Проблемы формирования самооценки как основы личностного становления ребенка
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Проблемы формирования самооценки как основы личностного становления ребенка

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 04.06.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Проблемы формирования самооценки как основы личностного становления ребенка
Cвидетельство участника
150 ₽
0

Самооценка играет важную роль в жизни каждого человека, поэтому необходимо уделять ей достаточное внимание в период развития и формирования личности ребенка.

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с понятием преемственности себя. Личность, у которой много комплексов не сможет испытывать чувство любви к себе, пока не избавится от них. Самооценка влияет на способность эффективного социального взаимодействия, которое направлено на достижение поставленных целей и всестороннего развития личности. Те, у кого она занижена, регулярно сталкиваются с определенными сложностями во всех сферах взаимодействия с окружающей действительностью. Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется в процессе всей жизни. Это ошибочное мнение, так как на самовосприятие человека влияет множество факторов, отношение к которым не может быть одинаковым на протяжении всей жизни.

Формирование самооценки происходит в период развития личности, этот процесс начинается с самого раннего возраста. Одним из ведущих факторов является мнение окружающих и личные достижения. Значительное место в жизни детей и подростков занимает познание. Ребёнок приобретает знания о мире, открывает для себя новые стороны жизни и человеческих взаимоотношений. Неуверенность в себе создает барьеры на пути развития и познания окружающей действительности. В результате сложных физиологических и психологических процессов у ребенка вырабатывается способность анализировать свои поступки и совершать или не совершать определённые действия. В период взросления детям требуется помощь взрослых, которые принимают активное участие в формировании личности ребенка (родители, родственники, учителя, друзья и знакомые). Важную роль играет опыт, знания и умения родителей и педагогов (при необходимости психологов), основная задача которых состоит в том, чтобы как можно раньше начать формировать у ребёнка адекватную самооценку.

На сегодняшний день чаще всего выделяют несколько видов самооценки. Их принято использовать не только при изучении психологии, а также в педагогической работе. Определение видов самооценки помогает разобраться в том, как личность оценивают себя, насколько это мнение объективно и что можно предпринять для ее корректировки.

Адекватная самооценка – вид, характерный для меньшинства взрослых людей, а тем более детей. Обладатели этого вида самооценки умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться (делается упор на сильные качества, которые личность и старается развивать в себе).

Немногие способны к объективной самокритике. Чаще приходится сталкиваться с другими видами самооценки. Крайние меры – это признаки другого вида самооценки, которую часто называют неадекватной (искаженной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Проявление завышенной самооценки чаще связано с неуверенностью или является попытками казаться лучше в глазах окружающих. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы (говорит о них окружающим), в поведении наблюдаются скованность, зажатость, трудности в общении.

Большинству людей присуща смешанная самооценка. В данном случае подразумевается, что в различные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он может нормально оценивать действия, быть излишне самокритичным, при этом иногда переоценивать собственные умения.

На ряду с видами самооценки определяются и уровни самооценки, которые демонстрируют степень принятия себя, умение видеть, как позитивные, так и негативные черты собственной личности, близость к балансу. Уровни находятся в прямой взаимозависимости с видами, но есть различия между данными понятиями.

— Низкий уровень. Данный уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя поощрять, принижение собственных достижений, высокий уровень тревожности, регулярные сравнения с другими. Личность с низким уровнем самооценки легко обидеть, достаточно шутки на особенности внешности, высказываний или поступков. Низкая самооценка создает множество сложностей. Над этим уровнем самооценки необходимо работать, применяя различные методики, направленные на преодоление имеющихся и развивающихся комплексов.

— Объективный уровень. Обладатели объективного уровня самооценки характеризуются тем, что у человека нет серьезных проблем с психологическим восприятием себя и окружающих. Данная личность умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные ошибки, способна шутить над собой и воспринимать шутки от окружающих. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права.

Высокий уровень. Данный уровень применим к тем, кто делает акцент на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Опасность данного вида заключается в сложности его распознания.

Самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы должны восприниматься объективно для их успешного преодоления.

Результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними – является сформированная «Я-концепция».

Роберт Бернс в своих работах говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я – концепция» формирует обобщённое представление о своём «Я», которое состоит из отдельных элементов, образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения, самоанализа и включает основные представления и черты человека о своей натуре.

По мере развития личности на протяжении жизни «Я-концепция» также подвержена изменению. «Я-концепция» оказывает весомое воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Роберт Бернс, наряду со множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

Когнитивная составляющая – это образ «Я» человека, в котором содержатся его представления о своей личности.

Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа «Я».

Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом «Я» и самооценкой.

