Исследование урока. Lesson study: японский подход к совершенствованию преподавания и обучения
Оценка 4.9

Исследование урока. Lesson study: японский подход к совершенствованию преподавания и обучения

Оценка 4.9
Практикум
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 23.11.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Исследование урока. Lesson study: японский подход к совершенствованию преподавания и обучения
Cвидетельство участника
249
Исследование урока. Lesson study: японский подход к совершенствованию преподавания и обучения

Сегодня основной формой организации учебного процесса является урок, так как именно на уроке осуществляется совместная учебная деятельность учителя и учащегося, посредством учебных ситуаций происходит обучение. Поэтому и результативность, и качество обучения по тому или иному предмету определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, комфортностью. Педагог будет тем увереннее чувствовать себя на уроке, чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее продумана структура, уместно подобрано содержание учебного материала, целесообразно использованы методические приемы. Заранее точно продумать урок – означает необходимость определить (по возможности) все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить все соответствующие меры для их преодоления.

Сегодня мы поговорим о подходе, который способствует совершенствованию знаний в области преподавания и обучения. Lesson study (исследование урока) – педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования урока в действии. Это совместная рефлексивная школьная практика, направленная на постоянное совершенствование преподавания и обучения и повышения качества знаний. Данный подход помогает совершенствоваться как начинающим, так и опытным учителям. В процессе совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа педагоги формируют и совместное представление об обучении. Аспекты обучения рассматриваются учителем не только с собственной позиции, но и с позиции коллег. В результате фактическое обучение, которое прослеживается в процессе исследования урока, соотносится с обучением, представленным учителем в процессе его планирования. Это побуждает обращать внимание на моменты, которым учитель обычно не придавал значения.

Подход Lesson study основан в Японии в 70-х годах ХХ столетия. Популярность за пределами Японии он получил после того, как в 2007 году Макито Йошида презентовал этот опыт в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Lesson study предполагает совместное осуществление планирования, наблюдения, анализа обучения и преподавания, документирование выводов группой учителей. В ходе деятельности совершенствуются различные педагогические подходы, которые обобщаются и транслируются коллегам посредством проведения открытых уроков, методических публикаций.

Методика подхода Lesson study помогает учителям более эффективно вести наблюдение за процессом учения детей, который проявляется в различных действиях и деталях; увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности; осмыслить, как проектировать обучение, чтобы оно было максимально направлено на удовлетворение образовательных запросов учащихся и их законных представителей.

Возможности Lesson study в учительской практике успешно используются с целью совершенствования методики преподавания, повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе в процессе разработки концептуальных педагогических подходов.

Сегодня процесс обучения включает достаточно сложные условия: в классе обучается 30 или более учащихся, которые в течение урока являются носителями большого объема информации, также велика и скорость, с которой эта информация поступает учителю, что делает урок похожим, по выражению японцев, на «стремительно текущую реку».

Мо мнению исследователей учителя преодолевают эти сложности в течение первых трех лет работы и становятся хорошими педагогами по той причине, что, каждый раз, когда они находят новый способ управления учебной ситуацией, являющейся для них проблемой, они незамедлительно преобразуют этот способ в приемлемую форму, которую в дальнейшем, интуитивно, используют в схожих ситуациях. Практические знания в подобных случаях не подтверждают факт осознанности их учителем и являются лишь скрытыми знаниями (аналогично знаниям о способах езды на велосипеде): знания проявляются в тот момент, когда они необходимы, но их очень сложно выразить словами. Эти знания нельзя в мельчайших подробностях зафиксировать и передать, так как в большей степени они неосознанные. Когда же на уроке присутствуют другие педагоги, они могут акцентировать внимание на данных способах управления учебной ситуацией, выделить их и использовать в своей педагогической деятельности.

В процессе проведения исследования урока учителя:

  • работают в группах или в парах.
  • ежедневно используют формируемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
  • совместно определяют отвечающий установленным задачам метод преподавания, который подлежит дальнейшему усовершенствованию;
  • определяют кандидатуры трех «исследуемых» учащихся, каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости;
  • совместно планируют исследование урока, где будут изучены методы, используемые в процессе проведения урока и их результативность в контексте наблюдения за тремя «исследуемыми» учащимися;
  • осуществляют совместное наблюдение хода Lesson study, акцентируя особое внимание на результативность обучения и развитие «исследуемых» учащихся. Данные действия могут повторяться и совершенствоваться на протяжении серии уроков;
  • опрашивают «исследуемых» учащихся, чтобы узнать их мнение об уроке;
  • осуществляют обсуждение проведенных уроков с целью анализа реакции «исследуемых» учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для дальнейшего усовершенствования методики преподавания;

Результаты использования подхода Lesson study целесообразно продемонстрировать коллегам. Это может быть презентация, проведение коучингов.

Модель исследования урока

Для проведения исследования урока (Lesson study) сперва необходимо определить фокус исследования или исследовательский вопрос. Далее (прежде чем планировать урок) следует провести предварительное исследование, которое включает аспекты, связанные с темой урока, содержанием учебного материала, методами обучения, изучение передового педагогического опыта, сбор информации об учащихся (знания и способы обучения).

Далее можно приступать к планированию урока. Уроки следует планировать не самостоятельно, а в сотрудничестве с коллегами. В модели исследования урока, используемой в Великобритании, планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников: кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний).

Следующий шаг – это проведение урока. Среди группы учителей, работающих над исследованием урока, определяется педагог, который будет проводить урок. Остальные члены группы осуществляют наблюдение и фиксацию, обращая внимание на вопросы, указанным в плане исследования.

