Как сделать обучение ребенка успешным и эффективным
Оценка 4.7
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Как сделать обучение ребенка успешным и эффективным

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
1 кл—11 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 24.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Как сделать обучение ребенка успешным и эффективным
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Как сделать обучение ребенка успешным и эффективным

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сензитивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Дети в разном возрасте обладают восприимчивостью к определенным педагогическим воздействиям. При условии наличия соответствующего социально-педагогического окружения у детей разного возраста наиболее активно происходит развитие определенных процессов или качеств. Эти периоды принято называть сензитивными.

Сензитивные периоды – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Первым, кто ввел данное понятие в науку, был Д. Фриз, изучавший поведение животных. Затем данный термин стал использоваться педагогами и психологами. Специалистами отмечается, что в сензитивные периоды педагогические воздействия влияют на развитие конкретной стороны психики, что, в конечном результате, приводит к глубоким изменениям в ходе развития личности. Важно подчеркнуть, что в другие возрастные периоды воздействия могут оказаться нейтральными или оказать отрицательное влияние на развитие ребенка.

Изучением сензитивных периодов развития ребенка занимались многие ученые. Л.С. Выготсткий акцентировал внимание на развитии речи. Он утверждал, что важным для освоения пассивной речи является ранний возраст детей (до 3 лет). В этот период усвоение речи происходит достаточно просто, а поведение ребенка заметно меняется. Принципиально иначе начинают работать восприятие и мышление. Если в этом возрасте малыш не начинает говорить, то после трех лет освоение речи происходит более медленно и сопряжено с трудностями. Ребенок в возрасте 5 лет чувствителен к звуковой стороне речи, а с 6 лет – к обучению чтению. Также известно, что наиболее сензитивными периодами в психическом развитии ребенка являются временные промежутки от 1 года до 3 лет и с 11 до 15 лет. Соответственно, период от 4 до 11 лет считается значительно более устойчивым.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

В своей концепции Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития детей.

  1. Закон формирования высших психических функций. Согласно данному закону все психические функции первоначально появляются как форма коллективного поведения, сотрудничества с окружающими людьми. И только после этого они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.

Все высшие психические функции обладают рядом признаков:

  • опосредованность;
  • осознанность;
  • произвольность;
  • системность.

Все они развиваются в процессе жизнедеятельности ребенка в результате овладения им орудиями и средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

  1. Закон неравномерности детского развития. Согласно данному закону каждая из сторон психики ребенка имеет свой оптимальный период развития, который в психологии и называется сензитивным. Возрастная сензитивность - это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. При этом стоит помнить, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение детей может быть малоэффективным. В конечном счете, это негативно сказывается на развитии детской психики.

Сущность возрастной сензитивности Л.С. Выготский объясняет следующим образом: психические процессы представляют собой структуру, в которой на данной стадии развития один из процессов занимает ведущую позицию. Именно поэтому нельзя ставить знак равенства между ребенком и взрослым.

Концепция сензитивных возрастов и гипотеза о системном строении сознания имели огромное значение для понимания закономерности психического развития ребенка и роли обучения в этом процессе.

Так, психологами было доказано, что ни одна из психических функций не развивается изолированно от других. В сензитивный период каждая психическая функция является ядром развивающейся системы. Все остальные функции развиваются под воздействием ключевой в данный период времени.

Первый значимый период развития психики с 1 года до 3 лет. И сензитивным он является для развития речи. Только овладев речью, малыш получает возможность овладеть другими психическими функциями, которые являются осмысленными. Такого результата можно достичь только при целенаправленном обучении. То есть, если ребенок до трех лет находится в обедненной речевой среде, это не только приводит к отставанию в речевом развитии, но и к отставанию в развитии других психических функций.

Возраст от 2 до 4 лет является сензитивным для развития предметного восприятия.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) сензитивен для развития произвольной памяти.

Младший школьный (7-9 лет) – для развития понятийного мышления.

Если говорить о произвольном внимании, то Л.С. Выготский считает его сензитивным периодом развития дошкольный возраст, но многочисленные экспериментальные исследования показывают, что эта функция в указанный период начинает формироваться не ранее пяти лет.

