Партнерство педагога и «компьютерного» ребенка в медиаобразовательной среде
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Партнерство педагога и «компьютерного» ребенка в медиаобразовательной среде

Оценка 4.6
Практикум
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.09.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Партнерство педагога и «компьютерного» ребенка в медиаобразовательной среде
Cвидетельство участника
249 р.
Партнерство педагога и «компьютерного» ребенка в медиаобразовательной среде

Эпоха информационного общества положила начало развитию новой парадигмы медиаобразования, где человек является активным субъектом медиасферы, при взаимодействии с медиаресурсами опирается на собственные медийные знания и опыт. Сегодня информационное пространство является одним из источников социализации личности, осуществляет влияние на взаимодействие между людьми и направленность деятельности человека.

Современное образование уже не может обходится без информационных технологий. В сети Интернет можно найти большое количество материалов, полезных как в обучении, так и в воспитании. Это могут быть обучающие игры, тесты, упражнения, различные образовательные ресурсы. В сети Интернет можно найти много полезной информации по обучению и развитию ребенка, по организации образовательного процесса, обменяться опытом, получить совет. Медиапространство стало средством познания, освоения и восприятия окружающего мира. Но все ли участники образовательного процесса готовы к полноценной жизни в информационном мире, хватает ли им знаний в области медиаграмотности?

Негативному влиянию информационного пространства больше всего подвержены дети, т.к. они более доверчивы в плане восприятия информации и чаще всего не умеют ее критически оценивать. Таким образом возникает потребность в медиаобразовании педагогов и обучающихся.

Одним из основных требований ФГОС является требование сформировать у школьников готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Мировая практика подчеркивает значимость медиаобразования школьников как комплекса умений, позволяющих адекватно воспринимать информацию средств массовой информации, применять информационно-коммуникационные технологии. Эти навыки позволят молодым людям легко адаптировать к жизни в современном информационном пространстве. Современная молодежь должна уметь анализировать значительные объемы информации, оценивать их и выбирать нужные сведения для достижения своих личных, профессиональных и образовательных целей.

Как помочь ребёнку стать медиаграмотным? Здесь начинается сфера деятельности и системы образования, и семьи. Современный ребенок уже в дошкольном возрасте имеет достаточный опыт общения с компьютерной, телевизионной, видео-, мобильной техникой, а в школьном возрасте ученик часто опережает учителя в знании технических аспектов медиа, и этот аспект педагог должен использовать в процессе обучения Поэтому системе образования необходимо менять подходы к медиаобразовательной практике, искать новые методические формы, которые будут адаптированы к сегодняшним условиям, где ребенок может выступать не только как потребитель информации, но и как создатель собственных материалов.

Термин «медиа» в зависимости от контекста может иметь различные значения. В контексте медиаграмотности его употребляют относительно средств массовой информации.

Понятия «медиа», «медиасообщение», «медиаграмотность», «медиаобразование».

В книге «Медиаобразование. Критическое мышление в мультимедийном мире» А.В. Федоров выделяет следующие характеристики медиа:

- Медиа передают послания («месседж»), созданные в виде текстов и/или визуальных средств, при помощи визуальных и/или звуковых носителей.

-  Медиапослания создаются массово, для массовой аудитории, массово распространяются с помощью соответствующих технологий.

- Создатели медиапосланий, не находятся в одном физическом пространстве с получателем (получателями) этих посланий. (т. е. послания создаются не для себя или, например, своего класса).

Таким образом, любое медиасообщение — это конструкция, в которой закодировано послание. Если послание, скрытое, как бывает в рекламе или пропаганде, то задача педагога — научить его понять.

Медиаобразование, по мнению А.В. Фёдорова, «рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

Выделяют два аспекта медиаобразования. Первый связан с поиском и умениями критического восприятия, оценки и использования информации, поступающей из различных источников. Второй предполагает наличие умений быть успешным создателем и ответственным автором обычных, аудио- и видеотекстов, находящихся в публичном пространстве: на сайтах, в блогах, на форумах, озвученных в ходе интернет-конференций, вебинаров и т.д.

Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют находить нужное, анализировать, оценивать сообщения в различных видах медиа, жанрах и формах, а также создавать такие сообщения.

