Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и зоне его ближайшего развития.
В соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Педагог призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкиваются на уроке. Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если педагог не просто сообщает знания учащимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит детей умению учиться всю жизнь, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель размышляет вслух, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что-то отвергает, заменяет по ходу урока, объясняя почему, задумывается, приглашает, как бы посмотреть вперёд, к чему это может привести. Научить учеников мыслить может сама мысль и время. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ, высказать свою точку зрения.
Необходимо учить ребят ценить время. Самому учителю надо показывать пример рационального использования времени урока: четко указывать время выполнения каждого этапа работы, подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме. Поэтому грамотный учитель будет стремиться научить учащихся учебно-познавательной деятельности.
Важное значение имеет определение воспитательных возможностей изучаемого материала, когда в учебное занятие дополнительно включаются ситуации и информация, позволяющие акцентировать внимание учащихся на этической стороне изучаемого материала. Кроме того, учащихся нужно научить многим умениям и развивать вместе с тем не только внимание, память, мышление и речь, но и вооружить их некоторым общим приемам учебной деятельности.
Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Опытные учителя свидетельствуют, что при обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо, кроме частных приемов учебной деятельности, обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, составления конспекта, подготовки домашнего задания, подготовки к контрольной работе и др. Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности:
Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.
Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.
Общий прием организации памяти: учащимся важно осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические и игровые приемы, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную), закреплять в памяти материал (пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации не сразу, а с перерывами).
Приемы осуществления логических операций (операционное мышление)
С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.
Анализ дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.
С помощью сравнения можно, используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А так же сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.
Синтез объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое. Обобщение позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).
Абстрагирование дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.
Конкретизация позволит привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.
Классификация призвана изучить данные объекты, установить их существенные признаки, сформулировать на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.
Систематизация поможет выделенные (на основании классификации) классы объединить в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.
Роль специализации - выделить в классе объектов (понятий, свойств) подкласс по какому-нибудь признаку (вид), сформулировать характеристическое свойство его объектов.
Теоретическое мышление реализуется путем образования понятий и оперирования ими, формулировки суждений о понятиях и умозаключений об их свойствах. Теоретическое мышление - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Учащиеся часто не владеют приемами работы с понятиями: определение понятия через указание ближайшего рода или видовых отличий, генетическое определение понятия, определение понятия через абстракцию, определение понятия через аксиомы, конструктивное определение понятия, индуктивное определение понятия, выделение следствий из определения понятия, построение равносильного определения, доказательство равносильности различных определений понятия, использование определения понятия. Непривычными для учащихся являются приемы работы с математическими суждениями: приемы формулировки простой прямой теоремы, приемы формулировки обратной теоремы, приемы формулировки противоположной теоремы, приемы формулировки сложной теоремы, приемы формулировки теоремы, включающей необходимое и достаточное условие, приемы формулировки теоремы существования, приемы формулировки теоремы-тождества, изучение содержания теоремы. Но для работы над содержанием предметов естественно-математического цикла эти приемы очень важны. Для работы с гуманитарным, историческим содержанием небходимо владение приемами работы с умозаключениями: индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение, выведение следствия из общего суждения, умозаключение по аналогии, прямое доказательство (синтетический метод), аналитический метод доказательства, косвенное доказательство от противного как частный случай исходящего анализа, косвенное доказательство с помощью контрпримеров, доказательство необходимости и достаточности условия, метод конструирования. Работа над учебным содержанием предполагает обмен мнениями, дискуссии по спорным вопросам и т.д. Для этого учащиеся должны быть знакомы с приемами развития речи. Общий прием работы над речью: формулировать предложения по данному образцу (правилу, приему, схеме), составлять вопросы к тексту, для беседы, для интервью, для работы в паре или группе, по домашнему заданию, к выступлению или ответу товарищей и т.д.), конспектировать и пересказывать тексты, реферировать и аннотировать тексты (учебника, дополнительной литературы), готовить краткие сообщения по дополнительной литературе и выступать с ними, рецензировать тексты и выступления товарищей. Если учитель использует на уроке приемы интерактивного взаимодействия, то учащиеся должны знать правила устного выступления: излагать выступления по плану, выделяя его смысловые части, соблюдать грамматические правила, шире использовать свой словарный запас (полезно чаще пользоваться толковым словарем), стараться усилить эмоциональность выступления и говорить выразительно (с правильной интонацией), следить за своей дикцией, совершенствовать ее, следить за тем, как вас слушают и воспринимают, устанавливать контакт со слушателями и обратную связь.
Систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если использовать их в классе и при выполнении домашнего задания. Если содержание учебного материала для работы в классе и дома будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей. Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и т.д. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и противоречий, возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика - М: Педагогическое общество России, 1998.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2000
4. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие. http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/index.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.