В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространенными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного роста, но и продолжают удерживать пальму первенства популярности. Интернет способен, с одной стороны, сделать жизнь человека комфортной, с другой - привести к беде. На основании этого стоит обратить внимание на такое понятие как «медиабезопасность».
Медиа - это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность средств и приемов, служащих для передачи информации человеку. Это могут быть:
Безопасность – это состояние защищённости. Защищённость от последствий воздействия на человека, а также защищённость жизненно важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз. Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Каждый человек, взрослый или ребенок, должен знать четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, а государство старается защитить интересы каждого человека и направить его деятельность в интернет-пространстве в нормативное русло. Особенно большое внимание уделяется безопасности детей. С этой целью создана целая нормативная база защиты детей от информации, которая причиняет вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.
К таким документам относится:
Федеральный закон устанавливает правила медиабезопасности детей при распространении на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях радиотелефонной связи.
Закон содержит ряд инновационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации.
К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
На сегодняшний день встала очень важная задача необходимости формирования информационной культуры школьников. Само понятие информационной культуры включает совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации. Информационную культуру составляют: медиаграмотность, медиаобразование и информационная грамотность.
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и формирование коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии.
Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры - одна из наиболее актуальных задач современной школы. В связи с чем возникла необходимость выработки научного подхода к внедрению в образовательный процесс вопросов обучения грамотного восприятия, анализа и критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.
Информационная грамотность - это комплекс умений работать с информацией – классифицировать ее по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами.
Интернет занимает важную часть жизни человека. Это не только информационный и социальный, но и развлекательный ресурс, что особенно привлекает детей. Сегодня они начинают пользоваться сетью Интернет довольно рано, а в школьные годы уже владеют технологиями лучше многих взрослых. К сожалению, Интернет не так безопасен, как может показаться с первого взгляда. В нем существует огромное количество угроз, которые могут негативно сказаться на ребенке. К таким угрозам относятся:
В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.
Проблемы безопасности детей в интернете волнуют педагогическое сообщество, поскольку в школе активно используются интернет-ресурсы. Обеспечить безопасность школьной сети помогут специальные фильтры, закрывающие доступ к опасным сайтам, что является заботой администрации.
Чтобы обеспечить медиабезопасность в ходе образовательного процесса учителя должны быть к этому готовы, поэтому в каждой школе должна вестись целенаправленная работа с учителями.
Для этого необходимо:
Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте. Однако у тех, кто еще не достиг десятилетнего возраста, обычно нет навыков критического мышления, столь необходимых для самостоятельного посещения Интернета. Поэтому всякий раз, когда дети выходят в сеть, родителям необходимо быть рядом и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали родители.
Родителям следует выработать вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:
Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.
Взрослым необходимо научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.
Родителям необходимо знать, с кем контактирует в Интернете ребенок. Для этого необходимо проверять все контакты детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем общаются. Необходимо объяснить, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера, например, номер телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу. Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Необходимо также научить ребенка правильному общению в сети Интернет.
Дети часто общаются в сети на форумах, в социальных сетях, в блогах, пишут комментарии. Они высказывают свои точки зрения. Иногда мнения не сходятся, и начинается словесная перепалка, переходящая в состояние хамства, оскорбления, угроз. Необходимо объяснять детям, что в сети Интернет правила хорошего тона ничем не отличаются от правил в повседневной жизни. Нужно объяснить детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения угроз.
Но в тоже время и сам ребенок может стать жертвой хулиганства в сети Интернет. Это можно заметить по поведению ребенка. Переживания, замкнутость, отчужденность, плохое настроение, потеря интереса к Интернету, депрессии, жалобы на головную боль – это могут быть симптомы того, что ребенку угрожает какая-либо опасность в Интернете. В этом случае необходимо проверить все контакты и действия ребенка в сети.
Взрослым следует предпринять меры безопасности, если ребенок использует такие хеш-теги: #f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть #хочувигру #ждуинструкцию или состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...», «домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33», «d28», «хочувигру», или постоянно рисует китов, бабочек, единорогов не только на бумаге, но и на своем теле.
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. «Родительский контроль» — не только определение из психологии или причина детской жалобы. В информационной среде данный термин применим к группе программ, которые ограничивают доступ к использованию вредных, опасных или негативно влияющих на ребенка интернет ресурсов.
Программы, которые рекомендуется использовать с этой целью:
Программа «Родительский контроль» позволяет:
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.
Медиабезопасность детей в сети Интернет должна обеспечиваться совместными усилиями школы и родителей. В школе может быть разработана программа по медиабезопасности, которая включает в себя уроки и внеклассные мероприятия по медиабезопасности, неделю медиавбезопасности, тематические модули по медиабезопасности в рамках предметов технология или информатика, мероприятия по медиабезопасности для родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.