Таким образом, медиаобразование — это процесс, а медиаграмотность — результат соответствующей образовательной практики.

Медиаграмотная аудитория должна понимать, что информация, полученная из медиаисточника, формируется с позиции определенных людей, для результативности используются специальные техники эмоционального воздействия, идентифицировать, кому данная информация выгодна и почему. Медиаграмотный человек должен уметь использовать альтернативные источники информации и не являться объектом манипуляции.

Назовем компетентностные навыки использования информации в медиасреде: эффективное использование информационных ресурсов, взаимодействие с пользователями и медиа средой, аудиовизуальные навыки, творческое использование медиасредств, соблюдение нравственности и этики, информационной безопасности, знание и соблюдение правовых норм, экономический аспект медиакомпетентности.

Таким образом, быть медиаграмотным, значит обладать медийными и информационными компетенциями. В концепции ЮНЕСКО предлагается объединять понятия медийной и информационной грамотности в одно: «медийно-информационная грамотность». Данное понятие включает комплекс компетенций человека в области медиакоммуникаций, направленных на эффективное освоение медиапространства, развитие умения интерпретировать используемую информацию из различных источников и принимать обоснованные решения.

Элементы медийной и информационной грамотности

Информационная грамотность включает следующие умения:

  • определить и сформулировать информационные потребности;
  • найти и получить доступ к информации;
  • оценить информацию;
  • систематизировать информацию;
  • использовать информацию с соблюдением этических норм;
  • передавать информацию;
  • применить навыки ИКТ для обработки информации.

К основным элементам медийной грамотности можно отнести:

  • понимать роль и функции медиа в демократическом обществе;
  • понимать условия, при которых медиа могут выполнять свои функции;
  • критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций;
  • взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах;
  • актуализировать навыки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского контента.

Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения.

Модели реализации медиаобразования

Модели реализации и развития медиаобразования могут быть различны, они должны развиваться, видоизменяться и совершенствоваться:

− Введение в учебный процесс специального предмета: учащиеся осваивают проектную деятельность, внедрение в учебный процесс технологий медиаобразования, создание мультимедийных ресурсов в условиях образовательной организации.

− Введение факультативных курсов медиаобразовательной направленности: занятия по информатике и информационным технологиям, WEB-дизайну, различным направлениям журналистики и другим предметам, предметам, предполагающим возможность интеграции медиаобразования.

− Интеграция медиаобразования посредством дополнительного образования: организация кружковой работы, направленной на освоение современного медиапространства, развитие медиатворчества.

− Интеграция в традиционный учебный предмет: включение в процесс обучения медиаресурсов, их анализ и критическая оценка, самостоятельная практическая деятельность, направленная на создание медиапродукта.

− Создание школьного медиацентра как компонента медиаобразовательной среды: синтез библиотечно-информационной системы и разработки авторского медиаконтента, развитие медиатворчества, изучение современных образовательных медиа и внедрение новинок в образовательную деятельность.

− Медиахолдинговая модель может быть представлена проведением различных форумов, конкурсов или фестивалей, организацией профильных смен школьного лагеря, дистанционным обучением.

Педагогический инструментарий обучения медийной и информационной грамотности

В формальном образовании наиболее распространенным является интегрированное медиаобразование, которое включает интеграцию медиа с предметами естественнонаучного цикла и гуманитарными дисциплинами, что дает возможность оценивать медийные тексты и решать медиаобразовательные задачи. Учащиеся могут изучать, комментировать, создавать тексты с позиции определенной учебной дисциплины. Медиаобразование можно отнести к метапредметной области, т.к. одни и те же задачи решаются в процессе обучения различным дисциплинам.

Одним из средств обучения медийной и информационной грамотности является образовательная среда, которая рассматривается как комплекс образовательных ресурсов, учебно-методических и технических средств, обеспечивающих оперативный доступ к необходимой информации и создающих коммуникативную среду для учащихся, педагогов и родителей. Медиаобразовательная среда — это система управления процессом обучения, которая создаёт все необходимые условия для организации познавательной деятельности обучающихся на основе масс-медиа. Наполнение этой среды включает создание образовательного контента, который должен учитывать особенности восприятия информации с разных носителей, а также эргономические требования представления информации. Широко используемыми средствами обучения являются мультимедиа, т.к. позволяют комплексно использовать вербальные и невербальные способы передачи информации, особенности клипового мышления современных школьников.

