Как подготовить ребенка к успешному обучению после летних каникул
Оценка 4.6
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Как подготовить ребенка к успешному обучению после летних каникул

Оценка 4.6
Практикум
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 20.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Как подготовить ребенка к успешному обучению после летних каникул
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Как подготовить ребенка к успешному обучению после летних каникул

Актуальность проблемы переходных этапов школьного обучения заключается в неподготовленности детей к изменяющимся условиям, требованиям и нормам, которые ожидают их во время обучения в школе: для дошкольников – период поступления в школу, для учащихся четвертых – окончание первой ступени обучения, для учащихся пятых классов – переход из начальной школы в основную, для учащихся выпускных классов – сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшей траектории обучения.

Для родителей, которым предстоит отправить ребенка в первый класс, важным вопросом является «готовность» ребенка к школьному обучению. Для педагогов ― преемственность дошкольного и начального образования. Эффективность обучения в школе зависит от того, насколько у первоклассника сформированы необходимые для обучения навыки.

Особенность перехода из начальной школы в основную обусловлена сложной социальной ситуацией взросления ребенка и адаптацией к новым условиям обучения: кабинетная система, новые предметы, возрастает сложность школьной программы, имеет место возросшая степень самостоятельности: вместо одного учителя, к которому привык, необходимо взаимодействовать со многими предметниками, привыкать к их требованиям. В пятом классе опять меняется статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учебная деятельность.

Перед учащимися выпускных классов стоят задачи совсем другого рода, им необходимо определиться с жизненной позицией в выборе будущей профессии, подготовиться и максимально успешно пройти экзаменационные испытания как в школе, так и в учебных заведениях. В этот период школьники испытывают высокую нагрузку (учебную и психологическую). Они понимают, что от того, насколько успешно будет пройден данный этап, напрямую зависят их дальнейшие успехи в жизни.

От эффективности прохождения ребенком одной ступени обучения зависит его успешность на каждой последующей ступени. Задача взрослых ― облегчить детям трудности этих периодов, помочь стать успешными. Основной задачей учителя является всевозможная помощь ребенку во всестороннем формировании личности, усвоении учебных программ и в подготовке к переходным этапам школьного обучения. Задача родителей ― попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей определенного возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности, поддерживать спокойную и комфортную атмосферу в доме. Ребенок должен ощущать поддержку и помощь со стороны родителей.

Поступление в первый класс, переход в основную школу, переход в старшую школу – это сложные этапы не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Давайте попробуем разобраться, как подготовить ребенка к успешному обучению на каждом этапе.

Первый год обучения в школе

Первый год обучения в школе – очень сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы и уменьшение двигательной активности. Ребенку предстоит освоить формы деятельности, не всегда похожие на те, которые были ранее, выработать другой стиль общения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестроиться.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в педагогике. Этот процесс напрямую зависит от уже имеющегося предыдущего опыта и накопленных знаний.

Успехи первоклассника во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.

В детском саду ребенок сталкивается с бытовым комфортом, совместной игровой и познавательной деятельностью, относительным отсутствием обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация образовательного процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и учащегося точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности учащегося оценивается, неформальное общение в школе с учителем занимает значительно меньше времени.

Ребенок меняет комфортную (чуть ли не домашнюю) атмосферу детского сада на официальную обстановку школы, и его жизнь начинает подчиняться системе строгих правил. Значительно возрастают требования не только к интеллектуальной, познавательной, волевой сферам ребёнка, а также к способности саморегуляции поведения и др.

Придя в первый класс, ребенок попадает в новый коллектив, где ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Научиться подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Многие стороны учебного процесса для детей представляют сложности: сложно высиживать урок, сложно не отвлекаться и постоянно следить за мыслью учителя, сложно заниматься учебной деятельностью, если хочется играть, сложно не выражать свои мысли вслух. Только совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей даст возможность детям чувствовать себя комфортно в первый год обучения.

Для достижения данной цели необходимо разработать и реализовать систему работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой: определить направления работы между тремя составляющими: школа− сад − семья; развивать у ребенка положительные эмоции относительно обучения, работать над формированием социальных черт личности будущего школьника. Также необходимо сформировать единство взглядов дошкольной образовательной организации и родителей по вопросу подготовки ребенка к школе, познакомить родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка к школе.

Адаптация первоклассника к школе состоит из двух факторов: физиологической и социально-педагогической адаптации.

