Сегодня нельзя представить жизнь человека без средств массовой информации. Для нас является привычным растущий поток информации, под воздействием которого формируются эстетические, социальные, нравственные, интеллектуальные интересы и ценности. Стремительное расширение медиапространства делает злободневной задачу формирования медиакомпетентности учащихся в процессе обучения. Медиаобразование как набор средств и методов обучения детей самостоятельному восприятию продуктов медийного производства, сегодня как никогда актуально. Детям XXI века необходимо уметь ориентироваться в насыщенном информационном поле, осуществлять отбор информации, иметь практические навыки работы с медиа, обладать аудиовизуальной грамотностью, критическим мышлением, развитым воображением, нравственно-эстетическим восприятием и художественным вкусом.
Медиакомпетентность — совокупность умений выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.
Информационное общество вносит изменения в организацию образовательного процесса, формы общения, способы получения информации, формы и способы представления результатов деятельности, предоставляет дополнительные возможности для реализации новых идей в процессе разработки и применения аудиовизуального контента в исследовательских, творческих и практических проектах. В процессе обучения и воспитания активно используются видео, аудио, 3D графика, мультиплатформенные редакторы, телевиджеты и многое другое. Это позволяет широко применять медиасредства и медиатехнологии для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, формирования медиакультуры как основы самоопределения ребенка в медийном пространстве.
Таким образом на первый план выходит проблема формирования медийной и информационной грамотности обучающихся.
Согласно документам ЮНЕСКО, информационная грамотность включает следующие навыки:
Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
В процессе формирования медийной грамотности учащиеся приобретают навыки безопасного использования медиа, а также спонтанного самовыражения, формирования независимого мнения и участия в жизни гражданского общества.
Медийная грамотность включает следующие составляющие:
Ключевые элементы медийной и информационной грамотности
Медийная и информационная грамотность включает комплекс навыков, без которых современный человек не сможет понять окружающий мир. Человек, обладающий навыками медийной и информационной грамотности, понимает влияние медиа и формы представления информации в них, умеет принимать информированные и независимые решения, получать новую информацию об окружающем мире, вести публичный дискурс, продолжать обучение на протяжении всей жизни, создавать свой контент и использовать медиа для самовыражения и творчества, критически мыслить.
Формирование медиакомпетентностей на учебном занятии
Формы и способы выражения медиа постоянно развиваются, следовательно, навыки медийной и информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Рассмотрим возможности формирования медийной и информационной грамотности в процессе учебного занятия. Для этого учителю не обязательно быть компьютерным гением или погрузиться молодежную в субкультуру. Процесс формирования медийной и информационной грамотности в ходе учебного занятия основывается на следующих компетенциях педагога: личных медианавыках, на опыте и интересе к медиа, готовности вести дискуссию. При проектировании урока, направленного на формирование медиакомпетентностей следует сперва попробовать ответить на вопросы: Как я использую медиа? Как медиа отражается на моей деятельности?
Использование средств медиа в процессе обучения может осуществляться на трех уровнях.
Элементарный уровень:
На базовом уровне основной упор делается на преимущества и ответственное применение медиа:
Продвинутый уровень характеризуется тем, что в процессе обучения акцент делается на создание медиа, правые аспекты и развитие критического мышления:
Проектирование урока, направленного на формирование медийной компетентности обучающихся
Урок, ориентированный, не только на формирование предметных знаний и умений, но и на медиакомпетентность ученика, имеет отличительные особенности.