В медиаобразовательную среду необходимо активно включать внешнюю медиасреду, которая является одним из ведущих факторов изменения в современном образовании. Массовая печать, радио, кинематограф, телевидение, видео, компьютерные технологии — значимые составляющие информационной среды. К медиасреде следует отнести и интернет-технологии, с помощью которых в открытом доступе размещаются коллекции образовательных ресурсов, реализуются альтернативные формы обучения, создаются сетевые сообщества, реализуются образовательные проекты и пр. Интернет-технологии поднимают проблему информационной безопасности детей.

Современный «компьютерный» ребенок должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, оценивать качество и достоверность получаемой информации. Эффективным приемом формирования медиаграмотности будет включение обучающихся в процесс создания собственных медиасред, где они смогут «изнутри» познакомиться с их функционированием и устройством.

Методы обучения в медиаобразовании

В процессе овладения медийной и информационной грамотностью педагог и современный ребенок должны стать партнерами. Учитель должен использовать весь арсенал педагогических средств, чтобы сделать освоение медиаграмотности увлекательным занятием для ребенка. Это могут быть игры, конкурсы, олимпиады, создание собственного продукта.

Рассмотрим методы обучения медийной и информационной грамотности.

Метод «тематического поиска» основан на самостоятельном поиске информации по заданной теме и позволяет всесторонне изучить проблему. Обучающийся проходит через определенные этапы поиска: постановка вопроса → определение связанных с ним мнений и представлений: объяснение фактов и принципов → поиск, организация и анализ данных → интерпретация данных и решение задачи → действие и переосмысление последствий действий и результатов каждого этапа. Данный подход включает формирование умений решать проблемы и принимать решения, приобретение новых знаний и навыков.

Проблемно-ориентированное обучение формирует предметные знания и развивает критическое мышление. Эта форма кооперативного обучения способствует глубокому погружению в тему: учащиеся сами определяют цели, формулируют запросы и методы поиска информации и анализируют полученные результаты. Учащимся можно предложить создать рекламу.

Case study как метод анализа конкретной ситуации предполагает глубокое изучение одного случая или события. Данный метод предполагает использование исследовательских методов, т.к. включает системный подход к анализу ситуации, сбор данных, анализ информации, подведение итогов. Применение кейсовых практик можно рассматривать как возможность перенести практическую задачу из жизни в урочную/внеурочную деятельность обучающихся. Для создания кейсов используются различные медиаресурсы. В процессе обучения исследовательской деятельности детей можно успешно учить находить доступ к медиапродуктам, анализу всех их форм, переработке информации.

Кооперативное обучение предусматривает совместную работу обучающихся в процессе достижения поставленных целей. Кооперативное обучение может варьироваться от простой работы в паре до более сложных режимов работы: работа над проектом, метод обучения «пила», в рамках которого учебный материал разбивается на фрагменты и распределяется между обучаемыми, обучение на основе постановки вопросов и совместного поиска ответов в ходе дискуссии, до взаимного обучения, когда каждый из учеников становится учителем на некоторое время. Данный метод позволяет обеспечить управление учебным процессом, если способности к обучению и уровень базовых знаний учеников в классе сильно различается. Примером коллективного обучения может являться совместная работа в пространстве вики.

Анализ текста. Данный метод основан на работе с текстом в процессе которой дети учатся проводить анализ содержательного контекста, различать коды и символы различных медийных жанров. Для анализа можно предложить детям выбрать медиатекст, который им интересен. Это может быть образовательная публикация, репортаж, видео. В процессе групповой работы анализируются содержательная часть, аудитория, для которой предназначен контент, цели автора, текстовые и технические особенности.

Умение критически мыслить можно развивать, предлагая обучающимся найти ошибки в медиатексте: опечатки в учебнике, дополнительной литературе, газетах, журналах, интернет-сообщениях. Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и учебной литературе, фильмах, отрывки из которых следует использовать на уроках.

Контекстный анализ. Обучающиеся учатся проводить базовый контекстный анализ применительно к ключевым понятиям и явлениям. Происходит анализ части через целое: предварительное знакомство с текстом (определение темы, основных положений) → обратить внимание на начало текста → понимание контекста.