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

На новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех систем и тратит значительную часть своих ресурсов, поэтому в сентябре многие первоклассники болеют. → Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. → Период относительно устойчивого приспособления: организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Трудности физиологической адаптации могут проявляться через повышенную капризность ребенка вне школы, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация

В 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка: в период кризиса 7 лет интеллектуальное развитие ребенка, его резвившаяся способность к обобщению, влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.

Ребенок примеряет новую социальную роль «ученика», идет изменение самосознания: что было ценным раньше, становится второстепенным, а значимым становится учеба. Также следует учитывать, что в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Поэтому в начале обучения в первом классе родители должны помочь ребенку «вжиться» в роль школьника, сформировать внутреннюю позицию школьника, которая основывается на познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

Для этого родителям необходимо:

  • Регулярно беседовать с ребенком о школе, обсуждать правила школьной жизни, поговорить о важности учебы. Постарайтесь, чтобы у ребенка о школе сформировалось положительное представление.
  • Вместе с ребенком составьте режим дня с обоснованием его последовательности.
  • Введите четкие критерии оценки и самооценки (это могут быть правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес) и определите вместе с ребенком, какими способами их можно достичь.
  • Развивайте у ребенка умение управлять своими эмоциями, это поможет научиться внимательно слушать и точно выполнять задание. Играйте с ребенком в дидактические игры и игры по правилам.
  • Развивайте навыки общения, они позволят ребенку адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности и нового коллектива одноклассников.
  • Постарайтесь одновременно не отправлять ребенка в первый класс и в кружок или секцию. Если занятия спортом или музыкой, на ваш взгляд, — это необходимое условие воспитания, то начинайте заниматься за год до перехода в школу или со второго класса.
  • Когда будете вместе с ребенком выполнять задание помните, что он умеет концентрировать вниманье не более 20 минут, поэтому необходимо делать перерывы и чередовать виды деятельности.
  • В течение первого года учёбы ваш ребёнок очень нуждается в поддержке. И если вы хотите, что из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, демонстрируйте искреннюю веру в его возможности, но не предъявляйте завышенных требований.

Важным человеком в первый год обучения для ребенка и его родителей становится первая учительница. Учитель должен помнить, что вчерашний дошкольник, сев за парту, не стал школьником, он будет еще долго осваивать систему новых школьных отношений. Также необходимо учесть, что детям нужно время, чтобы привыкнуть новому режиму, новой деятельности, и к учителю: к темпу и тембру его речи, к требованиям, к выражению эмоций.

Ребенок, который только что сел за школьную парту, очень остро воспринимает свою неловкость, сильно переживает неудачи, поэтому педагог ни в коем случае не должен акцентировать на этом внимание или показывать свое неодобрение. Помните, это можно сделать не только словами, но и мимикой, жестами, интонацией. Не следует делать замечания по пустякам («не так сидишь, почему смотришь в окно, не заглядывай в тетрадь соседа, слушай внимательно, смотри внимательно…»).

Вводить требования следует постепенно, обязательно даваться пояснение, почему это нужно делать. Любое правило должно вводиться как пожелание, а не приказ.

Недопустим по отношению к первоклассникам и авторитарный стиль. Все пожелания необходимо говорить доброжелательном тоном. Ни при каких обстоятельствах не следует переходить на повышенный тон или угрозы рассказать родителям.

Педагог должен помнить, что ребенку важен эмоционально-положительный контакт, не следует эмоционально отталкивать ребенка. Ведь часто одно ласковое прикосновение намного эффективнее ста замечаний.

Нельзя обойтись и без учета возрастных особенностей детей 6-7 лет жизни. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок имел возможность работать в комфортном для него темпе, применять систему индивидуальных и разноуровневых заданий. При этом дать ребенку возможность самому выбрать уровень сложности. Этот подход особенно актуален для заданий по чтению, письму, математике.

Особенно важно научить первоклассника планировать свои действия по решению учебной задачи, т.е. овладеть умением составлять так называемую «пошаговую инструкцию». Для этого следует научить определять, какие действия следует выполнить для решения учебной задачи и их последовательность. Повторяйте последовательность действий из урока в урок. Это станет залогом дальнейшей успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Также следует поощрять учеников задавать вопросы.

Хотелось бы акцентировать внимание педагогов на недостаточном использовании в процессе обучения игровой деятельности, которая еще вчера являлась ведущим видом деятельности дошкольника. Ведь совсем не значит, что как только ребенок сел за парту, то ведущий вид деятельности сразу изменился с игровой на учебную.