Компоненты урока | Деятельность педагога | |
занятие, ориентированное на формирование предметных знаний и умений | занятие, ориентированное на формирование медиакомпетентности | |
Постановка цели | Составляет список действий обучающихся по обновлению и применению программных знаний, которые они должны будут уметь выполнить в конце урока | Дополнительно: указывает свою задачу по формированию у учеников конкретных медийных умений |
Отбор содержания учебного материала | Ограничивается материалом учебника | Дополнительно: находит материалы из других источников, возможно/ желательно с альтернатив-ными взглядами и способами подачи информации |
Планирование процесса обучения | Планирует применение форм, методов и средств обучения, которые обеспечивают усвоение одного правильного метода, способа решения задач, правильного вывода по трактовке содержания и т.д. | Планирует учебные ситуации, в которых ученики воспринимают информацию, анализируют её, критериально оценивают и применяют для создания своих медиатекстов |
Контроль и оценка | Планирует выходной контроль, направленный на проверку тех знаний и умений, которые обозначены в цели урока | Дополнительно: планирует оценку учениками того, насколько выросла их медиакомпетентность |
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий ставит перед педагогом задачу постоянного поиска новых методов, приёмов и форм обучения. Современный школьник — «компьютерный» ребенок, для которого мобильный телефон, компьютер, Интернет, различные гаджеты и девайсы стали необходимостью. Строить образовательный процесс без учета реалий информационного пространства сегодня невозможно. Мультимедийные средства универсальны и многообразны, являются одним из основных источников информации, учитывают клиповое мышление современных школьников, оказывая вербальное и визуальное воздействие. Правильно организованная деятельность учащихся на уроке и тщательно подобранные средства позволяют достичь гораздо большего эффекта в обучении.
Рассмотрим деятельность педагога, ориентированную на формирование медиакомпетентности обучающихся.
Предлагаемый в каталоге перечень навыков определяет, чего ребенок может (но необязательно должен) достичь на данном этапе, направляет потенциал ребенка на определенной ступени его развития.
Система оценки навыков медийной и информационной грамотности
Оценивание навыков медийной и информационной грамотности, которые формируются в процессе учебного занятия, должно заключаться в сравнении приобретенных навыков с первоначальными.
Минимальный уровень навыков предполагает лишь ограниченное участие в информационном обществе:
Оптимальный уровень означает, что человек уже способен активно участвовать в создании медиасреды:
Уровень навыков, который характеризуется как высокий, предполагает способность вызывать социальные изменения посредством СМИ, привлекать к участию других пользователей, делиться знаниями с другими пользователями и консультировать их:
Для оценки медийной результативности урока целесообразно использовать вопросы учителя ученикам относительно их отношения к информации, к различным ее источникам, вопросы учеников учителю, задания по поиску нужной информации в сети Интернет; ситуации выбора; создание медиатекстов и др.
Таким образом, в рамках обычных учебных занятий педагог имеет возможности для формирования медийной и информационной грамотности обучающихся. Для этого необходимо использовать возможности учебного материала для формирования медийного умения, методы, средства и формы обучения должны быть адекватны поставленной задачи и иметь практическую направленность.
В процессе учебного занятия целесообразно использовать информационные ресурсы Интернет (каталоги, СМИ, библиотеки, энциклопедии) поисковые сервисы; мультимедийные средства.
Формировать медиакультуру учащихся на уроках помогают следующие формы работы:
Медиаобразование может быть направлено на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, обучать различным формам самовыражения.
Творческие и эстетические навыки, которые формируются в процессе обучения медиаграмотности:
Интерактивные навыки, которые формируются в процессе обучения медиаграмотности:
В процессе формирования медийной и информационной грамотности педагогу необходимо учитывать ряд компонентов. Первый компонент – это опыт. Чем больше у человека опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем существеннее потенциал для развития более высокого уровня медиаграмотности. Опыт контактов с медиа у обучающихся можно сформировать посредством активного применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Это может быть регулярное использование компьютерных презентаций, электронных учебников, открытого информационного пространства, участие в интернет-сообществах. Второй компонент – активное применение умений в сфере медиа. Это может быть создание собственных медиапродуктов, обсуждение и рецензирование статей, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, сайтов, проектная и исследовательская деятельность. Третий компонент – готовность к самообразованию. Для этого необходимо активно использовать медипресурсы, уметь критически их оценивать и быть готовым использовать эти ресурсы для обучения.
Отсутствие отдельных курсов/занятий по изучению медиаграмотности в учебном плане не дает повода говорить о невозможности воспитать грамотного медиакультурного человека. Вопросы формирования медиаграмотности могут успешно решаться в процессе учебного занятия, которое должно быть динамичным и запоминающимся, ярким и доступным в восприятии информации. Информация должна быть максимально интересной и побуждать ребенка к диалогу.
Список источников:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.