Сензитивные периоды развития психических функций (по Л.С. Выготскому)

сензитивный период сензитивный период
от 1 до 3 лет речь
с 2 до 4 лет предметное восприятие
с 5 до 7 лет произвольная память
с 7 до 9 лет произвольное внимание
с 7 до 10 лет понятийное мышление
с 11 до 17 лет самосознание


Третий закон психического развития ребенка гласит: развитие есть качественное изменение психики. Ребенок – это не маленький взрослый, обладающий меньшим объемом знаний и умений. Он обладает качественно иной психикой. Развитие невозможно свести к количественным изменениям психики. Оно является цепью последовательных качественных изменений.

Закон цикличности – возраст, как стадия развития, представляет собой цикл. Он имеет свое содержание и темп. Детское развитие – это процесс, который имеет свой собственный ритм. Этот ритм меняется в разные периоды времени. Известно, что год жизни младенца нельзя сравнить с годом жизни подростка.

Несколько иной взгляд на сензитивные периоды развития имел исследователь П. Скиллер. Он предложил использовать термин «благоприятный период» и отмечал, что по мере взросления благоприятные периоды повторяются.

Благоприятные периоды развития (по П. Скиллеру)

Благоприятный период развития Первый период (наиболее быстрое развитие способностей) Повтор (следующий период)
Эмоциональная сфера 0-2 года 2 года – 5 лет. Затем в меньшей степени в любом другом возрасте.
Физическая активность
Зрение 2 года – 5 лет
Речь 4-8 месяцев С 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период развития речи часто длится на протяжении всей жизни.
Музыкальные способности до 3 лет 3 года – 10 лет
Интеллект до 4 лет 4 года – 10 лет
Изучение иностранного языка 5 – 10 лет Дальнейшее изучение иностранного языка зависит от упорства ребенка и уровня развития способностей на первом этапе.


Законы психического развития - это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, В.П. Зинченко вывел ряд принципов психического развития:

  1. Развитие характеризуется тем, что является безостановочным и творческим процессом. Психологами отмечено, что ни взрослый, ни ребенок не могут дважды одинаково осуществить одно и то же движение или произнести слово. Каждое действие своеобразно, как отпечаток пальца.
  2. Ведущую роль в развитии психики занимает социальная ситуация развития. С самого момента рождения ребенок погружен в социокультурный контекст. Он оказывает влияние на усвоение речи, на овладение предметами и орудиями, на формирование образа мира.
  3. Обучение ребенка должно происходить с учетом сензитивных периодов развития. Перед педагогами стоит задача поиска соответствующих этим периодам содержания и методов обучения.
  4. Движущей силой развития ребенка является совместная деятельность со взрослым. Д.Б. Эльконин установил, что ребенок открывает представления о пространственных категориях (величина, удаленность предметов) с помощью не только собственных действий, но и с помощью действий взрослого. Общение составляет необходимое и специфическое условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.
  5. Ведущий вид деятельности и законы его смены являются основанием для периодизации развития ребенка. Психологами установлено, что психологические новообразования каждого периода жизни ребенка взаимосвязаны с осуществляемой им деятельностью. Изначально ребенок управляет поведением взрослого при помощи плача и других знаковых средств. Затем появляются такие ведущие виды деятельности как игра, учение, труд. При этом такая деятельность не является единственной в данный возрастной период.
  6. Методом диагностики способностей ребенка является определение зоны ближайшего развития. Особую проблему составляет определение «размеров» индивидуальной зоны ближайшего развития обучаемого, поскольку негативные последствия может иметь как их преувеличение, так и преуменьшение.
  7. Необходимым условием детского развития является амплификация (обогащение, усиление, углубление). Особенно важно, чтобы дети имели массу возможностей для развития и обучения на ранних этапах становления личности. При таких условиях можно выявить задатки и способности ребенка.
  8. Каждый из этапов развития психики ребенка является ценным и важным. А.В. Запорожец предупреждал о неразумности (иногда опасности) торопливости в переводе детей с одной ступени развития на другую, например, от образа к слову, от игры к учению, от предметного действия к умственному и т. д. Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь.
  9. Принцип единства аффекта и интеллекта. Данный принцип гласит, что сознание и деятельность ребенка едины. Процесс развития понимается как непрерывное становление деятельности и сознания. Он характеризуется цикличным и противоречивым характером.
  10. Слова и символы играют опосредующую роль в формировании предметных действий, сознания и знаний. Важно выявлять в какой момент развития осуществляется переход от опосредованного действия к непосредственному, когда ребенок действует без размышлений, но при этом осознанно.
  11. Механизмами развития и обучения являются интериоризация и экстериоризация. Интериоризация представляет собой переход действий из внешнего плана во внутренний. Например, обучаясь, ребенок вначале проговаривает каждое свое действие, а затем речь переходит во внутренний план и руководит поведением ребенка, не разворачиваясь в реальности.
  12. Развитие и формирование психических действий протекает неравномерно. Например, психологами установлено, что действия, приводящие к непроизвольному запоминанию, опережают по своей эффективности произвольное запоминание. Они как бы являются необходимым условием для развития произвольного запоминания. Именно поэтому установить норму развития психических функций достаточно сложно. Как сложно и точно диагностировать уровень психического развития человека.

