Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые описаны в «портрете выпускника школы»: «...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества». Демократизация общественной жизни требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Компетентностный подход к гражданскому воспитанию, сформированный в работах отечественных авторов (И.А. Жигалова, Ю.В. Клецов) и декларированный в рамках образовательной политики России на современном этапе, предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).
По мнению В.Ш. Масленниковой, гражданские компетенции личности – это совокупность готовности и способности, которые позволяют личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
Термин «компетенции гражданственности» был введен И.А. Зимней в результате транслитерации термина «competence of citizenship». Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).
Можно говорить о том, что гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.
Гражданская компетентность складывается из четырех структурных компонентов: когнитивного, деятельностного, аксиологического и индивидуального.
-создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенцией (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.
- чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
4. Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны кем-то, их нельзя воспитать целенаправленным воздействием общества, государства или школы. Они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей. Гражданственность и патриотизм представляют собой не социальное в человеке, а индивидуальное, поэтому в раскрытии понятий гражданской компетентности и гражданских компетенций необходимо опираться на концепцию индивидуальности. Гражданские компетенции проявляются во всех сферах индивидуальности:
Формирование гражданина, патриота начинается ещё в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте зарождается любовь к родной природе, родному дому, семье, истории и культуре родной страны. Дошкольное учреждение образования имеет оптимальную предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие и воспитание с учётом принципов Концепции дошкольного воспитания.
Гражданское образование на различных уровнях образования характеризуется своим набором гражданских компетенций.
На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основное общее образование) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (среднее общее образование) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную траекторию развития и коллективную деятельность.
Некоторое время формирование гражданской компетентности в процессе получения образования напрямую связывалось сугубо с содержанием различных учебных дисциплин. Так, в ходе изучения истории и обществоведения, учащиеся получают представление о духовном развитии человека, о различии понятий «равенство» и «равноправие». Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание учащихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, толерантности. Предметы естественно-научного цикла (биология, география) акцентируют внимание на природных, социальных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формируют чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды, как в местном, так и глобальном масштабах.
В.Ш. Масленникова считает, что эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам возможно отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха, анализ конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия решений, демократический диалог и состязательность, педагогический менеджмент, ролевые игры, педагогическое управление лидером и культивирование авторитета, методику коллективных творческих дел, традиций, средств народной педагогики.
Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности также играет гражданская деятельность (природоохранного, экономического, правового, политического, патриотического и т.д. характера).
В педагогике принято подразделять методы формирования гражданской компетентности на методы формирования гражданского знания и методы выработки гражданских навыков. Методы выработки гражданских навыков направлены на интеллектуальные навыки (через использование методов дискуссии, «мозгового штурма», театрализации, анализа политической информации, проведение общенациональных мероприятий, политические деловые игры) и практические навыки (проведение социологических опросов, работа в благотворительных организациях, участие в судебных процессах над малолетними правонарушителями, работа над созданием общественных проектов, участие в управлении школой). В свою очередь, различают два блока методов формирования гражданского знания – информационно-дискуссионные (лекции, беседы, рассказы, проблемные задачи, просмотр видеокассет, использование компьютерных технологий) и самостоятельного освоения материала (выполнение заданий по изучению учебных тем с применением учебников, монографий, биографий, автобиографий, исторических рассказов, эпоса).
По мнению ряда исследователей в области педагогической науки, в процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседа о гражданственности – это разговор коллектива идейных единомышленников. Главная цель беседы – вызвать у молодежи увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека.
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются активные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. Как отмечает Г.Н. Филонов, «предпочтительно вариативное моделирование конкретных деятельностных форм гражданского воспитания в процессе образовательно-воспитательной, социокультурной деятельности учащихся в школьно-семейном социуме». К таким формам и методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношей в деятельности детских общественных объединений и организаций. В этой связи определенный интерес представляют социально-психологические проблемы жизнедеятельности школьного коллектива, отражающие особенности общественной психологии учащихся, их взаимодействие с педагогами.
Одним из путей гражданского воспитания учащихся является их включение в процесс управления. Закон «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших принципов государственной политики в области образования декларирует воспитание гражданственности и уважения к правам и свободам человека, любви к Родине. Практика показывает, что одними вербальными методами реализовать в школе этот принцип практически невозможно, нужна деятельностная социальная среда, которая и создается с помощью механизмов самоуправления, когда ребенок может практически повлиять на социальную ситуацию, начиная со своей школы и заканчивая районом или даже небольшим городом.
В настоящее время в педагогической литературе (Л.В. Байбородова, В.И. Бочкарев, А.С. Прутченков, А.Н. Тубельский и др.) представлен широкий спектр технологий создания систем школьного самоуправления.
Практика работы образовательно-воспитательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи. Демократическое управление обеспечивает первичным коллективам учащихся и отдельным учащимся право на самоопределение, саморазвитие и участие в самоуправлении общешкольным коллективом.
Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; в организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Самоуправление следует рассматривать как существенный фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Задача педагогического коллектива через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умение преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Волонтерская (добровольческая) деятельность возникла как аналог общественно полезной деятельности (или морального поведения). Эта деятельность предполагает достаточную активизацию индивидуальной нравственной позиции личности, при этом ее осуществление носит коллективный характер ответственности за совершенное действие. Волонтерская деятельность позволяет сохранить ориентацию педагогической деятельности на формирование морального (общественно ориентированного) образа поведения, то есть адаптационных механизмов существования человека, и в то же время - реализовать потребность личности в неадаптивных актах нравственной деятельности, которые позволяют ей перейти на ступень преобразования существующей общественной реальности.
Сегодня формирование гражданской компетентности в процессе обучения происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной отечественной и зарубежной педагогики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.