Возможности и средства формирования медийной и информационной грамотности на учебном занятии
Оценка 4.8

Возможности и средства формирования медийной и информационной грамотности на учебном занятии

Оценка 4.8
Практикум
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.10.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Возможности и средства формирования медийной и информационной грамотности на учебном занятии
Cвидетельство участника
249
Возможности и средства формирования медийной и информационной грамотности на учебном занятии

Сегодня нельзя представить жизнь человека без средств массовой информации. Для нас является привычным растущий поток информации, под воздействием которого формируются эстетические, социальные, нравственные, интеллектуальные интересы и ценности. Стремительное расширение медиапространства делает злободневной задачу формирования медиакомпетентности учащихся в процессе обучения. Медиаобразование как набор средств и методов обучения детей самостоятельному восприятию продуктов медийного производства, сегодня как никогда актуально. Детям XXI века необходимо уметь ориентироваться в насыщенном информационном поле, осуществлять отбор информации, иметь практические навыки работы с медиа, обладать аудиовизуальной грамотностью, критическим мышлением, развитым воображением, нравственно-эстетическим восприятием и художественным вкусом.

Медиакомпетентность — совокупность умений выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.

Информационное общество вносит изменения в организацию образовательного процесса, формы общения, способы получения информации, формы и способы представления результатов деятельности, предоставляет дополнительные возможности для реализации новых идей в процессе разработки и применения аудиовизуального контента в исследовательских, творческих и практических проектах. В процессе обучения и воспитания активно используются видео, аудио, 3D графика, мультиплатформенные редакторы, телевиджеты и многое другое. Это позволяет широко применять медиасредства и медиатехнологии для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, формирования медиакультуры как основы самоопределения ребенка в медийном пространстве.

Таким образом на первый план выходит проблема формирования медийной и информационной грамотности обучающихся.

Согласно документам ЮНЕСКО, информационная грамотность включает следующие навыки:

  • Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
  • Выявление источников информации: Что использовать (интернет, книги или телевидение)? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
  • Определение местоположения информации или ее поиск: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
  • Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько данная информация надежна?
  • Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
  • Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как следует действовать, чтобы не нарушать авторские права?
  • Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.

В процессе формирования медийной грамотности учащиеся приобретают навыки безопасного использования медиа, а также спонтанного самовыражения, формирования независимого мнения и участия в жизни гражданского общества.

Медийная грамотность включает следующие составляющие:

  • Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиаконтент. Эти навыки формируются в процессе создания медиапродукта.
  • Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиароли. Данные навыки развиваются в процессе совместных групповых форм работы по решению проблемы, выполнения задания или создания продукта.
  • Навыки критического анализа: умение интерпретировать и понимать значение различных медиаконтентов. На формирование данного навыка будет направлена работа по изучение медиаконтентов и их жанров.
  • Навыки безопасности предусматривают умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их. Защита личных данных и умение избегать вредоносных контактов — основные навыки безопасного поведения в сети Интернет.

Ключевые элементы медийной и информационной грамотности

Медийная и информационная грамотность включает комплекс навыков, без которых современный человек не сможет понять окружающий мир. Человек, обладающий навыками медийной и информационной грамотности, понимает влияние медиа и формы представления информации в них, умеет принимать информированные и независимые решения, получать новую информацию об окружающем мире, вести публичный дискурс, продолжать обучение на протяжении всей жизни, создавать свой контент и использовать медиа для самовыражения и творчества, критически мыслить. 

Формирование медиакомпетентностей на учебном занятии

Формы и способы выражения медиа постоянно развиваются, следовательно, навыки медийной и информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Рассмотрим возможности формирования медийной и информационной грамотности в процессе учебного занятия. Для этого учителю не обязательно быть компьютерным гением или погрузиться молодежную в субкультуру. Процесс формирования медийной и информационной грамотности в ходе учебного занятия основывается на следующих компетенциях педагога: личных медианавыках, на опыте и интересе к медиа, готовности вести дискуссию. При проектировании урока, направленного на формирование медиакомпетентностей следует сперва попробовать ответить на вопросы: Как я использую медиа? Как медиа отражается на моей деятельности?

Использование средств медиа в процессе обучения может осуществляться на трех уровнях.

Элементарный уровень:

  • используются преимущественно печатные материалы;
  • отсутствие компьютеров;
  • учитель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работы с детьми;
  • в ходе учебного занятия периодически используются простые медиапрезентации;
  • обсуждение медиа происходит в контексте индивидуального эмоционального опыта;
  • элементарный опыт работы с медиаинструментами: умение включить и выключить компьютер, запустить программу;
  • ограниченный доступ к ПК и электронным библиотечным ресурсам;
  • упор в медиаобразовании делается на стратегии безопасного поведения, а не на анализе или создании медиаконтента.