Одним из самых творческих подходов, который может использоваться в различных формах, является метод трансляции. Данный метод предполагает преобразование одной формы в другую. Например, преобразование репортажа в статью, или проведенного эксперимента в фильм.

Визуализация информации. Умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот. Умение трансформировать информацию — это компоненты медийной и проектной культуры человека. Формировать эту компетенцию можно, используя на логико-смысловые модели и интеллект-карты. Учащимся необходимо найти главное в тексте → установить причинно-следственные и логические связи → перевести словесную информацию в знаковую или наоборот.

Создание информационного и медиапродукта предполагает обучение на практике, что само по себе очень важно для процесса получения знаний и стимулирует к более глубоким предметам. Создание медийного контента дает возможность погрузиться в обучение в процессе изучения и выполнения практических заданий. Занимаясь созданием медиатекстов (это могут быть аудио-, видео- и печатных тексты), дети должны изучить теоретическую основу темы, стилистические средства и программное обеспечение. Примером может быть создание видеорепортажа на любую предметную тему.

Привлечение школьников к созданию образовательных медиапродуктов способствует формированию познавательной мотивации, активизации творческой деятельности ребенка в противовес репродуктивному восприятию медийной информации. В процессе работы ребенок учится выстраивать взаимодействие с различными источниками информации: находить и анализировать информацию из интернет-ресурсов, окружающего мира; выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками, педагогами и родителями, находить компромисс между собственной только формирующейся позицией и авторитетностью имеющегося научного знания.

Работа с фото и видеоматериалом, получение авторитетного экспертного мнения положительно сказывается на формировании эстетических взглядов.

Презентация собственного продукта, в том числе с использованием социальных сетей, заставляет ребенка ответственно подходить к выбору содержания как виртуальном пространстве, так и в реальной жизни. Участие в создании медиапродукта авторитетного взрослого как партнера будет иметь большой воспитательный потенциал, а само создание продукта личностно значимым событием. Педагог должен предоставить ребенку выбор тему, т.к. в процессе работы он должен работать над личностно значимой проблемой, необходимо мотивировать ребенка на поиск альтернативных решений исследуемой проблемы. Поэтому прежде медиатекст должен быть обработан и изучен педагогом.

Методы интеграции медиаобразования в процесс обучения

Рассмотрим пути интеграции медийной и информационной грамотности в основную форму организации образовательного процесса — урок.

Применение медиаматериалов при закреплении или опросе.

  • Предложите выбрать и подчеркнуть термины, относящиеся к данной теме, определить те или иные характеристики, или сформулировать задачу по материалу заметки.
  • Вместо того, чтобы критиковать или избегать разговоров, когда дети обсуждают просмотренный фильм или телепередачу, используйте возможность обратить внимание на то, как ученики сами используют медиа и указать им на закономерности их личного выбора. Не давайте личностных оценок. Подтолкните учеников к критичному анализу относительно их опыта взаимодействия с медиа.
  • Используйте медиа как источник информации. Если вы используете видео, аудио или цифровые носители, имейте в виду, что они могут быть не только лекционными, наглядными, а также и важным средством для активного слушанья: ученики должны делать записи и/или быть готовыми для обсуждения содержания, поэтому перед началом работы должна быть установка на восприятие; дети должны понимать цель использования медиапродуктов, поэтому перед началом работы целесообразно предложить список вопросов, на которые нужно будет дать ответы.
  • Используйте непродолжительные по времени видео- или аудиоматериалы: необходимо использовать фрагменты, соответствуют цели урока, следует приостанавливать просмотр или прослушивание для обсуждения.
  • Не следует использовать экранные медиа в качестве альтернативы печатному тексту. Дети должны научиться воспринимать медиасредства, как источник полезной информации, а не развлечения.

Применение медиаматериалов при изучении новой темы.

Предложите опрос в системе «знаю – узнал – хочу узнать». Вопрос «Что вы уже знаете по теме?», замените на вопрос: «Где вы взяли эту информацию или представление? Что было источником информации?». Обратите внимание, какие медиаресурсы используются учащимися, обсудите их влияние на знания. Вместо вопроса «Что я еще хочу узнать?», уточните ресурсы, на которых можно найти дополнительную информацию по теме. Используйте различные типы источников, обсудите преимущества полученной из них информации. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа. Совместно с обучающимися разработайте план поиска достоверных источников информации.