Не следует осуществлять оценивание с первых дней обучения, т.к. это отрицательно влияет на привыкание ребенка к школьной жизни. Это касается не только балльной системы оценивания, но и оценивания звездочками, солнышками, тучками. Первоклассник воспринимает отметку как отношение к себе учителя, а не как оценку своей деятельности. Пока ребенок не начнет понимать «стоимость» отметки, ставить ее стоит.

Особое внимание следует уделить отношениям в новом формирующемся коллективе. Необходимо предупреждать детские конфликты, использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного психологического климата.

Особенную значимость первого года обучения имеет
контакт учителя с родителями. В этот период особенно важны советы педагога о том, что в семье должна быть спокойная обстановка, увеличено время для прогулок, а для многих детей — для сна после прихода со школы.

Дорогие взрослые, помните, что поступление ребенка в школу существенно меняет его жизнь, но у первоклассника должно оставаться достаточно времени для радости, отдыха и игры.

Пятый год обучения: что ждет ребенка

Переход учащихся из начальной школы в среднюю является сложным периодом. И сложность заключается в том, что у ребенка меняется социальное окружение (обновленный состав класса и новый состав учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация на новой ступени, возрастающая учебная нагрузка, снижение контролирующей функции учителя и осуществление самоконтроля). Назовем наиболее значимые изменения, с которыми сталкивается ребенок при переходе из четвертого в пятый класс:

  • смена учителя, появление вместо одного учителя несколько учителей-предметников;
  • возросший темп работы;
  • появление новых предметов и новых требований;
  • кабинетная система;
  • смена позиции – теперь в школе они самые младшие и нередко чувствуют свою незащищенность;
  • снижение контроля со стороны учителя;
  • пробелы в знаниях (они возникают из-за возросшей нагрузки, с которой ребенок на данный момент не в состоянии справиться).

Интеллектуальному и личностному развитию детей на стыке младшего школьного и подросткового возраста характерны существенные изменения в психике ребенка: меняется ведущий вид деятельности (в младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение); подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива (теперь на первое место выходит не похвала учителя, а общественная оценка; новообразованием младшего подросткового возраста является чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности. Это связано с тем, что у ребенка начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.

Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. На фоне физиологических особенностей возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) наблюдается эмоциональная нестабильность подростков.

В период приспособления к новым требованиям дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, наблюдается нарушение сна, аппетита ...

Если не учитывать названных выше факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным, а также привести к систематическому отставанию в усвоении школьной программы. Эффективность выполнения задачи – облегчить трудности перехода с 4 в 5 класс – зависит от согласованности действий родителей, классного руководителя и учителей-предметников.

После учителя начальных классов роль школьной «мамы» ложится на плечи классного руководителя, именно от него в первую очередь зависит успешность процесса адаптации.

Работа классного руководителя со своими будущими пятиклашками в идеале должна начинаться еще в четвертом классе или еще до начала учебного года. Во время бесед с учителем начальных классов как можно больше узнать о детях, о их семье, увлечениях, привычках. Целесообразно уже в 4 классе провести собственные наблюдения за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности, чтобы узнать их лучше, познакомиться и провести несколько игровых занятий, тестирований по рисункам, вопросам, анкетам. Также следует проанализировать документацию, имеющуюся на каждого ребенка (личное дело, успеваемость, характеристика). В результате данной работы классный руководитель будет владеть хотя бы основными характеристиками каждого ребенка, что существенно упростит процесс формирования доверительных и плодотворных взаимоотношений в учебной деятельности.

При переходе в пятый класс в связи со сменой обстановки и других вышеуказанных факторов у детей возрастает уровень тревожности. Поэтому классному руководителю следует запланировать мероприятия, направленные на снижение уровня школьной тревожности с самого начала учебного года: провести экскурсию по школе и познакомить детей с расположением новых для них кабинетов и других помещений, провести беседы с детьми об изменении в правилах школьной жизни, выработать правила класса; обеспечить детей необходимой информацией (расписанием, списком контактов одноклассников, информацией об учителях-предметниках и кабинетах).

Результативность работы классного руководителя будет выражаться в динамике успеваемости, отсутствии или наличии конфликтных ситуаций в классе, активном участии детей в делах класса, снижении/ увеличении тревожности у ребенка, комфортности пребывания ребенка в школе, а также степени участия родителей в школьной жизни ребенка.