На базовом уровне основной упор делается на преимущества и ответственное применение медиа:

  • использование электронных и печатных материалов;
  • наличие у учащихся возможности систематически работать с компьютером;
  • активная работа с медиатекстами, создание иллюстраций, рекламы и др.;
  • использование сложных медийных форм;
  • формирование у учащихся более сложных навыков создание медиа (создание анимации и коротких фильмов);
  • обсуждение медиа в процессе групповой работы и дискуссии;
  • доступ к электронным библиотечным ресурсам;

Продвинутый уровень характеризуется тем, что в процессе обучения акцент делается на создание медиа, правые аспекты и развитие критического мышления:

  • доступны и используются разнообразные медиаисточники;
  • обеспечен ежедневный свободный доступ к пользованию ПК;
  • педагог на уроке регулярно применяет различные медиатехнологии, использует сложные медиапрезентации, созданные в других культурных контекстах, например, зарубежные фильмы;
  • учащиеся способны работать с различными медиапродуктами и создают собственный контент или проекты (видеоочерки, издания, блоги и т.п.);
  • проведение дискуссий, обсуждение медиа в малых группах;
  • свободный доступ к электронным библиотечным ресурсам.

Проектирование урока, направленного на формирование медийной компетентности обучающихся

Урок, ориентированный, не только на формирование предметных знаний и умений, но и на медиакомпетентность ученика, имеет отличительные особенности.

Компоненты урока Деятельность педагога
занятие, ориентированное на формирование предметных знаний и умений занятие, ориентированное на формирование медиакомпетентности
Постановка цели Составляет список действий обучающихся по обновлению и применению программных знаний, которые они должны будут уметь выполнить в конце урока Дополнительно: указывает свою задачу по формированию у учеников конкретных медийных умений
Отбор содержания учебного материала Ограничивается материалом учебника Дополнительно: находит материалы из других источников, возможно/ желательно с альтернатив-ными взглядами и способами подачи информации
Планирование процесса обучения Планирует применение форм, методов и средств обучения, которые обеспечивают усвоение одного правильного метода, способа решения задач, правильного вывода по трактовке содержания и т.д. Планирует учебные ситуации, в которых ученики воспринимают информацию, анализируют её, критериально оценивают и применяют для создания своих медиатекстов
Контроль и оценка Планирует выходной контроль, направленный на проверку тех знаний и умений, которые обозначены в цели урока Дополнительно: планирует оценку учениками того, насколько выросла их медиакомпетентность

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий ставит перед педагогом задачу постоянного поиска новых методов, приёмов и форм обучения. Современный школьник — «компьютерный» ребенок, для которого мобильный телефон, компьютер, Интернет, различные гаджеты и девайсы стали необходимостью. Строить образовательный процесс без учета реалий информационного пространства сегодня невозможно. Мультимедийные средства универсальны и многообразны, являются одним из основных источников информации, учитывают клиповое мышление современных школьников, оказывая вербальное и визуальное воздействие. Правильно организованная деятельность учащихся на уроке и тщательно подобранные средства позволяют достичь гораздо большего эффекта в обучении.

Рассмотрим деятельность педагога, ориентированную на формирование медиакомпетентности обучающихся.

  1. Оценить возможности содержания учебного материала для формирования медийной и информационной грамотности обучающихся. Помните, работа с текстом (не важно печатный это текст или электронный) — это один из информационных навыков. Часто сами темы содержат потенциал для развития критического мышления и медиаграмотности. Например, по обществознанию, литературе — это будут моральные ценности, по физике — атомная энергетика, математика — проценты, биология — охрана окружающей среды, вопросы экологии и т.д.
  2. Определить, какими знаниями и умениями должен обладать ребенок в зависимости от его возрастных особенностей. Для этого следует обратиться к «портрету выпускника», определенного образовательными стандартами, к компетентностной модели выпускника, созданной в вашем учреждении образования, изучить пояснительную записку программы. Как дополнение рекомендуем использовать каталог умений, разработанный в рамках реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» («ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности» http://mic.org.ru/phocadownload/cifr-bud-katalog-mig.pdf). В данном издании представлены ключевые навыки компетентного использования информации во всех ее формах, объединенные в рамках всеобъемлющего и системного подхода к концепции медиа- и информационной грамотности. «Каталог навыков» охватывает все возрастные группы, которые относятся к одной из двух категорий: 1) формальному образованию; 2) обучению на протяжении всей жизни. Для обязательного образования уровень навыков определяется в соответствии с шестью различным ступенями обучения: дошкольное обучение, начальная школа, средняя школа, старшая школа и ВУЗ. Навыки медиа- и информационной грамотности распределены по категориям:
  3. Использование информации.
  4. Отношения в медиасреде.
  5. Язык медиа.
  6. Творческое использование медиасредств.
  7. Этика и ценности в информационной и медийной среде.
  8. Безопасность в информационной и медийной среде.
  9. Право в информационной и медийной среде.
  10. Экономические аспекты медиа.