При заполнении колонки «Узнал» можно попросить уточнить, какие источники информации использовались, какие были наиболее достоверными, какие способствовали наилучшему усвоению материала.

Если у вас запланирована разработка презентации, предоставьте возможность всему классу коллективно покритиковать, согласно выработанным критериям, примеры визуальных презентаций на тему, связанную с учебной программой, предварительно убрав имена и координаты авторов.

  • Выбор цветового решения и шрифта.
  • Количество текста в презентации.
  • Преобразование текста в знаки и символ: использование таблиц, графиков.
  • Рациональность использования картинок и видеоматериалов.
  • Обоснованность использования видеоэффектов.

Использование медиаматериалов в процессе контроля.

Может стать полезной привычка собирать вырезки медиадокументов, которые содержат как правдоподобную, так и фальшивую (фейковую) информацию по темам, которые изучаются на занятиях.

Например, в проверочную работу можно включить медиаматериалы и попросить обучающихся определить, соответствует ли действительности данная информация или оценка. 

Компетентностный подход в аспекте медиаграмотности реализуется через проектирование деятельности по формированию медиакомпетенций. На современном этапе пассивное медиаобразование не может решать задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Наиболее результативной технологией в данном аспекте является проектная технология. В процессе разработки и реализации медиаобразовательного проекта обучающиеся приобретают навыки активного коммуникатора.

Работа над реализацией медиапроекта осуществляется в несколько этапов:

  • подготовительно-организационный этап включает выбор и обоснование темы проекта, анализ предстоящей работы, выбор организационных форм, методов и средств;
  • аналитический этап предполагает анализ имеющейся информации; поиск информационных лакун; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; анализ ресурсов.
  • технологический и исполнительский этапы включают составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; работу по выполнению проекта (при необходимости внесение изменений в план технологии реализации);
  • презентационный этап состоит из подготовки презентационных материалов и презентация проекта;
  • контрольно-оценочный этап предполагает самооценку и оценку результата проектной деятельности, выяснение причин удач и неудач.

На всех этапах проектной деятельности необходимо использование медиаресурсов.

Сегодня огромный потенциал медиа в образовательном процессе применяется не в полном объеме. Формирование медийной и информационной грамотности «компьютерного» ребенка не только является требованием информационного общества, но и продиктовано сферой его личностных и познавательных интересов. Ведь сегодня умение находить нужную информацию, анализировать ее и критически мыслить является более ценным, чем фактическое владение этой информацией. Вместе с тем медиаобразование еще не стало общепринятой практикой. Поэтому повышение медийной и информационной грамотности обучаемых и педагогов должно проходить в тесном сотрудничестве, которое сделает процесс овладения медиаграмотностью более эффективным.

Список источников:

  1. Давыдов В. В. Медиаобразование. // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. 1993. С. 555.
  2. Егозина В.И., Овчинников Н. Д. Смотреть нельзя запретить. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. № 54. С. 15–18.
  3. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс] https://iite.unesco.org/ru/mig/
  4. Кузьмина, М. В. Медиацентр современной школы как среда формирования медиа и информационной культуры учащихся / Медиа - и информационная грамотность в информационном обществе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции. 25 26 апреля 2013. - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013.
  5. Лавриченко Н. М. Перспективы информационной модели школы. Информационные технологии и средства обучения //Н.М. Лавриченко // Информационные технологии и средства обучения. –2009. –№ 1(9).
  6. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. – М.: МЦБС, 2013. – 384 с.
  7. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» (ЮНЕСКО, 2012) [Электронный ресурс] https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf
  8. Петрова О. В. Воспитательные эффекты образовательного партнерства учителя и современного «компьютерного» ребенка в пространстве медиатехнологий будущего. [Электронный ресурс] http://io.nios.ru/articles2/97/2/vospitatelnye-effekty-obrazovatelnogo-partnerstva-uchitelya-i-sovremennogo
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:Аркти, 2014 – 80 с.
  10. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Телекоммуникации и информатизация образования. 2007 № 3
  11. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.- 340 c.
  12. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – М.: Международный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с.
  13. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с.
  14. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013.
29.09.2020