Важным условием успешной адаптации является положительное отношение родителей к своему ребенку и обучению. Еще до начала учебного года проводите с ребенком как можно больше времени, вспоминайте интересные моменты из школьной жизни ребенка, поделитесь своими воспоминаниями о школе – это поможет сформировать позитивное отношение к школе еще до начала учебного года. Ведь ребенок тоже переживает, как сложатся его взаимоотношения с одноклассниками и учителями на новом этапе обучения. И задача родителей – настроить детей на позитивный лад. До начала учебного года изучите программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Родители должны быть убеждены, что ребенок получает хорошее образование в хороших условиях. Это придаст уверенности и самому ребенку.

Помните, первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Постоянно проявляйте интерес к его делам в школе, к школьной жизни, воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах, не начинайте разговор с вопроса об успеваемости. Не игнорируйте школьные мероприятия и встречи, которые организует родительский комитет и педагогический коллектив.

Необходимо поддержать чувство «взрослости» ребенка, предоставив ему самостоятельность в учебной деятельности. Но не пускайте все на самотек: организуйте обоснованный контроль, помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их за него. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка с системой наказаний и поощрений, чаще хвалите ребенка, создавайте ситуации успеха.

Родителям необходимо стараться поддерживать тесный контакт с классным руководителем, чтобы быть в курсе успеваемости, поведения и взаимоотношения с другими детьми, ведь ребенок часто о многом умалчивает. Помогайте в работе классному руководителю, организуйте совместные дела — это поможет улучшить взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.

Если возникли разногласия с учителем, не демонстрируйте их ребенку. Лучше, если он не будет о них знать. Прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить конфликт, идите на компромисс. Ребенок должен видеть, что родители поддерживают позицию школы.

В период адаптации особенно важна спокойная и стабильная атмосфера в доме.

Большинство обязанностей, касающихся адаптации пятиклассников, возложены на плечи классного руководителя. Однако не стоит забывать и о учителях-предметниках, которые также играют важную роль в адаптации учеников к новым условиям.

Учителям-предметникам стоит помнить, что высокий темп — это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал. Учет трудностей адаптационного периода и возрастных особенностей при грамотном выборе способа подачи материала и вида деятельности сделают более легким приспособление ребенка к новым условиям. Сообщайте заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету в начале урока, а не после ответа у доски. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

Постарайтесь найти в ответе каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное, похвалите его за это, тем самым мотивируя школьника на еще большие достижения. Познакомьте ребят с наиболее эффективными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету. Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.

Задача учителя – выявить затруднения в усвоении учебного материала и своевременно прийти на помощь в устранении пробелов.

Создавайте на своих уроках ситуацию успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается, постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом. Совместно с классным руководителем работайте над особенностями класса.

Выпускной класс

Выпускные классы в первую очередь знаменательны для любого школьника порой итоговых экзаменационных испытаний. Именно от результатов этих испытаний зависит дальнейшее профессиональное становление ребенка.

За последний год в школе нужно многое успеть: подтянуть балл аттестата, сдать школьные экзамены, подготовиться к поступлению или переходу в десятый класс, а ещё последний звонок и выпускной, к которым ученики выпускных классов относятся с полной ответственностью и активно готовиться к ним на протяжении всего года.

Изменяется отношение и к отметке – она утрачивает свою побудительную силу. Для старшеклассника хоть еще и важен средний балл аттестата, но на первое место выходят знания, которые в значительной степени обеспечивают будущее.

В этом возрасте происходит формирование ценностно-смысловой сферы и внутренней позиции: осознание основных мотивов учения, которые формируются на основе профессионального самоопределения (выбор предметов, необходимых для поступления или дальнейшего обучения).

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию. Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров.

Под воздействием данных факторов старшеклассник постоянно пребывает в стрессовом состоянии, которое накапливается и мешает справляться с большим объемом информации, собраться с мыслями в самый ответственный момент. Волнение может выражаться по-разному: от истерик, до демонстрации показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта.

Для старшеклассника важным моментом является сдача государственной итоговой аттестации, то педагогу и родителям необходимо акцентировать внимание именно на эти составляющие:

  • информационная готовность (информирование о ходе проведения экзамена, правилах поведения, правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность (готовность продемонстрировать результаты обучения по определенному предмету с учетом его специфики);
  • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Учителя в выпускных классах не всегда могут обеспечить необходимую помощь своим ученикам. Они обязаны следовать учебному плану и выполнять требования к результатам обучения по предмету.

