Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые становятся инвариантной основой образовательного процесса. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания обучающегося, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности ребенка в планирование своей учебы, осознание своих результатов, в конечном итоге – превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Определение цели учебного занятия – это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. В содержании целей занятия должны быть сформулированы теоретические обобщения, понятия и мировоззренческие идеи, обозначены интеллектуальные и практические умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть.
Цель является фактором, который обуславливает способ и характер деятельности для ее достижения, т.е. является системообразующим компонентом процесса обучения. Современными методистами определяются две группы педагогических целей: обучающие цели и цели личностного развития. Если обучающие цели могут быть достигнуты на протяжении одного урока и уровень их реализации можно диагностировать, то в формулировании и достижении целей личностного развития существуют объективные трудности, поскольку невозможно конкретно описать и определить те интеллектуальные и моральные приращения, которые должен получить обучающийся за 45 минут учебного занятия.
Что же такое цель в обучении?
Имеется, по крайней мере, три трактовки этого понятия.
Цель – это:
Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.
Отсюда следует определение задач урока. Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели, т.е. средство достижения цели. Чтобы охарактеризовать задачу, надо ответить на вопрос, как будет достигаться цель. Вместе с тем, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Какие общедидактические требования предъявляются к целям?
Цели должны быть:
Один из классических методов постановки задач – метод SMART. Служит он для правильного формулирования и проверки обоснованности задач.
Впервые SMART (smart – с английского – умный) формат для постановки задачи был изложен Питером Друкером в середине прошлого века как часть концепции «Управления по задачам» (Management by Ojectives). Сейчас уже существуют несколько трактовок расшифровки аббревиатуры SMART, которых объединяет одно – цель должна быть понятной, измеримой, приурочена к определенным срокам и ориентированной на конкретные результаты.
Итак, цель должна быть:
Процесс формулирования цели, её раскрытия был назван Ю.А. Конаржевским целеполаганием.
Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др.
Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:
Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
Проблема постановки развивающих и воспитательных целей урока решается не просто. Именно здесь может проявиться формализм при подготовке учителя к уроку. Как можно за один урок воспитать, например, патриота Родины или привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление? Это привело к тому, что триединая дидактическая цель урока стала предметом критики многих разработчиков образовательных технологий. Тем не менее, надо признать, что урок владеет уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности. Обучения без воспитания не бывает: «Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка - творческой мысли»,- отметил Е.Н. Ильин.
Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, отнимая время у объяснения нового материала или в ущерб другим видам учебной деятельности. Однако содержание воспитательной работы на уроке должно естественно вытекать из содержания самого урока. Воспитательный аспект должен использовать содержание учебного материала, технологию обучения, формы организации познавательной деятельности для формирования и развития моральных, этических, патриотических и других качеств личности.
Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Примером возможных формулировок могут быть следующие:
Возможный механизм диагностического описания целей предложил американский ученый Б. Блум:
Таким образом, алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить следующей последовательностью действий:
Постановка целей обучения включает в себя, с одной стороны, цели, которые определяет учитель, с другой стороны – цели, которые определяют учащиеся. Если учащиеся не ставят перед собой какой-нибудь цели, не осознают её, то и цель обучения становится недостижимой. Умение учащихся ставить цель и достигать её помогает им самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном занятии большую роль играет самоопределение учащихся по достижению цели. Именно такой подход в обучении обусловил разработку личностно ориентированной модели, в центре которой стоит личность учащегося.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Для этого учитель может организовать различные ситуации. Например, предложить учащимся самостоятельно заполнить таблицу с двумя графами: «По этой теме мне известно» и «По этой теме на уроке я хочу узнать». Таким образом, при заполнении таблицы ученики определяют свою деятельность и формулируют цель, которая уточняется учителем.
По этой теме мне известно |
По этой теме на уроке я хочу узнать |
Рассмотрим другой вариант диагностики учебных целей. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:
Таким образом, учитель предоставляет возможность ученикам для образовательного самоопределения.
Умение согласования целей субъектов деятельности (обучающегося и педагога) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.
Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:
Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно по следующим параметрам:
Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.