Л.С. Выготский подчеркивал, что, как правило, сензитивные периоды совпадают с оптимальными сроками обучения. То есть с периодами, когда обучение конкретным умениям становится наиболее эффективным и легким для ребенка. Также стоит отметить, что существует и нижняя граница оптимальных сроков обучения. Например, невозможно обучить двухлетнего ребенка грамоте, поскольку еще не произошло созревание функций, которые являются предпосылками для такого обучения. Есть, также, и верхний предел обучения. Слишком позднее обучение также малопродуктивно, как и ранее обучение.

Важно понимать, что если имеющиеся у ребенка способности не будут реализованы вовремя, в оптимальный период для их развития, то произойдет необратимое угасание возможностей эффективно развить данные способности. Иными словами, за рамками сензитивного периода возможности к развитию определенных способностей будут утрачены.

Мы видим, что теория Л.С. Выготского позволяет понять, почему обучение ребенка в сензитивные периоды является наиболее успешным. В сензитивный период конкретные воздействия могут оказать влияние на развитие в том случае, если соответствующие циклы развития еще не закончены. Тогда обучение пробуждает и активизирует к жизни ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Как только циклы развития закончены, те же самые условия могут оказаться нейтральными.

Если сензитивный период развития определенной функции завершен, то компенсации в следующий возрастной период не будет. Это значит, что ребенку потребуется приложить гораздо больше усилий для овладения определенной деятельностью.

 

Основные особенности сензитивных периодов

  1. Сензитивные периоды длятся на протяжении определенного промежутка времени и проходят безвозвратно. Не важно, удалось ли ребенку полностью использовать возможности этого периода, или нет. Вернуть и повторить сензитивный период невозможно.
  2. Взрослые не могут повлиять на время возникновения сензитивного периода и на его длительность. Особая чувствительность для формирования психических функций возникает без влияния извне.
  3. Сензитивные периоды обязательно возникают в ходе развития каждого ребенка без исключения. Это происходит независимо от расы, национальности и других геополитических и культурных различий.
  4. У конкретного ребенка сензитивный период имеет свою длительность во времени, появляется строго в определенный момент, однако может не совпадать по срокам с данными периодами у других детей.

О появлении сензитивного периода могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Настойчивое желание ребенка заниматься определенной деятельностью.
  • Интерес к определенным аспектам окружающей среды.
  • Продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма.
  • Ребенок расстраивается, если его прерывают.
  • Радость при достижении результата.

Если после достижения результата ребенок быстро теряет интерес к деятельности, значит сензитивный период подходит к концу. Протекание каждого сензитивного периода проходит несколько этапов:

  1. Медленное начало (которое заметить довольно трудно).
  2. Этап наибольшей интенсивности (который наблюдать наиболее просто).
  3. Медленный спад интенсивности.

Чтобы сензитивные периоды ребенка были оптимальными для его развития необходимо помнить, что все дети проходят в своём развитии одни и те же сензитивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сензитивный период за каким следует.

У каждого ребенка время возникновения сензитивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сензитивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.

Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сензитивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка. 

Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Если детям постоянно приходится делать что-то под принуждением (учиться читать, писать и т.д.), вне своих сензитивных  периодов  развития, то к результатам они приходят позже или не приходят совсем.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период». Мария Монтессори.

Список литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.
  2. Выготский Л.С.Проблемы возраста / Л.С. Выготский: Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1984.
  4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.
  5. Коломинский Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Панько. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1999.
  7. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1985.
  8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М., 1995.
  9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.
  10. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005
  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М., 2001.
  12. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006.
  13. Чеховских М.И. Психология / М.И. Чеховских. – Мн., 2003.
28.02.2020