Для достижения наиболее эффективной работы по усвоению необходимого материала и подготовке к экзаменам рекомендовано привлекать родителей школьника. Конечно, родители зачастую не готовы заниматься обучением детей, но от них этого и не требуется. Необходимо, чтобы все сложности, которые возникают дома у выпускника, связанные с процессом обучения или каким-либо образом влияющие на него, своевременно замечались и разрешались.

Родители учеников могут обращаться за помощью к учителям-предметникам для наверстывания упущенного материала, грамотно использовать медиа средства, правильно организовать комфортный процесс обучения дома, создать благоприятную и доверительную атмосферу в семье. Ребенок должен понимать, что дома ему готовы помогать с любыми трудностями.

В то же время следует помнить, что в шестнадцать лет у молодого человека сформирован свой собственный стиль учебной работы. Поэтому учителю и родителям не стоит строго регламентировать процесс учения, более результативно будет, если старшекласснику предоставить бо´льшую самостоятельность, чтобы формирование учебных навыков было ориентировано на личностные особенности ученика.

В ходе подготовки к экзаменам целесообразно будет применение компьютерных технологий. Это позволит не только систематизировать усвоенные знания, но и подготовиться к экзамену в более короткие сроки.

В процессе сдачи экзаменов большую роль играет понимание того, что надо делать. В психологии известен тот факт, что если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Для этого необходимо, чтобы учащиеся знали структуру экзаменационных заданий, а навыки работы с данной структурой отрабатывались в процессе учебных занятий. Зная типовые конструкции, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Учителю следует проводить основную часть работы не перед самим экзаменом, а заранее. Используйте в работе опорные конспекты, ведь дети хорошо усваивают содержание материала через данную форму деятельности, и она эффективна для систематизации материала.

В процессе подготовки к ГИА большую роль будет играть тесное взаимодействие с родителями: необходимо, чтобы родители понимали всю важность своей ответственной миссии в поддержке и помощи ребенку, понимали какую помощь они могут оказать.

Очень часто взрослые заблаговременно уделяют внимание информационной и предметной готовности, а вот на психологическую готовность обращают внимание только перед экзаменом, когда у ребенка ярко проявляется стрессовая ситуация.

Важным фактором успеха является уверенность в себе. Ее невозможно сформировать в оставшийся до экзамена промежуток времени, т.к. это достаточно длительный процесс тренингов, консультаций и корректировки взаимоотношений. Поэтому надо учить ребенка, как справиться с волнением.

На уроках педагогам следует уделить внимание развитию навыков саморегуляции и самоконтроля у выпускников. Они позволяют учащимся более спокойно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Поддерживать самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание. Во взаимодействии с учащимися использовать юмор. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт.

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком выпускного класса, его психологической поддержке:

Родителям следует стараться создать комфортное внутрисемейное взаимодействие: модель доверительного и уважительного общения поможет раскрыть переживания и возможные причины тревожности у ребенка.

Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Будьте справедливы с вашим ребенком, где нужно проявляйте твердость, но не выступайте в роли судьи.

Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является измерителем его возможностей.

Контролируйте режим подготовки ребенка к занятиям, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме родителей, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением.

Помогите ребенку определиться с будущей профессией, поговорите о его интересах, разберите, что именно предполагает та или иная профессия. Необходимо сформировать у ребенка понимание и адекватное восприятие своих возможностей и профессиональных перспектив. Найдите вместе подходящие варианты и определите школьные предметы, которым стоит уделить особое внимание.

Мы рассмотрели возрастные периоды, которые связаны с наиболее значимыми периодами в жизни школьника, но при этом не следует забывать и об учащиеся остальные классы.

Начальная школа (2-4 классы)

У школьников со 2 по 4 классы ведущей становится учебная деятельность, но следует помнить, что игровая деятельность все еще присутствует, хотя с каждым годом ее значимость в освоении учебного материала снижается. Это связано с тем, что в данном возрасте у детей идет интенсивное интеллектуальное развитие, память становится «мыслящей», а восприятие «думающим», создаются предпосылки к развитию чувства «взрослости».

Именно в этот период активно формируются:

  • произвольность – внимание ребенка становится планомерным, контроль за своими действиями выполняется на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения;
  • внутренний план действий – специфическая форма внутренней активности личности, интегративная способность, аккумулирующая в себе целый ряд интеллектуальных способностей (ставить цели, намечать пути их достижения и реализовывать задуманное);
  • рефлексия – осознание себя субъектом учебной деятельности. Следует понимать, что в начальной школе развиваются лишь основы навыка рефлексии, т.к. она являться новообразованиям подросткового возраста.

