Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.
Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.
В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.
Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.
Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
Ученик:
При этом ученик должен:
Задачи учителя:
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.
Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.
Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.
Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.
Основные формы дистанционного обучения
К ним относятся:
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:
Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:
Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:
Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.
Педагогические принципы построения дистанционного курса
1) В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.
В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
2) Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
3) Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.
Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.
Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.
Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:
Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.
Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:
1) Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.
Сейчас выделяют два способа:
2) Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:
Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:
3) Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.
И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.
4) Административный аспект. В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов. Например:
5) Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.
Перечень основных требований к кадровому составу, который отвечает за процесс создания и реализации курсов дистанционного обучения, может выглядеть следующим образом.
Автор учебного материала – преподаватель:
а) обязательные требования:
б) желательные требования:
Технический специалист:
а) обязательные требования:
б) желательные требования:
Методист, учитель или консультант-наставник (тьютор):
а) обязательные требования:
Важнейшим компонентом процесса подготовки материала для дистанционного обучения является представление его содержания. В большинстве случаев для этого используется развитая гипертекстовая структура в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.д.).
Основа гипертекста подчиняется следующим принципам:
Для того чтобы пользователь мог быстро разобраться с содержанием, должна быть предусмотрена и удобная система управления. Педагог при этом обладает возможностью задавать любую форму представления материала и последовательность его изложения, в результате чего обеспечивается возможность использовать один и тот же материал для обучающихся с разным уровнем подготовки. В свою очередь ученик должен иметь возможность распечатать любую страницу учебного материала.
В гипертекст, если это методически оправданно, могут включаться звук, графические вставки, анимация, видеоряд. Однако стоит помнить, что избыточная наглядность способна серьезно снизить качество усвоения материала.
При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.
В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:
При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.
Сейчас активно используются 3D-технологии, которые представляют собой усовершенствованную модель уже не книжной страницы, а, например, целой комнаты или музейного зала. Благодаря созданию 3D-объектов удается создать эффект присутствия, что положительно влияет на процесс усвоения нового материала.
Организация дистанционного обучения как инновационный проект включает в себя несколько крупных блоков и реализуется посредством следующего комплекса мероприятий:
1) Внедрение информационной системы дистанционного обучения, что предполагает:
2) Разработка в поддержку основного курса и действующих факультативов различных дистанционных курсов по учебным предметам. Данное направление деятельности предполагает:
3) Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основного курса и факультативных занятия. Их разработка осуществляется в соответствии с действующими учебными программами. В состав таких комплексов входят:
4) Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов. Параллельно ведется работа по созданию гибридного дистанционного курса, к которой привлекаются другие образовательные учреждения. В рамках совместной работы изучаются различные модели дистанционных форм обучения, происходит обмен материалами.
5) Реализация технологии открытого образования, что предполагает:
Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных курсов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.