ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Обеспечение медиабезопасности детей и подростков в сети Интернет»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Обеспечение медиабезопасности детей и подростков в сети Интернет

В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространенными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного роста, но и продолжают удерживать пальму первенства популярности. Интернет способен, с одной стороны, сделать жизнь человека комфортной, с другой - привести к беде. На основании этого стоит обратить внимание на такое понятие как «медиабезопасность».

Медиа - это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность средств и приемов, служащих для передачи информации человеку. Это могут быть:

  • медиасредства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизионные сети);
  • социальные медиа - средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса).

-директ медиа - коммуникационные системы передачи информации (интернет, телефон, почта);

-медианосители - отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и видеоносителях, видео-, аудио-, презентации);

Безопасность – это состояние защищённости. Защищённость от последствий воздействия на человека, а также защищённость жизненно важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз. Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Каждый человек, взрослый или ребенок, должен знать четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, а государство старается защитить интересы каждого человека и направить его деятельность в интернет-пространстве в нормативное русло. Особенно большое внимание уделяется безопасности детей. С этой целью создана целая нормативная база защиты детей от информации, которая причиняет вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

К таким документам относится:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которой закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.

4. Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

5. Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в действие 01.09.2012.

Федеральный закон устанавливает правила медиабезопасности детей при распространении на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях радиотелефонной связи.

Закон содержит ряд инновационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, призывающая принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • информация, оправдывающая противоправное поведение;
  • информация, содержащая нецензурную брань;
  • информация, содержащая информацию порнографического характера.

На сегодняшний день встала очень важная задача необходимости формирования информационной культуры школьников. Само понятие информационной культуры включает совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации. Информационную культуру составляют: медиаграмотность, медиаобразование и информационная грамотность.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и формирование коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии.

Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры - одна из наиболее актуальных задач современной школы. В связи с чем возникла необходимость выработки научного подхода к внедрению в образовательный процесс вопросов обучения грамотного восприятия, анализа и критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.

Информационная грамотность - это комплекс умений работать с информацией – классифицировать ее по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами.

Интернет занимает важную часть жизни человека. Это не только информационный и социальный, но и развлекательный ресурс, что особенно привлекает детей. Сегодня они начинают пользоваться сетью Интернет довольно рано, а в школьные годы уже владеют технологиями лучше многих взрослых. К сожалению, Интернет не так безопасен, как может показаться с первого взгляда. В нем существует огромное количество угроз, которые могут негативно сказаться на ребенке. К таким угрозам относятся:

  • доступная для детей негативная информация;
  • различные радикальные движения против родителей и семьи, школ и педагогов.

-мошенники, онлайн-игроки и другие лица, прививающие детям склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребенка в материальную и иную зависимость;

-педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и преступлений;

-сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности;

-противоправные и социально-опасные действия самого ребенка;

-кибербуллеры-злоумышленники, которые унижают и «травят детей»;

-призыв к суициду и игры со смертью;

-селфхарм (преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений);

-экстремальные селфи;

-сайты «для взрослых»;

В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.

Проблемы безопасности детей в интернете волнуют педагогическое сообщество, поскольку в школе активно используются интернет-ресурсы. Обеспечить безопасность школьной сети помогут специальные фильтры, закрывающие доступ к опасным сайтам, что является заботой администрации.

Чтобы обеспечить медиабезопасность в ходе образовательного процесса учителя должны быть к этому готовы, поэтому в каждой школе должна вестись целенаправленная работа с учителями.

Для этого необходимо:

  • Изучить технику безопасности в сети Интернет, чтобы знать виды Интернет-угроз, уметь их распознать и предотвратить.
  • Уметь определять, какими функциями обладают компьютеры, планшеты, а также какое программное обеспечение на них установлено.
  • Учитель обязан рассказать школьнику как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
  • Педагог не должен позволять в ходе образовательного процесса учащимся самостоятельно исследовать Интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
  • Педагог должен сам выбирать интересные ресурсы и предлагать их на учебном занятии.
  • Учителю необходимо проверять правильность установкии настройки средств фильтрации контента, спама и антивирусов.

Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте. Однако у тех, кто еще не достиг десятилетнего возраста, обычно нет навыков критического мышления, столь необходимых для самостоятельного посещения Интернета. Поэтому всякий раз, когда дети выходят в сеть, родителям необходимо быть рядом и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали родители.

Родителям следует выработать вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:

  • Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
  • Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
  • Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
  • Как защитить личные данные.
  • Как следить за безопасностью.
  • Как вести себя при общении.
  • Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.

Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.

Взрослым необходимо научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.

Родителям необходимо знать, с кем контактирует в Интернете ребенок. Для этого необходимо проверять все контакты детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем общаются. Необходимо объяснить, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера, например, номер телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.

Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу. Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Необходимо также научить ребенка правильному общению в сети Интернет.

Дети часто общаются в сети на форумах, в социальных сетях, в блогах, пишут комментарии. Они высказывают свои точки зрения. Иногда мнения не сходятся, и начинается словесная перепалка, переходящая в состояние хамства, оскорбления, угроз. Необходимо объяснять детям, что в сети Интернет правила хорошего тона ничем не отличаются от правил в повседневной жизни. Нужно объяснить детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения угроз.

Но в тоже время и сам ребенок может стать жертвой хулиганства в сети Интернет. Это можно заметить по поведению ребенка. Переживания, замкнутость, отчужденность, плохое настроение, потеря интереса к Интернету, депрессии, жалобы на головную боль – это могут быть симптомы того, что ребенку угрожает какая-либо опасность в Интернете. В этом случае необходимо проверить все контакты и действия ребенка в сети.

Взрослым следует предпринять меры безопасности, если ребенок использует такие хеш-теги: #f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть #хочувигру #ждуинструкцию или состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...», «домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33», «d28», «хочувигру», или постоянно рисует китов, бабочек, единорогов не только на бумаге, но и на своем теле.

Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. «Родительский контроль» — не только определение из психологии или причина детской жалобы. В информационной среде данный термин применим к группе программ, которые ограничивают доступ к использованию вредных, опасных или негативно влияющих на ребенка интернет ресурсов.

Программы, которые рекомендуется использовать с этой целью:

1. ChildWebGuardian Pro.

2. Hidetools Parental Control.

3. KinderGate Parental Control.

4. Kids PC Time Administrator.

Программа «Родительский контроль» позволяет:

  • сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена;
  • указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.

-задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях;

Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.

Медиабезопасность детей в сети Интернет должна обеспечиваться совместными усилиями школы и родителей. В школе может быть разработана программа по медиабезопасности, которая включает в себя уроки и внеклассные мероприятия по медиабезопасности, неделю медиавбезопасности, тематические модули по медиабезопасности в рамках предметов технология или информатика, мероприятия по медиабезопасности для родителей.