Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6
249 р.
249 р.

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Cвидетельство участника
249 р.
Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые становятся инвариантной основой образовательного процесса. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания обучающегося, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности ребенка в планирование своей учебы, осознание своих результатов, в конечном итоге – превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Определение цели учебного занятия – это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. В содержании целей занятия должны быть сформулированы теоретические обобщения, понятия и мировоззренческие идеи, обозначены интеллектуальные и практические умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть.

Цель является фактором, который обуславливает способ и характер деятельности для ее достижения, т.е. является системообразующим компонентом процесса обучения. Современными методистами определяются две группы педагогических целей: обучающие цели и цели личностного развития. Если обучающие цели могут быть достигнуты на протяжении одного урока и уровень их реализации можно диагностировать, то в формулировании и достижении целей личностного развития существуют объективные трудности, поскольку невозможно конкретно описать и определить те интеллектуальные и моральные приращения, которые должен получить обучающийся за 45 минут учебного занятия.

Что же такое цель в обучении?

 Имеется, по крайней мере, три трактовки этого понятия.

Цель – это:

  • предметная проекция будущего;
  • субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека;
  • предвосхищаемый результат деятельности.

Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

Отсюда следует определение задач урока. Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели, т.е. средство достижения цели. Чтобы охарактеризовать задачу, надо ответить на вопрос, как будет достигаться цель. Вместе с тем, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Какие общедидактические требования предъявляются к целям?

Цели должны быть:

  • диагностируемые;
  • конкретные;
  • понятные;
  • осознанные;
  • описывающие желаемый результат;
  • реальные;
  • побудительные (побуждать к действию).

Один из классических методов постановки задач – метод SMART. Служит он для правильного формулирования и проверки обоснованности задач.

Впервые SMART (smart – с английского – умный) формат для постановки задачи был изложен Питером Друкером в середине прошлого века как часть концепции «Управления по задачам» (Management by Ojectives). Сейчас уже существуют несколько трактовок расшифровки аббревиатуры SMART, которых объединяет одно – цель должна быть понятной, измеримой, приурочена к определенным срокам и ориентированной на конкретные результаты.

Итак, цель должна быть:

  • Specific – чёткая и строго определённая. Цель должна быть недвусмысленная и однозначная. Сформулированная таким образом, чтобы её нельзя было понять неправильно и интерпретировать по-своему.
  • Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
  • Achievable – достижимая. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагает ученик.
  • Result oriented – ориентированная на результат. Исполнитель должен понимать, чего он достигнет, а не чем будет заниматься. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать потребностям обучающихся.
  • Time based – определена по срокам. Достижение цели должно происходить в четко указанный период времени.

Процесс формулирования цели, её раскрытия был назван Ю.А. Конаржевским целеполаганием.

Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др.

Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:

  • цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно;
  • при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;
  • в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке; об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться у учащихся в ходе работы на уроке; о морально-этических и духовных качествах на развитие которых направлено содержание учебного материала.

Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

  • объяснить,
  • установить связи,
  • дать определение,
  • проиллюстрировать,
  • доказать,
  • перечислить,
  • выполнить,
  • систематизировать...

Проблема постановки развивающих и воспитательных целей урока решается не просто. Именно здесь может проявиться формализм при подготовке учителя к уроку. Как можно за один урок воспитать, например, патриота Родины или привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление? Это привело к тому, что триединая дидактическая цель урока стала предметом критики многих разработчиков образовательных технологий. Тем не менее, надо признать, что урок владеет уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности. Обучения без воспитания не бывает: «Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка - творческой мысли»,- отметил Е.Н. Ильин.

Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, отнимая время у объяснения нового материала или в ущерб другим видам учебной деятельности. Однако содержание воспитательной работы на уроке должно естественно вытекать из содержания самого урока. Воспитательный аспект должен использовать содержание учебного материала, технологию обучения, формы организации познавательной деятельности для формирования и развития моральных, этических, патриотических и других качеств личности.

Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес;
  • пробудить любознательность;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
  • побудить учащихся к активности;
  • выразить свое отношение;
  • прививать, укреплять... навыки.

Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Примером возможных формулировок могут быть следующие:

  • учить сравнивать;
  • учить выделять главное;
  • учить строить аналоги;
  • содействовать развитию;
  • создавать условия;
  • содействовать формированию;
  • развивать глазомер;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать умение ориентироваться на местности.

Возможный механизм диагностического описания целей предложил американский ученый Б. Блум:

  1. В учебном материале, который необходимо усвоить учащимся на уроке, выделяются учебные элементы, которые будут изучаться (факты, понятия, явления и т.д.)
  2. По каждому учебному элементу определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу урока.
  3. По каждому из выделенных действий составляется вопрос или задание, с помощью которого можно оценить, как овладел ученик этим действием.

Таким образом, алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить следующей последовательностью действий:

  1. Учитель при подготовке к уроку планирует его результат и формулирует его через действия учащихся, которыми они должны овладеть на уроке.
  2. Учитель принимает решение: или сформулировать самому цель урока, или организовать учащихся для определения целей урока. Если учитель решает создать в начале урока ситуацию для того, чтобы ученики сами сформулировали цели урока и спрогнозировали итог своей деятельности, он должен продумать эту ситуацию и подготовить соответствующий учебный материал.
  3. На заключительном этапе урока проводится диагностика и оценка степени достижения цели.

Постановка целей обучения включает в себя, с одной стороны, цели, которые определяет учитель, с другой стороны – цели, которые определяют учащиеся. Если учащиеся не ставят перед собой какой-нибудь цели, не осознают её, то и цель обучения становится недостижимой. Умение учащихся ставить цель и достигать её помогает им самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном занятии большую роль играет самоопределение учащихся по достижению цели. Именно такой подход в обучении обусловил разработку личностно ориентированной модели, в центре которой стоит личность учащегося.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Для этого учитель может организовать различные ситуации. Например, предложить учащимся самостоятельно заполнить таблицу с двумя графами: «По этой теме мне известно» и «По этой теме на уроке я хочу узнать». Таким образом, при заполнении таблицы ученики определяют свою деятельность и формулируют цель, которая уточняется учителем.

По этой теме мне известно

По этой теме на уроке я хочу узнать

Рассмотрим другой вариант диагностики учебных целей. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:

  • изучить материал учебника;
  • усвоить основные понятия и законы темы;
  • подготовить доклад по одной из проблем (указать);
  • качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
  • выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
  • овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
  • углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
  • научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
  • проявить и развить свои способности (назвать их);
  • организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
  • научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения в ходе изучения темы;
  • получить хорошую отметку на зачёте;
  • научиться решать задачи и проблемы по теме;
  • свой вариант цели.

Таким образом, учитель предоставляет возможность ученикам для образовательного самоопределения.

Умение согласования целей субъектов деятельности (обучающегося и педагога) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование педагогом многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно по следующим параметрам:

  • постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;
  • изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;
  • расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдаленного будущего;
  • развитие у ребёнка рефлексивных способностей, которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик становится субъектом учебной деятельности);
  • изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.

Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.

Список источников:

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  3. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6.
  4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
  5. Целеполагание в педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. Изд-во АОИУУ, 2004.
  6. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
24.04.2017