Любое нарушение в развитии одного из этих качеств сказывается на развитии двух других, при этом произвольность рассматривается как основополагающее в развитии детей младшего школьного возраста.

Если ребенок обучается в первом классе, то мы говорим о зачатках этих качеств, а начиная со второго по четвертый – об их формировании и развитии. Сформированность этих качеств необходима для дальнейшего обучения в средней школе.

Средняя школа (6-8 классы)

Рассмотрим особенности школьников, обучающихся в средней школе. Основной характерной особенностью детей данного возраста является общение, которое распространяется на все виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др.

У подростков появляются такие новообразования, как чувство взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении.

Смена ведущей деятельности (от обучения к общению) ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их реализовать.

Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не столько на получение новых знаний, сколько на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного получения знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни ребенка.

На каждом этапе обучения в школе следует уделять как можно больше внимания формированию у ребенка учебной мотивации и уверенности в себе.

Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и т.д.), ребенок осваивает новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).

В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.

Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).

Чтобы правильно начать работу со школьником, который не хочет учиться, нужно точно выяснить причины его нежелания. Выяснить данные причины поможет школьный психолог. Такими причинами могут быть пробелы в знаниях, и, как следствие отставание в учебе; отсутствие приемов и навыков учебного труда; нарушение взаимоотношений с учителем, родителями, одноклассниками; активные внеучебные интересы; несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов или непонимание цели учения); страх перед школой.

Для обеспечения развития учебной мотивации учителю необходимо: изучить особенности мотивационной сферы ребенка, а на уроке создавать такие условия для развития мотивационной сферы. Педагог должен ориентироваться на индивидуальные достижения и интересы ученика. Следует помнить, что личность учителя является стимулирующим фактором развития у детей мотивации к учению.

Родителям необходимо проявлять интерес к школьной жизни ребенка. Ребенок должен чувствовать вашу причастность к его делам. При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но ни в коем случае не выполняйте задания вместо него. Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению. Вместе читайте сказки по ролям, конструируйте и моделируйте, работайте над проектами. Не стоит предъявлять к ребенку завышенных требований. Начинать надо с простых, понятных, легко выполнимых действий, а потом постепенно усложнять нагрузку. Если перегружать ребенка большим объемом заданий, то он ребенок потеряет интерес. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается. Пошагово объясните, что он делает не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.

Для успешного обучения ребенка на каждом обозначенном этапе необходимо понимать, что к переходным периодам нужно готовиться заранее: к поступлению в школу – в дошкольном возрасте; к переходу в пятый класс – в период со 2 по 4 классы, к экзаменам с 6 по 8 класс. Таким образом процесс адаптации у школьника будет сведен к минимуму, что в свою очередь сформирует крепкий фундамент для прохождения следующего кризисного этапа.

Основной упор нужно делать на снижение уровня школьной тревожности, что в свою очередь будет формировать уверенность в себе, а также на формирование мотивации к учению.

Список использованных источников:

  1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007.-315с.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. "Аст-Пресс", 2000. – 429 с.
  3. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 200 с.
  4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №3-4. ‑ С. 14.
  5. Зайцева В. 7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. "Первое сентября", 2008. - № 15. - 31 мая. -С. 24-27.
  6. Зак А.З. Исследования мышления младшего школьника в американской психологии. // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №1. ‑ С. 156.
  7. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ №4. ‑ С. 90-100.
  8. Кавецкая М.И. Развитие творческой активности младшего школьника // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ № 12. ‑ С. 68.
  9. Корнеева Е.Н.. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 1999.- 191с.
  10. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова. — Текст // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 437-439.
  11. Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 208с.
  12. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с. 
  13. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1985. ‑ №1 ‑ С. 43.
  14. Мошкин М. П., Носков В. Б. АДАПТАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ // Большая российская энциклопедия. Том 1. Москва, 2005, стр. 210
  15. Понарядов Г.М. О внимании младшего школьника // Вопросы психологии. – 1982.‑ №2. ‑ С. 51
  16. Психология развивающейся личности /Под редакцией А. В. Петровского, М., 1987.-240с.
  17. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018
  18. С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018
  19. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.-480с.
  20. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4. ‑ С. 36.
  21. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии мышления младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №1.‑ С. 47
  22. Хаустова, А. И. Социально-психологическая адаптация / А. И. Хаустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 614-617.
  23. Шеститко И.В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ №5. ‑ С. 67.
  24. https://mega-talant.com/blog/rekomendacii-uchitelyam-po-adaptacii-pyatiklassnikov
14.08.2020