С развитием информационных технологий запись урока может быть выполнена более легко и точно. Однако, как заметил Такахаши и Йошидо, «уважение естественной атмосферы класса всегда является приоритетом во время исследовательского урока». Одним из наиболее ценных аспектов исследования урока является то, что во время наблюдения педагоги должны фиксировать деятельность учеников, что поможет перенести акцент с преподавания на обучение.

В данной модели исследования урока учитель не опасается критики со стороны коллег, поскольку урок подготовлен совместно.

На этапе обсуждения осуществляется анализ урока, который проводится сразу же после проведения исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и результатов обучения «исследуемых» учащихся.

Данная структура исследования урока широко признана, однако системы образования во всем мире используют различные типы и модели

Алгоритм исследования урока (Lesson study)

Рассмотрим алгоритм исследования урока, который является наиболее эффективным в условиях системы российского образования. Данная технология чаще всего внедряется администрацией, но учителя сами могут стать инициаторами проекта.

Шаг 1. Создание группы/групп педагогов

Оптимальное число участников группы: 3-5 человек. Привлекать большее количество человек нецелесообразно, т.к. из активных участников педагог превращается в пассивного наблюдателя. Также возможна и работа в паре, тогда каждый учитель будет задействован в качестве преподавателя. Не обязательно включать в состав группы члена администрации, но участие одного из представителей администрации поднимет статус проекта. Не следует формировать группу из учителей, преподающих один и тот же предмет, т.к. исследование урока может превратиться в проработку содержания учебного материала. Лучше, если группа будет сформирована по интересам.

Шаг 2. Согласование правил и ценностей, выбор темы первого урока.

Вначале необходимо определить общий интерес: выбрать проблему, которая актуальна для каждого участника группы и распределить обязанности. Плюсом в деятельности группы будет наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.

Шаг 3. Планирование урока №1

Участники группы определяют цели урока и этапы урока; выбирают трех учеников с разным уровнем обученности, устанавливают критерии наблюдения для каждого из них; разрабатывают вопросы для интервью учеников после урока. Члены группы пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. При планировании урока важно создать ситуацию успеха для каждого ученика.

После того, как определены цели урока, следует ответить на вопросы:

  • Каким образом можно измерить?
  • Этого можно достигнуть за один урок?
  • Как это звучит с позиции ученика?
  • Присутствует здесь учебный результат?

Приведем примеры неверной постановки цели:

  • Познакомить с решением выражений со скобками (знакомство с темой не означает понимание).
  • Продолжать работу над задачами изученных видов (звучит не цель, а тип деятельности).
  • Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (данная цель не может быть осуществлена в рамках одного урока).
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий. (Осуществляется целеполагание не для ученика, а для учителя).

Ключевые точки планирования урока:

  • Ожидания относительно того, что должны освоить учащиеся.
  • Способы измерения этих знаний и навыков.
  • Действия педагога в случае неудачи (класс не справился с заданием).
  • Действия педагога в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили за более короткий срок).

Шаг 4. Проведение урока №1

Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и ведут наблюдение, или после смотрят проведение урока в записи (данный вариант следует использовать в редком случае, более эффективно посещать уроки вживую). По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.

Во время проведения урока педагоги индивидуально заполняют таблицу наблюдения за тремя «исследуемыми учащимися», в которой фиксируется этап урока, его длительность, и наблюдаемый результат. При этом ожидаемая реакция должна быть заполнена на этапе планирования урока.

Таблица для заполнения наблюдателям

Шаг 5. Обсуждение урока №1 и планирование урока №2.

Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе анализа и выводов по уроку № 1 планируется урок №2 для учителя №2.

Шаг 6. Проведение уроков и анализ уроков №2 и №3.

По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.

Шаг 7. Подведение итогов

Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Итог исследования презентуется.

Педагогический подход Lesson study требует большого количества времени, которого у учителей при их большой загруженности всегда не хватает, ведь нужно не только посетить уроки коллег, а еще принять активное участие в их планировании. Однако результат работы над проектом, совместное решение проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время и трудозатраты.

Особенности метода исследование урока

Исследование урока не является способом контроля учителя или анализом проведенного урока. Часто учителя болезненно относятся к критике в свой адрес. В подходе Lesson study внимание направлено на деятельность учащихся. Для учителя данная ситуация менее стрессовая, чем, например, открытый урок.

Во главу угла ставиться решение одной конкретной проблемы, которая является актуальной для определенного класса, параллели или учебного заведения.

Урок планируется совместными усилиями педагогов, ставятся измеримые цели. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика, а не только те дети, которые сами идут на контакт.

Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют опробовать и подкорректировать методические приемы, направленные решения проблемы.

Совместная работа развивает навыки XXI века (soft skills), позволяет изучить опыт коллег, применять педагогические лайфхаки.

Реализуется один из главных образовательных принципов — принцип индивидуализация обучения, т.к. внимание педагогов концентрируется на действиях отдельных учащихся.

Технология Lesson study обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике эффективных методик и технологий обучения с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность.

Список источников:

  1. Makoto Yoshida. Lesson Study: A Japanese Approach To Improving Mathematics Teaching and Learning. University of Chicago, Department of Education, 1999.
  2. Галиахметова А.Т. Комплексная инновационная деятельность педагогических работников в образовательном учреждении // Мир науки и образования. – 2016. – No 2(6). – С. 15–21.
  3. Дадли П. Lesson Study: руководство [Электронный ресурс]. URL: http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
  4. Дадли П. Lesson Study: теория и практика применения. – Астана: Apt Print XXI, 2013. – 46 с.
  5. Кождаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016.
  6. Куксо Е. Технология «Исследование урока» (lesson study): какие проблемы она решает, а какие нет [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/lesson-study-course-f76523d33a63