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. она является целостным образованием, каждый из элементов которого отличается некоторой самостоятельностью, но при этом находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

В школьном возрасте у детей происходит активный процесс самопознания и самоосознания. Именно в этот период ребенок начинает понимать самого себя, разбираться в своих мотивах, знакомиться со своими потребностями, понимать свое место в системе межличностных отношений. В это время важно и развивать потенциал ребенка, заложить основы объективного оценивания своих возможностей и себя как личности.

От объективной самооценки зависит успех ребенка в учебной деятельности.

Существует важная психолого-педагогическая особенность, которая влияет на успешность ребенка, — это требования, предъявляемые к самому себе. Человек, который предъявляет к самому себе завышенные требования, в большей мере старается одержать победу, чем тот, чьи требования к себе средние.

Очень много для достижения целей значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи.

В условиях совершенствования системы образования главным является развитие личности ребенка. Основной задачей образовательного учреждения становится формирование у обучающихся самостоятельности, совершенствования и всестороннего развития личности, формирование активной позиции в образовательной деятельности, что требует от ребенка объективного мнения и собственной оценки своих возможностей, принятие его социальной роли, правильное построение межличностных отношений, адекватное оценивание особенностей своей личности и деятельности. Сегодня школьное образование зачастую заканчивается лишь формированием умений и знаний, а аспектам личности, которые напрямую связанны с ростом самооценки учащегося в рамках когнитивного процесса, не уделяется должного внимания.

Самооценка ребенка — это представление о важности своей личности, деятельности среди других, оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Позитивная самооценка — это фундамент, который закладывается в школьном возрасте и оказывает огромное влияние на успешность дальнейшего обучения ребенка. Оценивание ребенком себя начинается под влиянием оценочного мнения педагогов, друзей, родителей. Ребенок должен научиться относиться к себе и к результатам своей работы определенным образом. С взрослением ребенок все с большим пониманием делит свои реальные результаты и то, чего он мог бы достигнуть, обладая определенными качествами личности.

Развитие самооценки у детей

В дошкольном возрасте более быстрыми темпами развивается и более выражен эмоциональный компонент самооценки; в младшем школьном возрасте — когнитивный; в подростковом — снова ведущую роль приобретает эмоциональный компонент; в юношеском возрасте на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций.

Развитие самооценки у детей проходит в несколько этапов:

— Первый этап: дети в процессе самооценки ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков.

— Второй этап: в сферу самооценки ребенка включаются внутренние состояния и моральные качества личности.

Формирование второго этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего интеллектуального развития.

Формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит не только в образовательном учреждении. Большую роль играет семья и СМИ: ребенок узнает информацию из книг, из бесед со своими близкими, из различных средств массовой информации.

У детей школьного возраста часто наблюдается неадекватная оценка своих возможностей. Данная ситуация сопряжена с появлением чувства превосходства: необоснованно завышая свои возможности, школьники ставят перед собой задачи, выполнить которые они не в состоянии. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает н коллектива и может стать причиной конфликта в группе сверстников. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности способствует появлению эмоциональных срывов. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

  • самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
  • самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

При формировании адекватной самооценки у школьника можно столкнуться со следующими проблемами:

  • Проблема роста: в период активного роста дети редко воспринимают себя адекватно (рост выше или ниже чем у большинства сверстников вызывает искаженное восприятие себя).
  • Проблема внешности: встречается, что ребенок не принимает самого себя (не удовлетворен своей внешностью, не воспринимает положительно свои способности, тяготится самим собой и самим представлением о себе). Такого рода рефлексирующий негативизм — явление довольно частое. И этот негативизм рождается на грани позитивного качества — неудовлетворенности собой.

Необходимо также выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у учащихся:

— знание родителями и педагогами окружения ребенка;

— заинтересованность родителей и учителей в учебных достижениях ребенка и включенность взрослых в сам процесс обучения;

— взаимодействие родителей и педагога с ребенком в беседах и разговорах, формирующих общее адекватное восприятие окружающей действительности.

Взаимоотношения в этих трех направлениях являются показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

В младшем школьном возрасте эмоциональная составляющая поведения ребенка во многом определяется его окружением, друзьями, которые могут выступать как продолжение самого ребенка. Поэтому реакция взрослых, активно участвующих в процессе становления личности ребенка, на друзей является косвенным показателем их интереса к ребенку. Незаинтересованность окружением способствует формированию у ребенка низкой самооценки.

Заинтересованность в результатах учебы ребенка — важный показатель общей заинтересованности в ребенке. Одной из возможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, является школьный дневник. Поэтому реакция на текущие записи в дневнике характеризует отношение родителей и учителей к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам. Чаще всего низкая самооценка связана безразличной реакцией на достижения ребенка (какие бы они не были, высокие или низкие). Даже наказание его за полученные в школе плохие отметки воспринимается ребенком как проявление интереса и заботы.

Самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убежденность в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его «Я-концепции» в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей и педагогов постоянно подкрепляют это убеждение. Ребенок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Какие бы типы поведения не использовали окружающие, очевидно, что ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других людей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является решающим фактором для формирования положительной самооценки. Роль социальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенка представляется незначительной.

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей и учителей сформировать у ребенка способность к приспосабливаемому поведению. Это выражается в следующих требованиях: послушание; умение подстраиваться под других людей; зависимость от взрослых в повседневной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей и учителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.

Самооценка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников (в отличии от дошкольников) уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.

Факторы формирования самооценки

Влияние школьной оценки.

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, принимают эту меру за идеальную для оценивания своей личности и личностей окружающих, при этом не учитывая различные факторы, повлиявшие на получение данной отметки. Дети выделяют для себя группы: «двоечники» и «троечники», хорошие и средние ученики, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. У детей, которых зачастую возникают сложности с выполнением заданий, давящее мнение сверстников усугубляет проблему успеваемости и снижает уверенность в себе, в своих возможностях, что неизбежно ведет к снижению самооценки и как следствие еще худшим результатам.

Доверие между родителями, учителями и детьми.

Родители и учителя успешных учеников проживают с ребенком каждый этап его жизни. Это значит, что они разделяют его радость, опасения и помогают их осознать. Общаясь с ребенком и учеником, внимательно выслушивая его, расспрашивая обо всем, что для него важно взрослые формируют доверительные отношения, которые позволяют ребенку осознать его значимость и сформировать правильно понимание происходящих ситуаций и проблем. На основе отношения к нему родителей и учителей ребенок выстраивает оценку своей личности.

Развитие познавательного интереса.

Важно поддерживать интерес ребенка к знаниям и исследованиям чего-то нового, неизвестного. Если детям интересно на занятиях, происходит развитие познавательных качеств личности ребенка, это положительно сказывается на результатах обучения и способствует повышению самооценки. Успешность учебы во многом определяет саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа учителя, воспитателя или родителей, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку.

Развитие самостоятельности.

Поощрение самостоятельности ребенка в выполнении соответствующих возрасту задач направленно на то, чтобы придать учащемуся уверенности в собственных силах, что приводит к развитию интереса к выполняемой деятельности. Общий принцип развития самостоятельности направлен сперва на совместное выполнение заданий, а после (по мере появления уверенности) на осуществление полностью самостоятельной деятельности. Ответственность нужно формировать постепенно. Если постоянно убеждать ребенка, что он отлично справился с задачей, но при этом все перепроверять и не позволять действовать самостоятельно, то это приведет к развитию неуверенности и беспомощности. Сформированность умений планировать свои действия, осознавать цели и оценивать результат поможет освоить новые виды деятельности, быть успешным в изучении школьных дисциплин.

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки ребенка

  • Не сравнивайте своего ребенка с детьми, которые его окружают.
  • Относитесь к своему ребенку с уважением и пониманием. Акцентируйте внимание на хорошие и плохие поступки, на то что ребенок делает правильно, а где допущены ошибки.
  • Давайте возможность ребенку самостоятельно принимать решения и аргументировать почему именно такой вариант выбран.
  • В сложных для ребенка ситуациях оказывайте всевозможную поддержку, чтобы ребенок не утратил в себя веры и не разочаровался в своих возможностях.
  • Помните, что необходимо хвалить ребенка не только за ожидаемый результат, но также за попытку и приложенные усилия его достичь.
  • Давайте ребенку возможность проявлять инициативу, если появляется желание попробовать новый вид деятельности или помочь в чем-либо. Подкрепляйте данный акт положительными эмоциями, но контролируйте, чтобы целью не была нереализуемая задача.
  • Развивайте у ребенка чувство уважения к окружающим людям, обращайте внимание на происходящих вокруг положительных моментах.
  • Объясняйте ребенку, за что конкретно его ругаете или критикуете, донесите, что это не попытка оскорбить или обидеть, а лишь желание помочь всегда и во всем поступать правильно. При использовании воспитательных мер ребенок должен четко понимать, почему их применили и как правильно поступать в данной ситуации в следующий раз.
  • Развивайте у ребенка чувство равновесия, покажите, что из любой ситуации можно найти выход. Научите прислушиваться к советам окружающих.
  • Покажите на своем примере, что помогать окружающим это хорошо. Совершайте добрые поступки вместе.
  • Интересуйтесь мнением ребенка, когда принимаете какие-либо решения. Ребенок должен понимать, что его мнение также имеет вес. Объясняйте почему поступаете по-другому или почему соглашаетесь.
  • Не переусердствуйте с критикой и воспитательными мерами.
  • Способствуйте включению ребенка в межличностные отношения со сверстниками, записывайте в различные секции и кружки в соответствии с его интересами.
  • Создавайте ситуации успеха.
  • При появлении у ребенка недовольства дайте возможность ему высказать свое мнение. Подчеркните положительные черты ребенка и пошагово разберите сложившуюся ситуацию.
  • Придумывайте новые совместные развлечения, которые будут интересны ребенку.
  • Делитесь своими положительными эмоциями от ситуаций, которые доставляют вам удовольствие.
  • Научитесь смотреть на мир и проблему глазами ребенка.
  • Не вешайте «клише» на ребенка. Чем больше ребенок слышит негатива в свой адрес, тем больше он принимает его как норму.
  • При неудачах в учебе или в другой деятельности не ругайте ребенка, а поддержите его и помогите справиться со сложившейся ситуацией.
  • При решении незначительных ситуаций давайте возможность ребенку целиком и полностью принимать решение, дайте возможность почувствовать, что его мнение очень важно, что будет способствовать развитию ответственности и уверенности в себе.
  • Ненавязчиво предлагайте интересную познавательную и мотивирующую литературу, которая способна оказать положительное влияние на всестороннее развитие личности вашего ребенка.
  • Создайте благоприятную атмосферу дома. Ребенок должен понимать, что дома он найдет поддержку в тяжелых ситуациях и положительным моментам и успехам дома будут рады.