Предлагаемый в каталоге перечень навыков определяет, чего ребенок может (но необязательно должен) достичь на данном этапе, направляет потенциал ребенка на определенной ступени его развития.

  1. При проектировании урока выбрать из каталога то умение, которым ученики владеют не в полной мере или не владеют вообще и которое можно успешно развить в процессе работы с конкретным учебным материалом.
  2. На основе выбранного навыка определить педагогическую задачу, которая будет реализовываться на данном уроке. Например, ученики не в полной мере владеют умением делать самостоятельно выводы на основе прочитанного текста, тогда деятельность при работе с текстом должна быть направлена на развитие именно этого умения.
  3. Осуществить выбор методов и средств, которые будут использоваться в процессе учебного занятия и направлены на решение поставленной задачи. При выборе средств и методов педагог должен ориентироваться на степень владения обучающимися определенным умением; на соответствие выбранного метода индивидуальному стилю педагогической деятельности; на возрастные особенности обучающихся и уровень развития познавательной деятельности. Необходимо также учитывать, что учебное занятие ограничено временными рамками и необходимо работать над достижением предметных и метапредметных результатов. Следует учитывать, что критерием для отбора методов и средств должны быть интерактивность. Это могут быть диалогические методы обучения, технологии развития критического мышления, перевернутое обучение.

Система оценки навыков медийной и информационной грамотности

Оценивание навыков медийной и информационной грамотности, которые формируются в процессе учебного занятия, должно заключаться в сравнении приобретенных навыков с первоначальными.

Минимальный уровень навыков предполагает лишь ограниченное участие в информационном обществе:

  • навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты;
  • имеются базовые знания в области технологий использования медиа;
  • отсутствие возможностей для использования медиа дома.

Оптимальный уровень означает, что человек уже способен активно участвовать в создании медиасреды:

  • умеренно развитые навыки чтения и письма;
  • наличие опыта использования медиатехнологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн);
  • возможность использования различных медиа дома.

 Уровень навыков, который характеризуется как высокий, предполагает способность вызывать социальные изменения посредством СМИ, привлекать к участию других пользователей, делиться знаниями с другими пользователями и консультировать их:

  • хорошие навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио);
  • большая практика использования разнообразных технических устройств;
  • возможность использовать разнообразные медиа дома.

Для оценки медийной результативности урока целесообразно использовать вопросы учителя ученикам относительно их отношения к информации, к различным ее источникам, вопросы учеников учителю, задания по поиску нужной информации в сети Интернет; ситуации выбора; создание медиатекстов и др.

Таким образом, в рамках обычных учебных занятий педагог имеет возможности для формирования медийной и информационной грамотности обучающихся. Для этого необходимо использовать возможности учебного материала для формирования медийного умения, методы, средства и формы обучения должны быть адекватны поставленной задачи и иметь практическую направленность.

В процессе учебного занятия целесообразно использовать информационные ресурсы Интернет (каталоги, СМИ, библиотеки, энциклопедии) поисковые сервисы; мультимедийные средства.

Формировать медиакультуру учащихся на уроках помогают следующие формы работы:

