педагогов, повышает интерес и мотивацию по отношению к работе, формирует умение слушать и взаимодействовать с детьми. При этом в результате активной и творческой работы приобретаются знания и решаются сложные педагогические задачи.

Список источников:

  1. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2007.
  2. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
  3. Использование кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / Т.Н. Банникова // статья в журнале «Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» № 9, 2009.
  4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.
  5. Кейс-стади в образовании: Сборник материалов для создателей кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И. Кузнецовой. М., 2007.
  6. Кейс-метод при проведении практического занятия / И.Б. Поперняк //  статья в журнале «Специалист» № 4,2005.
  7. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.
  8. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю, Темина // «Среднее профессиональное образование» № 1, 2010.
  9. Петренко С. Сколько времени нужно уделять разбору кейсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcstudy.blogspot.com/2009/08/blog-post_3073.html
  10. Применение кейс-метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2009.
  11. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 285 с. (Серия «Управление персоналом»).
  12. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев, 2011. 286 с.
13.02.2020