Рекомендации учителям по формированию адекватной самооценки ребенка:

  • Грамотно и обоснованно используйте методы поощрения и наказания. Ребенок должен понимать, что конкретно он делает правильно, а что нет.
  • Не позволяйте себе агрессивных выпадов в сторону ребенка.
  • Учите ребенка спокойно воспринимать критику в свой адрес. Объясняйте, почему вы на это обратили внимание и почему важно поступать иначе.
  • Обращайте внимание на психофизиологическое состояние школьника. Неудачи в выполнении заданий могут быть связаны с плохим самочувствием или высокими психоэмоциональными нагрузками.
  • Хвалите учеников за достижение положительных результатов. Если результат не достигнут, необходимо отметить попытку и приложенные усилия.
  • Критикуйте только за понятные и аргументированные ситуации. Ученик не должен оставаться в неведении или догадываться.
  • Сравнивайте успехи конкретного ребенка, не ориентируйте на успехи других.
  • Разбирая неудачи, помогайте школьнику делать правильные выводы, не решайте проблему за него, а направляйте в нужном направлении.
  • Адекватно оценивайте возможности учащихся, не ставьте перед ними непосильных задач.
  • Учите учеников уважать самих себя, обращайте внимание на положительные черты личности, заслуги в учебе, старания, положительные успехи.
  • Учите уважать одноклассников и других окружающих.
  • Задавая вопрос, всегда давайте возможность ребенку на него ответить, при появившемся затруднении постарайтесь помочь.
  • Предлагайте детям с заниженной самооценкой помогать отстающим, объясните, почему это важно.
  • Прежде чем оценить выполненное задание, попросите детей самостоятельно оценить свои старания. Таким образом вы всегда сможете отслеживать динамику их стараний.
  • Создавайте детям ситуации успеха на занятиях.
  • Поощряйте проявление интереса.
  • Прививайте ответственность за совершаемые поступки, учитывайте зону ближайшего окружения и развития ребенка.
  • Старайтесь найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Организовывайте внеклассные мероприятия, которые будут включать учащихся в групповую работу.
  • Покажите на своем примере, что значит уважение к личности и умение слушать и слышать собеседника, способность принимать отличную точку зрения.
  • При оценивании работы показывайте, как положительные, так и отрицательные моменты. Ребенок должен объективно понимать свои сильные и слабые стороны.
  • Оценивайте результат работы, а не личность ребенка.

Список используемых источников:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. – 296 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Том 2. М., Педагогика, 1980. – 287 с.
  3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2007.
  4. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания. М., Прогресс, 1986. – 422с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 2000 – 380с.
  6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т. 13. №4. С. 99-100.
  7. Дьяченко М.И., Каидыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, - 576с.
  8. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 2005 г. - № 3.
  9. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника.- М, 2001 – 292с.
  10. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, №1. С. 5-14.
  11. Константинова Н.И. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю.Кулагина. – М.: Эксмо, – 176с.
  13. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.
  14. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности- М., 1999 – 304с.
  15. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 2007 г
  16. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. -М.: Просвещение, 2002 – 216с.
  17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов ВУЗов. М.: Академия, - 456 с.
  18. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ Сфера, 2006
  19. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Санкт-Петербург 2011.
  20. Романова Р.М., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. ред. Р.М. Роговой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, - 112 с.
  21. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
  22. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Нач.школа плюс до и после.,2003 –с 44
  23. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1998 – 275с.
  24. Самооценка: понятие, виды и способы регулирования. Источник: http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-samoocenka.html