  • Просмотр обучающих или документальных фильмов по изучаемой теме помогает глубже понять ее смысл.
  • Создание видео (например, заочной экскурсии) позволяет визуализировать знания, увидеть то, что невозможно увидеть из-за временной или географической удаленности.
  • Создание фотоколлажей, логико-смысловых схем позволяет проявить творческие способности и развить критическое мышление.
  • Использование Google карт позволит визуализировать темы. В процессе работы дети учатся работать с информацией, представленной на карте.
  • Google формы могут использоваться для различных видов контроля.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий для контроля на уроках. Компьютер позволяет организовать оперативный контроль изучения материала и организовать коррекционную работу.
  • Дидактические компьютерные игры способствуют повышению познавательной активности и формированию интереса к предмету, стимулируют самостоятельное изучение материала.
  • Использование в образовательном процессе различных средства наглядности: рисунки, чертежи, графики, фотографии, компьютерные модели, мультимедийные презентации.
  • Видеоматериалы, которые размещаются на сервисе YouTube, можно использовать не только для просмотра и обсуждения, но и для озвучивания видеоролика или отдельных кадров; использование стоп-кадра для обсуждения той или иной сцены; погружение в языковую среду.
  • Использование в образовательном процессе блога предоставляет учителю возможность спроектировать обучающую среду и реализовать принципиально новые формы и методы обучения, дает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности учащегося, возможность организации совместной деятельности учащихся и педагога в поиске и размещении информации, позволяет демонстрировать видеозаписи, проводить дистанционные консультации и обмен информацией при подготовке к уроку; реализовать технологию перевернутого обучения. Ученики получают доступ к новым и проверенным источникам информации, имеют возможность пройти тест в режиме онлайн и получить обратную связь до урока. Также посредством блога можно подключить к образовательному процессу родителей.

Медиаобразование может быть направлено на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, обучать различным формам самовыражения.

Творческие и эстетические навыки, которые формируются в процессе обучения медиаграмотности:

  • умение сочинять и рассказывать истории, иметь представление о построении сюжета и сравнивать личный опыт и чувства героя с собственными;
  • выражать свои чувства словами, образами и музыкой с использованием медиа;
  • умение анализировать смысл медиасообщений и сопоставлять свои ценностные установки с представленными в медиа;
  • выражение своей индивидуальности в процессе создания медиапродукта;

Интерактивные навыки, которые формируются в процессе обучения медиаграмотности:

  • умение воспринимать различные точки зрения, представленные в медиа, участвовать в дискуссии, понимать и прислушиваться к чужой точки зрения;
  • понимание и уважительное отношение к личному и публичным пространствам в медиа;
  • навыки сотрудничества, организация общения с помощью медиа и участие в общей деятельности.

В процессе формирования медийной и информационной грамотности педагогу необходимо учитывать ряд компонентов. Первый компонент – это опыт. Чем больше у человека опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем существеннее потенциал для развития более высокого уровня медиаграмотности. Опыт контактов с медиа у обучающихся можно сформировать посредством активного применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Это может быть регулярное использование компьютерных презентаций, электронных учебников, открытого информационного пространства, участие в интернет-сообществах. Второй компонент – активное применение умений в сфере медиа. Это может быть создание собственных медиапродуктов, обсуждение и рецензирование статей, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, сайтов, проектная и исследовательская деятельность. Третий компонент – готовность к самообразованию. Для этого необходимо активно использовать медипресурсы, уметь критически их оценивать и быть готовым использовать эти ресурсы для обучения.

Отсутствие отдельных курсов/занятий по изучению медиаграмотности в учебном плане не дает повода говорить о невозможности воспитать грамотного медиакультурного человека. Вопросы формирования медиаграмотности могут успешно решаться в процессе учебного занятия, которое должно быть динамичным и запоминающимся, ярким и доступным в восприятии информации. Информация должна быть максимально интересной и побуждать ребенка к диалогу.

Список источников:

  1. Бондаренко, Е. А. Медиакультура (учебная программа) // Экранная культура. Медиакультура / Е. А. Бондаренко [Текст]. – М.: МИОО, 1995. – 70 с. 2. Коновалова, Н. А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза / Н. А Коновалова. – Вологда, 2004.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
  3. Кузьмина, М. В. Деятельность медиацентра современной школы в условиях ФГОС второго поколения / М. В. Кузьмина // Образование в Кировской области. – 2013. – № 3 (27) – 68
  4. Морозова, М.А., Климова С.А. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 819 — 821. — URL https://moluch.ru/archive/83/15417/
  5. Никитина, Е. Ю. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка [Текст]: монография / Е. Ю Никитина, А. А. Милютина. – М.: Изд-во «Перо», 2015. – 202 с.
  6. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. UNESCO, 2012. ISBN 978-5-905385-09-4 [Электронный ресурс] https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
  7. Протопопова, В.В. Медиакомпетентность современного педагога / В.В. Протопопова // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: В 2-х т. Т.1. Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – С. 285 – 288.
  8. Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002.
  9. Федоров, А.В. Медиаобразование в зарубежных странах / А.В. Федоров – Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. – 238 с.
  10. Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. / А.В. Федоров – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 c.
  11. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с. [Электронный ресурс] http://mic.org.ru/phocadownload/cifr-bud-katalog-mig.pdf
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.